Курс начинающего литератора. Выпуск 1

Уважаемые пикабушники! Если вы давно хотели написать художественный текст, но не знаете, с чего начать, предлагаю ознакомиться с курсом для самых начинающих 😃


Позже будут выходить посты со следующими этапами написания и работы над текстом.


Источник.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Курс начинающего литератора. Выпуск 1 Литература, Писательство, Длиннопост, Текст, Начинающий автор, Теория, Интересное, Полезное

Сегодняшний выпуск озаглавит небольшой курс писательского мастерства для самых начинающих. Не сказать, конечно, что здесь какие-то особенные тайны профессии, но, как показали письма моих читателей, им нужны не тайны, а основы. Китайское проклятье про эпоху перемен страшное, я теперь это вижу. Никогда я не преподавал группе, всегда вёл занятия тет-а-тет потому, что люди разные и находятся на разной глубине. Легко увидеть, где у человека пробелы, и восполнить их, когда читаешь его работы и видишь работу мысли. Когда перед тобою группа – это сложнее. Единственный пришедший мне на ум способ заключается в том, чтобы опубликовать ряд статей, последовательно ведущих группу вглубь. Думаю, для базового курса этого достаточно. Конечно, тем, кто продвинулся немного дальше первые занятия будут казаться скучными и банальными, каковыми бывают уроки английского для самых маленьких человеку, уже уверенно заявляющему, что: «Лондон из зэ кэпитал от Грэйт Бритн». Но, если даже такие товарищи не заинтересуются моей работой, беды мало. Всё равно в литературе нечего делать без усидчивости и терпения.


Приступим.


Безисключительно любое литературное произведение создаётся и анализируется двумя главными вопросами. Это Альфа и Омега, Инь и Ян, нефть и воры.


Первый вопрос: Как?


Второй вопрос: Что?


Возьмите любой рассказ и спросите себя, о чём он и как он написан. Например, рассказ о дружбе – вот его обобщённая тема. Это очень поверхностно, ведь всегда можно копнуть глубже и узнать, что рассказ, например, о верности и предательстве, о силе дружбы, о взаимовыручке, и так далее. Для нас теперь достаточно однозначного определения, потому, не станем усложнять «барабан» – дружба, и всё. Теперь ко второму вопросу – как это написано. Вернее, будет написано, мы же ещё не начали. Здесь тоже есть много слоёв, от простого «весело» до многостраничного отчёта о применённых техниках и жанровых штрихах. Сегодня мы будем работать с самым простым и естественным «как» в литературе. Это, безусловно, речевой стиль. То, что у нас получится, должно исчерпывающе описываться формулировкой «Весёлый рассказ о дружбе, написанный в разговорной повествовательной манере».


Теперь о технике, которую вам предстоит изучить. Разговорный стиль – не есть разговор. В отличие от прямой речи персонажа, не допускаются, например, «сорные» слова. Всё-таки это художественный литературный стиль, «бекать» и «мекать» здесь не нужно. Схватывающим на лету рекомендую прерваться и прочесть маленький рассказ Михаила Зощенко «Лимонад», вы получите максимальное представление, о чём пойдёт речь далее.


У вас всё получится очень быстро, если вы представите себе, что через несколько дней вам нужно будет рассказать кому-то о событии, некогда вами пережитом. В первую очередь следует подумать о слушателе, о том, кто он такой. От этого зависит хотя бы выбор лексики. Мы будем руководствоваться действующими в стране цензурными ограничениями, то есть не употребляем мат, не применяем шок-контент, не затрагиваем социально-вонючие точки напряжения, не играем на животных инстинктах толпы, и так далее. Вот тот слушатель, о котором я только что сказал, познакомьтесь с ним. Это главный человек в вашей жизни – представитель вашей целевой аудитории (ЦА). Всё, что вы когда-нибудь напишете, должно (если вы не пишете в стол) ориентироваться на ту или иную целевую аудиторию, и важность этого принципа непереоценима. Но работа с ЦА относится к вещам сложным, и сегодня мы ограничимся одним её представителем. Пусть это будет уважаемый человек противоположного пола старше вас почти на поколение. Лично мне представляется одна из моих учителей. Я буду писать так, чтобы мне не было по-человечески стыдно, если бы она это прочла.


Работать я буду в режиме сочинительства, то есть выдумывать точки сюжета и соединять их между собой – сочинять. Создадим точку входа.


«Лет десять назад я был на охоте».


Отлично, начало положено. Уже нарисовался в голове антураж. Теперь спросим себя – что нужно знать слушателю для того, чтобы он понял всё, о чём мы расскажем? Самая живучая ошибка новичка – не учитывать знание ЦА. Наверняка вы бывали в ситуации, когда в компании кто-то произносит фразу, все смеются, а вы – нет. Потому, что не знаете того, что делает шутку смешной. Сегодня мы считаем, что ЦА ограничена тем, что принято называть «общеизвестным». То есть знает, что такое охота, гончая, ружьё, но не обязана знать давление в шинах джипа охотника, и что собой представляет рассказчик на момент начала рассказа. Потому, мы сразу расскажем, кто мы такие, пользуясь тем, что это самое начало, и слушателю ещё не надоело.


«Лет десять назад я жил в большом городе, и работал продавцом мобильных телефонов. И вот попал я на охоту».


Так намного понятнее. Вряд ли рассказчик огромный детина со свирепым лицом, навыками Беара Гриллса и сапёрной лопаткой в кармане. Дитя города, щуплый парень на охоте. Это настраивает. Пока оставим и продолжим. А как продолжать? Да вот же вопрос назрел: как же он на охоту попал, если он такой, каким мы его изобразили? Давайте придумаем.


«Лет десять назад я жил в большом городе и работал продавцом мобильных телефонов. Была у меня тогда любимая девушка, неземной красоты ангел. У нас к свадьбе всё шло, но её папаша на счёт меня сомневался. Они богатые были, я в их магазине и работал, и ещё двадцать таких у них в городе было, все у метро. Запрещать нашу любовь он, конечно, не стал. Не бандит всё-таки, хоть мне казалось, что “из бывших”. Но испытание мне он придумал. Утром однажды приехал к нам в магазин и говорит, что в субботу мы с ним на охоту едем. И вот, попал я на охоту».


Ну как? Нам удалось объяснить, как герой попал в среду, для которой он не создан. По-моему, получилось хорошо. Текст, конечно, уродливый, но я намеренно оставляю его таким, чтобы показать, как его отшлифовать. Сейчас нам это не нужно.


Продолжим. Что будет, если вы долбанёте незнакомого бультерьера ногой по морде? Совершенно верно, он отреагирует. Это один из законов литературы: всякое изменение требует реакции. Если реакции никакой нет, значит, изменение это вы совершили неосознанно, оно лишнее, отвлекает и мешает читателю. Герой жил себе спокойно, и вот в его жизнь внесли изменение. Значит, требуется реакция. Реагируем.


«В пятницу у меня был выходной, и я занялся приготовлениями. Купил ботинки, бензиновую зажигалку и большой нож; сложил в рюкзак бутылку воды, палку колбасы и рулон туалетной бумаги и лёг спать пораньше».


Но позвольте, мы нигде не говорили, что герой – человек глупый. Да, продавец телефонов, но подружку же выбрал правильно? Значит, не глуп. А что делает неглупый человек, столкнувшись с изменившимися обстоятельствами? Он думает. Давайте подумаем.


«На охоте я тогда не был ни разу. Как стрелять, догадывался, в кого стрелять тоже, вроде, было понятно, а всё остальное – нет. Как одеться? В городе я носил кроссовки, джинсы и ветровку, Не поеду же я в лес в белой куртке? А экипировка? Ружьё мне дадут, это понятно. А что ещё нужно?..»


Подумали. Дальше. Что делает неглупый человек, когда он сформулировал ряд вопросов? Пытается получить готовое решение.


«Подруга говорила, что в их доме есть специальная комната, в которой её отец хранит свой охотничий скарб. Я попросил рассказать, что он берёт с собой на охоту и стал записывать, но когда она дошла до прибора ночного видения, понял, что это мне не поможет. Денег на всё это у меня не было, и взять их было неоткуда. Интернет тоже не помог, все охотничьи истории там сводились к принципу “наливай да пей”».


Ну что? Готового ответа герой не нашёл, сам тоже подумал. Хорош мозгами скрипеть, закругляем.


«Тогда я решил успокоиться – слишком я себя накручиваю. Всё-таки, я студент-заочник, чего он может от меня ждать? Возьму с собой что есть, а там будь что будет...»


Теперь нам не хватает только одного. Между изменением обстоятельств и реакцией всегда, запомните, всегда есть эмоция. Это первейший ответ организма. И даже если он тщательно скрывается персонажем, он всё равно есть. Опишем его коротко в месте, когда герой узнал, что его пригласили на охоту.


«...я даже рот раскрыл, когда услышал…»


Этого хватит. Все компоненты на месте, об их качестве и полноте будем думать позже. Не пытайтесь сразу всё поправить. Заверяю вас, что это только усложнит работу, и существенно.


Сейчас у нас есть первый фрагмент рассказа. Конструктивно это завязка. О составе рассказа мы говорить не будем – это уже академические знания, а я хочу создать практический курс. Знайте только, что мы создали примерно 20% текста. Сперва мы его допишем сюжетно, то есть пропишем все события, потом станем править, что-то расписывая, а что-то укорачивая, потом… Но, не будем торопиться. Вам я предлагаю, используя наш материал как пример, написать собственный текст. Сейчас герой готов отправиться в приключение, то бишь на охоту. Вот и вы напишите до такого момента, постаравшись не пропустить ни одного обстоятельства из тех, что учёл здесь я. Не уходите в занудство, не расписывайте героя дотошно, избегайте или минимизируйте диалоги. Сейчас я соберу в кучу наш текст, но хочу напомнить, что он правильно кажется вам уродливым: он такой намеренно, шлифовать и полировать его мы будем позже.


«Лет десять назад я жил в большом городе и работал продавцом мобильных телефонов. Была у меня тогда любимая девушка, неземной красоты ангел. У нас к свадьбе всё шло, но её папаша на счёт меня сомневался. Они богатые были, я в их магазине и работал, и ещё двадцать таких у них в городе было, все у метро. Запрещать нашу любовь он, конечно, не стал. Не бандит всё-таки, хоть мне казалось, что “из бывших”. Но испытание мне он придумал. Утром однажды приехал к нам в магазин и говорит, что в субботу мы с ним на охоту едем. Я даже рот раскрыл, когда услышал. На охоте я тогда не был ни разу. Как стрелять догадывался, в кого стрелять тоже, вроде, было понятно, а всё остальное – нет. Как одеться? В городе я носил кроссовки, джинсы и ветровку, Не поеду же я в лес в белой куртке? А экипировка? Ружьё мне дадут, это понятно. А что ещё нужно? Подруга говорила, что в их доме есть специальная комната, в которой её отец хранит свой охотничий скарб. Я попросил рассказать, что он берёт с собой на охоту, и стал записывать, но когда она дошла до прибора ночного видения, понял, что это мне не поможет. Денег на всё это у меня не было, и взять их было неоткуда. Интернет тоже не помог, все охотничьи истории там сводились к принципу “наливай да пей”. Тогда я решил успокоиться – слишком я себя накручиваю. Всё-таки я студент-заочник, чего он может от меня ждать? Возьму с собой что есть, а там будь что будет. В пятницу у меня был выходной, и я занялся приготовлениями. Купил ботинки, бензиновую зажигалку и большой нож; сложил в рюкзак бутылку воды, палку колбасы и рулон туалетной бумаги и лёг спать пораньше. И вот попал я на охоту». («Альфа» не форматируется).


Источник.

Лига Писателей

3.6K поста6.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.