Космические эсминцы, глава 3. Бортовая АСУ

Главы 1 и 2

Так вот, я был радист-админом и по совместительству вторым штурманом на эсминце «Четкий», который действовал в составе эскадры вместе с «Резким» и «Дерзким», в основном на вспомогательных задачах – патрулирование, сопровождение.

Всем мои миром на время выхода была автоматизированная отказоустойчивая система управления (АСУ). О, Бендер, знаете ли вы, что такое отказоустойчивость? Это не то пошлое понятие из начала двадцать первого века, когда вы можете менять на ходу серверы в платформе виртуализации, а она работает, как и работала. В боевом космическом флоте реализована истинная отказоустойчивость! По всему кораблю, как плоские широкие вены, тянется шина, ветвясь и повторяясь. И в совершенно невообразимых местах на ней, как фонарики на гирлянде, натыканы процессоры, модули памяти, твердотельные накопители, разные контроллеры и источники бесперебойного питания («батарейки»). Их все можно вынимать и вставлять на ходу, размыкать и обратно замыкать шину, и система продолжает работать как ни в чем не бывало, даже без перезагрузки. Зачем так сделано? Чтобы в случае повреждения корабля не остаться без АСУ, которая для нас суть жизнь. Расчетная степень поражения – 50%. Только вдумайтесь! Корабль наполовину разрушен, силовые установки выведены, и на каких-то остатках ИБП нормально работает АСУ, ну разве что немного медленнее. А это значит, работает связь, навигация и все бортовые дроны, робо-руки и даже лазерные пушки, если конечно они сами целы. История знает случаи, когда корабли реально попадали в такое положение, и при этом удавалось рассчитать и осуществить текущий ремонт двигателей и добраться до помощи. А еще история знает случаи, когда это все можно было бы сделать, но АСУ не работала, не было вычислительных мощностей для диагностики и расчета, манипуляторы висели безвольными плетьми, и корабль с командой так и болтался на орбите, пока не заканчивался реагент в ребризерах или корабль по сужающейся орбите спиралью не уходил на большое небесное тело, какую-нибудь планету, где и разбивался, потому что к посадке не приспособлен. Вот после таких трагических случаев и появились эти лютые требования к отказоустойчивости АСУ.

Расчетная степень поражения 50%, но мы в учебке отрывали до 65% всех модулей (имитируя повреждения), а на оставшихся 35% запускали Героев на эмуляторе и рубились друг с другом, пока нас не застукал товарищ майор. Он конечно орал, но нам показалось, что он в глубине души доволен своими курсантами: профессиональное хулиганство – признак высокой квалификации.

Конечно, такую живучесть надо как-то обеспечивать. И в системе царит просто вакханалия зеркалирования, дублирования, арбитража, перепроверки, которые и съедают львиную долю вычислительной мощности, то есть АСУ большую часть своих сил тратит на самодиагностику, проверку и перепроверку. А направляет все эти процессы кто? Ваш покорный слуга, радист-админ. Или второй радист-админ, если основного убили или допустим он спит после вахты.

А на что уходят остальные ресурсы? В первую очередь – на навигацию. Расчет курса, которым занимается штурман.

Это только в фильмах корабли летают по прямой через пустой космос. У нас все сложнее. Мы летим, как Человек-паук, прилепляющийся паутиной к домам. Только мы не к домам прилепляемся, а к большим небесным телам. Постоянно, каждый момент времени мы находимся на орбите чего-нибудь. Если чего-нибудь рядом нет, то в любом случае мы на орбите звезды. И нам надо либо преодолевать силу притяжения, либо, что более мудро, ее использовать.

В этом нам помогают двигатели: маломощные маршевые и сверхмощные маневровые. Последние мы используем для смены траектории, преодоления гравитационных сил или противоторпедных и противолазерных маневров. Их обслуживают дроны и манипуляторы, которыми в свою очередь управляет механик. Он же занимается системами жизнеобеспечения, в первую очередь воздухом, во вторую очередь температурой, в третью – защитой от радиации. Удушье, смертельная температура и облучение - вот три всадника нашего Апокалипсиса, а четвертый – Смерть. Есть еще столкновение с небесными телами, по большей части – падение на планету, но оно бывает гораздо реже. И не надо забывать про вражеское оружие, хотя оно редко убивает напрямую, а скорее активирует одну из предыдущих причин гибели экипажей.

Надеюсь, у меня получилось дать вам понятие о нашем корабле. Теперь вы понимаете, что само выживание в среде космоса представляет собой очень сложную задачу. Порой жизнь висит на одной ниточке. А искусство войны как раз заключается в том, чтобы эту ниточку над противником обрезать, не раскачивая сильно свою ниточку при этом.

Авторские истории

32.6K постов26.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.