Коронавирус и издержки демократии

Я не являюсь поклонником демократии. Во всяком случае при текущем уровне развития общества.


В этом я солидарен, например, с отцами-основателями Соединенных Штатов Америки. Которые демократию тоже не любили. Скорее даже боялись. Поскольку демократия всегда переходит в диктатуру. И пытались создать такое общественное устройство, чтобы оно ни в коем случае не перешло в демократию.


Они бы очень удивились, если бы узнали, что через 200+ лет их страну называют оплотом демократии. И не только в варварской России, но и во вполне цивилизованной либеральной американской печати.


Основой так называемых западных демократий является не столько демократия (т.е. выбор народом органов власти), а республика. Устройство, при котором существуют 3 независимые ветви власти — исполнительная (президент или премьер), законодательная (парламент) и судебная. И главное отличие России от этих стран в том, что из 3 ветвей власти у нас осталась только одна.


Конечно, без выборной системы не обойтись, и демократическая выборная система лучше, чем другие. Однако, сама по себе она может привести только к победе популистов.


Здесь я хочу поговорить о явно видимых недостатках демократии (власти народного мнения) на примере эпидемии коронавируса.

Коронавирус и издержки демократии Коронавирус, Чума, Паника, Эпидемия, Страх, Саморазвитие, Демократия, Развитие личности, Длиннопост

Мое мнение по поводу коронавируса — на пустом месте создалась паника.


Я не верю, что эпидемия была спрогнозирована политиками для решения их задач. Конечно, политики все используют для решения своих задач, эпидемию в том числе. Но эпидемия коронавируса — явление стихийное.



В современном мире все пишущие (снимающие) хотят популярности. Соответственно, выбираются новости, наиболее захватывающие внимание. Цены на нефть — так цены на нефть, коронавирус так коронавирус. В любых средствах массовой информации количество негативных новостей захлестывает — многие любят читать как где-то кому-то плохо.



И возникает цепная реакция. Чем больше пишут, тем больше возникает ощущение опасности. Чем больше ощущение опасности, тем больше людей это интересует. Чем больше людей это интересует, тем больше пишут. Самораскручивающаяся спираль.


На самом деле эпидемии как таковой нет. Цифры не впечатляют. Да, это хуже, чем грипп, но сравнение с испанкой начала 20 века или эпидемиями средних веков просто смешны. Испанка убивала прежде всего молодых людей. Эпидемии средних веков (чума, холера) убивали всех подряд. Здесь мы имеем дело с осложненной формой инфекции типа гриппа — более тяжелого и более смертельного, чем обычный грипп, но не кардинально.


И тут проявляется недостаток демократии. Политики вынуждены идти в потоке. Президент Трамп вначале вполне разумно заявил, что коронавирус это просто грипп. Я заходил на сайт CNN после того, как он это сказал — там просто была истерика. И Трамп быстро понял, что с разумным подходом он не переизберется. И возглавил борьбу с эпидемией. И уже ввел ЧП — чтобы все избиратели видели, как он борется.


CNN печатает карту Америки по штатам — все штаты закрашены бордовым — цветом смертельной опасности. Бордовый появляется если в штате умер от коронавируса хотя бы один человек (!!!).


Подобное поведение властей, конечно же, провоцирует панику. Пустеют полки магазинов. Паника вынуждает политиков идти на еще более радикальные меры, чтобы соответствовать запросам избирателей. Страшно сказать, но позиция батьки Лукашенко мне гораздо ближе, чем у всех лидеров западного блока.


Пока еще паника не дошла до своих крайних стадий — и надеюсь не дойдет. А они хорошо известны из истории.


Во-первых, эпидемия всегда вызывала чувство страха, страх легко переходил в озлобление. Искали виновных и обвиняли чужаков — которые, конечно же, ее распространяли. В Европе обычно устраивали еврейские погромы, если евреев под рукой не было — то били мусульман, на Руси — татар. Но и со своими разбирались неслабо — толпа малоуправляема, особенно в панике.


В 1771 году во время эпидемии чумы в Москве кто-то пустил слух, что архиепископ Амвросий приказал скрыть от народа чудотворную икону, способную остановить болезнь. Ударили в набат. Далее из письма Екатерины II:

… выломали ворота у монастыря, где живет архиепископ, разграбили монастырь, перепились в погребах и не найдя того, кого они искали, одна половина отправилась к монастырю, называемому Донским, откуда они вывели этого почтенного старца и бесчеловечно умертвили. Другая часть продолжала драку при разделе добычи.

В просвещенной Европе было не лучше. Например, в 1630 году во время эпидемии чумы в Милане комиссар здравоохранения и его помощник были обвинены в распространении чумы с помощью смертоносной мази


Посему они были объявлены Сенатом врагами родины. Их пытали каленым железом, переломали кости и отрубили правые руки. Затем четвертовали, а через шесть часов умертвили и сожгли. Чтобы не осталось никакого следа от этих преступников, их имущество было продано с торгов, а прах брошен в реку.

Коронавирус и издержки демократии Коронавирус, Чума, Паника, Эпидемия, Страх, Саморазвитие, Демократия, Развитие личности, Длиннопост

Во-вторых, по массам прокатывается волна (временной) набожности. Во Франции во время эпидемии холеры газета писала:

«Эпидемия косит марсельцев, но вера жителей города растет. Как только выносят ночью святое причастие, тут же у церкви собирается толпа».

Переживший чуму Даниель Дефо поражался “рвением лондонцев в вере”:

Удивительно, с какой смелостью люди ходят в церковь, боясь в то же время выйти из дома по другой надобности

С набожностью сочетается необыкновенный расцвет суеверий, веры во всевозможные средства исцеления. Люди в целом становятся легковерны.


В-третьих, эпидемии — как и любое бедствие — обнажает душу людей. С людей срывают маски, они становятся героями, трусами, стервятниками (ищущими в эпидемии личную выгоду).


Во время чумы в Лондоне в 1665 г. король со своим двором спешно покинул город; за ним большая часть аристократии и буржуа. Дефо пишет:

Это было время, когда собственное здоровье настолько занимало людей, что некогда было думать о несчастьях других… Главным принципом жизни стал инстинкт самосохранения.

Но, например, городские власти остались на посту. Дефо свидетельствует:

Городские власти не уклонялись от своих обязанностей, они остались мужественными. Лорд-мэр и шерифы все время находились на улицах города, особенно там, где их присутствие было необходимо

Многие врачи и священники показали себя героями. Смертность среди них была гораздо выше, чем среди обычных людей, поскольку они гораздо чаще соприкасались с зараженными.


Но они не боялись. Даже во время эпидемии чумы (а умирало тогда 20-40% населения). И это было главным.


Главное не бояться.

Если это не получается, то оставаться людьми даже в центре своего страха.


И давайте смеяться.



Шутка из старых времен: во время всех эпидемий доходы церкви умножались многократно, что вызвало остроту:

«Господь не желает смерти грешника. Пусть живет и платит далее»”

Психология | Psychology

20.3K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.