Христианство переняло языческие темы, чтобы стать популярным
Христианство было малоизвестной религией даже в IV веке, конкурируя с множеством языческих религий в Римской империи. Но что в конечном итоге повысило его привлекательность и позволило ему стать государственной религией империи, так это его готовность идти на компромисс и перенимать некоторые языческие верования.
К четвёртому веку христианская церковь утвердилась в качестве официальной религии Римской империи благодаря успешной массовой кампании по доминированию и почти полному искоренению язычества. Но так ли это было на самом деле?
На самом деле ранняя Церковь была вынуждена слиться с языческими практиками и верованиями, чтобы влиться в римское общество. В обрядах и символах Римско-католической церкви мы можем найти сохранившиеся, хотя и переосмысленные, дохристианские мифы, божества, праздники и ритуалы. Вот три католические практики, которые восходят к древним языческим религиям и культам. Они присутствуют и в православии, ведь раньше это была единая церковь, но желание иметь власть и деньги оказались сильнее веры в Иисуса.
ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ
Одним из самых захватывающих элементов католицизма является ритуальное каннибальское поедание их «полубога», известное как Святое Причастие или Евхаристия. Во время католической мессы хлеб и вино превращаются в плоть и кровь Иисуса Христа, которого считают сыном Божьим, в ходе обряда, называемого «пресуществлением». Это не символическое превращение. Основным учением католической веры является вера в буквальное пресуществление. В православии это называется "преложение", но смысл такой же. Практикующие христиане едят тело и кровь Христа, чтобы стать единым целым с Богом.
Подобные ритуалы практиковались в подпольных «религиях-мистериях» греко-римского мира. В некоторых из этих оккультных религий участники ритуала разделяли общую трапезу, во время которой они символически вкушали плоть и пили кровь своего бога. Например, мистерии Митры, или митраизм, были культом-мистерией, практиковавшимся в Римской империи в 300 году до н. э. Его последователи поклонялись индоиранскому божеству Митре, богу дружбы, договора и порядка. Идея пресуществления, отражающая католический евхаристический обряд, была характерна для митраистских таинств, которые включали в себя хлеб и напиток хаома. Но этот ритуал, вероятно, не был изобретением митраизма. В Египте около 3100 года до н. э. жрецы освящали хлеб, который должен был стать плотью бога Осириса и который съедали со словами "Осирис Воскрес!".
СВЯТЫЕ ДНИ И КАРНАВАЛЫ
Выживание древних общин напрямую зависело от плодородия земли, поэтому их религиозная символика и праздники отражали эту фундаментальную связь между людьми и природными циклами. Ряд католических праздников и мифов связаны с хронологией и символами дохристианских праздников плодородия. Считается, что в католицизме Иисус Христос родился 25 декабря, в Рождество. В дохристианских римских религиях зимнее солнцестояние было главным священным событием, которое происходило 25 декабря по юлианскому календарю. Самым известным обычаем был римский праздник Сатурналии, который праздновался так же, как и Рождество: с выпивкой, кострами, дарением подарков и поклонением деревьям.
Точно так же католический Жирный вторник, также известный как Марди Гра, уходит корнями в дохристианский римский праздник Луперкалии. Этот февральский праздник в честь римского бога плодородия сопровождался пиршествами, выпивкой и «разгульным поведением».
Сегодня то же самое можно сказать о Марди Гра, когда католики (а также некатолики) едят праздничную еду и веселятся, прежде чем воздерживаться в течение 40 дней Великого поста.
Само слово карнавал - производное от латинских слов «carnis» (мясо) и «vale!» (прощай)
Когда речь заходит о Пасхе, которую отмечают в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, символическая история о смерти бога
(или солнца/сына) и весеннем возрождении стара как мир. Весеннее равноденствие было признано различными языческими культами как праздник, знаменующий воскрешение света, победу над тьмой и обновление плодородия земли. Одним из таких праздников был Эостр, посвящённый одноимённой северной богине. Её символом был плодовитый заяц, олицетворяющий плодородие. Пасхальный заяц (кролик) — символ праздника Пасхи в культуре некоторых католических стран.
ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЕСТВАМ: ДЕВЕ МАРИИ И СВЯТОЙ БРИГИДЕ
Хотя теоретически католическая практика обращения к святым является монотеистической,
её называют «фактическим идолопоклонством» и даже пережитком поклонения богиням. Сегодня в католической церкви можно встретить переосмысленных языческих богинь в образах святой Бригитты и Девы Марии.
Мария, Дева Мария, мать Иисуса Христа, является, пожалуй, самой важной католической иконой, не считая Святой Троицы. Вероятно, она представляет собой собирательный образ дохристианских богинь-матерей древности, среди которых Артемида, Деметра, Диана, Гера, Исида и Венера. Культ египетской богини Исиды, возможно, оказал особенно сильное влияние на христианский миф. Хотя исторические записи не могут полностью подтвердить это, существуют физические свидетельства того, что статуи Исиды, держащей на руках Гора, были переделаны и использованы повторно в качестве статуй Девы Марии, держащей Иисуса.
Бригитта, любимая кельтская богиня, связанная с плодородием и исцелением, является, пожалуй, самым ярким примером того, как ранняя богиня сохранилась в католицизме. Практикующие, особенно в Ирландии, отдают дань уважения святой Бригитте Ирландской, которая обладает многими атрибутами ранней богини. Её день памяти, 1 февраля, приходится примерно на то же время, что и языческий праздник Имболк.
Присвоение католической церковью этих языческих практик и символов показывает, что по мере изменения общественных интересов и появления новых институтов религиозные мифы
и практики не так просто искоренить. Сегодня миллионы католиков и православных, вкушающих тело и кровь своего бога, склоняющих головы перед женскими идолами и отмечающих природные циклы в литургическом календаре, по-прежнему поклоняются древним языческим богам.
Таким образом, христианству пришлось пойти на некоторые уступки господствующим языческим традициям, чтобы стать основной религией Римской империи. В каком-то смысле оно продало себя ради славы и популярности, вместо того чтобы твёрдо стоять на своих изначальных принципах. Таким образом, языческое христианство распространилось по всей стране, и только гораздо позже, во время протестантской Реформации, некоторые из этих языческих влияний были отвергнуты отколовшимися конфессиями.