Каменный век.

Каждый ребенок--любознательный почемучка, и однажды, начинает задавать вопросы о том, как на свет появилась человеческая цивилизация. Конечно, об этом много сказано, написано, и показано. Но, когда сын приходит к отцу, и задает эти вопросы, не гоже хорошему папе включать соответствующий познавательный мультик, коих много, или открывать книгу. Кое что родитель может рассказать и сам. Все ниженаписанное, это рассказ отца сыну, призванный в краткой форме донести до ребенка общую картину доисторической эпохи, а главное, раскрывающий причинно-следственную связь между многими явлениями, и обучающий дитя думать самостоятельно.


Это было много тысяч лет назад. Люди еще мало отличались от обезьян: ели сырое мясо и различные коренья, а жили недолго.


Опасаясь хищников, они селились в пещерах, вход в которые заваливали крупным камнем, чтобы внутрь не проник пещерный медведь, или саблезубая кошка.


Первыми их орудиями труда и охоты, были камень и палка. Однажды, кому-то из них, пришло в голову приладить одно к другому, привязать жилами съеденного оленя остроконечный кусок кремня к длинной палке, получилось первое копье.


Самый сообразительный представитель человеческого племени убедил своих сородичей, что если у людей нет длинных клыков и острых когтей для защиты и охоты, то их нужно взять у природы. А природа--это дух всего сущего, разбросавший по молодой земле все, что необходимо человеку для жизни, и давший людям острый ум, чтобы они смогли приспособить дары природы под свои нужды.


Первые люди, уже были намного любопытнее любых животных, они задавали друг другу вопросы: почему солнце светит, почему ливень льет, и так далее. Если есть вопросы, на которые никто не может ответить точно, то всегда находится фантазер, который придумает на них ответы, пускай неверные, но интересные, все таки это лучше, чем ничего.


Фантазеры, стали замечать, что в племени их уважают за красивые сказки, и прислушиваются к их советам. Тогда, чтобы освободить себя от обязанностей ходить на трудную и опасную охоту, они стали говорить, что мать-природа назначила их своими вестниками, которых нужно чтить, и беречь от тяжелой работы. Так, у людей появились шаманы--колдуны, которые пели, плясали, били в бубен, выкрикивая непонятные никому заклинания--совершали ритуалы, объясняя всему племени, что так они просят мать-природу о защите от болезней, и удаче на охоте.


Изредка, первые люди видели молнию, которая, попадая в мертвое дерево, зажигала его. Как и все остальные животные, люди, поначалу боялись огня, но потом заметили, что от него тепло и сухо, что он охотнее питается сухими ветками, чем ими, и огнем можно повелевать. С большим нетерпением человеческое племя ожидало грозы, которая подарит молнию, а молния дарует огонь.


Так как добывать огонь самостоятельно люди еще не умели, они назначали человека, день и ночь следящего за тем, чтобы принесенный в пещеру после грозы огонь не потух, и горе поддерживающему костер, если он потухнет, ибо неизвестно, когда молния подарит новое согревающее пламя.


Постепенно, люди заметили, что сухие ветки горят лучше мокрых, а пух и древесная труха воспламеняется быстрее веток. Также, создавая из кремня наконечники копий и скребки для чистки шкур, люди заметили, что при ударе кремня о кремень, иногда, высекается искра, которая может зажечь сухие пух и труху. Так, наши предки научились добывать огонь самостоятельно.


Огонь, резко изменил всю жизнь наших предков. С его помощью, можно было согреться в ненастье, высушить шкуры, после полоскания в воде и очистки этих первых одежд от клещей, блох и клопов. Огонь отгонял страшных хищников от человеческих жилищ, и на нем можно было жарить добытое на охоте мясо. Так, оно становилось вкуснее, зубы людям стали дольше служить(жаренное мясо легче прежевывать), и медленнее гнить и выпадать, а значить увеличивался жизненный срок человека. А главное, запасенное мясо, стало храниться дольше, и появилась возможность делать запасы еды на голодные времена. А такие времена наступали часто: засуха, холода, изменение путей миграции стада мамонтов, и многое другое, могло оставить человека без пищи надолго.


Постепенно, власть шамана в племени росла: ведь если он все время рассказывает людям небылицы, справедливость которых нельзя проверить, у людей появляются сомнения в пользе от такого колдуна. Поэтому, шаман, как самый умный из своего рода, постоянно придумывал новые вещи: полезные, и не очень, но при этом интересные.


К примеру, шаман заметил, что если растянуть на палках уже обжаренную тушу оленя над костром повыше, так, чтобы до мяса не доставали больше языки пламени, то тушка задымляется--коптится, а такое мясо, хранится еще дольше жаренного. Также, наблюдая за поведением горных коз, шаман научился находить прожилки каменной соли в скалах, а без соли нет жизни. Кроме того, если копченое мясо еще и засолить, а потом подвесить в тени в сухом и обдуваемом ветром месте, то оно способно храниться больше года.


Все эти изобретения люди с удовольствием использовали, но очень быстро забывали, что обязаны им своему племенному колдуну. И тогда шаман понял, что ему пора научиться чему-то, что необходимо племени всегда, и во что легче поверить. Он заметил, что если прижечь раскаленной палкой рану соплеменника, полученную на охоте, то она не будет гноиться, и человек не умрет. Также, шаман подсмотрел на весенних лугах, что козы не едят очень многие травы, пока здоровы, но лишь захворают, начинают поедать и эти кустики. Значит травы эти не ядовитые, а лекарственные! Так шаман стал не только колдуном-заклинателем хорошей погоды, но и знахарем, постепенно экспериментируя с лекарственными травами, и запоминая, какая и от какого недуга помогает.


Чем теплее в пещере( у наших предков же есть огонь), тем крепче сон, и больше сил для успешной охоты. Больше запасов на зиму( есть солонина), значит больше людей сможет дожить до весны, не умерев с голода. Знахарь, помог сделать так, чтобы охотники жили дольше, и не умирали от каждой неглубокой раны. Копья нуачились делать прочнее и острее, обдаваемые дымом шкуры- одежды уже не вызывали зуд по коже, и в ней реже стали заводится различные черви и прочие паразиты.


Люди стали жить дольше, а следовательно, их стало больше. Появилась необходимость разделения труда: шаман--старейшина племени, назначал главного охотника и военного вождя, также поделился знахарским искусством с наиболее талантливыми сородичами, появлялась целая группа людей, которые передавали друг другу из уст в уста наиболее ценные знания: об огне и солонине, о лекарственных травах и оружии. Знаний, постепенно, становилось очень много: научились сажать съедобные коренья и заботиться о том, чтобы выросли новые, приручили диких коз, а позже и туров(прародителей домашних коров), подружились с волком, превратя его в собаку, и оседлали древних лошадей.


Слишком много знаний, чтобы удерживать их в голове! Что же делать? Появляются наскальные рисунки, которые рисовали на гладких стенах пещер смесью охры(желтой глины), угля, ржавчины с животным жиром. Такие рисунки могли сохранятся тысячи лет. Древние художники, рисовали в своих пещерах животных, на которых охотились: туров, коз, лошадей и прочих. Хищников рисовать, им очень часто запрещали шаманы, объясняя это тем, что их изображение могло привлечь живых и очень опасных зверей. Черточками отмечали дни, зимы, лунные месяцы...так появился календарь, и люди научились считать, глядя на него, и запоминая количество черточек.


Однажды, примерно шесть тысяч лет назад, люди переселились из пещер в хижины, которые научились строить из ветвей, глины и камней, благодаря тому, что орудия становились более удобными. В пещерах темно и сыро, несмотря на имеющийся огонь, поэтому люди стали строить деревни на открытой местности.


Так, наши предки жили в "каменном веке", и о том, что с ними происходило позже, я расскажу в следующий раз.

Лига Писателей

3.6K поста6.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.