Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Какие льготы на ввоз автомобилей остались у белорусов в 2022 году. Разбираемся в законодательстве

Новый год уже в полной мере вступил в свои права, в том числе и юридически. Одной из важных тем на злобу дня для наших автомобилистов сегодня является новость об отмене льгот на ввоз машин из Европы и США. Действительно ли белорусам станет сложнее приобретать авто за границей?

Какие льготы на ввоз автомобилей остались у белорусов в 2022 году. Разбираемся в законодательстве Новости, Политика, Экономика, Авто, Машина, Автомобилисты, Полезное, Налоги, Транспорт, Льготы, Длиннопост

Начнем с электромобилей, спрос на которые у отечественных потребителей последние годы особенно вырос. Как вы помните, при ввозе в Беларусь «электричек» таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость (НДС) равнялись нулю. Эти особые условия ввоза были приняты для стимулирования развития электротранспорта в нашей стране, люди охотно ими пользовались.


Согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии №29 от 16 марта 2020 года ставка ввозной таможенной пошлины на электромобили была установлена в размере 0%. Эта мера не была бессрочной – её действие заканчивалось 31 декабря 2021 года, что было прописано в п.2б данного нормативного акта. Таким образом, с 2022 года при ввозе электромобилей в РБ вернулась растаможка в размере 15%. Это плохая новость для потенциальных автовладельцев, но ничто не вечно, льготы тоже.


Есть и положительные моменты, заключенные в указе №447 от 22 ноября 2021 года, в котором (дословно) сказано:

«п.1-1.4 В целях дальнейшего стимулирования спроса на электромобили, создания зарядной инфраструктуры и условий для развития производства электромобилей и автокомпонентов установить, что по 31 декабря 2025 года применяется в размере ноль (0) процентов ставка налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь в качестве товаров для личного пользования гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь».


Данный пункт документа вступил в действие 1 декабря 2021 года, хотя сам норматив, по сути, лишь «расширяет» действие предыдущего указа №92 «О стимулировании использования электромобилей», датированного еще мартом 2020-го. Обращаем ваше внимание на следующий момент: до 1 марта 2022 года нулевой НДС будет применяться на ввоз любых электромобилей, а после этой даты – только на ввоз «электричек» не старше пяти лет.

Отсюда следует, что при ввозе в Беларусь электромобилей таможенная пошлина возвращается, а нулевой НДС сохраняется до 31 декабря 2025 года. Если, конечно, власти не придумают ничего нового.


Хотя способ уменьшить растаможку есть, мы его, конечно же, не поддерживаем (о причинах чуть ниже), но белорусы (и не только) им активно пользуются.

Все дело уже в подзабытом за всеми перипетиями указе №140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов», согласно которому инвалидам 1-й и 2-й групп, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях возмещается 50% таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Республики Беларусь транспортных средств для личного пользования.

Какие льготы на ввоз автомобилей остались у белорусов в 2022 году. Разбираемся в законодательстве Новости, Политика, Экономика, Авто, Машина, Автомобилисты, Полезное, Налоги, Транспорт, Льготы, Длиннопост

Данный документ распространяется на все виды легковых автомобилей, чем пользуются участники «серых» схем автобизнеса, которые ищут граждан, имеющих такую льготу, и при ввозе автомобилей за умеренное вознаграждение оформляют сделки на них, уходя от уплаты половины таможенных пошлин.


Налоговая инспекция уже заинтересовалась подобными схемами, ведь в том, что эта схема «серая», сомнений нет. Указы №140 и №447 ориентированы на льготы конкретным категориям граждан для личного пользования, что подразумевает использование автомобилей непосредственно льготниками. По факту же при подобных схемах льготник является лишь «прокладкой» между продавцом и фактическим покупателем автомобиля, которая удешевляет конечную его стоимость. Будем честны: закон не говорит о том, сколько времени автомобиль должен находиться в пользовании льготника, чтобы считать его ввезенным для личного пользования. Поэтому данная схема ничему не противоречит с юридической точки зрения: сегодня купил, завтра продал – личным имуществом не запрещено распоряжаться по своему усмотрению.


Но в этой части обращаем ваше внимание на ст.35 Налогового кодекса (далее – НК), согласно которой под льготой понимается предоставляемое отдельным категориям граждан (плательщиков) преимущество по сравнению с другими гражданами (плательщиками), включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Вот вам и ответ про «личное пользование», ведь при использовании льготника как «прокладки» преимущество в виде снижения итоговой стоимости автомобиля приобретает автовладелец, по факту прав на льготу не имеющий. Хочется задать вопрос законодателям: зачем оставлять такие «дыры» в официально принятых актах?


Еще об одной льготе для белорусов упомянем, хотя ко ввозу автомобилей она отношения не имеет. Речь в данном случае опять пойдет об электромобилях, которые согласно ст.307-2 НК по 31 декабря 2025 года не признаются объектом обложения транспортным налогом (о чём мы уже неоднократно рассказывали).

Новости

27.1K постов25.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Ставить тег "Новости"

2. Указывать источник (ссылку на новость)

3. Запрещены призывы к экстремистским действиям, оскорбления и провокации.