Как умирали тракторные заводы ч. 2

Продолжение.

Как умирали тракторные заводы ч.1

Челябинский тракторный завод - кузница гусеничной техники СССР

Одной из главных задач индустриализации 1930-х годов являлось создание отечественного тракторостроения. В плане на ближайшую пятилетку было предусмотрено строительство новых заводов по производству тракторов, один из них которых было решено разместить в Челябинске.

Большое влияние на месторасположение завода оказал логистический фактор, то есть близость к сырьевой зоне или источнику металла для организации крупносерийного производства. Ведь задачи были поставлены весьма амбициозные — ежегодный выпуск 40 тыс. гусеничных тракторов, что почти вдвое превышало суммарную мощность уже введенных в эксплуатацию Сталинградского и Харьковского заводов. Аналогов такого производства на тот период в мире не существовало.

Строительство Челябинского тракторного завода в 30-е годы прошлого века было одним из важнейших событий в жизни страны. Недаром работы по возведению гигантского завода, рассчитанного на 40 тысяч тракторов, курировали в Политбюро ЦК. Серго Орджоникидзе, нарком тяжелой промышленности, лично контролировал ход проектирования и возведения.

В январе 1930 года начались переговоры с американской компанией Caterpillar, которые продолжались 3 месяца. В результате договориться о проектировании и строительстве нового индустриального предприятия так и не удалось, и было найдено весьма оригинальное решение. В центре автомобильной промышленности США г. Детройт было организовано проектное бюро «Cheliabinsk Tractor Plant», где над планами будущего завода работали 40 советских и 14 американских инженеров. Кроме этого, в разработке был задействован Институт по проектированию металлургических заводов (были и такой в СССР). Среди тех, кто до организации Cheliabinsk Tractor Plant работал в США и Великобритании над изучением опыта крупных заводов, был и первый директор Челябинского тракторостроительного Казимир Петрович Ловин.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Советские инженеры в офисе Челябинского тракторного завода в Детройте, 1930 год

Генеральный план Челябинского тракторного завода был готов уже в июне того же года, а спустя месяц началось строительство цехов.

Нельзя сказать, что Челябинский тракторный завод был целиком построен по лекалам американцев. В проектировании участвовал, к примеру, выдающийся отечественный архитектор Владимир Григорьевич Шухов. Он, в частности, разрабатывал механосборочный и кузнечные цеха ЧТЗ.

Немного забегая вперед, упомяну, что всего через несколько лет на поточное производство вместо тракторов встанут танки. А пока, 1-3 июня 1933 года, Челябинский тракторный завод был торжественно запущен в присутствии самого председателя Президиума ЦИК СССР Калинина.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Челябинский тракторный завод в начале 30-х годов

Несмотря на то, что на заводе было немало иностранного, около 40% всего оборудования создавали в СССР.

За несколько лет своей работы предприятие вышло на международный уровень, хотя иностранные эксперты не могли поверить, что машины, удостоенные дипломов и наград на мировых выставках, производятся на заводе, которому исполнилось всего четыре года.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Тягач С-65 выходит с завода

1936 год. Тракторы предприятия принимают участие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

Уже в 1940 году предприятие выпустило 100-тысячный трактор, а их суммарная мощность равнялась 6 миллионам лошадиных сил и была сопоставима с десятью Днепрогэсами.

Еще на стадии проектирования Челябинского тракторного завода, равно как и Сталинградского тракторного, предполагался выпуск не только гражданской продукции, но и машин военного назначения, для чего предусматривались усиленные конструкции фундаментов и полов. Проект предусматривал организацию массового производства танков и артиллерийских тягачей.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжёлых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжёлых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

В октябре 1941 года ЧТЗ совместно с семью частично или полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград».

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Сборка тяжелых танков КВ на Челябинском тракторном заводе

В 1942 году на заводе в течение месяца была проведена реконструкция и освоено производство среднего танка Т-34, а уже к концу 1943 года ежедневный выпуск составил 25 ед. Тогда же, не останавливая производства, был осуществлен серийный выпуск нового тяжелого танка ИС-2.

В военные годы завод считался одним из важнейших арсеналов фронта, было выпущено 18 тыс. танков, почти 50 тыс. дизелей, более 17 млн ед. боеприпасов.

В послевоенный период завод переходит на мирные рельсы и начинает выпуск продукции, на которую изначально был ориентирован — гусеничные тракторы для сельского хозяйства. Это знаменитые тракторы С-80 и С-100, принимавшие участие в освоении целины, инновационный для своего времени дизель-электрический трактор ДЭТ-250, удостоенный золотыми медалями международных выставок, самый массовый трактор Т-100М, в дальнейшем Т-130, который выпускался в 22 модификациях.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Одна из первых моделей дизель-электрического трактора ДЭТ-250

В 1984 году с завода вышел миллионный трактор с маркой ЧТЗ. Также завод продолжал и выпуск танков, вплоть до 1992 года.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

С конвейера ЧТЗ сходит миллионный трактор

После распада СССР предприятие претерпело многочисленные организационные преобразования, которые явно не пошли ему на пользу.

Сегодня на заводе осуществляется выпуск гражданской техники для добычи полезных ископаемых и строительства: бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики и комплектующие к спецтехнике. Даже в период реформирования экономики продолжались исследования и разработки новых моделей машин, в том числе тракторов Т10М, ДЭТ-320 и ДЭТ-400, бульдозеров Б9, Б11 и Б20.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Облегченная модель бульдозера Б-11

Сейчас от былой мощи Челябинского тракторостроительного гиганта осталась лишь память, поскольку выпуск продукции осуществляется мелкосерийными партиями или по индивидуальным заказам.

Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время завод находится на грани банкротства из-за высокой кредиторской задолженности, особенно за электроэнергию. Предприятие на протяжении нескольких лет является стабильно убыточным и многие эксперты отмечают, что спасти его будет чрезвычайно сложно. Большим подспорьем для тракторного завода является повышенный гособоронзаказ, в рамках которого на предприятии выпускаются дизельные двигатели для бронетанковых войск Российской Федерации и военной бронетанковой техники отечественного производства. Челябинские двигатели стоят на самой передовой технике: танках Т-72, Т-90, на платформе «Армата», БМПТ «Терминатор», современных артиллерийских самоходных установках.

В перспективе планируется развивать имеющийся потенциал завода с акцентом на производство гражданской продукции, в том числе на производство двигателей для электроэнергетики.

Остается надеяться на дальновидность руководства предприятия и региона, чтобы этот завод не постигла судьба большинства предприятий СССР, которые остались на территории России.

ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете около 90 миллиардов километров — то есть 600 расстояний от Земли до Солнца

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Бульдозеры Т-800 – это действительно уникальные машины, аналогов которым по габаритам и мощности пока не существует.

Подробнее на сайте: https://perevozka24.ru/pages/buldozer-t-800

Сентябрь 1990 года — бульдозер-рыхлитель Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире

https://ru.wikipedia.org/wiki/Челябинский_тракторный_завод

Алтайский тракторный завод

Производство в г. Рубцовск было оперативно организовано в 1942 году на основе эвакуированных мощностей Харьковского и Сталинградского тракторных заводов, а также Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Подготовка к строительству Алтайского тракторного завода

Поскольку на территории Алтайского края имеются месторождения железных и полиметаллических руд, а также ископаемых для производства строительных материалов, завод был в полной мере обеспечен сырьем и имел возможность практически сразу начать выпуск тракторной техники.

Строительство корпусов нового завода началось в тяжелейших условиях в январе 1942 года, а уже в августе был собран первый керосиновый трактор АСХТЗ-НАТИ. В конце 1943 года завод выпустил первую тысячу тракторов, а спустя еще один год из цехов вышел опытный образец гусеничного трактора ДТ-54. На тот период Алтайский тракторный завод был единственным предприятием, который поставлял гусеничные тракторы не только для фронта, но и для нужд тыла.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ

В послевоенный период объемы производства существенно возросли, и Алтайский завод стал одним из лидеров по выпуску гусеничных тракторов. Мощностей завода было достаточно для обеспечения тракторами сельскохозяйственных предприятий Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Казахстана. На предприятии трудилось порядка 25 тыс. человек, а объем производства достигал 140 тракторов в сутки.

С 1957 года был освоен новый вид продукции — трелевочные тракторы типа ТДТ для лесного хозяйства и уникальные транспортные тракторы типа ТСТ.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Трелевочный трактор ТДТ-60

В это же время в ряде леспромхозов страны штурмовал тайгу созданный на Алтайском Тракторном Заводе лесной комбайн ВТМ-4, а с главного конвейера сборки завода сошел первый трактор Т-4А. Одна из самых удачных моделей – трактор Т-4А.

В 1970 году произведено техническое перевооружение завода.

Наиболее известным сельскохозяйственным трактором, выпускавшемся на Алтайском тракторном заводе им. М. И. Калинина, стал Т-4А мощностью 130 л.с., который производился до 1998 года, а также несколько его модификаций, которые отличались мощностью и эргономикой.

В тот период предприятие достигло пиковой мощности по объему производства, который в 1986 году составил более 200 тракторов в сутки. В 1984 году на замену модели Т-4 был разработан новейший гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-250.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Гусеничный трактор Т-4А

Машина успешно прошла все испытания и по оценкам специалистов даже превосходила по многим параметрам известный американский трактор Challenger 65 американской фирмы «Катерпиллер» . Предполагалось, что Т-250 найдет высокий спрос у отечественных аграриев и сможет выступить полноценной заменой колесному трактору «Кировец». Был сформирован предварительный объем заказов в нескольких тысяч машин, однако трактор так и не был запущен в серию.

С началом «перестройки» для завода наступили тяжелые времена и ему, как и многим другим предприятиям, пришлось ощутить на себе все ее «прелести»: приватизация, сокращение спроса и объемов производства, задержки заработной платы, голодовки рабочих…

История завода была закончена официальной процедурой банкротства и распродажей имущества в 2011 году. Здания цехов, коммуникации, подъездные пути демонтировали и реализовывали как строительный материал. Инженерные корпуса были разграблены. Историческое здание заводоуправления и пристройка выставочного центра обрушились и представляют собой руины. Большая часть площади бывшего ПО «Алтайский тракторный завод» превращена в разоренный изрытый пустырь. Демонтированы даже плиты заводских дорог.

Последняя попытка возрождения предприятия осуществлялась в 2013 году, когда на базе бывшего производства было создано ООО «Завод Алтай трактор». Предполагалось, что на оставшихся площадях будет выпускаться до 500 тракторов в год, что далеко несопоставимо с прежними объемами гигантского завода. Однако и таким планам не суждено было сбыться… В настоящее время производственные корпуса Алтайского тракторного завода полностью разрушены. Сегодня сложно представить, что эти руины еще могут быть возрождены и использованы.

Как умирали тракторные заводы ч. 2 Промышленность, Завод, Сделано в СССР, Российское производство, Производство, Негатив, Видео, YouTube, Длиннопост

Остатки корпусов Алтайского тракторного завода

Промышленное наследие Алтайского тракторного утрачено полностью и для обеспечения сельскохозяйственных производителей машинами и оборудованием Петербургский тракторный завод планирует создать на Алтае центр технической поддержки для техобслуживания и ремонта специализированной техники. В перспективе предполагается также наладить сборку новых моделей тракторов «Кировец».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Алтайский_тракторный_завод

В следующей части рассмотрим истории заводов - Владимирский тракторный завод, Липецкий тракторный завод и Кировский тракторный завод

Российская промышленность

464 поста1.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу