Как пилоты сажают самолёты. Вручную или на автопилоте

Все современные самолеты оборудованы системой автоматической посадки Autoland.

Как пилоты сажают самолёты. Вручную или на автопилоте Авиация, Самолет, Аэропорт, Полет, Техника, Небо, Кабина пилота, Летчики, Длиннопост

Как она работает?

Приемники на самолете ловят сигналы (лучи) от наземной станции возле полосы. Компьютер определяет положение самолета относительно курса/глиссады и посылает сигналы на рулевые поверхности, удерживая самолет на траектории захода.

Как пилоты сажают самолёты. Вручную или на автопилоте Авиация, Самолет, Аэропорт, Полет, Техника, Небо, Кабина пилота, Летчики, Длиннопост

Когда самолет подходит к полосе, в работу включается радиовысотомер. Он очень точно определяет высоту от шасси до земли. На высоте 10-15м автопилот начинает задирать нос-уменьшать вертикальную скорость. После касания руль направления сам удерживает самолёт на оси ВПП.

Самолёт невозможно посадить без участия пилота. Он не выпустит шасси, закрылки, не погасит скорость, не включит реверс. Он лишь снимет с пилота механические функции посадки.

Отцы-командиры возмутятся: «Вооот в наше время были пилоты, а сейчас операторы! Мы сами самолеты сажали!»

Давайте проясним вопрос.

Зачем нужен Autoland?

  • Для посадки в плохую видимость, вплоть до нулевой. Ручная посадка возможна только при видимости около 550м и высоты нижней границы облаков 60м. Autoland может сажать самолет при видимости 0 на 0. Это значит, что пассажиры чаще прилетают в пункт назначения, а не на запасной аэродром. Меньше опаздывают на стыковочные рейсы, теряют время. Меньше рискуют, наконец.

Как пилоты сажают самолёты. Вручную или на автопилоте Авиация, Самолет, Аэропорт, Полет, Техника, Небо, Кабина пилота, Летчики, Длиннопост

Посадка в низкую видимость

  • Снижение нагрузки на экипаж. Раньше на самолётах работал многочленный экипаж. Штурман занимался навигацией, радист вёл связь с диспетчером, бортинженер отвечал за работу систем и двигателей. Второй рулил. Капитан тянул штурвал на себя 1 раз на взлёте, 1 раз на посадке и устало вытирал пот со лба.

Как пилоты сажают самолёты. Вручную или на автопилоте Авиация, Самолет, Аэропорт, Полет, Техника, Небо, Кабина пилота, Летчики, Длиннопост

Экипаж Ил-86

  • Сейчас в кабине 2 пилота. Нагрузка на экипаж стала гораздо выше. Конечно, когда все хорошо, часть функций инженера и штурмана автопилот берет на себя.

Но стоит заглянуть в кабину при отработке отказов, или просто при заходе в Домодедово в грозу, вы увидите какая колоссальная нагрузка ложится на пилотов.

Autoland рекомендуется использовать если экипаж сильно устал, например после ночного перелёта.

Как пилоты сажают самолёты. Вручную или на автопилоте Авиация, Самолет, Аэропорт, Полет, Техника, Небо, Кабина пилота, Летчики, Длиннопост

Экипаж А320

  • Если одному из пилотов стало плохо, то так же рекомендуется выполнять автоматическую посадку. Потому что один пилот не способен рулить самолетом, вести связь, должным образом контролировать работу систем и состояние самолета в целом.

В 2011м я вводился во вторые пилоты на А320. Буквально 4-5й полёт. Заходим мы на посадку в Толмачево, инструктор, очень нестандартный парень, сделал вид что отключился. Ноги руки у меня затряслись… Зашёл, сел, но с нарушениями технологии. Инструктор такой: «я думал ты лучше справишься». А я был очень злой на такую проверку!))

Как часто пилоты садят самолёт в автомате?

Очень редко. Я не знаю ни одного пилота, кто бы любил пользоваться Autoland. Обычно в кабине чуть-ли не драка за посадку! Особенно на дальнемагистральных ВС. Посадка-это ведь особый кайф! Вишенка на торте! Чувство, когда ты управляешь этой махиной, мягко касаешься полосы-оно ни с чем не сравнимо.

И делиться посадкой с компьютером? Нееет, спасибо.

В основном Autoland делают на тренировках, или в реально плохой видимости.

Самолет тоже нужно тренировать. Иногда подойдёт инженер перед полетом: «Миш, зайдешь в Пекине на автомате? Надо систему проверить»

За мои 3500 посадок едва-ли наберется 30-40 автоматических.

Во время автоматической посадки пилоты не сидят без дела, они контролируют поведение самолета, работу систем. Это очень напряженный момент.

Как пилоты сажают самолёты. Вручную или на автопилоте Авиация, Самолет, Аэропорт, Полет, Техника, Небо, Кабина пилота, Летчики, Длиннопост

Автопилот может не сработать в последний момент и не выровнять самолёт перед посадкой или повести себя неадекватно. В этом случае есть буквально секунда чтобы отключить автопилот и выполнить посадку вручную или уйти на второй круг.

На Boeing 747 в прошлом году такая ситуация была дважды.

Из моего опыта. Airbus A320 и А330 садятся безукоризненно, плавно и точно в знаки. Boeing 747- бывает ведёт себя коряво, резко и неадекватно.

Надеюсь, мне удалось развеять миф о том, что самолёты всегда садятся в автомате.

С вами был летчик Миша из рок-группы SAHALIN, спасибо за внимание!

Авиация и Техника

9.5K поста17.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу