Как люди в традиционном обществе воспринимали границу между мирами. И как они с ней взаимодействовали

Недавно ютуб подсунул в рекомендациях лекцию «Страшные сказки русского фольклора», прочитанную Варварой Евгеньевной Добровольской (доцент кафедры общего и славянского искусствознания РГУ им. А.Н. Косыгина и прочее и прочее и прочее).

Лекция интереснейшая. При этом содержание совершенно не соответствует названию и описанию ролика.

Действительно, Добровольская какую-то часть времени говорит и о Бабе Яге, и о Змее Горыныче. Но это скорее вставки в середину интереснейшего разговора.

Добровольская объясняет, что Баба Яга - это что то вроде часового на границе между мирами - миром живых и миром мертвых. А Змей Горыныч - это житель мира мертвых, некая персонификация смерти. Это в общем то все и так было понятно. Но рассказывает она все это на очень богатом фольклорном материале, полученном лично, во время многочисленных экспедиций. (Вот то что Баба Яга - полузмея - по моему уж слишком сильная натяжка, совсем с этим не согласен.)

Отдельно Добровольская обсуждает то, что мы вообще понимаем под сказками. Что то, что мы все читаем, тот же сборник Афанасьева, - это, мягко говоря, совсем не то что рассказывали люди в 19 веке.

Одна из интереснейших обсуждаемых проблем получения материала - многие сказки мы знаем от "популярных" (широко известных в узких кругах своего времени, местных знаменитостей) рассказчиков. А, во-первых, сказка, как устно-фольклорная вещь, вообще говоря, вещь единичная, уникальная: она существует только в момент рассказа, если ее даже сразу же начать повторять - то это, вообще говоря, уже другая сказка. Но это ладно. Разные рассказчики имели в голове разные версии представлений о том, как должна строиться сказка. И они переделывали под себя разные сюжеты. В связи с этим возникает много важных научных проблем. (Мне этот кусок показался напоминающим споры разных научных школ, есть что-то похожее.)

Я бы назвал этот ролик как-то так: "Описание того, как люди в традиционном обществе воспринимали границу, пограничье между разными мирами. И как они с ней взаимодействовали".

При этом мир - это то, что создает человек вокруг себя, во-многом - своим отношением к окружающему.

Например, разные группы общества имеют разную "метафизику" (предельные основания), которые создают разные миры. Популярная современная культура это хорошо знает на примере средневековой Японии - со всеми этими самурайскими ритуалами и т.д.

Граница существует не только в "пространстве" (в т.ч. и социальном), но и во "времени". Самый понятный современному человеку пример, наверное, такой: рождение ребенка. Особенно первенца. Сразу же множество людей оказываются в совершенно новом пространстве, совершенной иной "метафизике". Родители вдруг в одно мгновение оказываются не парнем и девушкой, а папой и мамой. Их родители - бабушками и дедушками. Братья и сестры - дядьками и тетками. И т.д. И ведь нужно правильно перейти в это новое состояние. Для этого были разработаны соответствующие ритуалы.

У Добровольской очень много живого опыта, полученного при целенаправленном сборе материала в экспедициях. И она им щедро делится. Например, когда описывает ритуалы ввода невесты в дом, она говорит что то вроде такого (передаю только смысл): "А если все эти ритуалы не сделать, то соседи будут очень косо смотреть: а почему это она пересекла границу без всего это? Она колдунья что ли?"

Видно, что Добровольская - человек старой закалки, материалистических представлений на мир. Но большой опыт работы с материалом дает о себе знать (на примере рассказа о старике в конторе и подслушанного разговора старушек на кладбище в Троицу).

Слушая, я понял почему мне понравилось "Сами боги" Азимова (все остальное у него - ну вот не нравится, местами интересно но не более того). В каком то смысле, в некоторых моментах, это произведение ничем не отличается от сказки про какого-нибудь Ивана Царевича и серого волка. Видимо, это и зацепило - узнал что-то родное).

https://t.me/IngeniumNotes

Лига Сказок

1.1K постов1.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила простые: 1. Указывать авторство оригинального контента. 2. Не разжигать политических или религиозных "драк". 3. Ну и желательности вести себя по-человечески. А в остальном свобода и еще раз свобода.