Как игры ломают время? Анахронизмы

Для любителей аудио-визуального ряда прикреплена видео-версия в конце поста

Как игры ломают время? Анахронизмы Игры, The Last of Us, Elex, Bioshock, Bioshock Infinite, Искусство, Компьютерные игры, Видео, Длиннопост

В жизни мы постоянно сталкиваемся с какими-либо противоречиями. Одно из них часто попадается нам в играх. Это временнОе несоответствие - анахронизм. Зачем в игры про средневековье добавлять ружья, а в проекты про будущее – джазовую музыку? Что ж, давайте разбираться!


ВРЕМЯ - это мощнейший повествовательный инструмент, способный раскрывать суть игрового мира. Однако оно часто оказывается СТАТИЧНЫМ и существует лишь между кликами, которые запускают и завершают игру.


Однако время - это в первую очередь КОНТЕКСТ, отвечающий на вопросы "что происходило до?" и "что произойдет после?" В хорошей игре время НИКОГДА не стоит на месте.

Поэтому если во время игры этих вопросов даже не возникает, можно судить о довольно посредственной проработке игрового мира.


Но не во ВСЕХ произведениях время статично. Когда мы играем в ELEX, то задаёмся вопросом: "Почему люди так сильно разделены в плане культуры и технологий?"


И тогда ответы нам даёт ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ этого игрового мира, того, что происходило до начала игры. Мы буквально ощущаем течение времени, разбираясь в прошлом. Это, кстати, один из важнейших показателей реалистичности мира игры.

Как игры ломают время? Анахронизмы Игры, The Last of Us, Elex, Bioshock, Bioshock Infinite, Искусство, Компьютерные игры, Видео, Длиннопост

Анахронизм, в свою очередь, – это один из важнейших приемов работы со временем. Совмещение в одном флаконе примитивных боевых орудий и высокотехнологичных бластеров создаёт весьма своеобразную игровую атмосферу. В Elex, например, это совмещение отлично обосновано, потому и выглядит оно адекватно.


Однако существуют проекты, где подобное сочетание выглядит просто нелепо и смешно. Грешат этим многие ММО, демонстрирующие различные лазерные пушки в традиционном фентезийном сеттинге без какой-либо подоплёки.


Так зачем всё-таки нужны анахронизмы?

Во-первых, это интересно: они создают новый игровой опыт и заставляют работать фантазию. Например, мы привыкли видеть в играх про средневековье лошадей в качестве средств передвижения. Но что будет, если их заменить гравициклами? Это будет выглядеть весьма свежо и необычно, а также данный аспект отобразит неоднородность развития технологий.


Во-вторых, этот прием побуждает к мыслительной деятельности: анахронизмы пришли ещё из литературы, где они ВСЕГДА наделяли особой значимостью различные явления. Поэтому и в играх никогда нельзя обделять их вниманием: нужно рассуждать, с какой целью они здесь используются, какая у них подоплека, какой авторский посыл - иронизирующий, превозносящий или уничижающий.


Но самое главное – это то, как анахронизмы способны повлиять на культуру человека, ведь на этом приеме построены целые жанры, например, стимпанк.

Да что уж там стимпанк, когда в реальной жизни сосуществуют племена аборигенов и технологически развитые страны.

Как игры ломают время? Анахронизмы Игры, The Last of Us, Elex, Bioshock, Bioshock Infinite, Искусство, Компьютерные игры, Видео, Длиннопост

Итак, давайте подробнее разберем прием анахронизма. Во вселенной Star Wars мы видим своеобразное его проявление: при всей развитости цивилизации джедаи используют мечи вместо бластеров, пусть и высокотехнологичные. Думаю, не нужно объяснять, кто имеет большее преимущество: человек с автоматом или с катаной.


Но дело в том, что поединки на мечах выглядят куда более зрелищно, нежели поднадоевшие футуристичные перестрелки, особенно популярные в годы создания этой вселенной. Пусть бластеры и практичны, Джорджу Лукасу было важно подчеркнуть превосходство джедаев над другими. В этом и есть предназначение световых мечей, овладеть которыми могут лишь лучшие.


Также очень показательной в плане анахронизмов будет серия BioShock. В ней наши герои живут в достоверно изображенном 20 веке, но с одним нюансом: место действия разворачивается на дне океана в первых двух частях и над облаками в третьей. Игра меняет правила хронотопа, то есть течения времени, и добавляет в данный мир технологии, превосходящие даже сегодняшние.


Создатели Bioshock воздвигли неповторимую вселенную, чтобы заострить внимание общества на социальных, политических и иных его проблемах. В этой игре анахронизм является важнейшей художественной составляющей, которая наглядно изображает расслоение общества. Так, все эти футуристичные детали визуально отделяют население своеобразного ковчега от мира обычных людей.

Как игры ломают время? Анахронизмы Игры, The Last of Us, Elex, Bioshock, Bioshock Infinite, Искусство, Компьютерные игры, Видео, Длиннопост

Онлайн корейские ММО типа Tera online также не гнушаются использования данного приема. Он выручает студии, когда иные идеи для создания разнообразного контента заканчиваются. Именно тогда в традиционное фэнтези разработчики начинают добавлять высокотехнологичные автоматы, роботов, и так далее.


Вообще анахронизм может являться и художественным приемом, и довольно серьезной недоработкой. В первом случае он погружает игрока в фантастическую обстановку (например, Fallout). В ином случае анахронизм разрушает погружение в мир игры и портит впечатление от подобного игрового опыта (Бесконечное лето).


Но чтобы игрок не принял анахронизм за недоработку, разработчики прибегают к некоторым хитростям. Они максимально ярко подчёркивают его, то есть выделяют на фоне других явлений (например, глюки анимуса в Assassin's creed) или добавляют этому явлению какое-либо лоровое объяснение (как, например, в Thé elder scrolls).


В heroes of might and magic также совмещается средневековый сеттинг и высокие технологии (в ней ангелы – это на самом деле киборги, а демоны – это пришельцы)

Тот же Crysis 3 предоставляет игроку одно из первых изобретений человечества - лук - в качестве мощного оружия. Таким образом разработчики позволяют игроку проявить свой скилл, ведь лук хоть и мощный, но медленный.

Как игры ломают время? Анахронизмы Игры, The Last of Us, Elex, Bioshock, Bioshock Infinite, Искусство, Компьютерные игры, Видео, Длиннопост

Но анахронизмы не всегда вводятся намеренно. Порой это всего лишь исторический ляп. Например, в графической новелле «Бесконечное лето», действие которой происходит в СССР 70-х, используется модель автобуса, выпущенная после 80-х. Подобное временнОе несоответствие никак не было объяснено, потому это является недочетом.


Получается, что анахронизм – это монета, у которой есть две противоположные стороны. Первая из них – это уникальный художественный прием, а вторая – всего лишь ошибка. Благодаря анахронизмам время в играх способно «переплетаться» и путать игрока, а также работать как полноценный нарративный элемент.


Вообще анахронизмы очень похожи на другие явления окружающего нас мира - архаизмы и историзмы, но об этом как-нибудь позже.

В конце концов, игры – это новейшая и постоянно развивающаяся сфера искусства, состоящая из множества интересных аспектов. Разделив произведение на части, мы сначала постигаем его составляющие, постепенно складывая картину воедино, пока не освоим что-то более сложное. И так раз за разом.


Вот мы и выяснили, что происходит, когда время встаёт вспять, на смену затвору приходит тетива, а небоскребы будущего перестают царапать небо, превратившись в средневековые жилища.

Пусть время всегда будет на вашей стороне. До скорого!

Лига Геймеров

45.3K постов89.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач