Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве

Вы когда-нибудь задумывались о том, как собирают эти огромные декорации для Большого Театра?

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Однажды я задался этим вопросом, потому что просто не понял, как их можно затащить в этот зал. Неужели каждый раз их собирают и разбирают на месте? Наверняка, это было бы большой морокой. К счастью, совсем недавно наша компания поставила покрасочную камеру для Большого театра, что позволило нам поподробнее узнать о том, как выглядит этот процесс. Сейчас и вам расскажем!

Как делали декорации раньше?

Когда мы смотрим на грандиозные постановки, мы редко задумываемся, насколько большая работа проделывается за кулисами театра. Тем не менее, команда, которая занимается подготовкой декораций, зачастую не меньше, чем та, что участвует в самой постановке. И работа этой команды не менее важна. Сейчас мы поподробнее поговорим о том, как выглядела и оформлялась сцена в разные эпохи театра. Начнем с Древней Греции.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Театр Диониса в Афинах в римское время

Центральным местом театра была орхестра — круглая площадка для выступлений артистов.

Позади орхестры находилось помещение для актеров, называемое скеной. С усложнением архитектуры греческих театров роль скены возрастала. К ней пристраивали параскении — специальные сооружения для улучшения акустики. Передняя часть скены служила для крепления декораций. На ней рисовали фасад античного храма для трагических постановок или жилой дом, если ставили комедию.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Актеры комедии носили яркие костюмы и маски, хор часто изображал животных. Одежды и декорации в комедийных постановках были нарочито нелепы, ведь каждая деталь должна вызывать смех.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

С падением Римской империи и расцветом христианства лицедейство начнет порицаться. В течение Средневековья актеры объединялись в бродячие труппы, чтобы выступать на ярмарках и фестивалях. Тем временем в противовес язычникам церковь начинала развивать жанр литургической драмы. Так назывались службы, где посредством диалога представлялись сцены из священных писаний. С развитием жанра театр стал неторопливо возвращаться в общество.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Средневековый театр на "паперти". В 1210 литургические драмы изгнали из церкви, но не запретили. Поэтому драмы показывали на площадях.

Театр в прежнем виде вернулся в эпоху Ренессанса, как придворные постановки. В Италии переводят античные пьесы и пытаются в прежнем виде возродить амфитеатры.

В то же время в Англии в 1558 году Елизавета I приходит к власти и издает указ, согласно которому бродячие актеры теперь должны обязательно стать участниками труппы под покровительством знатных людей. Таким образом, театры "легализуют". В 1599 году строится театр "Глобус", где ставит постановки труппа Шекспира.

«Глобус» и остальные публичные театры выглядели как круглые или восьмигранные башни. Внутри была овальная площадка, на которой располагалась сцена на высоких подмостках.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Из этих подмосток в зависимости от сюжета появлялись привидения (вспоминаем Гамлета и дух его отца). Этот помост также подразумевал ад, куда попадали грешники. Сама сцена интерпретировалась, как земная жизнь, а балкончик над ней — небеса. Позади помоста располагались двери и лоджия. Они также использовались для мизансцен, например, когда Ромео приходит к балкону Джульетты. Еще одной особенностью общественных театров является отсутствие крыши. Актеры всегда выступали днем (примерно в 12-13 часов), потому что им требовалось естественное освещение.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Мизансцена в театре "Глобус". Декорации отсутствовали, поэтому место действия обозначали с помощью "титлов" - табличек с обозначением места.

В публичных театрах не было занавеса или кулис. В трагедиях Шекспира нередко кто-то умирал. Как убрать со сцены труп? Для этого драматург добавлял специальные реплики героев или действия, чтобы под таким предлогом унести «мертвого» персонажа со сцены.

Ближе к 19-20 веку театры выглядят примерно также, как и сегодня. Постановки, а, следовательно, и технологии, усложняются. Чтобы постановка удалась за сценой трудятся огромное количество людей: художники-модельеры, декораторы, костюмеры, реквизиторы, машинисты и т.д. Не стоит думать, что все это бесславная, механическая работа, в отличие от актера, танцовщика или оперного певца. Многие знаменитые художники в разное время занимались тем, что рисовали декорации для театра.

Например, Пабло Пикассо создал декорации к знаменитому балету «Треуголка». Кстати, хореографом балета был Леонид Мясин, бывший танцовщик Большого Театра, а на тот момент популярный на западе балетмейстер. Что интересно, в последствие балет так сильно повлиял на Пикассо в, что позже он в своем творчестве ушел от минимализма и увлекся театральностью. То есть не только знаменитый художник может повлиять на театр, но и наоборот, театр на художника.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Пикассо и Мясин

Также известным декоратором в свое время был Сальвадор Дали. Эта сфера так увлекла его, что в конце концов он занялся уже непосредственно созданием балетных постановок совместно с Леонидом Мясиным. Одну из постановок - "Вакханалия" - репетировали в Париже в самом начале Второй Мировой Войны. Эскизами костюмов занималась Коко Шанель. Коко спешила, но немцы на фронте, видимо, спешили сильнее.

Так выглядела "Вакханалия" Дали

Труппа, в итоге, выступала в костюмах Барбары (Варвары) Каринской, российской художницы костюмов, которая позже станет лауреатом премии "Оскар" за лучший дизайн костюмов к фильму "Жанна Д'арк".

Как делают декорации сегодня? Пример Большого театра

На данный момент декорации для Большого театра делаются в действующих мастерских.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

В одну из таких мастерских нам удалось попасть

Процесс изготовления декораций начинается с художника и режиссера. Именно они придумывают концепцию спектакля. Так получается эскиз. Это может быть, как компьютерный макет, так и уменьшенная натуральная копия будущих декораций. После материал передается художникам, конструкторам и технологам. Весь процесс производства делится на составляющие части. Здесь решается, как и из чего будут делаться декорации, создаются габаритные и конструктивные чертежи.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Затем начинается сам процесс изготовления. Для этого существуют несколько цехов: живописно-декорационный, слесарный, столярный и бутафорский. Это основные площадки. Также есть цех цифровой и 3д-печати.

Большинство декораций собираются из металла. После того, как металлические конструкции сварили, их отдают в бутафорских цех на техническую окраску. После окраски их отдают в столярный цех, где металло-каркасы обшивают фанерой либо сотовым поликарбонатом. Он широко используется, потому что у него маленький вес.

Так металло-каркасы выглядят при сборке, еще до обшивки

Потом все декорации возвращаются в бутафорский цех, где идет противопожарная обработка, оклейка тканями, шпаклевка, нанесение фактуры. В самом конце художники-бутафоры уже расписывают изделие в тот вид, в котором он будет существовать на сцене.

Параллельно с этим существует декорационный цех, который, как и 30 лет назад, традиционно занимается тем, что "пишет" мягкие декорации, классические задники.

Как делают декорации для театра: от Древней Греции до Большого театра в Москве Покраска, Российское производство, Производство, Краски, Театр, Большой театр, Как это сделано, Как?, Древняя Греция, Уильям Шекспир, Искусство, Промышленность, Декорации, Видео, YouTube, Длиннопост

Такое пробовали делать с помощью цифровой печати, с помощью принтеров. Но результат оказался не таким, каким хотелось бы. Поэтому живые художники без работы не остались.

Позже декорации прибывают в Большой театр, где ожидают своего момента на складах. Для этого од землей располагается еще шесть подземных этажей. Перед показом декорации на лифтах поднимаются прямо на сцену.

Кстати, мы спроектировали и поставили Большому Театру складную покрасочную камеру, с помощью которой красят конструкции для декораций! Подробнее о том, как декорации собирают и окрашивают, можно узнать в ролике о нашей поездке в мастерскую Большого Театра: