Из России в Беларусь: Как все начиналось

часть 2, первая тут: Из России в Беларусь: Как все начиналось


После того, как я побывал в десятках разных городов, больших и маленьких, я пришел к мнению, что многое может рассказать о городе и горожанах то, как люди ждут общественного транспорта, как организованы остановки и пешеходные переходы и как пешеходы переходят дорогу. Что касается первого впечатления от Минска, в том месте, о котором идет речь – там полно мест вне пешеходных переходов, где без проблем можно перейти дорогу, но пешеходы шли к зебрам, и зебры эти были дополнены светофорами; при относительно пустой и безопасной дороге люди терпеливо ждали зеленого света для пешеходов.


О самой местности между железнодорожным и автовокзалом рассказать мне по большому счету нечего – это центр Минска, но не такой, где прогуливаются парочки, а такой, мимо которого спешат откуда-то куда-нибудь, что-то вроде местности у Павелецкого вокзала в Москве. Большие советские здания, осовремененные рекламными конструкциями, тротуары из плитки и огораживающие их цепи, обложенные гранитом выходы подземных переходов. Словом, зуда выхватить телефон и начать безудержно все вокруг фотографировать у меня не возникло. Позже я читал у какого-то блогера, скорее всего, Варламова, что Минск некрасив, бездушен и оставляет ощущение совка – так вот, пусть этот блогер засунет совок себе в очко. Минск хорош именно своим ощущением рациональной достаточности – советский ампир есть, но без помпезности здания МИД и остальных московских высоток, современная хайтек-архитектура есть, но без стеклянных палок небоскребов среди восьмиэтажных сталинок, дороги широки, но встроены в город и парковые зоны, а не выпирают отовсюду, как ребра обглоданной лошади. И все же кому-то  Минск покажется слишком скучным и приземленным. Что до меня, то я хотел бы почаще бывать в Минске туристом и посетителем каких-нибудь культурных мероприятий или, например, хоккейных матчей – но не жить. Не потому, что он в чем-то плох, а потому, что не хочу жить в столице.


Автобус до Гродно оказался импортным бусиком-Мерседесом с вполне комфортными для почти четырехчасовой поездки креслами и налепленным на задницу кофром-багажником. Мест в автобусе, отправляющемся через пять минут, уже не было, рядом стояли в порядке отправления еще три, я решил сильно не торопиться и купил билет у водителя третьего по времени отправления бусика. Отправлялись они через каждые двадцать минут, и я решил посвятить ближайшие полчаса посещению местного фастфуда. Благо идти оказалось недалеко – на второй этаж здания, на парковке под которым стоят автобусы.


И на этом фудкорте я увидел первых неевропейской внешности людей с момента пересечения границы. Ими были парочка вроде бы индийцев, молодые, в одежде с легким налетом национального колорита, попивающие что-то из стаканчиков за столиком у окна. Заказ им принес белобрысый официант в униформе донер-кебабной, притворяющейся чем-то более восточным, чем одежда индийцев. Именно в тот момент, глядя на эту забавную картину, я прочувствовал глубокий контраст с Москвой, где Азия выглядывает из-под каждой половицы.


Пообедав здоровенными, каждый с мою ладонь, драниками, я пошел за сигаретами. К слову, вообще-то я тогда уже несколько лет как перешел с сигарет на вейп, но в поездку его решил не брать, во-первых, из-за опасения в неподходящий момент оказаться с разряженным девайсом, во-вторых, из-за вероятной протечки жижи в рюкзаке на документы и смену одежды – одет я был легко, карманов минимум, и к тяжелому телефону подвешивать столь же тяжелый вейп совершенно не хотелось. Поэтому пачку сигарет и зажигалку я купил в Москве, ощутив забытое за несколько лет чувство жабы от стоимости палочек с отравой. В Беларуси стоимость похожих сигарет оказалась на треть меньше, что в очередной раз приподняло мое настроение.


Дорога от Минска в Гродно на автобусе тоже состояла из созерцания пейзажей, и сейчас я уже явно почувствовал что-то вроде восторга. Несмотря на то, что меня не удивить ровными прямыми дорогами по паре полос в каждую сторону, трасса из Минска в Гродно вызвала только приятные эмоции. Обратил внимание на знаки ограничения скорости: скоростной режим диктовал грузовикам скорость на двадцать км/ч меньше, чем для легковушек, и за все три с половиной часа дороги я ни разу не увидел несущуюся по левой полосе фуру, во весь опор несущуюся в пункт назначения мимо жмущихся к правой обочине легковушек. К слову, в Беларуси «бесплатный» порог превышения скорости – 10км/ч против российских двадцати, и на мой скромный взгляд этот факт сказывается на безопасности движения самым прямым и действенным образом.


Отдельного упоминания заслуживают белорусские АЗС. Кроме того, что они чистые, опрятные, выдержаны в едином стиле с понятной схемой движения по ним, бросается в глаза то, как благоустроена и буквально вылизана территория вокруг них, и то, что на трассе практически каждая АЗС сопровождается просторной парковкой, на которой постоянно отдыхают несколько фур и легковушек. Страдающая от нехватки территории Россия, а если серьезно – российские конские ценники на аренду земли под АЗС, приводят к тому, что российские заправки хочется побыстрее покинуть, на белорусских же – одно наслаждение посидеть со стаканчиком кофе в здании АЗС или за чистым столиком под навесом на улице. Еще один момент, который многим может показаться надуманным, но на меня произвел приятное впечатление – вход в оборудованный на достойном уровне, чистый, всегда вымытый туалет, на белорусских заправках в большинстве случаев располагается на улице, что лично меня избавляет от чувства неловкости, которое я испытываю на российских заправках, когда неудобно просто так, проезжая мимо, ничего не купив, мимо очереди прошмыгнуть в туалет. (Да-да, в макдаке у меня такого чувства неловкости нет, ибо туалет – это единственное, что оправдывает существование макдаков, и точка!)


Однако (по крайней мере, по трассам М6 и М1, где мне в большинстве довелось ездить), в Беларуси гораздо меньше, чем в России, придорожных кафешек и гостиничных комплексов. Вызвано ли это малой территорией страны, достаточностью инфраструктуры на АЗС или какими-то еще причинами, но лично мне это бросилось в глаза. И опять же, подобный придорожный минимализм мне пришелся по душе. Во-первых, потому что с таким дозированным присутствием цивилизационной толчеи дорога дает чувство простора и свободы. Во-вторых, вдоль дороги всегда есть на что посмотреть, всегда что-то радует глаз. Ровные, без клочка необработанной пустоши, всегда вспаханные и засеянные поля, квадратные километры то синих, то желтых, то зеленых ковров, по которым ползают трактора и комбайны. Посреди поля часто стоит домик с парой строений, и к тем, кто живет в этих хуторках, испытываешь белую зависть. Аккуратные домики деревень и агрогородков. Да, если присмотреться, можно заметить и покосившиеся от старости деревянные дома, и облупившуюся краску на двух-трехэтажных панельных многоквартирниках. Но их именно что нужно высматривать, пытаясь немного вытрезвить одолевающее чувство влюбленности в этот лубочный край.


А вот в самом Гродно дороги мне не понравились. На подъезде к городу я обнаружил, что мобильный интернет, наконец, появился, а из разговоров других пассажиров понял, что этой возможностью надо пользоваться – все сходились во мнении, что скоро опять пропадет. На вызов приехал опель не первой свежести с водителем усталого вида, примерно моего возраста. За недолгие десять минут дороги он быстро срисовал во мне россиянина и поинтересовался, что меня привело в Беларусь в это время. Кратко рассказав свою историю, я стал расспрашивать, как тут живется, есть ли в городе работа и сколько за нее платят. И постарался закончить свои вопросы поскорее: водителю то и дело приходилось лавировать, объезжая ямы и колдобины. Заметив, что я замолчал, дядька вздохнул и пожаловался, что пара-тройка хороших дорог в городе, конечно, есть, но в целом такой пиздец, как будто город на прошлой неделе отвоевали у немцев. Я его утешил тем, что и в России между городами дороги отличные, а вот в самих городах порой такие, что их мэров надо сажать, а иногда и расстреливать. На солидарности в том, что Россия и Беларусь братские страны как минимум по количеству мудаков во власти (Лукашенко и Путина, впрочем, мы оба сдержанно и взаимно похвалили), мы с таксистом и расстались, когда поездка закончилась. Обошлась она мне, к слову, в сто двадцать российских рублей, или четыре белорусских, что показалось мне возмутительно низкой ценой за поездку по такой плохой дороге. Отмечу, что со временем, когда московские доходы стали бесполезным воспоминанием, эта цена мне уже кажется нормальной, а цена московских поездок на такси – возмутительно высокой за вышибающий слёзы счастья аромат лаванды в салоне и беспрестанно переговаривающегося в вацапе на горноэльфийском небритого водителя.


Подытожить эту часть своего рассказа о моих впечатлениях от переезда в Беларусь я хотел бы мнением, что в моем случае основную роль сыграла усталость от Москвы, а не какие-то выдающиеся качества быта в Беларуси. Я даже не уверен, что в Минске я нашел бы такую комфортную для себя среду обитания, какой стал для меня Гродно. К тому же я периодически пускаю скупую слезу по оставленным с Москвой каршерингу и вообще великолепно отлаженной работе разнообразного общественного транспорта, по ровным и гладким московским дорогам (есть исключения, но в целом… ну красота же!), по пресловутой собянинской плитке, которую за десять лет многократного перекладывания таки научились укладывать ровно и без ям, по освещенности московских улиц, где ключи можно терять где угодно и искать их потом под фонарем. Но все-таки жизнь показала, что лично для меня мегаполис – изначально намного менее комфортная среда обитания, чем областной центр с почти тысячелетней историей и населением в триста пятьдесят тысяч человек. Как показал мой жизненный опыт, в городе на тридцать тысяч населения мне хочется повеситься от скуки, а в восемнадцатимиллионном – застрелиться от суеты; Гродно же мне пришелся, как сшитый личным портным костюм. Поэтому то, что было написано выше, как и то, что будет написано о моем переезде дальше – это мое субъективное мнение, с которым, конечно, можно спорить в деталях, но которое я никому не навязываю.


В следующих частях я попробую более детально сравнить стоимость и качество жизни в России – на примере Москвы и провинции – и в Беларуси, на примере практически только одного Гродно, что опять же, как мне кажется, будет во многом частным случаем, но уже с цифрами, приближающими мои выводы к объективности. Расскажу о впечатлении, которое произвели на меня белорусы, как те, с кем я работаю и общаюсь в личной жизни, так и те, с кем я пересекался эпизодически. Наконец, выскажу свое мнение о Беларуси как государстве, о белорусах как о гражданах – в чем я увидел сходство или различие с Россией и россиянами. В общем, расскажу максимально подробно о накопившихся впечатлениях. А пока – спасибо за терпение всем, кто дочитал))

Жизнь пикабушников за границей

5.2K поста35.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова


— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики


— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)

Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.


// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.