История: «Сопрано»

История: «Сопрано» Классика, Клан Сопрано, Дэйви Чейз, Криминал, Длиннопост, Видео

Дэвид Чэйз и Джеймс Гандольфини меняют мир

Развлекательное сюжетное телевидение было изобретено как безобидное и бездумное развлечение для максимально широкой аудитории. Его оригинальная задача — не загружать зрителю мозги, создавать атмосферу уюта и покоя, безопасности и предсказуемости, которых так не хватает в реальном мире.


На это работают мыльные оперы, ситкомы и процедурные шоу из жизни полицейских, врачей и адвокатов. У них хорошие рейтинги и большое количество сезонов, и даже после их завершения компании-создатели получают огромные деньги с продажи этих сериалов другим вещателям (так называемой «синдикации»). Большего, строго говоря, не нужно никому — ни продюсерам, ни зрителям, ни представителям самой непыльной в мире профессии: «телевизионный критик».


Но иногда в сериалы приходят люди, которых не устраивает статус кво, которые не могут не стремиться к большему и лучшему, которые меняют всю картину мирового телевидения, а потом и сам мир, уткнувшийся в телевизоры. В 50-х это был Род Серлинг с «Сумеречной зоной», в 60-х — Джин Родденберри со «Стар Треком», в начале 90-х — Крис Картер с «Секретными материалами». В конце 90-х настало время сценариста и продюсера Дэвида Чэйза, который создал сериал «Сопрано», по культурной значимости превзошедший все вышеперечисленные.

Чэйз — крайне мизантропичный италоамериканец, к 1997 году проработавший на американском телевидении больше двух десятилетий, занимавшийся как детективами (The Rockford Files), так и трагикомедиями (Northern Exposure). В середине 90-х Чэйз практически случайно написал пилот сериала о простом боссе италоамериканской мафии, решившем записаться на прием к психиатру. Вот как описывает обстоятельства создания «Сопрано» сам Чэйз в предисловии к сборнику сценариев из первых 3 сезонов сериала:


"В 1996 году Ллойд Браун, продюсер в Brillstein-Grey Entertainment, попросил меня написать телевизионную версию «Крестного отца». Меня это не заинтересовало, но предложение Ллойда напомнило мне об идее для фильма, появившейся у меня на несколько лет раньше — очень удачно, во время моей собственной психотерапевтической сессии, — о мафиози, впавшем в депрессию и записавшемся к психиатру. Из этой идеи развился первый сезон «Сопрано».

Когда пилот все-таки был написан, от него отказались все американские каналы бесплатного вещания"


"Пилот The Sopranos я написал для Fox, где его не взяли. Не взяли его и на всех других крупных каналах. Но это оказалось только к лучшему, потому что сериал в его нынешнем виде никогда бы не попал на экран на обычном телевизионном канале. И дело не в обнаженке, мате или насилии. Руководство каналов беспокоило количество деталей, сложность, непривычный темп развития сюжета"

Далее Чэйз блестяще формулирует разницу между своим и традионным подходами к телевидению:


"Я считаю, что на стандартном телевидении герои ВСЕГДА говорят то, что думают. Мой сериал — о том, как люди ведует себя пассивно-агрессивным — или просто агрессивным, — образом. «Сопрано» — шоу, которое можно было снять только на HBO. С другими каналами у нас не срослось бы. Общественные телевизионные каналы обычно хотят то, что знакомо зрителю. Думаю, они бы с этой моей оценкой согласились"

История: «Сопрано» Классика, Клан Сопрано, Дэйви Чейз, Криминал, Длиннопост, Видео

Законченный пилот полгода пролежал на полке у кабельного канала HBO — Чэйз сначала искал средства для превращения пилота в полнометражный фильм, а потом вообще махнул рукой на проект и стал устраиваться шоураннером в другой сериал. Но в последний момент компания заказала Чэйзу первый сезон из 12 эпизодов...


"The Sopranos не только оказался первым сериалом на платном кабельном телевидении, который смотрели больше американцев, чем сериалы с бесплатного общественного вещания. С «Сопрано» родилось само понятие «престижного телевидения», которое по качеству ничуть не уступает высокобюджетному полнометражному кино... и значительно превосходит эту форму искусства по широте охвата материала и детальности проработке мира и персонажей — не говоря уж о банальной продолжительности истории"


Как и в любом хорошем сериале, 90% качества «Сопрано» заложено в сценарной основе. Дэвиду Чэйзу было очень трудно сформировать вокруг себя команду сценаристов, понимающих специфику созданного им антигероя и особенности общения людей из рабочей среды Нью-Джерси (не обязательно мафиози): он десятками увольнял сценаристов, пытающихся писать, «как положено на телевидении» вместо того, чтобы оформлять в новый формат реальную жизнь со всей ее абсурдностью и непредсказуемостью.


Но постепенно у The Sopranos собралась сценарная комната из величайших американских драматургов того (да и нашего) времени: сам Чэйз, Теренс Уинтер, будущий создатель «Подпольной империи» и «Винила», и некий Мэттью Вайнер, привлекший внимание Чэйза своим крайне оригинальным телевизионным пилотом из жизни американских рекламщиков 60-х годов (который поставят только через 10 лет). Их работа непоправимо поменяла мировосприятие американским зрителям и кинематографистам. Первые поняли, чего можно добиться от кино и телевидения. Вторые — как этого можно добиться.

9% — фантастическая актерская работа Джеймса Гандольфини в роли Тони Сопрано, самого неординарного главного героя, когда-либо появлявшемся на американском (да и любом другом) телевидении. Тони не подходит на главную роль как физически, так и психологически: это лысеющий, грузный, тяжело дышащий в нос убийца-социопат, постоянно всем лгущий, изменяющий жене, ищущий, что бы украсть или кого развести, его чуть ли не единственное положительное качество — типичная для социопатов сентиментальность по отношению к некоторым животным (уткам).


Но герой Гандольфини — это нечто гораздо большее, чем его описание на странице. Это не поддающийся классификации образ, не герой, не злодей и даже не антигерой, сюжетный хамелеон, отражающий в себе любые, самые сложные темы, заложенные той или иной серией, но при этом не меняющийся и не развивающийся лично. На Тони не действуют обычные законы голливудской драматургии, у него нет арки развития. Между его первым и последним визитами в офис психиатра Дженнифер Мелфи (Лоррейн Бракко) — шесть лет агонизирующего самокопания в личных и профессиональных проблемах, самых разных эмоций, снов, галлюцинаций, мечтаний, подробностей биографии и чрезвычайных ситуаций, которые изменили бы любого другого человека или персонажа.


Тони в последней серии точно тот же, что и в первой: лжец, манипулятор, негодяй и преступник. Гандольфини одним взглядом исподлобья передает больше эмоций, чем другие актеры — длинными монологами. В каждой отдельной серии он создает очень сложную эмоциональную картину, в которой любой зритель может увидеть отражение своих эмоций.

Высший пилотаж тут в том, что под всей этой внешней эмоциональностью кроется отсутствие обычных человеческих чувств. В сериале в целом Тони — гуманоидное пятно Роршаха, в котором и аудитория, и Мелфи видят то, что хотят: непримерного семьянина, динамичного среднего американца с очень вредной работой, бизнесмена ранних 2000-х, пытающихся развивать в новом тысячелетии унаследованное от отца дело, разбираясь с конкурентами, придурковатым племянником и нерадивыми подчиненными.


В финале последнего эпизода «Сопрано» Чэйзу в буквальном смысле слова пришлось показать зрителям черный квадрат, зияющую пустоту на экране, чтобы они наконец-то задумались над тем, кому сопереживали и за кого болели в этом сериале. За Тони на телевидение придут Декстер Морган, Уолтер Уайт, Вик Мэки и прочие обаятельные социопаты, с которыми будут мощно ассоциироваться определенные группы зрителей... но Гандольфини успел раньше, лучше и универсальнее.

История: «Сопрано» Классика, Клан Сопрано, Дэйви Чейз, Криминал, Длиннопост, Видео

Оставшийся 1%, которого хватило бы любому другому сериалу не десяток сезонов безбедной жизни, — это уникальная, атмосферная и неторопливая режиссура, потрясающая операторская работа Алика Сахарова и Фила Абрахама (два оператора на 6 сезонов — залог узнаваемого по одному кадру видеоряда) и аутентичные актеры второго и третьего плана, среди которых попадаются и реальные отсидевшие бывшие мафиози вроде Тони Сирико.


В основе сюжета первого сезона «Сопрано» лежит реальная история криминальной «семьи» из Нью-Джерси, глава которой, Джейк Амари, умер в 1997 году от рака кишечника, после чего между тремя фракциями внутри семейства началась жестокая борьба за власть с привлечением настоящих больших семейств из Нью-Йорка. Чэйз сам вырос в Нью-Джерси (примерно в тех районах, что показаны в шоу) и ходил в школу с детьми местных мафиози. Как он сам это объясняет, всю информации о мафии Чэйз получил из вторых рук.


То, что дело происходит не в крупнейшем мировом мегаполисе, а в индустриальных пустошах и пригородах по другую сторону реки Гудзон, придает The Sopranos совершенно уникальную для телевидения и кино приземленность. До «Сопрано» считалось, что если уж фильм или сериал и стоит снимать, то обязательно про самых главных мафиози из самой главной семьи самого главного города... причем лучше по реальным событиям, по книге какого-нибудь мафиози или специализирующегося на мафии журналиста.

История: «Сопрано» Классика, Клан Сопрано, Дэйви Чейз, Криминал, Длиннопост, Видео

В The Sopranos реальные события в мире мафии послужили лишь завязкой — после смерти Джеки Априла сценаристы либо придумывали детали внешних и внутренних конфликтов «бригады» Тони сами, либо заимствовали какие-то моменты из истории мафии других эпох и городов.

Центральный конфликт в большей части сериала — вовсе не между Тони и его дядей-мафиози Джуниором, а между Тони и его находящейся «не при делах» престарелой мамой, Ливией Сопрано (Нэнси Маршан). Все обстоятельства этой эпической конфронтации характеров были взяты Чэйзом из собственной жизни — включая образ сильной, коварной, доминирующей, но притворяющейся болезненной и беспомощной матери.

Жизнь среднего мафиози в Нью-Джерси так похожа на жизнь среднего американца, что создатели «Сопрано» смогли использовать свой сериал как рупор для освещения любых интересующих их вопросов: тут есть серии про черную и белую американскую музыку, про Голливуд, про поиск хорошего колледжа и про монтаж домашнего кинотеатра.

Все смотрится очень органично, потому что реакции бригады и семейства Тони на последние технологические новшества и события массовой культуры тут крайне нетелевизионные: очень редко кто-то высказывает четкое мнение или говорит что-то действительно остроумное. Диалоги в «Сопрано» — смесь несмешных шуток, неправильных каламбуров, испорченных цитат и обсуждения сцен из популярных фильмов.


"Сравните типичный разговор за семейным столом Сопрано или в «офисе» Тони в клубе Bada Bing! с каким-нибудь монологом или диалогом Тарантино: блестящее владение английским языком ощущается и там, и там, но в одном случае перед нами тщательно стилизованный разговор живых людей, а в другом — общение стереотипов из других фильмов в голове сценариста средних лет без особого жизненного опыта"


В «Сопрано» чаще цитируются не криминальное и не жанровое кино, а сюрреалистичный артхаус, в основном — фильмы Федерико Феллини, особенно «8 с половиной». Взаимосвязь между искусством и жизнью, снами и реальностью, подсознанием и осознанными формами поведения — все это в сериале исследуется очень тонко и глубоко. Организованная преступность тут — лишь средство привлечения зрительского внимания к этим очень личным и специфическим для Дэвида Чэйза проблемам и вопросам.

«Сопрано» первым из американских драматических сериалов превознес банальность, абсурд, музыку повседневности, на которых потом будут стоять «Прослушка», «Дурман» и «Во все тяжкие» с «Лучше звоните Солу». Похоже, что критерий отбора сцен в сценарий у Чэйза был один: видели ли или слышали мы нечто подобное раньше в кино или на телевидении? Если да, то фраза, сцена или целый эпизод отбраковывались. Если нет, шли в дело.


И рабочая, и настоящая семья Тони в «Сопрано» получились не менее американскими, чем в «Симпсонах» (где Гомер — еще один очень сложный, обманчивый, неспособный меняться персонаж). Но Северная Америка сама по себе — символ слияния различных мировых культур, этот сплав представляет интерес и за пределами США, людям, не знакомым с реалиями, которые обыгрываются в сериале.


В США The Sopranos стали классикой еще во время трансляции, сериал понравился практически всем, включая профессиональных мафиози (особенно выделявших актерскую игру Гандольфини). Но и в России, в трансляциях на НТВ в очень условном и несовершенном переводе, сериал стал настоящим окном в новую реальность: и мы тоже никогда ничего подобного не видели ни в кино, ни по телевидению. Вместо стереотипов на экране — настоящие живые люди, обсуждающие настоящие жизненные вопросы и время от времени кого-нибудь убивающие...

Шок от первого просмотра классического эпизода 3 сезона Pine Barrens сопоставим разве что с ощущениями от первого просмотра «Криминального чтива» на видеокассете. Тони в этой серии почти не участвует, в центре событий тут — крайне неуклюжая охота Кристофера (Майкл Империоли) и Поли (Тони Сирико) за русским мафиози в заснеженном лесу на юге штата Нью-Джерси.


Лучший момент эпизода (да и всего сериала) наступает, когда Тони пытается по телефону объяснить Поли, с кем они имеют дело, а Поли плохо слышит и перевирает слова Тони Крису...

Тони:

Связь плохая, так что я буду говорить быстро! Вы ловите бывшего спецназовца! В одиночку убил 16 чеченских боевиков!

Поли:

Да ну.

Тони:

Офигеть, да? Он служил в войсках Министерства внутренних дел.Русский зеленый берет!

Поли — Крису:

Ты не поверишь, он убил 16 чехословаков. Был дизайнером интерьеров (interior decorator).

Крис:

А квартира у него дерьмово выглядела.

Это квинтэссенция всего, за что выступает «Сопрано», и грандиозность сцены доходит даже через русский перевод. «Пайн Баррэнс» напоминала сразу и о Тарантино, и о лучших работах братьев Коэн — даже если вы не знали, что серию поставил не кто иной, как Стив Бушеми, мистер Розовый из «Бешеных псов» и Донни из «Большого Лебовски».


И если эта серия стала для вас точкой входа в весь сериал, то лучшего эпизода для знакомства с авторской манерой Чэйза просто не придумаешь: ведь линия с русским ничем не завершается и никогда больше не упоминается в «Сопрано».

Всё о кино

19.9K постов58.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
134
Автор поста оценил этот комментарий

Моя любимая сцена, это где Тони даёт лещей еврею:
Еврей: - Знаете, что такое Масада? Тысяча евреев три года сопротивлялась стотысячной римской армии и не сдалась. Вот мы, евреи, а где теперь эти римляне?

Тони: - Перед тобой, идиот.

раскрыть ветку (23)
40
Автор поста оценил этот комментарий
Мне еще запомнился момент в серии, где тренер бабской сборной по футболу приставал к девушкам и Тони всю серию хотел с ним расправится, а его уговаривали просто сдать тренера полиции. И в конце серии, он сдаёт тренера полиции, потом приходит бухой к себе домой и говорит жене:

- Передай всем, городом будут рулить о*уевшие мормоны.

раскрыть ветку (19)
9
Автор поста оценил этот комментарий

ещё когда Ральф Сифаретто с мамой Поли Галтиери общался


а вообще, в сериале одна из самых офигенских концовок которые я видел, лучше только в Прослушке

раскрыть ветку (18)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Ну не знаю. Финалом я разочарован. Чувствуется недосказанность, как будто песню оборвали на полуслове.
раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

сериал как бы показывает временной отрезок из жизни Тони. а концовка замечательна тем, что не ясно убили его бандиты, остался он жив и будет жить в постоянном страхе за свою жизнь и семьи. как по мне, так лучшая концовка та, над которой задумываешься. не просто так, "ого, вот это да", а серьезно задумываешься, ищешь ответ, хотя их может быть и несколько. открытый финал нам это и дал. мне дня 2 не давало это покоя и в зависимости от твоего отношения к героя ты сам ему прописываешь финал.


то ли дело финал как я встретил вашу маму. о чем там задуматься? нее, сериал мне очень понравился, но сама ситуация? нас вели 9 сезонов к тому чтобы у Тэда отросли яички и он наконец-то признался Робин в чувствах и подарил валторну, хотя постойте-ка, сериал называется Как я встретил вашу маму, а мама умирает и что это за срань?


про финал лоста я вообще молчу

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Только не КЯВВМ, так уебищно закончить сериал дано не каждому. Из хороших вспоминается в Клинике в 8ом сезоне.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну хз.
Тонни завалили, так что  нормальный финал для мафиози.
А чего он, должен был состарится как Джуниор ?

2
Автор поста оценил этот комментарий
Концовка там никакая же. Да и в целом, сериал получился без развития/морали/идеи. Вообще. :(
Автор поста оценил этот комментарий

Он же ничем не закончился абсолютно. Сидят себе, пасту жрут. Конец.

раскрыть ветку (12)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Да его убили,просто выстрел в голову, песня обрывается и черный экран.
Как по вашему выглядит выстрел в голову, для того в кого выстрелили ? ))))

10
Автор поста оценил этот комментарий

Тони убили.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

беру слова обратно


Спустя семь лет после окончания «Клана Сопрано» финал сериала по-прежнему будоражит его фанатов. В самой последней сцене сериала Тони Сопрано, его жена и сын сидят за столиком дайнера, пока его дочь спешит к ним присоединиться. Затем слышен звук открывающейся двери, Тони поднимает глаза — и сцена неожиданно обрывается, оставляя нас гадать, остался Тони жив или его все же убили. Теперь, спустя годы, в интервью Vox шоураннер сериала Дэвид Чейз, похоже, проговорился. На прямой вопрос о том, мертв ли Тони Сопрано, он отрицательно покачал головой и ответил: «Нет, он не мертв».


Однако, увидев многочисленные заголовки, провозглашающие, что Тони Сопрано жив, Дэвид Чейз поспешил сделать ответное заявление, которое передал через своего агента. Он сказал, что журналист Vox неверно истолковал его слова. По его мнению, у фразы гораздо более сложный контекст, и говорить о происходящем однозначно само по себе неверно. Дэвид Чейз неоднократно заявлял, что то, жив ли Тони Сопрано или нет, не главное, а продолжать искать ответ на этот вопрос бессмысленно. «Финальная сцена „Клана Сопрано“ поднимает метафизический вопрос, на который нет правильного и неправильного ответа», — гласит официальное заявление.


https://www.vox.com/2014/8/27/6006139/did-tony-die-at-the-en...


http://www.vulture.com/2014/08/david-chase-statement-respons...

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Тут за 15 минут детально объясняют концовку (он умер)
https://www.youtube.com/watch?v=lSK0c4rm4mk

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Фанаты объясняют? С фанатской теорией согласен, а у автора своё мнение.


Дэвид Чейз неоднократно заявлял, что то, жив ли Тони Сопрано или нет, не главное, а продолжать искать ответ на этот вопрос бессмысленно.

ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий
*спойлер* Скорее всего Тони там убили в конце. Они сидят в ресторане, заходят бандиты, которые хотели ему отомстить за что-то (уже не помню),лицо Тони на весь экран и потом черный экран, а после этого уже титры. Там много теорий связанных с окончанием сериала, читал когда то рассуждения фанатов)
раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий

*спойлер*
вообще то в одной из серий они обсуждали, что будет в момент/после смерти (вообще на тему смерти), теперь уже не вспомню, в какой серии конкретно. так вот была как раз подводка к этой концовке, имхо, т.к. в момент концовки я сразу об этом подумал. соотв посл. кадры это из глаз Тони - он смотрит на семью и резко темнота наступает, его застрелили, в голову, сзади, как они валили некоторых конкурентов (помоему соотв. сцены с выстрелом сзади так же были в сериале). Несколько секунд темноты - потом титры.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

С Бобби в лодке.

Автор поста оценил этот комментарий

Джеки-Априла-младшего тоже грохнули выстрелом в голову сзади

1
Автор поста оценил этот комментарий

теории теориями, но в финале он еще был жив. домыслы я и сам могу закрутить как угодно. я просто подумал могло быть две концовки..

6
Автор поста оценил этот комментарий

Да там таких моментов- Полный сериал.
Хотя с этого момента я тоже ...Расчувствовался!

Автор поста оценил этот комментарий

Нууу, если уж придраться - перед тобой, мудак ))

А так сцена мощная ))

- Полли, тащи из багажника ножницы по металлу! Ариэээль! ))))

Автор поста оценил этот комментарий

До сих пор вспоминаю сцену где он его задушил, зажав нос рукой. Шок.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку