История про хамство

Нашел интересный пост по моей части — про коммуникации и эмоции. Краткий пересказ: автор не смогла оплатить покупки, хотела разложить все по местам, но поругалась с кассиром, вывалила продукты на ленту и написала пост.

История про хамство Конфликт, Транзактный анализ, Психология, Длиннопост

Как всегда: я разбираю ситуации с помощью Транзактного анализа. У меня нет цели судить, кто прав, кто виноват. Я разбираю ситуацию «на атомы» от лица того, кто ее описал, чтобы на этом примере можно было учиться.

Что тут происходит на психологическом уровне

Оба участника истории выпадают из так называемого «квадрата ОК-ОК». В этом квадрате мы воспринимаем и себя и других людей «в порядке», даже если нам не нравится, как они себя ведут. То есть осуждаем не людей (или себя), а поступки. Поэтому он и называется «ОК-ОК»: я в порядке и ты в порядке.

История про хамство Конфликт, Транзактный анализ, Психология, Длиннопост

Моя любимая схема функциональных эго-состояний — теперь по-русски!

Часто люди выпадают из «квадрата ОК-ОК» из-за банальной нехватки сил. Если мы на последнем издыхании, любая мелочь может нас разозлить или расстроить. Это то, что в народе называется «выйти из себя» или «потерять равновесие».

Чтобы нас не выбивали из «квадрата ОК-ОК», нужны силы — не тратьте их на ерунду: споры и переживания о том, чего не изменить

Кроме того из продуктивных эго-состояний нас могут выбить накопленные транзакции — когда мы не высказали свое отношение, например, начальнику и срываемся на домашних.

1. Автор истории создает ситуацию, в которой она оказывается на кассе без возможности оплатить покупки:

  • Забыла карту

  • Не подключила NFC

  • Не оплатила мобильный интернет

  • Не имеет налички / запасной карты

  • Не умеет делать оффлайн-код

  • Не проверила возможность оплаты до того, как пробили товары

2. Кассир в этой ситуации выпадает из «квадрата ОК-ОК» и впадает в состояние так называемого Критического Родителя:

- Что тут происходит?
- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет

Опять-таки, я не возьмусь судить, по заслугам тут получает автор или работник обслуживания не должен себя так вести — это не по моей части. Важно заметить — как кассир могла бы ответить на вопрос управляющей из «квадрата ОК-ОК» :

- Что тут происходит?
- Отмена покупок

Это ответ без критики и перехода на личности — формальный ответ на формальный вопрос. Но, видимо, кассир раздражена повторяющейся ситуацией, когда ей приходится совершать Сизифов труд — пробивать покупки, а потом все отменять. Возможно, накопились транзакции с тех ситуаций, когда приходилось молча все отменять и раскладывать по местам. Поэтому она критикует и обесценивает.

3. Автор в ответ на слова кассира тоже впадает в негативное эго-состояние. Критикующий Родитель чаще всего выбивает оппонента в состояние Адаптивного Ребенка. Характерное поведение — подчинение, оправдания, подстройка или наоборот, бунт. Автор начинает оправдывать себя:

- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет

- Я вроде никого не задержала, очереди нет, никого не беспокою

При этом автор, сознательно или нет, не замечает, что «никого не беспокою» не включает кассира — как будто работник за кассой не человек. Кассир это чувствует и снова выражает критикой:

- Ну и что! Думать надо! Я ж не просто так здесь сижу!

Автор все также отвечает из Адаптивного Ребенка, только теперь бунтом:

- Сама разложишь!

4. Как бы автор могла ответить, если бы находилась в «квадрате ОК-ОК». Во-первых, слова кассира можно было вообще пропустить мимо ушей — это просто описание ситуации словами раздраженного человека.

Но если слова кассира все-таки задевают, терпеть не стоит. Можно выразить искренние чувства:

- Вот, очередная! Пришла, кучу всего набрала, а денег нет
- Ну зачем вы так? Я же извинилась и сейчас все на место положу

Да, кассир скорей всего ответит что-то вроде «Думать надо!», но во-первых, в этом случае мы выразили свои искренние чувства без оправданий или бунта, а во-вторых, разложим все по местам, потому что считаем это правильным. При этом мы осуждаем не кассира, а его слова, и не обесцениваем тем, что якобы никому не помешали.

Резюме

Чему тут можно научиться:

  • Страдания, унижения и манипуляции находятся за пределами квадрата «ОК-ОК»

  • Внутри квадрата мы знаем, что мы «в порядке», не смотря на слова других

  • Внутри квадрата мы знаем, что другие «в порядке», не смотря на слова и поступки — осуждаем поступок, а не человека

  • Чтобы находиться в продуктивном состоянии нужны внутренние силы

  • Их можно сэкономить, если не терпеть, не вступать в споры и не переживать о том, чего не в силах изменить

Если вам было интересно, но не понятно — подписывайтесь на мой канал по Транзактному анализу, там рассказываю подробнее. Если интересно не было — ничего страшного.

До связи!

Психология | Psychology

20.7K постов59.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
19
Автор поста оценил этот комментарий

Зачем вообще как-то эмоционально вовлекаться в ситуацию?


Покупатель имеет право в любой момент (до факта оплаты) отказаться от покупки.
"Я передумал" - этого достаточно. И ушел.

Или вообще ничего не говорить, не оправдываться.

раскрыть ветку (18)
5
Автор поста оценил этот комментарий

То есть кассир все пробила, а вы молча уходите?

раскрыть ветку (17)
14
Автор поста оценил этот комментарий
С точки зрения законов? Полностью допустимо.
раскрыть ветку (11)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Это да. И налить на пол литр колы глядя в глаза уборщицы законно, и оставить 10 полных тележек на кассе

Мне интересно с точки зрения коммуникации

раскрыть ветку (10)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Вы же понимаете, что в этих ситуациях нет ничего общего?

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Вижу общее: законное поведение, которое раздражает других людей

12
Автор поста оценил этот комментарий
Не совсем юрист, но на мой взгляд, в ситуации с колой и 10 тележками, можно усмотреть злой умысел, и подвести к хулиганке. А конкретно в данном происшествии, подводка к выводу «законы конечно есть, но важнее коммуникации» начинает чуть пованивать понятиями.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ТС имел ввиду, что он не юрист, а разбирает такие вот ситуации с т.з. ТА. Кроме того, аналогично можно разбирать ситуации из других областей, которые не подлежат нормативному урегулированию, н-р, семья, личные отношения, другие контакты.

5
Автор поста оценил этот комментарий

С точки зрения коммуникации будет правильно сказать что-то вроде "извините. диарея".
И потом уйти.

Но мой вопрос был в другом.

Зачем мне нужны вот эти коммуникации? С кассиром, с человеком-функцией. Которого я, скорее всего, никогда больше в жизни не увижу.

А даже если и увижу.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я изучаю Транзактный анализ, в нем отношение к людям как к функциям считается деструктивным поведением если коротко

Автор поста оценил этот комментарий

Не обязательно выносить личное.
Можно сказать просто "Извините, мне надо срочно бежать".
Да и вообще зачем оправдываться?
Ясен хрен, что если человек убегает от кассы, потратив свое время на то, чтобы набрать корзину продуктов - то он это делает не просто так.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Пишу второй комментарий - тема интересная - представила в такой ситуации себя - и я бы оставила тележку у кассы, даже не ругаясь с кассиром. И сотрудники бы не возмутились, это тоже их работа.
Автор поста оценил этот комментарий

Между "налить на пол колы перед уборщицей" и "забыть карту для оплаты покупок" все-таки есть разница.
Первый случай - это сознательное действие. То есть человек специально пролил, не случайно.
Второй случай - действительно карту или деньги можно забыть.
То есть это вопрос умысла.
Какова вероятность, что покупатель специально наберет продуктов, чтобы оставить их разгребать кассиру? Я думаю, околонулевая. То есть зачем вообще это делать? Напрягаться самому, чтобы потом напрячь другого?)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Разница есть, да

4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да. А почему бы и нет?

Забыл кошелёк. Или внезапно почувствовал резкую желудочную боль. Или вспомнил, что утюг не выключил. Или сработала сигналка машины. Или мне просто так захотелось.


Почему я не могу молча уйти?


Если вы, Роман, знаете какой либо закон, который мне не позволяет это сделать - скажите же быстрее. Вдруг я что-то не понимаю?

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Я вообще не про законы, я про отношение к себе и другим

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Это правильный подход.

Никак не относиться к другим. До тех пор, пока другой не проявит свое отношение к тебе.

Проявит плохое отношение - получит в ответ такое же плохое отношение. Агрессию.

Проявит доброе, да хоть просто тоже никакое отношение - не получит агрессии. А может даже получит в ответ отношение хорошее.

раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Да, это было бы справедливо для роботов, но для людей «око за око» работает плохо:
- Кассир считает, что вы проявили свое плохое отношение, не подготовив оплату заранее и заставив ее делать лишнюю работу
- Автор считает, что кассир проявила свое плохое отношение
Обе считают себя правыми

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну лучше конечно сперва предупредить. А что не так то?)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку