История «Клепальщицы Рози»

Считается, что на знаменитом американском плакате «We Can Do It!» (Мы можем это!) изображена легендарная Рози-клепальщица (Rosie the Riveter). Это не совсем так.

История «Клепальщицы Рози» США, Пропаганда, Сильные и независимые, Агитационный плакат, История, Видео, Длиннопост

История Рози-клепальщицы с песнями и плясками рисунками . Во время Второй мировой войны американские мужчины ушли в армию, покинув свои рабочие места. Промышленность столкнулась с нехваткой рук. Тогда правительство США инициировало программу по привлечению американских женщин для работы на военных заводах.

История «Клепальщицы Рози» США, Пропаганда, Сильные и независимые, Агитационный плакат, История, Видео, Длиннопост

Плакат «We Can Do It!» художника Дж. Говарда Миллера, приведённый в начале этого поста, появился на свет в 1942-м и первоначально никак не был связан с именем Рози-клепальщицы. Да и самой Рози ещё не было.


Впервые это имя прозвучало в начале 1943-го года в песенке Редда Эванса и Джона Джейкоба Леба:

В течение десятилетий, предшествовавших Второй мировой войне, менеджмент и персонал в США находились в состоянии необъявленной войны. Ускоренная индустриализация привела к растущему количеству фабричных рабочих и последующему усилению движения профсоюзов. Крупные промышленники были вынуждены отвечать пропагандистской кампанией.


В 1942 году концерн Westinghouse был одним из крупнейших в США. Компания произвела более 8000 продуктов для военных нужд: от первого реактивного двигателя до компонентов атомной бомбы.

Чтобы снизить риск забастовок персонала, компания наняла художника из Питтсбурга Дж. Говарда Миллера для производства серии рекламных плакатов.

История «Клепальщицы Рози» США, Пропаганда, Сильные и независимые, Агитационный плакат, История, Видео, Длиннопост

На большинстве плакатов были мужчины, среди которых затесалась и женщина-модель с призывом «Мы можем это сделать!». После двухнедельного показа плаката в феврале 1943 года он был заменен другим агитационным материалом и вскоре забыт.


Помимо работницы с бицепсом, которую ошибочно стали называть «Клепальщица Рози», реальная клепальщица была создана Норманом Рокуэллом – его плакат изображал крепкую женщину в платке и рабочем комбинезоне, жующую бутерброд на фоне американского флага.

История «Клепальщицы Рози» США, Пропаганда, Сильные и независимые, Агитационный плакат, История, Видео, Длиннопост

Жительница Мичигана Джеральдина Дойл заявляла, что узнала себя в образе и публично заявила о себе, как о модели для этого постера.

История «Клепальщицы Рози» США, Пропаганда, Сильные и независимые, Агитационный плакат, История, Видео, Длиннопост

Джеральдина Дойл (Хофф)

Однако она никак не могла быть прообразом Рози, так как художник нарисовал её еще до того, как Джеральдина закончила среднюю школу.


Более вероятным кандидатом является Наоми Паркер (на фото в реальной жизни у станка), которая «объявилась» только в 1980-х, опубликовав старые газетные вырезки о себе.

История «Клепальщицы Рози» США, Пропаганда, Сильные и независимые, Агитационный плакат, История, Видео, Длиннопост

Наоми Паркер Фрэйли у долбежного станка

В результате обе претендентки перессорились и обвинили друг друга в обмане. Джеральдина Дойл умерла в 2010 году в возрасте 86 лет, а Наоми до сих пор жива.


Спустя десятилетия плакат Миллера стал символом феминизма - на чем только его не печатали, от футболок до магнитов на холодильники. Он также стал популярной татуировкой. "Клепальщице Рози" подражала даже Бейонсе, мотивы плаката использовал для своей обложки американский журнал New Yorker.

Лига историков

13.9K поста50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения