История армейского фольклора
Солдатские песни, исполнявшиеся в походе или на отдыхе, во все века редко походили на те, что исполняются на парадах и смотрах — как по форме, так и содержанию. Чаще всего официоз в них безнадёжно проигрывает простым и понятным радостям молодого мужчины: вину, табаку, сексу. В отечественной традиции солдатских песен среди прочего множества обособленно стоит «Журавель», сформировавшаяся на протяжении XIX века.
Объединённый общим нехитрым припевом «Жура-жура-жура мой, журавушка молодой», это был целый эпос в форме частушек в две строки. В песне перечислялись воинские части Российской императорской армии с упоминанием их особенностей — отличий на поле боя и разного рода курьёзов, места формирования или квартирования, цветов униформы, но гораздо чаще это были простые задиристо-насмешливые дразнилки на те самые вечные темы, нередко не просто вульгарного, но и нецензурного содержания. С учётом численности русской армии петь «Журавля», перечисляя все полки, можно было долго, а потому его зубрили наизусть:
(На картине - Кавалергардский Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полк, СПб)
Песня обычно начиналась так:
Соберемся в круг, друзья
И споем про журавля
Жура-жура-жура мой
Журавушка молодой
И дальше шло перечисление полков. Например:
Начнем с первых мы полков -
С кавалергардов-дураков.
Кавалергарды - дураки
Подпирают потолки.
(Кавалергардский Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полк, СПб.)
Коль старушку соблазнить
Надо гатчинца спросить.
Кто в старушках знает толк?
Кирасирский синий полк.
(Л-гв*. Кирасирский Ея Величества полк, г. Гатчина.)
Кто два раза в день не пьян,
Тот, простите, не улан!
Вечно весел, вечно пьян
Ея Величества улан.
Все красавцы и буяны
Лейб-гвардейские уланы.
(Л-гв. Уланский Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полк, г. Петергоф, командир полка - А.А. Орлов.)
Кто кобыл ебет ужасно?
То лейб-гвардии в запасном!
(Гвардейский запасной кавалерийский полк, с. Кречевицы Новгородской губ.)
А какой полк самый блядский?
Это гвардии Финляндский
(Л-гв. Финляндский полк.)
Морду бьют на всем скаку
В Мариупольском полку.
(4-й гусарский Мариупольский Императрицы Елисаветы Петровны полк, г. Белосток. Ныне - центр Подляского Воеводства. Польша)
Кто имеет член гигантский?
То гусар ингерманландский.
(10-й гусарский Ингерманландский полк, г. Чугуев. Ныне - Харьковская область)
Понимает в блядях толк
Дагестанский конный полк.
(Дагестанский конный полк, п. Темир-Хан-Шура. Ныне - город Буйнакск)
Кто хранит фасон Кавказа?
То кадет Владикавказа.
(Владикавказский кадетский корпус.)
Однако после распада Российской империи «Журавель» свил себе новое гнездо в довольно неожиданном месте — кавалерии возрождённой в 1918 году Польской республики, многие солдаты и офицеры которой успели послужить царю. Польские кавалеристы назвали частушки-припевки «журавейками» (żurawiejka) и исполняли их на марше или на застолье поначалу со старым припевом «Żuraw, żuraw, żurawia, żurawiejka ty maja!»
Однако с началом советско-польской войны 1919-1921 гг. припев поменялся: «Lance do boju, szable w dłoń, bolszewika goń, goń, goń» (копья к бою, меч в ладонь, большевика гонь, гонь, гонь. Автор не поэт, и перевод только так сумел зарифмовать)
При этом текст куплетов про уланские полки - совершенно не поменялся.
Ниже приведены выдержки из подобных песенок. (У меня врожденная аллергия на рифму, извините, не смог)
Kto w Suwałkach robi dzieci?
Szwoleżerów Pułk to trzeci.
(Кто в Сувалках делает детей?
Это третий полк шволежеров)
Jedzie ułan – dupa w chmurach,
To jest Pułk w Tarnowskich Górach
(Едет улан - жопа в тучах
Это полк в Тарновских Горах)
W boju krepkij w miru sławnyj
„Dwatcat trietij” – prawosławnyj
(В бою крепкий, в миру славный
"Двадцать третий" - православный)
Wodku piju, samyj gławnyj -
„Dwatcat’ trietij” – prawosławnyj
(Водку пить - так самый главный
"Двадцать третий" - православный)
Полный текст польских журавеек вы можете найти тут
Польские кавалеристы, свысока смотревшие на пехоту (nie masz pana nad ułana — «нету пана над уланом»), после перечисления всех уланских, шеволежерских и коннострелковых полков пели: «Про пехоту не поём, да и видали мы их в заднице. Эти голодранцы на коня садятся с забора!»
O piechocie nie śpiewamy,
Bo ją wszyscy w dupie mamy.
Bo piechota to hołota,
Co na konia wsiada z płota.
Некоторые из упомянутых полков существуют до сих пор. Например Пятый Тарногорский Химический Полк имени генерал-лейтенанта Леона Бербецки
Журавейки не были забыты до конца и при Союзе. Первоначально их "трансформировали" в пионерскую песенку (ориентировочно в 20-х годах), затем, несмотря на то, что у Советской Армии были уже другие песни, журавейки начали "прорываться" наружу, пока что в виде разрозненных двустиший.
Сами того не подозревая, солдаты, начиная примерно с позднего СССР и по сей день, сочиняя подобные шутки, поддерживают старые добрые Имперские традиции. И пусть уже нет кавалеристов, полки называются не по городам дислокации, а алкоголь в армии прекратил свое существование, но юмор не сильно изменился за более чем сто лет.
Положите их на музыку - и получим те же самые журавейки.
Жопа в мыле, морда в грязи.
Вы откуда? Мы из связи!
Вечно грязный, вечно потный
Ходит офицер пехотный
С половой в глазах тоской
Ходит офицер морской.
При написании поста были использованы следующие источники:
http://marsches.zbord.ru/viewtopic.php?t=805
https://werwolfpl.wordpress.com/historia/zapiewajki/