История армейского фольклора

Солдатские песни, исполнявшиеся в походе или на отдыхе, во все века редко походили на те, что исполняются на парадах и смотрах — как по форме, так и содержанию. Чаще всего официоз в них безнадёжно проигрывает простым и понятным радостям молодого мужчины: вину, табаку, сексу. В отечественной традиции солдатских песен среди прочего множества обособленно стоит «Журавель», сформировавшаяся на протяжении XIX века.


Объединённый общим нехитрым припевом «Жура-жура-жура мой, журавушка молодой», это был целый эпос в форме частушек в две строки. В песне перечислялись воинские части Российской императорской армии с упоминанием их особенностей — отличий на поле боя и разного рода курьёзов, места формирования или квартирования, цветов униформы, но гораздо чаще это были простые задиристо-насмешливые дразнилки на те самые вечные темы, нередко не просто вульгарного, но и нецензурного содержания. С учётом численности русской армии петь «Журавля», перечисляя все полки, можно было долго, а потому его зубрили наизусть:

История армейского фольклора Армия, Российская империя, Солдаты, СССР, Польша, Военные песни, Досуг, Мат, Видео, Длиннопост

(На картине - Кавалергардский Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полк, СПб)

Песня обычно начиналась так:

Соберемся в круг, друзья

И споем про журавля

Жура-жура-жура мой

Журавушка молодой

И дальше шло перечисление полков. Например:

Начнем с первых мы полков -

С кавалергардов-дураков.

Кавалергарды - дураки

Подпирают потолки.

(Кавалергардский Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полк, СПб.)


Коль старушку соблазнить

Надо гатчинца спросить.

Кто в старушках знает толк?

Кирасирский синий полк.

(Л-гв*. Кирасирский Ея Величества полк, г. Гатчина.)


Кто два раза в день не пьян,

Тот, простите, не улан!

Вечно весел, вечно пьян

Ея Величества улан.

Все красавцы и буяны

Лейб-гвардейские уланы.

(Л-гв. Уланский Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полк, г. Петергоф, командир полка - А.А. Орлов.)


Кто кобыл ебет ужасно?

То лейб-гвардии в запасном!

(Гвардейский запасной кавалерийский полк, с. Кречевицы Новгородской губ.)


А какой полк самый блядский?

Это гвардии Финляндский

(Л-гв. Финляндский полк.)


Морду бьют на всем скаку

В Мариупольском полку.

(4-й гусарский Мариупольский Императрицы Елисаветы Петровны полк, г. Белосток. Ныне - центр Подляского Воеводства. Польша)


Кто имеет член гигантский?

То гусар ингерманландский.

(10-й гусарский Ингерманландский полк, г. Чугуев. Ныне - Харьковская область)


Понимает в блядях толк

Дагестанский конный полк.

(Дагестанский конный полк, п. Темир-Хан-Шура. Ныне - город Буйнакск)


Кто хранит фасон Кавказа?

То кадет Владикавказа.

(Владикавказский кадетский корпус.)


Однако после распада Российской империи «Журавель» свил себе новое гнездо в довольно неожиданном месте — кавалерии возрождённой в 1918 году Польской республики, многие солдаты и офицеры которой успели послужить царю. Польские кавалеристы назвали частушки-припевки «журавейками» (żurawiejka) и исполняли их на марше или на застолье поначалу со старым припевом «Żuraw, żuraw, żurawia, żurawiejka ty maja!»


Однако с началом советско-польской войны 1919-1921 гг. припев поменялся: «Lance do boju, szable w dłoń, bolszewika goń, goń, goń» (копья к бою, меч в ладонь, большевика гонь, гонь, гонь. Автор не поэт, и перевод только так сумел зарифмовать)


При этом текст куплетов про уланские полки - совершенно не поменялся.


Ниже приведены выдержки из подобных песенок. (У меня врожденная аллергия на рифму, извините, не смог)


Kto w Suwałkach robi dzieci?

Szwoleżerów Pułk to trzeci.


(Кто в Сувалках делает детей?

Это третий полк шволежеров)

Jedzie ułan – dupa w chmurach,

To jest Pułk w Tarnowskich Górach


(Едет улан - жопа в тучах
Это полк в Тарновских Горах)

W boju krepkij w miru sławnyj

„Dwatcat trietij” – prawosławnyj


(В бою крепкий, в миру славный
"Двадцать третий" - православный)

Wodku piju, samyj gławnyj -

„Dwatcat’ trietij” – prawosławnyj


(Водку пить - так самый главный
"Двадцать третий" - православный)

Полный текст польских журавеек вы можете найти тут

Польские кавалеристы, свысока смотревшие на пехоту (nie masz pana nad ułana — «нету пана над уланом»), после перечисления всех уланских, шеволежерских и коннострелковых полков пели: «Про пехоту не поём, да и видали мы их в заднице. Эти голодранцы на коня садятся с забора!»


O piechocie nie śpiewamy,

Bo ją wszyscy w dupie mamy.

Bo piechota to hołota,

Co na konia wsiada z płota.


Некоторые из упомянутых полков существуют до сих пор. Например Пятый Тарногорский Химический Полк имени генерал-лейтенанта Леона Бербецки


Журавейки не были забыты до конца и при Союзе. Первоначально их "трансформировали" в пионерскую песенку (ориентировочно в 20-х годах), затем, несмотря на то, что у Советской Армии были уже другие песни, журавейки начали "прорываться" наружу, пока что в виде разрозненных двустиший.

Сами того не подозревая, солдаты, начиная примерно с позднего СССР и по сей день, сочиняя подобные шутки, поддерживают старые добрые Имперские традиции. И пусть уже нет кавалеристов, полки называются не по городам дислокации, а алкоголь в армии прекратил свое существование, но юмор не сильно изменился за более чем сто лет.


Положите их на музыку - и получим те же самые журавейки.


Жопа в мыле, морда в грязи.

Вы откуда? Мы из связи!


Вечно грязный, вечно потный

Ходит офицер пехотный


С половой в глазах тоской

Ходит офицер морской.


При написании поста были использованы следующие источники:

http://marsches.zbord.ru/viewtopic.php?t=805

https://werwolfpl.wordpress.com/historia/zapiewajki/

https://warspot.ru/3435-pesni-warspot-zhuravel-i-zhuraveyki

http://www.museum.ru/1812/Memorial/Songs/juravel.html