История античного Ирана. Шахиншах Хосров II и его прекрасно-ужасное правление
Твёрдо и уверенно идти к своей цели - это то, с чем испытывает проблемы огромное число людей. Если достигнуть того, чего давно желаешь, не получается, это неизбежно приводит к фрустрации. Можно потерпеть неудачу в самом начале и крайне расстроиться, но гораздо хуже, когда цель почти достигнута, однако затем следует провал.
Это может разрушить человеку жизнь, в зависимости от ситуации конечно, но если на кон поставлено всё или почти всё - то так и выходит. В случае с государствами это правило тоже работает. Очень яркий, но при этом по какой-то причине не самый известный эпизод такой потери - последние полвека жизни царства Сасанидов, также известного как Вторая Персидская империя. Оно высоко поднялось, но чрезвычайно болезненно упало, настолько болезненно, что вовсе перестало существовать. Об этом поначалу оптимистичном, а затем депрессивном эпизоде иранской истории пойдёт представленное повествование.
Солнечная держава
Эта история неразрывно связана с именем шашиншаха Хосрова Второго Парвиза (с персидского - "победоносного"), который правил Ираном в 591-628 годах. Родился Хосров в 570 году в Ктесифоне, сасанидской столице на территории современного Ирака.
На тот момент Сасаниды руководили своей империей уже не одну сотню лет. Она появилась в 220-ые года нашей эры, сместив потерявшую к тому времени авторитет власть парфянских царей. Парфяне, происходившие с севера Персии, веками вели опустошительные войны с Римской империей и с каждым десятилетием слабели от этого. В последней войне в 210-ых годах Парфии удалось разбить римлян и прогнать их из Месопотамии. И тем не менее, её ресурсы и контроль были этими внешнеполитическими достижениями очень весомо подорваны.
Этим воспользовался правитель провинции Фарс (Парса) Ардашир (это имя нам более привычно в греческой транскрипции - Артаксеркс). В Парфянском государств все регионы были крайне автономны, там были собственные династии, управляемые местными шахами. Ардашир был как раз из таких руководителей. Присоединив к Фарсу Исфахан и Керман, он открыто выступил против парфянской власти и ожидаемо быстро сверг её, ослабленную конфликтами как внутренними, так и наружными. После этого Ардашир стал шахиншахом новой династии Сасанидов, которая стабильно правила практически четыре столетия.
Знающий историю Античности читатель здесь поймает чувство дежавю, и неспроста - Сасаниды практически один в один пошли по стопам Ахеменидов, основавших Первую Персидскую империю в VI веке до нашей эры. Обе династии были персами, обе первоначально правили только в Фарсе и обе свергли изначально более крупных северных предшественников. Сами сасанидские цари знали и постоянно подчеркивали это сходство, создав своего рода идеологию вокруг ахеменидского прошлого и традиционной иранской религии - зороастризма. Они агрессивно расширяли свои владения, подражая Киру Великому и Дарию I.
Это привело к тому, что в течении III - V веков Сасаниды распространили свою власть на Армению, Месопотамию, юг Средней Азии, земли нынешнего Афганистана, Азербайджана и на долину Инда, более чем наполовину восстановив границы державы Ахеменидов.
Как видно по карте выше, Вторая Персидская империя была куда успешнее Парфии. Не только территориально, но и в смысле административного управления - Ардашир и его потомки значительно централизовали владычество над своими владениями, дабы исключить возможность восстания в регионах уже против них самих. В V веке ввиду вторжения кочевников из Средней Азии (Белых гуннов) и потери части территории Сасаниды окончательно укрепили контроль над завоёванным, упразднив до того вассальное Армянское царство и сделав его прямо управляемой землёй.
Помимо этого, ряд западноаравийских кочевников также были иранскими вассалами, однако в 602 году арабский конгломерат Лахмидов, до того верно служивший Ктесифону, был лишён автономии и стал полноценной частью империи, что вместе с покорением ей в 570 году территории современного Йемена сделало Сасанидов правителями неприлично огромной по тем временам территории. Они одержали верх и над Белыми гуннами, и над арабами, и над народами Кавказа. На Востоке им не было равных, да и в целом фактически никаких государственных образований кроме Персидской империи там к тому времени не осталось.
Тогда-то на сасанидский престол и взошёл Хосров Парвиз. Ему досталась держава на своём пике, с передовым войском, развитым администрированием и колоссальными ресурсами. Однако самая главная цель её за все эти века так и не была достигнута, и цель эта заключалась в возвращении принадлежавших Ахеменидам земель на западе. Это было нужно, дабы устранить главного конкурента Сасанидов - Восточно-римскую империю. Она была для тогдашних иранцев злейшим врагом и позорным напоминанием о падении Ахеменидской державы.
Я полагаю, не нужно много разъяснять про то, что Византия, хоть и считалась Римской империей и сами её жители называли себя ромеями (то есть римлянами), в действительности была дитём эллинистического мира, где доминировали греки, их язык, культура и традиции. На латыни в ней мало кто говорил, а отождествление с Римом было по большей части идеологическим (хотя греки хотя бы были под властью императоров из Апеннин и очень повлияли на латинскую культуру, поэтому они, очевидно, более правдоподобные "ромеи", чем, к примеру, тоже считавшие себя наследниками Римской империи германские племена). После V столетия связь Византии с Италией была прервана, что запустило процесс отмирания тех немногих элементов с запада (к примеру, использования латыни как государственного языка), что таки были в восточной части империи. Она превращалась в исключительно эллинистическое государство. Даже когда при императоре Юстиниане Константинополь вернёт себе контроль над Вечным городом и итальянским сапогом в целом, центр явно будет в Анатолии и на южных Балканах и это уже никогда не изменится.
Осталось лишь сложить два и два - легко понять, что Восточно-Римская империя чуть более, чем полностью - наследница эллинистической эпохи, когда греческий язык распространился в Анатолии, Сирии, Палестине и Египте. А сделать он это смог после вторжения туда греко-македонских армий под командованием Александра Филиппыча и разрушения ими той самой империи Ахеменидов. Для Сасанидов само существование Византии было тяжёлым грузом и ударом по их идеологии, поэтому с ней они воевали постоянно.
Две сильнейшие страны своего времени (а до появления в 618 году в Китае империи Тан кроме них никаких крупных держав на всей планете буквально не было) имели неразрешимые противоречия, но, как во все времена было заведено в геополитике, часто сменяли вражду "дружбой". Причём именно с Хосровом II это приняло наиболее выраженную форму, так как к власти он смог прийти благодаря византийскому императору Маврикию. В 590 году был свергнут с престола и убит шахиншах Хормизд IV. Его сын и преемник Хосров Парвиз вскоре также лишился власти в результате мятежа полководца Бахрама Чобина. Хосров бежал в Византию и умолял императора о помощи. Император Маврикий усыновил молодого шаха, и Хосров с помощью византийской армии вернул себе престол предков. После этого в 591 году между двумя державами был подписан крайне выгодный для Восточно-Римской империи мир: Иран отказался от византийской дани, которую та платила ранее по условиям окончания предыдущих войн, а империя существенно расширила свои границы на Востоке — почти вся Армения, с начала V века принадлежавшая Сасанидам, отошла к Византии. Утвердившись на троне, Хосров II поддерживал с соседом мирные отношения, однако с помощью тайной дипломатии разжигал антиимперские настроения среди армянской знати.
Очевидно, что в политике таких понятий, как честность и благодарность, почти не встретить. Но Хосров, что удивительно, не стремился вновь пойти на запад, пока был жив его благодетель Маврикий. Но вот когда того свергли в 602 году, Парвиз избавился от своего якоря и тут же начал войну с новым императором Фокой. Но это был лишь повод. Понятно, что шах решился наконец победить главного врага своей державы. Время он выбрал отличное - Византия к тому времени начала трещать по швам, будучи не в состоянии удерживать наступавших лангобардов в Италии и славян с кочевниками на Балканах.
Поэтому время для персидского вторжения явно было идеальным. Хосров прекрасно понимал свои возможности и не преминул бросить основные силы на финальную битву с историческим противником. На ее первом этапе персы достигли впечатляющих результатов. Овладев пограничными крепостями, они к 610 году заняли Северную Месопотамию и Армению, а через три года завоевали Сирию. В 614 персы взяли Иерусалим, в 617-ом вторглись в Египет, а к 622 контролировали большую часть Малой Азии. Не раз их конница совершала стремительные набеги до самого Мраморного моря.
Таким образом, становится ясно, почему Хосров Второй получил прозвище "Победоносный" - он почти смог взять сам Константинополь, осадив столицу врага в 626 году совместно с наступавшими на Балканах славянами и аварами. Величайшая из целей Второй Персидской империи - возвращение к границам, которые были при Ахеменидах, при нём оказалась очень близко.
И то того, наверное, шаху было очень обидно, когда сместивший Фоку император Ираклий путём выжимания до предела денег и ресурсов буквально из всего, что ещё осталось у Византии, включая Церковь, сумел переломить ситуацию в свою пользу и выгнать Сасанидов из Анатолии, вторгнуться в Месопотамию и разорить её. Вкупе с провалом осады Константинополя это разрушило доверие иранской элиты к Хосрову и он был убит в феврале 628 года в ходе заговора знати. Его преемник Кавад III согласился уступить ромеям всё завоёванное. Эта война, столь многообещающая и эпическая, кончилась для Сасанидской державы огромным провалом и признанием поражения от Византии.
Но империя, однако, продолжила существовать. Она ещё могла восстановиться и что-то из себя представить, возможно, вновь стать угрозой для взявшего верх соседа. Но дальше дела пошли только хуже - пока персы упорно бились с греками, арабы на юге вдохновились словами пророка Мухаммеда и основали Халифат, который к 632 году занял сасанидские владения в Аравии. В этом была и доля вины самого Ирана - лишив в 602 году своих вассалов - Лахмидов, автономии, Хосров II унизил их и тем создал почву для перехода до того лояльных семитов востока пустынного полуострова под знамёна их родственников из Мекки и Медины.
Мусульмане использовали истощение двух великих империй и недовольство простого народа, который устал от десятилетий разорения, чтобы нанести по ним мощнейшие удары. И если Византия всего лишь (что было объективно не самым худшим раскладом в том контексте) утратила более половины своей территории в пользу Халифата, то Сасанидов он просто уничтожил. Последний шахиншах Йездегерд III девятнадцать лет сопротивлялся арабам, однако усталость страны от конфликтов и идеологическое преимущество противника (ислам тогда был очень новой и гибкой религией) оказались упорнее, и в 651 году Вторая Персидская империя сдалась. В Табаристане (Мазендеране), правда, боковая ветвь сасанидской династии - Бавандиды, правила аж до середины XIV столетия и даже сохранила на некоторое время зороастризм, приняв ислам только в IX веке. Однако в целом Иран временно потерял собственную государственность, был быстро исламизирован и утратил немалую долю своей уникальной культуры.
Затем будет ещё несколько крупных иранских империй, таких как Сефевиды. Но ни одна так и не сможет достигнуть того уровня могущества, который был у Сасанидов. Они почти одержали верх над своим единственным, как они думали, врагом, однако пали от меча другого, на которого просто не обратили внимания в погоне за своими амбициями.
Хосров II, несмотря на своё прозвище, в итоге проиграл, пусть и одержал массу побед. А после него все планы по возрождению величия Ахеменидов в Иране навсегда были забыты, как и часть его идентичности, стёртая влиянием ислама. Эта история - один из самых показательных случаев весьма обидного типа проигрыша, когда случилось то самое почти, которое, как известно, не считается.
Лига историков
18.3K постов54K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения