228

Историчность Napoleon: Total War1

Хотя Napoleon: Total War не особо новая игра, у нее немало поклонников. И, думаю, у многих возникал вопрос - а насколько близко игровой процесс отображает военное дело той эпохи? В этом посте я постараюсь подробно разобрать этот вопрос.


Сразу оговорюсь - я рассматриваю игру не с точки зрения хорошо-плохо, а исключительно исторично-не исторично. В конечном счете, для компьютерной игры важен геймплей, а не стопроцентное соответствие истории.

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Организация армии


Пожалуй, первое, что бросается в глаза - непонятен масштаб. В игре есть некие "отряды". Что они из себя представляют? Судя по численности - это рота. По характеру действий на поле боя - батальон/эскадрон. По стратегическому масштабу - полк или даже бригада. Добавляют путаницы названия отрядов, где смешаны названия рот, полков и даже целых воинских формирований.


Ряд неточностей в названия добавили переводчики. "Chevau-Légers Lancers" почему-то перевели как "рейтары". Для русских линейных частей - "Musketeers" - вместо вполне аутентичного "Мушкетеры" зачем-то то сочинили "стрелки с мушкетами".


Давайте пройдемся по основным родам войск. Я рассматриваю армии Франции и России, поскольку больше всего разбираюсь именно в них.


Пехота

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Пехота делится на регулярное ополчение, легкую, линейную, гренадеров, элитную и застрельщиков. В принципе, это соответствует действительности. Разве что застрельщиков не выделяли в отдельный тип (считали легкой пехотой), а словосочетание "регулярное ополчение" - оксюморон.


Названия отрядов вполне аутентичные и правильно соответствуют их типам. Действительно, егеря и шассеры - легкая пехота, фузилеры (у французов) и мушкетеры - линейная. Правда, это все названия рот. В то время как 9-й легкий, московский, семеновский и тому подобные - это уже полки. А национальная гвардия - вообще тип воинского формирования.


Кавалерия

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Кавалерия делится на легкую, среднюю, тяжелую и уланов. Исторически уланов считали легкой кавалерией, впрочем, все же отделяя от гусар и егерей.


Легкая кавалерия представлена конными шассерами, гусарами и казаками. Непонятно, почему у Франции нет гусар (хотя есть 5-й гусарский полк), но в целом все нормально.


К тяжелой отнесли кирасир, карабинеров и драгун. Драгун обычно относили к средней, но, поскольку это деление условно, это не так важно. В остальном нареканий нет.


В кавалерии нет такой путаницы, как в пехоте - все названия соответствуют полкам. Можно придраться к русским "конным стрелкам" (Mounted Rifles) - такого подразделения не существовало. Судя по форме, это просто конные егеря.


Артиллерия

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Артиллерия разделяется на пешую и конную, а сами орудия - на пушки, гаубицы и ракеты. Пушки делятся по калибру, выраженному в весе ядра (в фунтах). Это полностью соответствует истории.


Недоумение вызывает лишь количество орудий в отряде - 4 орудия это всего пол роты (батареи). Также у орудия 4 человека расчета вместо 6 и отсутствуют дополнительные солдаты для вспомогательных задач и замены выбывших - исторически в роте из 8 орудий было 90-100 человек.


С организацией разобрались, перейдем к тактике.


Тактика

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Для всей серии Total War характерна полная управляемость войсками. Можно кликнуть в любом месте поля, растянуть строй на нужную ширину и в нужном направлении - и отряд бодро почешет занимать указанное положение, перестраиваясь на ходу.


Разумеется, ничего подобного в реальных сражениях не происходило. Солдаты умели выполнять только строго определенные типы маневров, да и то получалось не всегда. Например, во многих источниках отмечается, что если пехота начала стрелять, крайне сложно заставить ее прекратить огонь и делать что-то еще.


Длинные тонкие линии, коими сражались весь 18-й век, были крайне медлительные. Действия же сомкнутым строем на пересеченной местности часто были вовсе невозможными. В игре же отряды, построенные в 2-3 шеренги, без проблем двигаются бегом хоть через поле, хоть через лес, выдерживая идеальное равнение. Это, в свою очередь, делает бессмысленным использование колонн, столь характерных как раз для наполеоновской эпохи.


Наконец, растягивание или сокращение шеренг во время боя вообще не практиковалось.


Пехота

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Пехота по-умолчанию построена в три шеренги - для большинства армий это правильно. Правда, строились плотнее чем игре - на человека приходилось, согласно уставам, около 55 см.


Стреляют все три шеренги - тоже верно, хотя и с некоторыми оговорками. Так что в целом со стрельбой все в порядке. Единственное - почему, блин, разработчики не могли научить юнитов не стрелять по своим? Еще в "Завоевании Америки" была такая кнопка. Впрочем, это замечание уже не к историчности, а к геймплею...


Со штыковым боем хуже. В источниках неоднократно упоминается, что штыковой бой на открытой местности - большая редкость. Почти всегда еще до столкновения одна из сторон обращалась в бегство. Да, звучит неожиданно, но тому есть масса свидетельств.

В игре же пехота может рубиться в штыки довольно долго - достаточно, чтобы подвести подкрепления, например.


Линейная пехота умеет строить каре, легкая умеет действовать в рассыпном строю. В принципе, похоже на правду.


Серьезная ошибка связана с гренадерами. Несмотря на свое название, в это время гренадеры уже не вооружались гранатами. Это просто были роты из более высоких, сильных и храбрых солдат, чем остальная пехота.


Кавалерия

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Кавалерия так же, как и пехота, по-умолчанию построена в три шеренги. Это неверно - в то время эскадроны большинства армий строились в 2 шеренги. И построение регулярной кавалерии было значительно плотнее - на всадника приходилось всего 70-76 см


Легкая кавалерия носит ружья и умеет стрелять на полном скаку. Это не совсем соответствует истории. Ружья (и, иногда, пистолеты) они действительно носили, но это было вспомогательное оружие, используемое преимущественно в "малой войне". В сражении оно почти не использовалось, и уж точно не использовалось в атаках на галопе.


Тяжелая кавалерия атакует исключительно "шоком" и холодным оружием - что правильно. Но зачем-то ей сделали построение клином. Я не видел никаких упоминаний о том, что конница строилась клином в данный период. У разработчиков вообще какая-то особая любовь к этому типу строю - он везде присутствует, хотя нигде не работает.


Уланам вообще сделали построение "ромбом". Откуда разработчики его взяли - не представляю. Кроме того, казаки, являясь иррегулярной кавалерией, не строились шеренгами, а действовали лавой.


Также, как и с пехотой, в источниках отмечается что практически не бывало столкновения масс кавалерии. Да и атаки на пехоту обычно заканчивались мгновенно - либо пехота бежала, либо кавалерия отступала. Длительных заруб, как в игре, обычно не происходило.


Артиллерия

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Артиллерия дальнобойна, смертоносна и медлительна. По первым двум пунктам замечаний нет, а вот последнее стоит рассмотреть подробнее.


У орудий было 2 способа передвижения. Первый - когда орудие ставилось на передок и транспортировалось стволом назад.


Второй - перемещение силами расчета. Солдаты брались за канаты и катили орудие вперед или назад.


Очевидно, что первый способ быстрее, но требует подготовки и не позволяет вести стрельбу, второй - медленнее, но лишен этих недостатков. На игре представлен только первый способ. В итоге даже небольшое продвижение или поворот требует надолго прекратить стрельбу, что не соответствует истории.


В игре пешая артиллерия заметно отстает от пехоты, хотя в реальности на передках орудия двигались даже быстрее. Конная артиллерия в этом плане ближе к истории, но тоже есть изъян.

В рамках игры взятие орудий на передки сопровождается разворотом орудий. При наступлении это нормально, но при отступлении - избыточно. Более того, для быстрого отступления орудие соединялось с передком канатом - таким образом, можно было начать движение сразу после выстрела. Пальнуть картечью напоследок - милое дело.


Таким образом, в реальности орудия все-таки были более подвижны, чем в игре.


Сражение в целом

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Засчет гораздо большей скорости передвижения войск, сражения проходят гораздо быстрее, чем в реальности. Оно и понятно - мало кому захочется сидеть перед монитором пару часов, глядя как развертываются пехотные дивизии. Но это имеет и негативную сторону - ситуация меняется гораздо стремительнее и порой сложные тактики с постепенным вводом войск просто не успеваешь применить.


Отсутствие элементарного ИИ формата "атакует кавалерия - постройся в каре" и маниакальное желание расстрелять своих же сильно смещает фокус с планирования на микроконтроль. Автор сих строк вообще не может управлять армией из 10+ отрядов без паузы. Можете называть раком :)


Очевидно, что в реальности Бонапарт или Кутузов не отдавал приказы полкам, и уж тем более батальонам. Он ставил задачу Даву или Багратиону, те - своим дивизионным генералам и далее по цепочке. К сожалению, в игре это не так.


Однако в целом картина боя похожа на реальную. Пехота держит позицию, артиллерия косит вражеские ряды, кавалерия нависает на флангах и, в решительный момент, обращает противника в бегство. И это здорово :)


______
При написании поста использовалась литература:
1. А. Л. Жмодиков "Наука побеждать. Тактика русской армии в эпоху наполеоновских войн"
2. О. В. Соколов "Стратегия и тактика Наполеоновской армии"
3. Сайт napoleonistyka.atspace.com

4. Игра Napoleon: Total War

5. Сайт totalwar.fandom.com

6. Гугл картинки


P.S. Если у вас возник вопрос, есть ли какая-то, более историчная стратегия по данной эпохе, могу порекомендовать Scourge of War: Waterloo. Но играть в нее тяжко. И там тоже не все идеально...

Лига Геймеров

53.9K постов91.5K подписчика

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в
Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач

За неэтичное использование сообщества - тоже бан. Если ты выкладываешь пост в наше сообщество и получаешь стартовые плюсы от наших подписчиков, не думай, что вытаскивать потом пост в своё личное сообщество будет умным поступком.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

какой тотал вар назовете лучшим?
Недавно в стиме шогун 2 раздавали. Начал в нем залипать, но как понял копейщики в нем дисбалансные.

раскрыть ветку (56)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Да хз, если честно. Я играл-то только в первый рим, второй медивал и наполеон. Ну и в вархаммер немного... Кмк, лучше тот, который больше прет по сеттингу и антуражу. Потому что механика +/- одна и та же и историчность всегда условна.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Как по мне лучший Вархаммер, но только при условии, если у тебя есть много денег ибо нужно купить первый со всеми ДЛЦ, потом второй со всеми ДЛЦ и только потом наслаждаться игрой в смертные империи за любую из фракций)))
раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот вот, такое ощущение что парадоксы игру делали.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну на самом деле обновления то стоят не дорого, но это если ты брал из на релизе, а вот если ничего не брал и хочешь сейчас все играбельные фракции, то это больше 10к за раз отдать и это пиздец на самом деле
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Хах, в том то и прикол, брал на релизе топ Эдишн или что-то там, дали хаоситов за это, а через месяц(или даже неделю), парампам раздали их всем бесплатно. Ну и ещё какие-то бонусы были. А все остальное плати денежку отдельно наравне с остальными. И чтобы открыть всех игровых персонажей в кампании нужно очень много отдать, сейчас собираю по чуть-чуть на акциях.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
О том, что хаос всем потом дадут говорили, но так да, покупать надо по факту выхода
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но не так быстро же, тк особого смысла не было брать дорогую версию.

0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Либо открыть торренты)
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не скажу наверняка, но вроде как к ТВВХ 2 обновления на торрентах появляются ОЧЕНЬ не скоро от релиза, а на первый Вархаммер так и вообще Норска так и не вышла
раскрыть ветку (4)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
2 часть есть вроде с большинством дополнений: пираты, хемри, норска и т.д.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот именно, что с большинством, но не всеми, тень и клинок не знаю взломан ли, а The Warden & The Paunch точно не скоро от релиза появится. Во всяком случае раньше каждую обнову к нему по 3 месяца ломали. Но сам особо не слежу, покупаю
раскрыть ветку (2)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Тень и клинок точно есть, сейчас проверил=) Да, я тоже подумываю купить. После неудачного рефорджа остерегаюсь покупать игры, которые не потестил на торрентах

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну я говорю, что давно не следил ибо давно все допы скуплены, а новые беру сразу, пока на них 10% скидки. Раньше дополнения, что к первому, что ко второму ломали месяцы
7
Автор поста оценил этот комментарий

Как человек переигравший во все, кроме вархаммера, самый лучший на данный момент последний тотал вар three kindoms. Он лучше прошлых частей во всем, баланс, экономика, политика, сражения, вообще не жалел ни копейки на него.

По теме, наполеон довольно убогий, так как там по сути 2 пехотных юнита- ополчение, и все остальное. Разницы между линейной пехотой практически нет, они все одинаковые. Даже в том же сёгуне 2 падении самураев в разы лучше реализация войск, ты хотя бы ощущаешь разницу и прогрессию от ополчения до императорской гвардии.

Недавно в стиме шогун 2 раздавали. Начал в нем залипать, но как понял копейщики в нем дисбалансные.
Хз, если ты про традиционных с длинными копьями, то они бесполезные. Гибридные копейщики имеют огромный армор, но при прочих равных самураи с мечами их порубят, а вот лукари их почти не дамажат. Сохэи с луками, обученные в локации с мастерами луков- вот где имба имбище.

раскрыть ветку (21)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Медивал вроде ещё ничего так, по крайней мере до вторжения Орды.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Это была отличная игра для своего времени, но если сравнивать с современными частями уже очень деревянный устаревший движок у этой игры, лучники крайне стремно выбирают цели для обстрела, на стенах огромных замков влезает полтора отряда и то половина даже не стреляет, крайне тупой ии конницы, которой без ручного управления чарж хрен сделаешь, неработающая дипломатия.

Глобалка отличная, как и экономика, я с надеждой ждал продолжения сеттинга, но в итоге имеем очередной древнегрек...

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Меня в дипломатии умилили принцессы, с помощью которых в фантазиях разработчиков можно изобразить из себя Габсбургов.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А она вообще где-то работала? Во втором медивале заставить кого-то напасть на другого нереально. Разве что Папу подговорить крестовый поход объявить.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мое мнение, глобалку в медаивале может хвалить только тот, кто играл в глобалку только в медаивале.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хз играл во все части кроме вархамеров, это новомодное разделение деревни/город как по мне неудачное решение. По сути в одном регионе имеем 4 здания с 3 апгрейдами, а в медиевале можно было строить город почти всю компанию, постоянно было куда деть бабки. Да и религия классно сделана для того времени, хотя дипломатия да весьма кривая.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Самураи-лучники Тёсокабэ тоже сильные, высокий радиус стрельбы, много боеприпасов, при этом их ещё в ближнем бою применять можно, хотя и не слишком эффективно. Но не разбегаются, как крестьяне.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Дальность решает, у тех же тёсокабэ есть улучшенная версия сохэев, которые еще круче. Этот лишний полтос дальности позволяет сносить без потерь лучников на стенах, когда самураи лучники даже от ассигару на стенах получат потери человек 40.

0
Автор поста оценил этот комментарий

в 3 королевства я так понял разнообразия наций нет?

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну с точки зрения юнитов, у каждой фракции всего 1 уникальный юнит, но в целом чего еще ждать, если события проходят в одной стране. Но зато это наверное первый тотал вар, где юзабельны вообще все игровые войска, такого никогда не было в серии, всегда или бесполезные стрелки или конница, или копейщики.

Плюс самая лучшая политика, где каждая фракция играет по своему, в зависимости от характера правителя, и это реально работает. Подлые предают и нападают даже через союз, всяких торгашей легко запугать и завассалить, так как они не хотят воевать, честные никогда не нарушают никаких договоров и тд.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

глупость ИИ тоже бросается в глаза?

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В сравнении с другими частями, повторюсь, тут лучшая дипломатия.  Тут бывают просто "глупые" правители, которые сами тупят, но у них так характер прописан.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

это дипломатия, а как в бою себя ведут?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я почти каждое сражение руками играл первые 2 катки, ибо очень интересно + там сражение  убер боссов генералов (которое по желанию можно отключить в настройках, сделав их как в прошлых частях обычным юнитом, дохнущим от пары стрел)

ИИ например умеет считать силу своих лучников и вражеских, исходя из этого нападать или встать в защиту. Отлично флангает конницой и в целом разные построения у разных генералов. Добавили авто выбор целей для лучников, если есть риск стрелять по своим они сменят цель, разве что ты их спецом не заставишь стрелять. Отличные осады замков, например на стенах стреляют все ряды лукарей и они !!ОМГ!!! научились поворачиваться, что бы стрелять внутрь города.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Ну не скажи, в Наполеоне пехота очень круто отличается, например англичане все хорошие стрелки, француз в рукапашке огонь и т.д.
раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

https://wiki.totalwar.com/w/Coldstream_Guards_(NTW_unit).htm...

Вот это прям разница, аккураси одинаковое, англичане имеют 90 релоада и 9 рукопашки, а французы 85 релоада и  10 рукопашки, - ну все прям разница небо и земля. Не смеши. Гвардия вообще имеет почти те же статы, что и обычная линейка, а цена в 2 раза выше. Там разница была только в пушках в игре, и все.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А ты сравни русскую линейную с английской, 35 точности простив 50. Релоад 40 против 60. Рукопашка 6 против 7. Цена примерно одинаковая.

0
Автор поста оценил этот комментарий
На практике видно, перестрелка с ИИ Франции потери растут быстрее от англичан. Может разрабы коряво это сделали, но оно работало. За каждую страну игралось в основном по разному.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Хз сколько играл никакой разницы между юнитами, они все плюс минус одинаково стреляли 1 на 1. Я конечно могу по быстрому скачать и запустить быстрый кастомный бой, но помоему я и так это делал в свое время, и поэтому разочаровался в балансе. Разница была только между ополчением и линейкой, все линейки были одинаковые.

Иллюстрация к комментарию
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот кстати большой минус игры, у франзуво и англичан слишком много различных элитных полков сделать можно, в отличии от РИ например.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Это да, очень обидно было за РИ играть без нормальной элиты.
5
Автор поста оценил этот комментарий

Если говорить "в общем и целом", то как уже сказали - Three kingdoms.

К Shogun 2 есть отличнейший мод Master of Strategy - фиксит копейщиков(стенка яри удалена вообще) и добавляет лимиты на роды войск, тем самым устраняя возможность тупого спама лучших юнитов. Вы удивитесь насколько игра заиграет новыми красками если выйти из "зоны комфорта" привычных юнитов.

ОДНАКО! Если отбросить все иные аспекты игры и сосредоточиться чисто на сражениях - вархаммер. Без вариантов. Лучшее что случалось в истории тотал вара. "Управленческий" аспект стратегической карты все равно лучше реализован в играх парадокса (из последних - Stellaris, Imperator).

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Imperator sucks... скучный и такое ощущение не доработаный... а стелларис шикарен, единственно что меня напрягает в нем это отсутствие возможности управлять боем.. бесит когда у тебя линкоры с титанами улюлюкая залетают в центр боя вместо того что бы из далека настреливать...

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так дальность ведения боя настраивается типом боевого компьютера же.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

всё топовое, один фиг свалка, по логике вещей первая волна должна быть из корветов (рой) который должен связать врага на расстоянии, вторая это эсминцы настроенные на "перехват" корветов и истребителей, третья "линия" из крейсеров и линкоров тяжей/пво/авианосцев по идее должны сдерживать корабли противника которые умудрились пройти через корветы, ну а четвертая это линкоры и титаны с компом на артилерию которые тусуются в дали и накидывают по кораблям противника... это моё виденье по факту же получается brawl где в центре замеса борт к борту могут сойтись 2 титана..

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ты не понял, там у каждого тиера БК есть 3 типа поведения, артиллерия, линия и рой, кажется, и в зависимости от того, какой ты на корабль поставишь, и будет выбираться дальность стрельбы и модель поведения.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, я как раз понял, я о том и говорю что эта система не работает тк. твои титаны и линкоры ломятся в центр битвы, вместо того что бы настреливать издалека

1
Автор поста оценил этот комментарий
Для меня однозначно Medieval 2 и Rome.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Тотал вар арена был прикольным в смысле ощущений - когда ты командуешь лишь малой частью армии. Обидно конечно было сливать из-за тупых тимов. Зато в плане неожиданных и интересных ситуаций-задач лучше любой другой в серии, в остальных сыграл пять битв и уже все остальные знаешь как пойдут от первой минуты до последней.

Жалко что загнулась идея, мне кажется тут больше жадность разрабов сыграла чем неприятие игроков новинки.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Первый Рим
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Просто не надо их построение слишком часто использовать, так будет баланс. Можно Икко-икки взять, там копейщиков все равно немного будет из-за больно низкого содержания асигару с катанами и игра интересней, со своей религией и монахами.

Они всё по-своему хорошие, даже у Эмпайра есть плюс в виде красивых морских сражений. А так Шогун второй- отличный выбор, особенно дополнение к нему (19 век). Рим 2 и Атилла тоже годные, китайцы же, имхо, на любителя.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Из современных мне второй Рим понравился.
А так самые лучшие это Mediaval 2 и  Rome. Вся сила тоталвара в возможности модифицировать игру и для первого Рима и второго медиевала понаделано множество отличных модов. В последующих играх сделали практически невозможным создание новых глобальных карт так что поиграть в Средиземье не получиться.

Я видел только один мод, в котором была новая глобальная карта. Мод на второй сегун по тематике периода Троецарствия в Китае но мод не доделан по понятным причинам.

Предпросмотр
YouTube1:51
раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ветер Скандии для Мед2?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Выбрать "самый-самый" мод сложно - их слишком много.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Хз, в первых тоталах нет почти никакой сложности. Тот же рим всю дорогу играется кавалерией, которая в капусту крошит вообще все, что пики что мечи.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Поэтому-то в первом Риме надо играть за восточные фракции. Я всегда предпочитал Селевкидов - к тому времени как зачищаешь свою часть карты, Рим уже гегемон и биться с ним одно удовольствие. Впрочем, это характерно для первой части, во второй он слабо выделяется на фоне остальных
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Поэтому-то в первом Риме надо играть за восточные фракции
Так за них же еще легче? У них хоть какая никакая тяжелая кавалерия есть, в отличии от Рима?
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Есть, но до неё нужно развиться, вынеся Египет, Понт, Парфию и Армению. Там сложность больше стратегическая. А на первых порах фаланга ополченцев и мусорная греческая конница. Катафрактарии поздний юнит. Но есть колесницы) И слоны)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Во втором хорошо то, что эдак к сотому ходу вся карта на альянсы поделена, и начав за каких-нибудь массагетов можно в сильные блоки упереться. Конечно, если заплатить, то можно по одному из альянсов фракции выдёргивать и лупить по очереди, но всё же.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Я бы назвал мод Roma Surrectum III на базе первого Рима, а из ванильных - Attila TW. Геймплейно, в первых частях мне больше нравится экономика и стратегическая карта со строительством, в новых - сражения, наземно-морские, но строительство очень урезали, на мой взгляд.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Шогун лучший, атмосферно, и играть тяжко, если вдалеке от факторий, то приходится каждую копейку считать. В остальных армии очень быстро превращаются в каток, который сносит всех.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не очень понимаю, почему людям заходит такое лютое однообразие Сёгуна. Там же все фракции одинаковые, по большому счёту.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку