Искусство рассказчика: законы драматургии в сторителлинге

Как превратить факты в драматическое повествование, а скучный рассказ – в захватывающую историю? Сегодня поговорим о драматургии сторителлинга.

Искусство рассказчика: законы драматургии в сторителлинге Развитие, Проект, Бизнес, Маркетинг, Рынок, Предпринимательство, Малый бизнес, Фриланс, Торговля, Стартап, Длиннопост

Вопреки назойливой какофонии информационного шума, она помогает брендам создавать контент, который западает в душу потребителям.

Сторителлинг – это древнее искусство рассказывания историй, которое получило новую жизнь.

Еще с тех времен, когда пещерные люди собирались вокруг костра и рассказывали друг другу байки на сон грядущий, смысл остался прежним – передача информации через увлекательные, эмоциональные истории, способные привлечь и удержать внимание аудитории.

В маркетинговом и PR контексте сторителлинг помогает компаниям выделиться среди конкурентов за счет запоминающихся нарративов вокруг бренда, продуктов и услуг. Сторителлинг способен вызвать у потребителей эмпатию, любопытство и интерес и, таким образом, установить прочную эмоциональную связь.

Ведь чем хорош сторителлинг? Интересный рассказ убеждает намного сильнее, чем прямая реклама или презентация фактов, будит человеческие чувства и побуждает к действию, создает такие ассоциации и впечатления, которые закрепляются в сознании читателей или слушателей надолго.

Важность драматургии в построении истории

Однако для того, чтобы история цепляла и увлекала аудиторию, ее выстраивают по правилам драматургии.

А драматургия - это искусство создания захватывающих сюжетов, наполненных конфликтами, неожиданными поворотами, ярким характером персонажей. Применение драматургических приемов и отличает добротный сторителлинг от простого пересказа событий.

Грамотное использование законов драматургии способно превратить рассказ в увлекательное приключение для слушателей, удерживать внимание от начала и до самого конца, пробуждая любопытство и интригуя новыми поворотами сюжета.

Драматургия учит создавать интригу, усиливать напряжение, мастерски создавать и разрешать конфликты.

Всё это – важнейшие элементы искусной истории. Если убрать драматургию из сторителлинга, рассказ превратится в расписание поездов, в сухой пересказ фактов, который быстро наскучит аудитории.

Ну что ж, с важностью драматургии разобрались. А теперь перейдем к обязательным структурным элементам.

Искусство рассказчика: законы драматургии в сторителлинге Развитие, Проект, Бизнес, Маркетинг, Рынок, Предпринимательство, Малый бизнес, Фриланс, Торговля, Стартап, Длиннопост

Структурные элементы

👲 Протагонист

Протагонист – это центральная фигура, главный герой, основное действующее лицо, с которым аудитория должна ассоциировать себя и сопереживать ему.

Он задает тон и ритм повествования, ведет слушателей через все перипетии сюжета. Преодолевая преграды, протагонист вызывает наибольшую эмоциональную связь с публикой.

Хороший протагонист должен быть ярким, харизматичным, обладать сильной мотивацией и индивидуальными чертами характера. Это помогает аудитории лучше понять его и проникнуться сопереживанием к его целям и устремлениям.

При создании образа главного героя уделите внимание внутреннему конфликту его целей и преградам на пути к ним. Чем сложнее преграды, тем интереснее наблюдать за действиями героя.

🎭 В драматургии различают 4 обличия протагониста:

🧘‍♀🧘‍♂ Знакомые

Это люди нашего круга, которых мы хорошо знаем и понимаем, чьи проблемы нам знакомы. То есть, это наши друзья, соседи, родственники, сослуживцы. Словом, обыватели, простые горожане или односельчане. Среднестатистические. Примеры: товарищ Новосельцев («Служебный роман»), Эдди Эдвардс («Эдди “Орел”»), Рэй Крок («Основатель») и другие

🤼‍♀ Андердог.

В дословном переводе это собака, придавленная другой, более сильной собакой. То есть, это герой из низов, который не сдается и идет к цели. Примеры: Золушка, Крис Гарднер («В погоне за счастьем»), Энди Дюфрейн и Ред («Побег из Шоушенка»).

В вашем сторителлинге чаще будут использоваться первые 2 типа протагонистов. Остальные 2 используются либо в кино, либо в литературе.

👻 Потерянные души.

Это персонажи, которые переступили черту, вышли за рамки закона и морали. Пример: Майкл Корлеоне («Крестный отец»), Тельма и Луиза, Джон Уик и другие.

🤩 Идолы.

Это персонажи со сверхспособностями. Примеры: Джеймс Бонд, Убивашка и Папаня («Пипец»), Майк Бэннинг («Падение Олимпа», «Падение Лондона»), герои студии Marvel и другие.

🏃‍♂ Антагонист

Антагонист – это персонаж, противостоящий протагонисту и создающий главный конфликт.

Он олицетворяет преграды и препятствия, которые необходимо преодолеть герою для достижения цели.

В роли антагониста может выступать как отдельный персонаж (соперник, противник, враг), так и обстоятельства, внешние силы или внутренние демоны самого протагониста. Главное – антагонист должен представлять реальную угрозу и создавать непреодолимое, на первый взгляд, препятствие для героя.

Чем сильнее и опасней антагонист, тем интереснее наблюдать за попытками протагониста одолеть его. Это усиливает драматизм истории и повышает заинтересованность публики в исходе противостояния.

Например, фильм «Терминатор 2: Судный день» получился более захватывающим, чем первая часть, потому что робот Т-1000 объективно сильнее, чем Т-800.

🐱‍👓🐱‍🐉 Взаимодействие протагониста и антагониста

Именно динамика конфликта и взаимодействия между протагонистом и антагонистом создает драматическое напряжение, формирует основной стержень и движущую силу любого сторителлинга. Чем более контрастным, непримиримым и бескомпромиссным будет противостояние, тем напряженнее и драматичнее получается сюжет.

В схватке характеров, столкновении идей и ценностей протагонист и антагонист должны эволюционировать, проходя через испытания, совершая ошибки и в итоге прозревая некую истину.

Кстати, антагонист может и не вступать в явный конфликт с протагонистом. Иногда этот конфликт незаметен, но это не означает, что его нет. Например, в фильме «Однажды в Голливуде» Клифф Бут и Рик Далтон считают себя друзьями на протяжении всего фильма и ни разу не конфликтуют. Что не мешает им встать по разные стороны драматургической баррикады.

👾 Альтернативный фактор

Действие невозможно без альтернативного фактора – внутренних противоречий, угрозы со стороны антагониста или внешних факторов. Это любая весомая угроза, которую нельзя игнорировать и которая заставляет протагониста принимать решение и действовать.

Альтернативный фактор может присутствовать в 7 категориях:

  • Удар по самоуважению.

  • Профессиональное фиаско.

  • Угроза для целостности семьи.

  • Угроза для здоровья героя или членов семьи.

  • Смертельная угроза для героя или членов семьи.

  • Угроза жизни популяции.

  • Угроза человечеству.

Поскольку речь идет о сторителлинге в области маркетинга или PR, последние 3 категории опять же – для кино и литературы.

Со структурными элементами разобрались. А теперь посмотрим, как с ними грамотно обращаться.

✨Эмоциональная связь с аудиторией

Представление протагониста через «формулу любви»

Для создания глубокой эмоциональной связи протагониста с аудиторией используется один из ключевых приемов драматургии – так называемая «формула любви».

Она заключается в искусном балансировании положительных и отрицательных черт главного героя. Чтобы протагонист вызывал симпатии у публики, он должен быть не идеальным, а комбинировать в себе как положительные, так и отрицательные черты. За счет этого он становится объемным, реалистичным или, как еще говорят, «выпуклым». Эти недостатки приземляют образ героя, роднят с публикой. А еще они показывают, что протагонисту есть к чему стремиться.

🎇 Создание эмоциональной вовлеченности

Для эффективного сторителлинга крайне важно пробудить интерес у аудитории и удерживать эмоциональную вовлеченность от начала до конца. Это достигается воздействием на базовые человеческие эмоции – любопытство, ощущение саспенса и сопереживание герою.

Любопытство

Любопытство – первая и самая главная эмоция, на которую нужно нацелиться. Уже с первых минут должна закладываться интрига, загадка, которая будоражит разум и побуждает следить за развитием событий. Постоянно давая новую информацию, порционно, не раскрывая всех карт, рассказчик провоцирует любопытство аудитории.

Саспенс

Еще один ключ к эмоциональной вовлеченности – саспенс или ощущение густого напряжения и предвкушения непредсказуемого развития событий. Саспенс бывает открытым (когда мы видим опасность, а герой – нет) и закрытым (когда и аудитория и герой в одинаковом неведении относительно предстоящей опасности).

Сопереживание

Предположим, на начальном этапе вам удалось вызвать любопытство у аудитории. Более того, вы нашли моменты для создания саспенса. Но это – кратковременные импульсы. Вам же нужно вызвать глубокое эмоциональное сопереживание протагонисту и его испытаниям на протяжении всей истории. То есть, вам должно хватить дыхания на всю стайерскую дистанцию. Но как этого достичь?

Вот тут мы подходим к понятию драматических перипетий.

Драматические перипетии

Сюжет не должен быть прямолинейным и плоским – он обязан повторять резкие взлеты и падения человеческих эмоций и жизненных ситуаций.

Повествование должно стремительно вознести протагониста на пик счастья и благополучия, а затем столь же внезапно ввергнуть его в пучину несчастий и испытаний.

Именно на этих резких поворотах (от счастья к несчастью и от несчастья к счастью) и базируется драматизм и напряжение истории. Взлеты и падения, смена радостей и горестей держат внимание аудитории в постоянном тонусе и помогают раскачать эмоции, как на качелях.

Другими словами, драматические перипетии – это «кардиограмма» или «синусоида» вашей истории. И чем она круче, чем сильнее перепады между соседними экстремумами, тем сильнее вовлекается аудитория.

«Крючки»

Самые драматические, напряженные и эмоционально заряженные моменты приходятся именно на отрицательные события в истории – конфликты, провалы, препятствия и поражения, с которыми сталкивается герой. Когда протагонист переживает серьезные неудачи и несчастья, это вызывает мощную эмоциональную реакцию у аудитории – сопереживание, грусть, разочарование, досаду, страх. Эти острые негативные эмоции выступают в роли «крючков», буквально цепляющих сознание.

Используя отрицательные события как эмоциональные «крючки», сторителлер может удерживать интерес слушателей в самых напряженных участках повествования. Как герой выпутается из создавшейся ситуации? Что его ждёт дальше? Аудитория начинает задаваться этими вопросами и ждет развязки.

Главное – не злоупотреблять количеством негативных поворотов и не переусердствовать с драматизмом. Важно придерживаться следующих правил:

  • соблюдать баланс, разумную циклическую смену счастья и горя;

  • в каждой тяжелой ситуации у протагониста может быть только одна мотивация преодолеть препятствие;

  • неудачи и провалы должны идти по нарастающей. Если ваш герой сначала победил смертельную болезнь, а потом случайно выпил пурген, комизм ситуации вы создадите, но потеряете динамику повествования. Но стоит поменять местами эти два события, и рассказ обретет силу.

А теперь рассмотрим основные этапы, через которые должна пройти идеальная история.

Искусство рассказчика: законы драматургии в сторителлинге Развитие, Проект, Бизнес, Маркетинг, Рынок, Предпринимательство, Малый бизнес, Фриланс, Торговля, Стартап, Длиннопост

🧪🧬Формула идеальной истории

Шесть ключевых поворотных точек сюжета 🎬

Любая качественная история должна следовать определенной драматургической структуре с четко выстроенными этапами и поворотными точками сюжета. Вот наиболее часто встречающаяся модель с 6 этапами:

1. Экспозиция. Это знакомство с главным героем, его характером, образом жизни, мотивациями, жизненными обстоятельствами.

За короткое время аудитория должна быть погружена в окружающую среду, сформировать представление о центральном персонаже, заинтересоваться им и начать сопереживать ему.

Кроме того, вступление обязано зацепить интерес и любопытство аудитории, чтобы она захотела узнать, что произойдет дальше. Необходимо сразу задать загадку, поставить вопрос, на который захочется найти ответ.

2. После экспозиции наступает завязка. Здесь происходит некое неожиданное событие или информация, которая разрушает привычный ход вещей и радикально меняет жизнь героя. По сути – начало конфликта.

Именно здесь в истории впервые появляются антагонистические силы, противники или препятствия, вступающие в конфликт с главным героем.

На него надвигается серьезная угроза или возникает необходимость что-то кардинально менять. Этот конфликт и будет двигать сюжет дальше.

3. Далее в бой вступает катализатор – развитие событий, фаза постоянного нагнетания сюжетного напряжения. Герою предстоит столкнуться с серией препятствий и преград, мешающих достижению цели.

Возникает цепь событий, в которой он вынужден активно действовать и проявлять себя.

Идет обострение конфликта, катастрофа приближается. Когда же конфликт обостряется до предела, наступает следующий этап – обязательная сцена.

4. Обязательная сцена – это столкновение протагониста и антагониста, их принципиальная схватка. К этому времени уже должны быть представлены все ключевые события и завязаны основные сюжетные линии. Теперь они сходятся в одной точке для решающего противостояния. Поэтому обязательную сцену принято располагать ближе к финалу повествования.

Это самая напряженная точка сюжета, в которой герой совершает окончательный, решающий поступок, а история достигает своего эмоционального пика.

5. Кульминация, развязка. На этом этапе происходит развязка основного конфликта, всех сюжетных линий. Раскрываются все тайны, даются ответы на все заданные вопросы. При этом развязка не всегда обязана быть счастливой – герой может достичь своей цели ценой серьезных жертв, потерь и даже собственной жизни.

6. Финал, эпилог. В финальной сцене зритель видит окончательные последствия развязки для протагониста и его мира, причем они могут иметь как положительный, так и трагический исход. Можно вкратце обрисовать дальнейшую судьбу героя или героев. Здесь же авторы нередко оставляют открытый финал, предлагая аудитории строить свои предположения о дальнейших событиях. А еще можно разместить задел на будущее, «мостик» для продолжения истории.

На самом деле, представленная модель не имеет жесткую структуру. Можно встретить истории с двумя, а то и тремя и более кульминациями. Также есть истории, где кульминация и обязательная сцена функционально совпадают.

А еще встречаются сюжеты с очень сложной многоэтапной структурой. Вариаций – множество.

В любом случае, все вышеперечисленные этапы должны присутствовать обязательно, а этапы №1, 2, 3 и 6 вообще лучше не трогать и оставить на своих местах. Это как раз та часть, в которой креатив и эксперименты точно не нужны.

Заключение

Драматургия – это одновременно и наука и искусство, обширная и глубокая область знаний со множеством теорий, моделей и школ. В ней кроются тысячи нюансов и деталей. Поэтому полностью постичь все тонкости драматургического мастерства за короткий срок – нереально. Даже лучшие драматурги признаются, что продолжают учиться на протяжении всей своей карьеры.

Однако не стоит отчаиваться!

Для применения драматургии в сторителлинге достаточно усвоить приведенные здесь основные, базовые принципы.

Придерживаясь этих непреложных канонов, даже начинающие сторителлеры смогут создавать истории, цепляющие внимание и интригующие аудиторию.

А со временем и опытом придет и мастерство.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться.

Молодые предприниматели

1.9K постов15.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...