Их нравы. Часть 3: Красная Вена

Что нам стоит дом построить?

Долгое время не мог вернуться к своему небольшому проекту. Однако, в связи с карантином, шанс что-то написать снова выпал. Собирая материал по советским и зарубежным городам, я решил временно переместиться из Америки в Европу. А именно, в Вену.

Их нравы. Часть 3: Красная Вена История, Урбанистика, Австрия, Нравы, Длиннопост

Карл-Маркс-Хоф - флагман "Красной Вены"


У некоторых австрийская столица ассоциируется с венским вальсом и штруделями. А также с Венской оперой и величественным Собором Святого Стефана. У некоторых – с перипетиями внешней политики Нового времени, включая знаменитый Венский конгресс 1815 года. Но Вена знаменита не только этим, но и своими длинными и большими «гемайндебау», построенными в эпоху "Красной Вены" - тот период, когда австрийской столицей управляли социал-демократы. Начало данной эпохи было связано с некоторыми обстоятельствами. В условиях непростой внешнеполитической обстановки и раскола австрийского общества межвоенного периода установление «диктатуры пролетариата» было невозможным. Кроме этого, на последующие события повлияли падение Баварской Советской Республики, и неудачная попытка коммунистов установить власть в Австрии, произошедшие в 1919 году.


Начало преобразований

Их нравы. Часть 3: Красная Вена История, Урбанистика, Австрия, Нравы, Длиннопост

Отто Бауэр, теоретик австромарксизма


Будучи лишенными возможности на общегосударственном уровне добиться «диктатуры пролетариата» парламентским способом (а именно такой способ ведущий теоретик Социал-демократической рабочей партии Немецкой Австрии Отто Бауэр с небольшими оговорками провозгласил единственно верным), австрийские социал-демократы решили продемонстрировать преимущество социал-демократического управления в отдельных административных единицах, где им удалось завоевать большинство. Главным полигоном социал-демократических преобразований стала столица, выделенная как отдельный регион из преимущественно сельской Нижней Австрии. Стоит сказать, что реформы, проводимые на муниципальном уровне, были восприняты современниками неоднозначно. Одни видели за «Красной Веной» будущее, другие считали, что Вена становится «цитаделью большевизма».

Их нравы. Часть 3: Красная Вена История, Урбанистика, Австрия, Нравы, Длиннопост

Карл-Маркс-Хоф, 1930 год


Несмотря на расхождения между большевиками и австрийскими социал-демократами и то, что советское руководство всячески клеймило социал-демократию, говоря о «социал-фашизме», исследователи отмечают, что сходства отдельных целей, задач и методов все же были. К примеру, привлечение рабочего класса к государственному управлению.


Преобразования и проблемы


Но главной нашей темой здесь будет разговор о жилищном вопросе. И здесь цели большевиков и австрийских социал-демократов совпали как нельзя кстати. Тем более что по части квартирного вопроса австрийская столица до боли напоминала Москву. Однако в отличие от большевиков, австрийские социал-демократы не пошли по пути уплотнения старых домов, где жила буржуазия. Одним из пунктов жилищной программы СДРПНА стал закон о защите съемщиков жилья, принятый еще в Австро-Венгерской Империи в 1917 году, по которому поддерживался низкий уровень арендной платы, а арендаторы защищались от выселения. Защита квартиросъемщиков обеспечила СДРПНА поддержку со стороны социально незащищенных слоев, включая множества беженцев, прибывших в Вену.

Двор Карл-Маркс-Хофа, фото наших дней


Еще одной мерой стал закон об истребовании жилья. По этому закону муниципальные власти получили возможность истребовать пустующие помещения, предназначенные для жилья - квартиры, отели, казармы и т.д. - и вселять в них нуждающихся. Закон просуществовал до 1925 г., и весь период его действия венские власти активно им пользовались. За без малого семь лет в столице Австрии таким образом были заселены 44 838 квартир. Кроме этого вводился прогрессивный налог на жилищное строительство. Указанные меры помогли использовать уже существовавший на тот момент жилой фонд. Параллельно с этим проводились реформы в социальной сфере. Однако этого было недостаточно. Дефицит жилья только усиливался, что было связано с рядом факторов:

1) Волна новых браков. В послевоенных условиях средний возраст вступления в брак снизился

2) Те, кто покинули Вену не снимали отдельных квартир, а платили за комнаты и спальные места

3) С фронта возвращались солдаты, а из всех бывших частей Австро-Венгерской Империи прибывали бывшие имперские чиновники

Их нравы. Часть 3: Красная Вена История, Урбанистика, Австрия, Нравы, Длиннопост

Фридрих-Энгельс-Плац-Хоф, современный вид


И для преодоления дефицита нужна была активная строительная политика, надежды на возобновление частного строительства не оправдались, и выходом стало активное муниципальное строительство, которое привело к появлению «гемайндебау» – огромных многоквартирных домов, которые противники австрийских соцдемов называли «казармами пролетариата». В архитектурном плане проектировщики домов придерживались консервативных позиций, в то время как в остальной Европе мейнстримом стал функционализм, а в СССР – конструктивизм. Это было связано с тем, что новые по тем временам строительные технологии не получили в Австрии широкого распространения. Также, свою роль сыграли два фактора – строительство в стиле ретро позволяло обеспечить дополнительные рабочие места, и, как пишет, М.Ю. Борисенок, свою роль сыграл лоббизм местного кирпичного завода. Стоит кстати заметить, что архитектура «гемайндебау» по своей монументальности довольно таки схожа со сталинской неоклассикой, которая позднее будет развиваться в СССР.

Однако, несмотря на то, что цель обеспечить жителей Вены новыми квартирами в целом была достигнута, были и свои проблемы – муниципальным квартирам была характерна неполнота набора современных удобств: отсутствовали горячая вода, ванная и центральное отопление, хотя это компенсировалось активным развитием коммунальных служб, таких как общественные бани, прачечные и другие. Услуги служб были платными, но вполне доступными.


Заключение

Их нравы. Часть 3: Красная Вена История, Урбанистика, Австрия, Нравы, Длиннопост

Мемориальная доска в честь погибших в ходе событий февраля 1934 года

В целом, зодчество Красной Вены стало архитектурой социальной эволюции, а не революции – руководители СДПА не собирались коренным образом переделывать быт общего, а выбрали реформистский путь, направленный на повышение культуры и уровня жизни рабочих. Однако деятельность австрийских социал-демократов прекратилась с приходом к власти австрофашистского правительства в 1934 году, и один из «гемайндебау», Карл-Маркс-Хоф, стал одной из горячих точек в противостоянии между левыми и крайне правыми силами, вместе с этим став осажденной крепостью. А затем, эхо Красной Вены добралось и до Москвы, но ввиду идеологических разногласий, не произошло какого-либо обмена опытом.

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения