И все-таки... Должен ли платить невиновный водитель в любом случае?

Давным давно на нашей уютненькой Пикабушечке в царстве государстве под названием "Лига юристов" у меня возник один совсем малюсенький спор на тему, название которой озвучено в заголовке #comment_81970935.

Моя позиция "диванного юриста" заключалась в том, что одного участия в ДТП в качестве водителя недостаточно, чтобы всем и вся платить компенсации... Позиция моего оппонента была иной...

И вот вчера-позавчера в Горячем я наткнулся на пост За другого парня согласно которому я в крайней степени не прав, а мой оппонент красавчик. А в тегах еще и Верховный суд значится. Думаю "зашибись", сейчас-то я и просветлюсь...

Смотрю Определение ВС РФ от 10.07.2018 № 9-КГ18-9 http://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-1... ... а оно не потому случаю (взыскание идет со Страховой водителей), что описан в посте ...  Хотя и ситуация, почти аналогична той, что описана в названном посте.


Но это еще не все. Была приведена выдержка из Определения:

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).

При этом была упущена такая мелочь из Определения как

обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (пункт 1).

Дезинфа какая-то получается. Мне кажется, в том посте это надо как-то отметить. А то, кто-нибудь набредет в поисковике на тот пост... И может либо подать в суд и проиграть, либо наоборот, опустит руки, где имеет смысл побороться.@moderator


Единственное, Определение об отмене апелляционного решения все равно кажется странным, поскольку непреодолимость силы при выезде виновника на встречку, на мой взгляд, по умолчанию должна презюмироваться... Но это, по хорошему, должно быть прописано где-нибудь в законе. А так, как я понимаю, ВС РФ не имеет права переоценивать обстоятельства, установленные предыдущими инстанциями или устанавливать новые... Поэтому и направили дело на новое рассмотрение в Определении, на которое ссылался автор поста...


Вот такие мысли. Жаль пока еще нет Определений ВС РФ в тех случаях, где неопредолимость силы была доказана (или выведена из законодательства (презюмирована): недаром за выезд на встречку частенько идет лишение водительского удостоверения или один из максимальных штрафов в области ПДД). А вообще неплохо бы и Законодателю  дополнительные статьи закона ввести, описывающие такие ситуации.

Лига Юристов

32K поста36.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Форс-мажор не может презюмироваться. Ты вполне можешь находится в положении, когда аварию можно избежать.
раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

С презюмированием непреодолимой силы все, конечно, не просто но...

Ты вполне можешь находится в положении, когда аварию можно избежать.

А как вы себе это представляете?

Вот едете вы себе спокойно по трассе, внезапно вам со встречки вылетает машина. Вы не будете предпринимать попыток уйти от столкновения? Разумный ответ в стандартной ситуации должен предполагать, что будете.

А если будете, но не смогли уйти, наверно не это есть объективные причины в виде естественных физических ограничений в восприятии человека как биологичесого вида и скорости реакции? И то, что шансы уйти от столкновения очень ограничены намекает и КоАП, потому как предполагается, что наказание пропорционально степени возможных последствий правонарушения. А наказание за выезд на встречку одно из максимальных для ПДД.

К сожалению, это нигде не прописано, но выглядит весьма логично.


Нет,  я вполне допускаю, что ситуация, когда аварии при выезде на встречку можно избежать. Но бремя доказывания должно ложиться на того, кто утверждает, что возможность избежать аварии была.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Любой форс-мажор всегда рассматривается в каждом конкретном случае. Оценку возможности или невозможности избежать аварии изначально даст инспектор.
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Оценку возможности или невозможности избежать аварии изначально даст инспектор.

По хорошему, оценку должна дать какая-нибудь экспертиза. Мне интересно, есть вообще какие-нибудь научные методы для установления того, "можно ли было избежать аварии". Если есть, то они должны быть, наверно, как-то завязаны на физических ограничениях восприятия и скорости реакции человека.

А если нет видео или  данных для экспертизы, то как судья должен мотивировать свой вывод о наличии или отсутствии форс-мажора?

Кроме как внутреннего усмотрения у него ничего не остается. Но и внутреннее усмотрение на чем-то должно основываться.

В такой ситуации презюмировние непреодолимой силы на невиновного учатстника ДТП выглядит куда логичней, чем отсутствие таковой.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Трасологические иавтотехнические экспертизы этим занимаются.
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Как я понимаю, эти экспертизы устанавливают технические детали аварии. Но эти детали, как по мне, не могут в полной мере свидетельствовать об обстоятельствах аварии.

Вот, например https://pikabu.ru/story/vladelets_registratora_navernoe_pose...

Машина, вероятно, с трех сторон зажата (или предположим, что так)... Ладно, стоит, тут понятно, что аварии не избежать... А если бы медленно ехала... То тут не ясно, можно избежать или нет... Особенно, когда идет речь о долях секунды и ты не на диване, а за рулем...

Я как тугодум утверждаю, что в таких ситуациях шансов просто нет...

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
В полной мере ничего свидетельствовать не будет. Всегда будут доли вероятности. Надо разбирать каждую ситуацию.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, я себе представил конкретную ситуацию:

1. Господин А выехал на встречку, врезался в Б.

2. Б отлетел и сбил пешика.

3. Эксперты говорят, что технических данных для вывода о возможности/невозможности избежать аварии недостаточно.

4. Пешеход-истец утверждает, что у Б была возможность избежать аварии. Б утверждает, что не было.

5. Это все данные, других нет. Суд на их основе должен прийти к выводу о наличим/отсутствии форс-мажора.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
В данном случае сложности нет для суда. Пешеходу присудят в любом случае. Дальше стоит вопрос регресса. А это уже стандартный гражданский процесс. Каждый доказывает свое.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Пешеходу присудят в любом случае.

Вопрос в том, как должны присудить солидарно с виновника (А) и того, кто неудачно подвернулся и задел (Б) пешехода. Или только с А.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Относительно пешехода в зависимости от того как был подан иск: к одному или обоим, назначат на одного или пополам. А невиновная сторона уже может заявить свои требования об уменьшении своей доли.
раскрыть ветку (1)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку