I. Бронепоезда Российской Империи №1

Броневой поезд (сокращённо бронепоезд или БП) — Железнодорожный состав покрытый бронёй и предназначенный для ведения боевых действий в полосе железной дороги.

Первый бронепоезд на территории Российской Империи был построен в августе 1914 года, девятым железнодорожным батальоном. Поводом к его созданию послужило начало Первой мировой войны (далее ПМВ). Создан он был на основе австрийского паровоза и трёх австрийских вагонов, связано это было с тем что в Европе (ровно как и в день сегодняшний) используется иная ширина колеи, нежели в Российской Империи, по этому для наступательных действий, взяли Австро-Венгерский состав. Броня представляла из себя: Две "Стены" из досок, с прослойкой песка между ними, обшитых снаружи тонкими листами стали. Вооружении тоже стояло австрийское: одна австрийская 80-мм полевая пушка, в качестве артиллерии, и десять 8 миллиметровых пулеметов системы Шварцлозе. В одном из вагонов была установлена командная башня (вы сможете увидеть её на снимке и схематике бронепоезда). Стоит отметить, что конструкция вагона была по меньшей мере не идеальной. Вагон с артиллерийским орудием не обладал крышей, броня защищала от пуль, но попадание снаряда покрупнее стало бы фатальным, да и колличество пулемётов было крайне скромным. Но даже не смотря на это, бронепоезд прекрасно выполнил свою первую боевую миссию по захвату моста и помощи пехоте в отбитии укреплений противника (Австро-Венгрия). При этом ещё и вернулся из боя без повреждений.
Фото, схема БП девятого железнодорожного батальона и его вооружение:

I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост
I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост

Слева пушка, а справа пулемёт

I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост

После успеха первого бронепоезда, начали задумываться о постройке серии более защищённых и лучше вооружённых бронепоездов. Пока проводились работы по созданию серийных БП, в Российской Империи появился уже второй, на этот раз трофейный бронепоезд, который был "Позаимствован" всё у той же Австро-Венгрии. Принадлежал он второму Сибирскому железнодорожному батальону. При этом, забавно, что информации об этом бронепоезде в австрийских источника нет в принципе, и от куда он взялся не совсем ясно. Однако с нашей стороны сохранилась точная документация, что данный состав был и даже присутствует его фото! Правда до наших дней дошло его фото лишь 1916 года, где австрийский бронированный паровоз заменён на российский:

I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост

Первый же типовой (серийный) бронепоезд на территории Российской Империи был построен в конце августа 1915 года (через год после первого), назывался он "Хунхуз" и вступил в эксплуатацию 1 сентября того же года. Разработка и создание данного бронепоезда, вместе с ещё тремя такими же, началась по проекту генерал-майора Михаила Викторовича Колобова. Самый первый бронепоезд был собран четвёртой ротой 2-го Заамурского железнодорожного батальона, именно эта рота до этого сталкивалась в боях с китайскими бандитами хунхузами, и именно они дали ему такое название прикрепив к головному вагону медную табличку "Хунхуз". Состоял он из трёх частей: одного бронепаровоза и двух броневагонов с вооружением. Экипаж составлял 94 человека, четыре из которых офицеры. На вооружении каждого броневогона стояли по одной трёхдюймовой пушке, в качестве артиллерии и по двенадцать восьмимилиметровых пулемёта Шварцлозе. Фото Хунхуза, пушки и пулемёта:

I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост
I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост
I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост

9 сентября 1915 года Хунхуз прибывает на фронт. А уже 24 сентября отправляется в свой первый бой. Его задачей было прикрытие атаки 408-го полка 102-й пехотной дивизии. В четыре часа утра, под покровом тумана Хунхуз выезжает к первой линии обороны австрийцев и открывает огонь. В буквальном смысле послав, на не ожидавших атаки австрийцев, "Огненный дождь". Прорвав первую линию обороны, Хунхуз на всех парах мчит ко второй. Но пришедшие в себя противники начинают артиллерийским обстрел бронепоезда. В результате часть поезда сходит с рельс и БП останавливается. Сразу за этим, артиллерия уничтожает пути, сразу за Хунхузом. После того как пути Наступления и Отступления были перекрыты, австрийцы обстреливают головной и средний вагоны, убив командира и ещё четырёх солдат, а так же повредив котельную. Оставив поезд полность обездвиженным. К счастью оставшийся экипаж, понеся небольшие потери возвращается в родные части. Вернуть Хунхуза удастся только летом 1916 года. Починке он подлежать не будет и его разберут на запчасти

Фотографии выведенного из строя Хунхуза, лето 1916

I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост
I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост

В период с сентября по октябрь 1915 года, помимо первого Хунхуза, было произведено ещё три таких же бронепоезда, которые по документам имели номера: 2,3,5. А также их названия. А уже в наше время серию из четырёх поездов начали звать: Бронепоезда типа "Хунхуз". Вот список из оставшихся трёх БП и схема оригинального Хунхуза:

- Бронепоезд №2 "Офицер"
- Бронепоезд №3 "Слава Украины"
- Бронепоезд №5 "Сичевик"

I. Бронепоезда Российской Империи №1 Поезд, Российская империя, Наука, Война, Первая мировая война, Железная дорога, Бронепоезд, Длиннопост

Информации о бронепоездах крайне большое количество, по этому дабы пост было не скучно читать, я разделил его на несколько частей. И в следующей части я напишу об оставшихся бронепоездах ПМВ. Спасибо за прочтение и до скорой встречи!

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост