Гладкоствольная корабельная артиллерия
Появление первых стационарных дульнозарядных орудий на кораблях относится в 1336-1338 годам. Одно из первых упоминаний говорит о некоей пушке, стрелявшей миниатюрными ядрами или арбалетными стрелами, которая была установлена на английском королевском судне «Когг Всех Святых»
Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году во время морского сражения при Слёйсе, которое, впрочем, было безрезультативным.
Битва при Слёйсе. Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. XV в.
На протяжении всего XIV столетия, а также и на протяжении XV века артиллерия на флоте представляла собой сравнительно редкое и малоиспытанное оружие. Так, на крупнейшем судне того времени, английской каракке «Грейс Дью», было установлено всего 3 крупных пушки.
Первым корабельным артиллерийским орудием стала бомбарда, которая является предшественницей корабельных пушек. С середины XV века в артиллерии начинают применять чугунные ядра, а также стали использовать раскаленные ядра для поджога кораблей противника.
Размеры орудий в первое время были небольшими – вес ядра не превышал 2,5 кг. В те годы не существовало какой-либо стандартизации вооружения, поэтому все последующие, более крупные орудия также называли бомбардами.
Средневековые мастера в этот период еще не умели работать с литым железом, градус плавления которого в 1,5 раза больше, чем у бронзы или меди. Поэтому орудия изготавливали из кованых железных пластин, их крепили к деревянной цилиндрической форме.
В эпоху парусного флота потопить деревянный корабль, даже загруженный пушками и боеприпасами, оказывалось не так просто. К тому же эффективная дальность стрельбы орудий того времени оставляли желать лучшего. Во многих случаях исход сражения решал абордаж, поэтому основной целью корабельной артиллерии было поражение экипажа и такелажа корабля для лишения его возможности маневрировать и боеспособности.
На абордаж!
Суда тех времен пусть и строились из дерева, но имели уже отработанную конструкцию и получались достаточно прочными. Так что запросто выдерживали не одно попадание, а учитывая скорострельность современной артиллерии, можно представить, сколько бы тянулись морские баталии, если бы моряки решили полагаться только на мощь орудий. Поэтому, пока с пушками было грустно, военные корабли никак не избавлялись от высоких надстроек на носу и корме – сюда набивали стрелков всякого рода, перед которыми ставилась задача очищать палубу неприятельского корабля от всего живого – приходилось делать упор на абордажную схватку.
Бомбические пушки.
В XIX веке мудрый француз Пексан додумался стрелять бомбами не по навесной, а настильной траектории, скрестив мортиру и короткоствольную карронаду. Потребовалось просто заряжать пороха поменьше, чем в пушку, а ствол сделать большого калибра, а по длине средним между пушкой и мортирой – как у современной гаубицы. Назвали это бомбической пушкой и быстро ввели в состав всех флотов. И подобный тип артиллерии оказался могильщиком для деревянного флота – ни один деревянный борт не выдерживал такой разрушительной силы. Вот только на смену дерева в судостроение скоро придет металл, и весь арсенал гладкоствольной артиллерии быстро переходил в разряд бесполезного.
Автор: сообщество "Пути Истории"
waysofhistory
302 поста140 подписчиков