Гамлет. Путь обиды

Гамлет. Путь обиды Гамлет, Уильям Шекспир, Обида, Эмоции, Ничтожность, Длиннопост

«Гамлет» — это история о том, как один датский принц так обиделся на весь мир, что погубил себя, всех близких и разрушил королевство.


С первого появления в пьесе Гамлет сильно обижен — на всех.


Он обижен прежде всего на мать, которая вышла замуж так рано после смерти своего мужа (отца Гамлета). Он конечно же обижен на Клавдия, который стал королем, хотя у Гамлета не меньше прав на трон. Ну и в целом на весь белый свет.


При этом он не желает знать никаких обстоятельств. В Дании неспокойно, стране нужен король. Отец Гамлета силой отнял земли у старого Фортинбраса — и молодой Фортинбрас собирает отряды головорезов, чтобы отбить наследственные земли. Гамлет на роль короля подходит плохо, он нерешителен, обидчив и слаб (Клавдий гораздо лучший король, что видно например из того, как он позже успокоит бунт, возглавляемый Лаэртом). И королеве, и Клавдию уже немало лет — это не случай Ромео и Джульетты, ясно что они заключили такой поспешный брак (не выдержав положенный траур) не от внезапно вспыхнувшей большой страсти.


Нам, читателям, свойственно идеализировать Гамлета (с которым мы идентифицируем себя) и демонизировать Клавдия (плохого героя). Поэтому мы стараемся не замечать недостатков Гамлета, а Клавдию приписываем максимальные пороки. Хотя в пьесе Клавдий ведет себя пожалуй более благородно чем Гамлет.


Да, о Клавдии в пьесе сказано много плохого. Но кто это говорит? Сам Гамлет, да еще призрак его отца. Все остальные персонажи пьесы вполне довольны Клавдием-королем. И не исключено, что гораздо больше, чем слишком воинственным отцом Гамлета — в самом начале пьесы Горацио весьма критически о нем отзывается, возлагая на него вину за развязанные войны.


Шекспир в большинстве своих драм описывает жестокие нравы. Макбет, убив короля Дункана, собирается убить и его сыновей (заодно обвинив их в убийстве отца) — их спасает лишь бегство. Клавдий вместо этого пытается выстроить с Гамлетом максимально близкие отношения. Он объявляет Гамлета сыном и наследником.


Гамлет принять предложение не в силах. Он покоряется (говоря как вам угодно), при этом нанося королю скрытое оскорбление — он обращается к матери и говорит свое “как вам угодно” демонстративно именно ей. Король и это проглатывает — и кстати по ходу пьесы он проглотит еще немало таких оскорблений пока наконец Гамлет не перейдет от скрытых оскорблений к убийству.


Зная дальнейшее развитие событий, нам кажется, что речь Клавдия — всего лишь притворство. Ведь пройдет еще немного времени, и Клавдий попытается избавиться от Гамлета, сначала отправив его на смерть в Британию, а потом договорившись с Лаэртом. Но к этому моменту королю станет абсолютно ясно, что Гамлет пытается его убить. Клавдий скорее защищается, чем нападает.


Чувство обиды Гамлета идет во многом из чувства беспомощности. У него почва ушла из под ног. Он находился под полной защитой, и со смертью отца все внезапно изменилось. Как принц, он ничем себя не проявил (нет ни одного намека на это в пьесе), отчасти отсюда нерешительность характера. Он не верит в себя и он обижен на весь мир.


Про это хорошо написал Гете:

“Гамлет помнит свое прошлое положение как исчезнувшую мечту. Напрасно его дядя старается его подбодрить, представить другой взгляд на ситуацию. Чувство ничтожности не покидает его”.

Вот это сознание собственной ничтожности и является основой для возникновения чувства обиды. Злость на весь мир при боязни эту злость проявить приводит к подавлению злости.


Обида ведет Гамлета в течение почти всей пьесы. Гамлет постоянно действует как глубоко обиженный человек.


Прежде всего он непрерывно шутит, точнее язвит. Язвительность — это замаскированная подавленная злость, один из признаков обиды. Язвительность Гамлета направлена на всех и прежде всего на тех, кто его любит — мать и Офелию. На Полония, который не смеет ему возразить. Гамлет — принц, и как принц он стоит на ступень выше Полония. А издеваться над теми, кто тебе не может возразить, — не красит человека.


И шутки не сказать чтобы очень остроумны. Они язвительны, их цель явно обидеть. Так в остроте о Полонии (убить такого капитального теленка) Гамлет глумится над дородным Полонием. В фильмах Гамлета обычно играют молодые люди спортивного вида, но согласно Шекспиру Гамлет “тучен и одышлив”. Поэтому в фильмах мы не понимаем иронию, которую не понимает сам Гамлет, и которую Шекспир вложил в эти слова.


А в чем смысл оскорбления Офелии (“что может быть лучше, чем лежать между ног девушки”) с явно непристойным намеком? И опять же Офелия по своему положению на ступень ниже принца, она не может дать ему пощечину, как может быть поступила бы с другим ухажером.


Кстати в оригинале вся сцена звучит гораздо грубее, там используется игра слов, непереводимая на русский. После своих фривольных намеков Гамлет спрашивает: «Do you think I meant country matters?», что в русском переводе «Вы думаете, у меня были грубые мысли?». Но в выражении «country matters» — дословно «сельские (т.е. грубые) манеры» — слово «country» совпадает по звучанию со словом «cunt», что по русски литературно переводится как «шлюха», но по-английски звучит ближе к «п…да» или «б…дь». Англичане понимают, а в переводе это теряется.


Эта тема как-то обсуждалась на просторах Рунета, и один из участников предложил любопытный перевод. Вместо «Вы думаете, у меня были грубые мысли?» — «Вы думаете, что мои манеры должны оскорблять?». К оригиналу это гораздо ближе.


Да, Шекспир писал для народа и совсем не чурался народной лексики, как и Пушкин много позже.


Помимо язвительности (замаскированной злости), другим признаком глубокой обиды являются непроизвольные и плохо контролируемые вспышки гнева. В одной из таких вспышек Гамлет убивает Полония (думая, что там стоит король) — возникает эмоция такой силы, что рационально думать он не может. До этого он почти поднимает руку на мать (при этом твердо решив заранее, что этого он делать не будет) — требуется вмешательство призрака, чтобы это предотвратить.


Когда Гамлет сталкивается в могиле Офелии с ее братом Лаэртом — я целиком на стороне Лаэрта. Гамлет красиво говорит — это он умеет — но о человеке судят по делам. А дела таковы, что он убил ее отца, и даже мысли об Офелии у него не возникло в эту минуту (кстати, ее отец одновременно был и отцом Лаэрта). И в сцене в могиле он про убийство не вспоминает. А говорить красивые слова о своей любви к Офелии — это просто, особенно когда Офелии уже нет.


Обиженному человеку проще любить мертвых. Мертвых простить гораздо проще, чем живых.

Глубоко обиженный человек настолько сосредоточен на своей обиде, что он не может никого любить. Он может только ненавидеть и обижать.


Гамлет не любит ни мать, ни Офелию — не любит и не может любить. У него к ним только счеты.


Лишь к Горацио он испытывает какие-то чувства, но Горацио ему полностью предан.

Слова Гамлета Лаэрту:


Лаэрт, откуда эта неприязнь?
Мне кажется, когда-то мы дружили.
А впрочем, что ж, на свете нет чудес:
Как волка ни корми, он смотрит в лес.
просто потрясают своей непосредственностью. Гамлет все-то навсего убил отца Лаэрта и (косвенно) его сестру, и при этом он считает вправе обижаться на Лаэрта.


Обиженный всегда находит повод обидеться. И обидеть других.


Еще один признак обиженного человека — отсутствие логического мышления. Точнее оно есть (Гамлет очень умен), но отключается когда затрагиваются те люди, на которых обида.


В знаменитой сцене мышеловки Гамлет ставит западню для короля. Он подговаривает актеров сыграть сцену убийства Гонзаго, где один брат отравляет другого. Король при виде этой сцены вскакивает с криком “Света, света!”. Гамлет убеждается в причастности короля к убийству.


Мы, читатели, точно знаем, что король убил брата — из его собственных слов. Но Гамлет-то этого не знает. И поэтому мы не сразу замечаем всей нелогичности вывода Гамлета. Почему он решил, что король отождествил себя с убийцей? В стране неспокойно, племянник затевает что-то недоброе, смотрит косо, того и гляди вот-вот отравит. Король точно также мог отождествить себя с жертвой, убитым! Логически, поведение короля в этой сцене не доказывает ровным счетом ничего.


Но Гамлету это неважно. Он на самом деле ищет признаки виновности короля, его обида заставляет его желать, чтобы обидчик был виновен.


Предположим на минуту, что Клавдий не убивал брата. В поведении Гамлета не изменилось бы ровным счетом ничего! И тогда Гамлет разрушил бы государство, погубив при этом себя и всех близких исключительно из-за своей обиды. Шекспир “спас” Гамлета, дав ему для обиды законный повод.


Обида разрушительна. Особенно в сочетании с отсутствие веры в себя — чувством ничтожности.


Совершенно неслучайно, что все, кто был близко знаком с Гамлетом погибли. Остался в живых только Горацио — и то потому, что Гамлет хотел, чтобы мир узнал историю о нем..



В “Гамлете” есть еще два обиженных человека. Один из них — Лаэрт. Принц убил его отца, а он, Лаэрт, не может отомстить. Вызвать на дуэль например. Принца нельзя вызвать на дуэль. Лаэрт вынужден терпеть.


Эта обида приводит его к бесчестному поступку — он использует боевую рапиру на дуэли, и еще наносит яд на кончик рапиры. Позже, умирая, он сожалеет не о том, что он убил Гамлета, он сожалеет о том, запятнал свою честь бесчестным поступком.


Другой — это сам автор, Шекспир. Шекспир похоже был в жизни обижен на женщину (а в итоге на всех женщин), и часто в его пьесах обсуждается женское непостоянство. В Гамлете — это Гертруда, королева. Но ее затмевает Анна из Ричарда III, которую Ричард соблазняет над еще не остывшим телом мужа.


Хотя это не относится к теме обиды… В “Гамлете” есть любовь и глубокие чувства. Это чувства между королем и королевой. Много, слишком много в пьесе подробностей, из которых видно, что они действительно любят друг друга и заботятся друг о друге, и что их брак был не просто государственной необходимостью. Мы не хотим этого замечать, — но это именно то, что делает Шекспира великим драматургом, а его персонажей неоднозначными и выпуклыми.


Этот блог посвящен методам развития сознания и повышения уровня вибраций


Источник: https://bhappy.me/gamlet-pyt-obidi/

Психология | Psychology

20.6K поста59.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.