Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии.

Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии. Религия, История, История религий, Мистерии, Дионис, Исида, Аттис и Кибела, Длиннопост

Leon Bakst, "Terror Antiquus"



Вступление


Еще одна грандиозная драма, о которой мне хотелось бы поведать вам - неумолимое, неистовое стремление древних избавиться от власти Фортуны. История этой битвы за спасение Человека не привязана к конкретному учению. Причины её начала лежат очень глубоко, в природе человеческого сознания, в проблемах свободы выбора и истоков зла.


Для того, чтобы к этой проблеме можно было хоть как-то подступиться в рамках одного не слишком длинного поста, мы рассмотрим лишь небольшую, но довольно значительную главу в эпопее отношений Человека и Судьбы.



Эллинизация


Итак, наше повествование начинается с масштабного предприятия, осуществленного в 4 в до н.э. никем иным как Александром Великим.

Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии. Религия, История, История религий, Мистерии, Дионис, Исида, Аттис и Кибела, Длиннопост

Александр Македонский в Битве при Иссе, фрагмент.


Трудно переоценить вклад этого человека в мировую историю. К моменту смерти в 323 г. до н.э. греческие владения простирались от Египта до Пенджаба. За свою короткую, по современным меркам, жизнь он успел воплотить мечту о единой цивилизации и чуть не стал богом своей империи. После его смерти страна была поделена между династиями Селевкидов, Лагидов и Антигонидов, однако все возникшие на руинах недолговечной империи царства были эллинистическими. И к тому времени когда Римская Империя установила над ними свою власть, греческий язык и греческая культура укоренились уже очень широко. Было бы наивным считать, что взаимопроникновение Запада и Востока произошло лишь по мановению руки императора. Однако именно попытка построить новый мир окончательно уничтожила культурную плотину, разделявшую их.

Среди исторических процессов, сопровождавших завоевания Александра и распространение эллинистической цивилизации, особый интерес представляет упадок идеи греческого полиса и установление космополитизма. В следствие его человек постепенно пришел к освобождению от своих традиционных гражданских и религиозных уз. Это был момент истины для людей древнего мира, но также новообретенная внутренняя свобода поставила их перед лицом одиночества и отчужденности в огромном Космосе.



Два пути освобождения


Реакция философско-религиозной мысли на беспрецедентные до того времени перемены была двоякой:


С одной стороны новые философские течения, такие как стоицизм Зенона и доктрина индивидуального благополучия Эпикура предполагали существование единого упорядоченного Космоса, в котором людям выпало жить. В случае Зенона это был мир, управляемый logos spermaticos, осеменяющим разумом, отражение которого человек находит в своей собственной душе, постигая мудрость и совершенствуясь и тем самым свободно принимает свою собственную судьбу, а мир Эпикура, хоть в нем и находилось место богам, был механизмом без автора и цели, в котором индивид, не будучи ограничен высшими силами, становился волен выбирать любой способ существования, оставаясь ясным и счастливым в своей невозмутимости.

Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии. Религия, История, История религий, Мистерии, Дионис, Исида, Аттис и Кибела, Длиннопост

Зенон

Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии. Религия, История, История религий, Мистерии, Дионис, Исида, Аттис и Кибела, Длиннопост

Эпикур


Другой же путь, более стихийный, был прямым следствием синтеза и синкретического творчества между эллинистической религией и восточной мыслью, и связан с идеей спасения, основанного на посвящениях в таинства и эсхатологических откровениях.


Таинственная и притягательная традиция знаменитых Элевсинских Мистерий получает закономерное развитие в различных мистериальных течениях, в центре каждого из которых божества умершие и возродившиеся, божества, способные побеждать смерть не только для себя, но и для своих посвященных в таинства последователей. У эллинов уже существовало немало богов, которым посвящались мистерии: Деметра, Персефона, Дионис. К тому времени популярными объектами поклонения стали также Гелиос, Геракл, Асклепий.  Кроме того, свою часть последователей получили Исида, Осирис, Кибела, Атис и Митра, божества, пришедшие из Египта и с Востока, где были развиты экстатические традиции и различные виды магии. Всех их объединяло одно: безусловное обещание спасения.


Эти боги, боги, пережившие смерть и ожившие, были ближе к человеку, нежели божества полиса, монументальные и холодные, одушевленные воплощения Истории и постоянное напоминание об ананке - неотвратимости желаний богини Тихэ.


Мистериальные культы отличает подлинное религиозное творчество - синкретическая мысль, бьющая ключом. Проникая в их содержание, начинаешь понимать, насколько люди, создававшие их веками, жаждали спасения, насколько прекрасно и дерзко желать победы над смертью в идеях, восславляющих плодородие, полноту жизни и бесконечное возрождение.


Дабы раскрыть их красоту и влияние на людей того времени я расскажу о некоторых из них.



Дионис сокрытый

Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии. Религия, История, История религий, Мистерии, Дионис, Исида, Аттис и Кибела, Длиннопост

Бог Дионис верхом на пантере, римский саркофаг.


О Дионис! Он был самым популярным богом античной Греции. Изначально дикий, чуждый умеренности и рациональности эллинов, он завоевал их сердца своей непосредственностью, вечным присутствием. Когда человек входит в экстаз, в него входит бог. Таким образом, на всех праздниках и шествиях в честь Диониса, этот бог ходил среди людей. Конечно, прежде чем стать по настоящему любимым, Дионис постепенно утратил значительную часть экстатических элементов своего образа, и всё же, они не исчезли полностью.


В контексте мистериального значения нас интересуют два мифа о Дионисе: об освобождении Ариадны и о похищении младенца Диониса-Загрея титанами.


В мифе об Ариадне Дионис является девушке в момент отчаяния, когда она, брошенная Тесеем, потерянная и одинокая, страдает на острове Наксос. В момент, когда страдания Ариадны доходят до своего предела, она становится готовой открыться чувственной любви. Именно тогда появляется Дионис.


Ариадна, дева нити, символизировала человеческую душу, награждаясь эпитетами "чистая" и "святая", что очень крепко связывает её с Персефоной, богиней подземного мира. Брак Диониса и Ариадны - это освобождение души из Преисподней, иерогамия, которая побеждает смерть.


Согласно еще одному значимому мифу, Дионис-Загрей, сын Зевса-Змея и Персефоны будучи младенцем, наследником Громовержца, которого тот поставил царствовать над всеми богами, был завлечен титанами с помощью игрушек: волчка, трещотки, бабки и зеркальца, а затем убит и сварен ими в котле. Афина спасла сердце Диониса, и Зевс дал богу второе рождение через Семелу.


В мистериях Диониса использовалась корзина с игрушками, которыми титаны выманили маленького бога. По некоторым данным в корзине могла также находиться статуэтка в виде фалоса - традиционного символа плодородия и эпифании Диониса - который созерцал неофит. Апогеем посвятительного ритуала было ощущение божественного присутствия, получаемое через музыку и танец. Этот опыт порождал в инициате веру в сокровенную связь между человеком и божеством, в божественную помощь, способную даровать ему лучшую участь в следующем мире.


Откровение Старшего Диониса - космический палингенез. Трансцендентный ребенок, царствующий над всеми богами означает надежду на неизбежное обновление Земли и возвращение Золотого века.



Аттис - спящий бог и Великая Мать Кибела

Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии. Религия, История, История религий, Мистерии, Дионис, Исида, Аттис и Кибела, Длиннопост

Аттис на коне и сидящая Кибела, барельеф.


Кибела - это фригийская богиня, которой стали поклоняться в Риме в конце 3-го века до н.э, когда людьми овладел страх того, что Республика не сможет выдержать натиск карфагенской армии. Символом Кибелы на протяжении многих веков считался камень - один из традиционных атрибутов Богини-Матери.


Подробности мифа о сложных отношениях Аттиса и Кибелы имеют прямое отношение к мистериям, однако даже если бы это было не так, он настолько безумный и странный, что я не могу не рассказать о нем.


Все начинается с того, что Зевс оплодотворяет камень. Из камня рождается гермафродит Агдитис. Боги решают оскопить его, превратив в Кибелу, и из крови Агдитис произрастает миндальное дерево. Нана - дочь реки, отведав миндаля с этого дерева, забеременела и родила ребенка Аттиса.


Аттис вырос и влюбился в дочь царя. Когда они праздновали свадьбу, в зал, где шло торжество проник(ла) Агдитис, любивший(ая) Аттиса. Внезапно (!) присутствующими овладело безумие, царь отсек себе детородные члены, Аттис бежал, также оскопил себя и умер в лесу под сосной.


Агдитис-Кибела пыталась воскресить его, но Зевс воспротивился этому, позволив лишь, чтобы тело юноши оставалось нетленным, у него росли волосы и шевелился мизинец. Аттис, таким образом, был жив, но находился в глубочайшем сне.


Агдитис - олицетворение обоеполой Великой Матери, а Аттис - её сын, любовник и жертва. Кибела - кающаяся богиня, оплакивающая возлюбленного.


В контексте такой предыстории не стоит удивляться, что сердцевиной культа Кибелы, еще тогда, когда он имел большую популярность в Греции, нежели в Риме были жрецы-евнухи и кровавые обряды оскопления.


Позже, при императоре Клавдии, обряды, связанные с мифо-ритуальным комплексом Аттиса были выведены на первый план, а сценарий ритуалов стал несколько менее жестоким. Празднества проводились в марте, их центральным элементом было украшенное бревно, представлявшее собой тело "мертвого" бога. После совершалось жертвоприношение быка богине Кибеле, оно заменяло самооскопление инициата. Он допускался в "спальню" богини, под ритуальный балдахин, как мистический супруг Великой Матери. С этими подробностями ритуала связан тот факт, что паролем посвященных Кибелы была фраза: "Я ел под тамбурин; я пил под кимвалы; я носил кернос; я входил под балдахин".


Культ Аттиса и Кибелы, возвращавший религиозную ценность тайне пола, страданиям и крови, освобождавший неофита от власти норм и условностей, показывает, как много в греческих мистериях сохранялось архаических элементов. Эта религия продолжала существовать и в первые века Христианства, активно поощрялась некоторыми римскими правителями, как альтернатива, способная противостоять натиску новой веры. Что ж, дым ароматных трав и экстатический восторг единения с древними богами был вскоре развеян обещанием спасения куда более чистого и абсолютного.



Облачённая Исида

Древние религии #2: Ужас судьбы. Мистерии. Религия, История, История религий, Мистерии, Дионис, Исида, Аттис и Кибела, Длиннопост

Исида, расписанный рельеф


Осирис, Исида и Гор - едва ли не главный мифологический комплекс Древнего Египта. Это своеобразное лицо египетской религии. Многим известен этот миф. Сет, злой бог Пустыни сразил своего брата Осириса и, расчленив, разбросал части его тела по всей Земле. Божественная супруга Осириса - Исида нашла части его тела и воскресила Осириса. Он стал богом подземного мира, а Исида родила Гора.


Миф об Осирисе - еще один миф о смерти и воскрешении. Осирис стал владыкой загробного мира. Солнцем, восходящим в полночь. Огромное значение для усиления этого мифа имело также слияние образа Осириса с другим великим египетским богом - Ра. Исида же всегда была для своих прямых последователей, а также для мистиков всех времен и стран повелительницей тайного знания, защитницей, Женщиной.


В мистериях Исиды неофит переживал сценарий, в котором он спускается в преисподнюю и возвращается, по пути минуя четыре космические стихии, видит сияющее в ночи солнце, символ Осириса-Ра. Он предстает перед другими богами и поклоняется им. Цель этого мистического опыта состояла в самоотождествлении неофита с Осирисом-Ра. Утром, облаченный в двенадцать ритуальных одежд, по числу созвездий, он поднимался на возвышение посреди храма и, разукрашенный наподобие Солнца, застыв как статуя, представал взорам людей перед статуей Исиды. Посвящение заканчивалось ритуальным пиршеством. Исида же назначала для неофита следующие испытания, повторявшиеся еще дважды с промежутком в год.


Египтяне надеялись на посмертное единение с Осирисом. Текст Книги Мертвых недвусмысленно говорит об отождествлении умершего с великом богом. Описанные мистерии же давали возможность единения с ним ещё при жизни. Причем дело обожествления посвящаемого совершалось Богиней.


Египетские мистерии были крайне популярны в первые века христианской эры. Неоплатоники с большим интересом воспринимали культ Исиды и Осириса. Умерший и воскресший, Осирис воплощал идею космогонии через самопожертвование божества - распад Единого на множество и восстановление до первоначального Единства.



Заключение


На сим я завершаю рассказ о мистериальных культах: отчаянном и прекрасном творении религиозного гения древних. Это разнообразный и плодотворный этап в истории религий и в нем много вдохновляющих моментов. Кроме того, на мой взгляд он раскрывает любопытные стороны человеческой природы: нашу смелость и дерзость в поиске единения с трансцендентным, нашу непокорность участи, кажущейся неизбежной.


Публикация постов по древним религиям обязательно продолжится.


Ссылка на предыдущий пост, о манихействе:
Древние религии #1: Вступление к серии. Манихейство

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения