Дракула от студии Hammer! (Часть 2)

Дракула от студии Hammer! (Часть 2) Рецензия, Фильмы, Дракула, Обзор фильмов, Экранизация, Castlevania, Гифка, Видео, Без звука, Длиннопост

Сегодня нас ждут три классических фильма про Дракулу с Кристофером Ли в главной роли! Это были времена расцвета студии, золотая эра фильмов ужасов. Заодно расскажу про отсылки к творчеству Hammer в серии Castlevania.

Дракула от студии Hammer! (Часть 1)

Конвейер Hammer

В 1967 году вышел один из главных фильмов про кровососов – “Бал вампиров”. Он не имел отношения к Hammer, но его снял, пожалуй, самый большой фанат студии – Роман Полански. Культовый режиссёр не просто скопировал стиль Теренса Фишера (автор трилогии Дракула), он раскрыл вампирскую тему на совершенно другом уровне. Роман Полански смог создать потрясающую готическую атмосферу, продуманную мифологию и необычный для своего времени сюжет. “Бал вампиров” был фильмом вне жанра, ему удавалось одновременно быть страшным и смешным, завораживающе красивым и сексуальным.

Фильм ждал абсолютный провал в Голливуде, но в Европе его встретили намного теплее. В 60-е фильмы Hammer стали синонимами ужастиков про вампиров, поэтому во времена без интернета многие критики причисляли “Бал вампиров” к Hammer. Более того, Ферди Мейн, исполнивший в “Бале вампиров” роль графа фон Кролок, снялся в хорроре Hammer “Любовницы-вампирши”.

“Бал вампиров” подводит черту под ранней Hammer, ведь студия перешла на конвейерное производство хорроров. Hammer запускала сразу несколько фильмов в производство, используя одинаковых актёров, членов съемочной группы и декорации. Общие панорамные кадры могли быть отсняты для одного хоррора, и найти применение в совершенно другом фильме.

Главная звезда “Дракулы” Кристофер Ли был недоволен таким подходом. Он просил сделать фильмы ближе к роману Брэма Стокера и желал увеличения гонорара. Hammer пыталась шантажировать актёра, и босс студии умолял сняться Кристофера Ли, ведь права на прокат нового Дракулы уже проданы американцам. Без Кристофера Ли всех актёров и съёмочную группу уволят.

Актёр неохотно возвращался и соглашался сниматься, только если его роль сильно сократят. Поэтому в фильмах Hammer всегда есть “злодей на один фильм”, а Дракула не так часто мелькает на экране. Для Кристофера Ли самой большой трагедией было то, что он так и не сыграл того самого графа Дракулу Брэма Стокера. В 1970 году его мечта исполнилась.

Итальянский фильм “Граф Дракула” сейчас имеет не самые высокие зрительские рейтинги, но при этом является одной из самых точных экранизаций романа Брэма Стокера. Кристофер Ли блестяще справился с ролью и сыграл совершенно другого графа. К наступлению 1970 года в кинематографе произошло перенасыщение фильмами про вампиров. Кроме “Граф Дракула” в 1970 вышли “Вкус крови Дракулы” и “Шрамы Дракулы”. Везде Кристофер Ли играл главную роль, а ведь ещё были “Любовницы-вампирши” и фильмы других студий. Перенасыщение, в конечном счёте, заставит Hammer искать новые способы рассказывать хоррор-истории. Ну а мы, наконец, перейдём к обзору.

Дракула восстал из могилы (1968)

Режиссёр – Фредди Фрэнсис

Дракула от студии Hammer! (Часть 2) Рецензия, Фильмы, Дракула, Обзор фильмов, Экранизация, Castlevania, Гифка, Видео, Без звука, Длиннопост

Тень замка Дракулы снова нависла над Трансильванией. После жестокого убийства, произошедшего в церкви, местные жители утратили веру. Святой отец находится на грани безумия, и, кажется, что сам Бог оставил это проклятое место… Но выход есть! Монсеньёр, по имени Эрнст Мюллер, готов спасти ситуацию и запечатать адский замок Дракулы. Мюллер и священник незамедлительно выдвинулись на эту опасную миссию. К несчастью, подъём в горы оказался слишком тяжёлым для святого отца. Поскользнувшись, он разбил висок, и его кровь попала в реку, где мирно спал Дракула. Теперь местным жителям придётся разобраться с кризисом веры, а Дракуле решить жилищный вопрос.

Картину должен был снимать Теренс Фишер, но он попал в автокатастрофу и был вынужден оставить режиссёрское кресло Фредди Фрэнсису. Но влияние Фишера чувствуется на протяжении всего фильма. В “Дракула восстал из могилы” замок является проклятым местом, несущим безумие и смерть. Тема утраты религии характерна для поздних работ Фишера. Мне понравилось, как оператор смог отразить невидимое проклятие. Когда героям грозит опасность, по краям кадра появляется еле заметная рамка красного или жёлтого цвета.

Интересной особенностью данной ленты стала падение во тьму. Эван Хупер смог отлично показать опустившегося человека, попавшего под влияние графа. Со своими ролями отлично справились Барри Эндрюс (Пол) и Вероника Карлсон (Мария). Пол – разгильдяй и атеист, отлично контрастирует с серьёзными и пафосными персонажами предыдущих картин. Мария – невинная, ответственная и невероятно сексуальная цель Дракулы.

“Дракула восстал из могилы” без сомнения хороший фильм, но он не дотягивает до трилогии Теренса Фишера. Ужасный финальный бой всё портит. Смерть Дракулы выглядит скорее комично, чем страшно. Хуже всего, что сцену смерти графа вставили в начало следующего фильма франшизы...

Имя Мария сразу отсылает нас к Марии Ренар – одному из главных персонажей Castlevania. Впрочем, большинство фанатов считают, что её образ был взят из фильма Франкенштейн (1931 года). Тема обречённости отлично раскрыта в Castlevania II: Simon's Quest, где Саймон Бельмонт вынужден воскресить Дракулу ради победы над проклятьем. Замок Дракулы является, без сомнения, важнейшей частью мифологии Castlevania. Замок был запечатан после финальной битвы с графом. Эти события освещаются в мини-серии Sorrow.

Вкус крови Дракулы (1970)

Режиссёр – Петер Шашди

Дракула от студии Hammer! (Часть 2) Рецензия, Фильмы, Дракула, Обзор фильмов, Экранизация, Castlevania, Гифка, Видео, Без звука, Длиннопост

Тяжело быть богачом… Лучшие блюда, элитный алкоголь и запрещённые препараты со временем приедаются. Даже самые развратные эскортницы Лондона не могут удовлетворить уважаемых господ. Всё со временем надоедает… Клубу британских богачей срочно нужна новая кровь. Главным кандидатом становится юный лорд Кортли. Он познал искусство любви на таком уровне, что работницы борделей оплачивают все его счета. Кортли – тёмный маг и знает секрет удовольствий недоступных этому миру. Только за всё приходится платить. В напитке, что приготовил лорд, находится прах самого графа Дракулы и ужасное проклятье коснётся уважаемых лондонских господ. Тяжело быть богачом…

Для Ральфа Бейтса данная роль могла быть прорывной. Дело в том, что в первоначальном сценарии фильма отсутствовал граф Дракула. Кристофер Ли отказался от участия в фильме, и главным вампиром должен был стать персонаж Ральфа Бейтса. Но в ситуацию вмешалась Warner Bros – американский прокатчик картины. Без Кристофера Ли никакого проката в США, поэтому актёру пришлось вернуться к роли. Ральф Бейтс смог великолепно вжиться в роль и раскрыть характер лорда Кортли. Загадочный, безумный тёмный волшебник, готовый без раздумий отдать свою жизнь, чтобы воскресить хозяина, запомнился мне на долгие годы.

Без сомнений, “Вкус крови Дракулы” – мой любимый фильм в серии. Мне нравится, что персонажами фильма являются отрицательные герои. Богачи переполнены пороками, за что получают ужасное наказание. Данный фильм отлично развивает мифологию франшизы. Тёмный ритуал отсылает нас к “Невестам Дракулы” и показывает происхождение вампиров.

В фильме показано, что даже вещи Дракулы несут в себе опасность. Именно во “Вкусе крови Дракулы” впервые показано кольцо графа, которое сыграет большую роль в продолжениях. Возможно ему не хватает эстетики и проработки экшен-сцен, присущих лентам Теренса Фишера, но потрясающая атмосфера непрекращающегося кошмара и безысходности делает своё дело.

Название ленты сильно напоминает Castlevania: Rondo of Blood. Кровавый ритуал в начальной заставке игры также отсылает нас к событиям фильма. Идея с мощами Дракулы впервые использовалась в Castlevania II: Simon's Quest и впоследствии была во многих играх серии, включая легендарную Castlevania: Symphony of the Night.

Шрамы Дракулы (1970)

Режиссёр – Рой Уорд Бейкер

Дракула от студии Hammer! (Часть 2) Рецензия, Фильмы, Дракула, Обзор фильмов, Экранизация, Castlevania, Гифка, Видео, Без звука, Длиннопост

Феодальный уклад жизни нравится далеко не всем. Местные холопы после вечерней пьянки разгорячились настолько, что сожгли замок графа. Ручная летучая мышь Дракулы была в шоке. Бедный рукокрылый бросился к постели хозяина, но от избытка чувств зверя стошнило прямо на графа. Это событие ознаменовало возвращение в мир кровавого лорда.

На этом фильме конвейер Hammer дал сбой. Warner Bros отказалась финансировать и продвигать ленту в Америке. “Шрамы Дракулы” должна была стать перезапуском серии, с новым актёром в главной роли. Сценарий создавался в спешке, основная идея заключалась в более точной экранизации романа Брэма Стокера. Но этим планам было не суждено сбыться. В США ждали Кристофера Ли – бессменного графа.

Попытка привязать “Шрамы Дракулы” к серии закончилась не особо удачно. Складывается такое ощущение, что создатели пропустили один фильм. Меня постоянно не покидало чувство, что я всё это уже где-то видел. Так в ленте неожиданно появляется слуга графа по имени Клов, прямо как в фильме “Дракула: Князь Тьмы”, только это совершенно другой Клов, никак не связанный со старым персонажем. Убийство в начале фильма отсылает нас к “Дракула восстал из могилы”, и вообще создаётся ощущение, что весь сюжет сшит белыми нитками. Я даже не понял, как на этот раз восстал Дракула…

“Шрамы Дракулы” – это воплощение того, во что превратилась студия Hammer в начале 70-х. В фильме очень много жестокости и экшен сцен – кровавый аттракцион на один раз. Меня порадовал возросший масштаб событий. Hammer потратилась на спецэффекты, и замок Дракулы выглядит бесконечным. В фильме снялся Патрик Траутон – легендарный исполнитель роли второго Доктора в сериале «Доктор Кто».

Ручная боевая летучая мышь – одна из редких находок ленты. Мышь замочил больше народу, чем сам Дракула и ушёл непобежденным. Среди фанатов Hammer до сих пор ходят теории, что это было. Многие считают, что это был сам Алукард из “Дракула, год 1972”, впрочем, каких-то подтверждений этой версии я не нашёл.

Летучие мыши стали одним из символов Castlevania. Как правило, это бесконечные враги, пытающиеся взять числом. Giant Bat – первый и один из самых известных боссов серии. Количество воплощений этого босса просто зашкаливает. Тёмнокрылая, золотая, фантомная… Перечислять виды летучих мышей можно очень долго. Наконец, Алукард и Сома Круз умеют сами превращаться в летучих мышей.


Таков был расцвет Hammer. Следующая статья точно станет последней в цикле про Дракулу. К этим фильмам можно по-разному относится. Мне нравится их трешовый настрой. Но дальше – больше, ведь Дракула отправится в наше время и заодно посетит Китай. Если этот цикл зайдёт, я выпущу продолжение, посвящённое другим фильмам Hammer. Желаю каждому такого верного питомца, как у Дракулы! А на сегодня – всё!

Всё о кино

19.9K постов58.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.