110

Дохристианская письменность: миф или реальность?

Насколько справедливо утверждать, что до пришествия на моравские земли солунских братьев письменности у славян не существовало?Несмотря на то, что слависты в большинстве своём довольно скептически относится к этой идее, научная беспристрастность не позволяет нам совсем от неё отмахнуться.
Сегодня мы разберём подробнее, что именно мешает сказать твёрдое "нет" дохристианской письменности.

Итак, чем всегда оперирует учёный? Разумеется, фактами. Какие же факты мы имеем?
Факт первый: письменные свидетельства.
- О существовании неких знаков («черты и резы») для письма и гадания у славян-язычников упоминает Черноризец Храбр в своём «Сказании о писменех»:Прѣжде ѹбо словѣне не имѣхѫ книгъ. нѫ чрътами и рѣзами чьтѣхѫ и гатаахѫ погани сѫще. кръстивше же сѧ. римьсками и гръчьскыми писмены. нѫждаахѫ сѧ словѣнскы рѣчь безъ устроениа…
(Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения).
Черноризец Храбр достоин отдельного разговора, так как личность это выдающаяся. Но пока достаточно и того, что в славистике Храбр занимает одно из важных мест, наравне с Кириллом и Мефодием, продолжая их дело и популяризируя славянские письмена в своём труде.

Дохристианская письменность: миф или реальность? Письменность, Славяне, Древние славяне, Славянские языки, Лингвистика, История языка, Длиннопост

- Арабский писатель Ибн ан-Надим в «Книге росписи известий об учёных и именах сочинённых ими книг» пишет:
Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому.
Надпись Ибн ан-Надима была представлена в Санкт-Петербурге в научном докладе арабиста Христиана Даниловича Френа в 1835 году. Графически надпись стилизована под арабское письмо, и расшифровать её до сих пор не удалось. Предполагается, что белое дерево для письма было сделано из берёзовой коры.

Дохристианская письменность: миф или реальность? Письменность, Славяне, Древние славяне, Славянские языки, Лингвистика, История языка, Длиннопост

- Немецкий хронист, епископ Титмар Мерзебургский, описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Ридегост) на острове Рюген (ныне — крупнейший остров Германии), упоминает, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:
Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид.

Дохристианская письменность: миф или реальность? Письменность, Славяне, Древние славяне, Славянские языки, Лингвистика, История языка, Длиннопост

Ретра — это древний славянский город-крепость, а также религиозный центр. Там располагался языческий храма бога Радегаста и проводились религиозные обряды. Находился он на землях одного из племен полабских славян, ратарей. Всё это мы узнаём из сообщений историков, подобных Титмару Мерзебургскому. От них же мы узнаём, что крепость дважды разрушали — последний и окончательный раз пришёлся на вторую половину XIIв.

Дохристианская письменность: миф или реальность? Письменность, Славяне, Древние славяне, Славянские языки, Лингвистика, История языка, Длиннопост
Реконструкция славянского храма в городе-музее Радониме (Мекленбург)

В конце XVIII века считалось, что Ретра была обнаружена возле деревни Прилвиц. Полагали также, что там были найдены бронзовые фигурки богов и обрядовые предметы из Ретринского храма, покрытые в соответствии с описанием Титмара славянскими руническими письменами. Однако в настоящее время академическая наука считает эти фигурки поддельными, и на сегодняшний день точное местоположение города не установлено. Согласно предположениям, он находился на территории современной немецкой земли Мекленбург — Передняя Померания.

Дохристианская письменность: миф или реальность? Письменность, Славяне, Древние славяне, Славянские языки, Лингвистика, История языка, Длиннопост

Есть и другие упоминания «письмен», либо повторяющие информацию Черноризца Храбра, либо и вовсе относящиеся к «русам», — однако однозначно идентифицировать этих «русов» как славян не представляется возможным.
Факт второй: археологические находки.
Уже упомянутые нами прильвицкие идолы якобы были обнаружены в 1690г. пастором Прильвица при посадке груш и всплыли в немецкой прессе 7 февраля 1768 года. Однако уже в 1770-х появились критические отзывы на эту находку, а в 1848 году русский славист И. И. Срезневский высказался о них весьма резко:
Долго верили, а иные верят и теперь, в неподложность этих древностей; но, присматриваясь к ним, нельзя не отказаться от всякой возможности доказывать их подлинность; в числе изображений встречаются фигуры рыцарей и охотников, маркиз и маркизов, амуров и психей, к которым руны так же не идут, как и смысл рун и значение вещей к религии славян балтийских. Очевидно, что поддельщик воспользовался старыми дрязгами XVI—XVII века, исказил их, сколько считал нужным, кое-что кое-где поприделал и, сообразно с учеными искательствами того времени и своим понятиям, украсил рунами, смело надеясь на слабость знаний своих ценителей. Некоторые из вещей могли быть и действительно найдены; но, конечно, ни одной не найдено с рунами».

Дохристианская письменность: миф или реальность? Письменность, Славяне, Древние славяне, Славянские языки, Лингвистика, История языка, Длиннопост

К реальным же находкам можно отнести глиняный сосуд, обнаруженный В. А. Городцовым в 1897 году у села Алеканово под Рязанью. На нём явно просматриваются странные знаки из перекрещивающихся линий и прямых «отростков», напоминающие какие-то письмена. Однако они не прочитаны до сегодняшнего дня.
На территории России найдены и другие памятники дохристианской письменности, содержащие надписи или отдельные знаки, напоминающие начертания глаголических букв. Самые древние (конец I в. до н. э.) обнаружены в Причерноморье: Херсонесе, Керчи, Ольвии. Они представляют собой схематические рисунки довольно сложной геометрической формы. Однако сегодня признано, что причерноморские знаки являются родовыми, племенными или личными знаками — символами собственности, клеймами мастеров и магическими культовыми знаками.

Дохристианская письменность: миф или реальность? Письменность, Славяне, Древние славяне, Славянские языки, Лингвистика, История языка, Длиннопост
На изображении можно увидеть недешифрованные дохристианские русские надписи и знаки:
а) надпись, воспроизведенная Ибн-эль-Недимом; 
б) алекановскав надпись, найденная В. А. Городцовым под Рязанью; 
в) надпись на ребре барана, найденная Д. Я. Самоквасовым под Черниговом; 
г) кириллические буквы и загадочные знаки на дрогичинских свинцовых пломбах, найденных на Западном Буге (лицевая и оборотная сторона)

Как мы можем судить, несмотря на наличие всех этих фактов, назвать их бесспорными довольно трудно, как и невозможно сколько-либо упорядочить имеющиеся отдельные находки и свидетельства. Разумеется, утверждать, что славяне были неспособны сами придумать себе письменность, никак нельзя, однако на сегодняшний момент общепризнанные образцы такой письменности лингвистике и истории неизвестны, либо носят спорный характер.
Как указывает археолог А. А. Медынцева:
При полном отсутствии или фрагментарности эпиграфического материала того времени эти общие (и правильные) положения создают условия для возникновения романтических, но совершенно не выдерживающих критики гипотез об „оригинальном“ письме на Руси дохристианского периода. В качестве такого письма предлагались и оригинальные „черты и резы“ — знаки на археологических предметах, причерноморские знаки, особое „докирилловское“ письмо и такие откровенные подделки, как „Велесова“ книга. Несостоятельность и скороспелость таких гипотез подрывают доверие не только к существованию оригинальной письменности, но и вообще к возможности использования письменности на Руси в дохристианскую эпоху.
Конечно, ничто не способно остановить отдельных энтузиастов, любителей дешифровки и знатоков «настоящей» истории, и тема «славянских рун» чрезвычайно распространена в любительских исторических и лингвистических сочинениях и в массовой культуре. Но мы-то с вами знаем, что так наука не работает. Проверяйте источники и тогда истина будет где-то рядом.
По материалам VK-паблика https://vk.com/glagoli.game и Telegram-канала t.me/glagoli_game

Найдены дубликаты

+11
Как мы можем судить, несмотря на наличие всех этих фактов, назвать их бесспорными довольно трудно, как и невозможно сколько-либо упорядочить имеющиеся отдельные находки и свидетельства. Разумеется, утверждать, что славяне были неспособны сами придумать себе письменность, никак нельзя, однако на сегодняшний момент общепризнанные образцы такой письменности лингвистике и истории неизвестны, либо носят спорный характер.
черт, это кажись первая увиденная мною статья, в которой не бьют себя пяткой грудь и не кричат с пеной у рта что-то типа - "я умный дохуя спец в этом вопросе, и поэтому я прав, а вы все гвардейцы кардинала. И я знаю, что дохристианской письменности не существовало/она существовала", а честно и просто написали, что данных для анализа и выводов недостаточно))
раскрыть ветку 2
0

Автор в ватиканскую библиотеку явно заглядывал и ничего там не нашел.

раскрыть ветку 1
0

а типа туда кого-то из наших пустят...

+2
Интересная статья. Спасибо!
Куда печальнее, когда трактовкой истории во все щели занимаются профессионалы с прикладным образованием. Был у нас один такой, лекции читал на тему происхождения Москвы от городища Кунцевского. Типа Москва ровесница Самарканда. Это ещё в девяностые было. Из нашей школы его тогда погнали ссаными тряпками. А идиот реально был с истфака МГУ.
раскрыть ветку 2
0

Озар Ворон тоже истфак закончил, не помогло.

раскрыть ветку 1
+6

Это просто на истфаке ученые всё скрывают! И он там это понял!

Или вы думаете откуда идёт этот заговор историков — надо же как-то готовить новые кадры для оболванивания народов РАссии!


А если серьёзно, то профильное образование это не стопроцентная прививка.

0

Ну и

Иллюстрация к комментарию
0
Я думаю, что многие источники письменности просто уничтожались на протяжении веков.
раскрыть ветку 2
+1

А наша история фальсифицирована во многом из-за христианского централизованного вторжения, апологеты которого гробили и вывозили исторические рукописи.

Староверов жгли вместе с домами в том числе из-за наличия рукописей.

А гусляров-сказителей как устных переносчиков истории просто по хитрому выводили, объявив сам инструмент вне закона.

Добивались преобладания единой точки зрения о глупых славянах.

+1
Поддерживаю
0

А вот и альтернативные аргументы

https://m.youtube.com/watch?v=dflmBU1hhHU

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: