Что общего между Шекспиром и разведчиками?

Наверняка многие видели фильм Леонида Фёдоровича Быкова «В бой идут одни старики» 1973 г. и при первом просмотре были удивлены появлению на фронте вокально-инструментального ансамбля под руководством командира второй эскадрильи. Возможно и странно: война же всё-таки - врага бить надо, а не песни петь. Но собирались летчики не редко, а «маэстро» твёрдо настаивал: «Пилотом можешь ты не быть, летать научим все равно, но музыкантом быть обязан!». Обыкновенно у зрителя создаётся впечатление, что репетиция проводится для того только, чтобы немного раскрасить угнетённое состояние бойцов от каждодневных моральных и физических перегрузок, смертельной борьбы на фронте, потерей товарищей и родных. Только ли в ободрении летчиков заключался замысел командира, чья эскадрилья ко всему прочему, отличалась результативностью? «Первая у нас молодцы! Если «Фоккер» или «Мессер» завалить, это вторая. А если что-то достать, это первая!». У «Маэстро» на груди звезда героя Советского Союза – высшая награда времён ВОВ, не редко этим знаком награждали тех, кто в критической (смертельной) ситуации смог отвести от гибели товарищей и выполнить приказ - человек в организации что-то понявший «не малое». Как следствие, героев поднимали в звании и давали людей в обучение – раз смог сам что-то понять, то увеличивай показатели других – ради победы. Показатели же будут выше тогда, когда коллектив крепко сплочён, если между людьми возникнет взаимопонимание, а это лучше достигается не только совместным делом, но и увлечением. (Про внедрение таких методов у немцев мне не известно. В книге Овидия Горчакова «Максим не выходит на связь» прослеживается обратное: у гитлеровских офицеров искусственно поднимали самооценку, учили смотреть на врага (и на прочие расы) сверху вниз, добиваться личных «побед» любыми способами.)

Фильм про летчиков – художественный – собирательный образ, а теперь перенесёмся в реальные события великой отечественной. С июня 1942 г. по февраль 1944 г. в Украине, на оккупированной территории близь г. Ровно (административный центр рейхскомиссариата Украины), в лесах работал партизанский отряд под командованием Дмитрия Николаевича Медведева.

Что общего между Шекспиром и разведчиками? Уильям Шекспир, Война, Партизаны, Театр, Пьеса, Подвиг, Герои, Королева, Англия, СССР, Великая Отечественная война, Сталин, Командир, Комиссар, Режиссер, Коллектив, Длиннопост

Д. Н. Медведев

Кроме подрыва эшелонов, минирования дорог, организации засад и множества другой работы у группы была главная задача: разведка планов военных операций гитлеровцев среди офицерского состава, включая высшее руководство. Несколько месяцев подготавливались условия для внедрения нашего опытного разведчика Николая Ивановича Кузнецова.

Что общего между Шекспиром и разведчиками? Уильям Шекспир, Война, Партизаны, Театр, Пьеса, Подвиг, Герои, Королева, Англия, СССР, Великая Отечественная война, Сталин, Командир, Комиссар, Режиссер, Коллектив, Длиннопост

Н. И. Кузнецов

А именно: среди населения искали «своих», организовывали явочные квартиры, промежуточные посты передачи информации, учились подделывать немецкие документы и пр.)

Н.И. Кузнецов не только отлично знал немецкий язык, диалекты, культуру, историю, но и мог перевоплощаться внутренне так, что на протяжении всей работы в районе никто не усомнился в его принадлежности к Арийской расе, даже для этого специально натасканная собака.

«Через несколько дней наконец наступила очередь и Николая Ивановича Кузнецова. На несколько часов ушли мы с ним подальше в лес и там, испортив пяток бланков, напечатали командировочное удостоверение на имя обер-лейтенанта Пауля Зиберта, находившегося в командировке в г. Ровно по делам снабжения своей части. Как-то рано утром Кузнецов взял под мышку вещевой мешок и ушел на пост. Там ждали его Медведев, Стехов, Лукин, Коля Струтинский и еще несколько человек. Когда я подошел к ним, Николай Иванович стоял в полной форме гитлеровского обер-лейтенанта. Рядом с ним стояли Стехов и Коля Струтинский.

Что общего между Шекспиром и разведчиками? Уильям Шекспир, Война, Партизаны, Театр, Пьеса, Подвиг, Герои, Королева, Англия, СССР, Великая Отечественная война, Сталин, Командир, Комиссар, Режиссер, Коллектив, Длиннопост

Н. И. Кузнецов, комиссар С. Т. Стехов, Н. В. Струтинский

Медведев внимательно осмотрел Кузнецова, поправил Железный крест на его груди и кивнул Черному, стоящему тут же с фотоаппаратом:

— Щелкайте! На память о первом выходе в разведку, Николай Иванович!

Я смотрел на Кузнецова и просто не верил своим глазам. Он гордо запрокинул голову, выдвинул вперед нижнюю челюсть, на лице его появилось выражение напыщенного презрения.

В первое мгновение мне было даже неприятно увидеть его таким. Чтоб разрушить это впечатление, я шутливо обратился к нему:

— Как чувствуете себя в этой шкурке, Николай Иванович?

Он смерил меня уничтожающим взглядом, брезгливо опустив углы губ, и произнес лающим, гнусавым голосом:

— Альзо, нихт зо ляут, герр арцт! (Но не так громко, господин доктор!)

Холодом повеяло от этого высокомерного офицера. Я физически ощутил расстояние, на которое он отодвинул меня от себя. Удивительный дар перевоплощения!» - Альберт Вениаминович Цессарский «Записки партизанского врача»

Что общего между Шекспиром и разведчиками? Уильям Шекспир, Война, Партизаны, Театр, Пьеса, Подвиг, Герои, Королева, Англия, СССР, Великая Отечественная война, Сталин, Командир, Комиссар, Режиссер, Коллектив, Длиннопост

А. В. Цессарский

А. В. Цессарский врач партизанского отряда, так же был ответственным за подделку немецких документов. В послевоенные годы стал актёром, играл в театре Ермоловой (Москва), написал несколько замечательных книг и сценариев, некоторые были поставлены режиссерами на театральной сцене.

Была у А.В. Цессарского в том отряде одна из немногочисленных, но достаточно зачитанная книга У. Шекспира «Гамлет». Когда прибыли на основное место дислокации, то оказалось, что врач не один в отряде из тех, кому нравятся произведения английского драматурга. Н. И. Кузнецов, Г. И. Шмуйловский и другие не против почитать и даже попробовать себя в качестве актёра. Так проводили досуг:

«Гамлет поднялся с пня и воскликнул:

— Офелия! В твоих молитвах, нимфа,

Да вспомнятся мои грехи!

Офелия вышла из-за куста и, прислонив автомат к дереву, робкими шагами направилась к принцу.

— Мой принц,

Как поживали вы все эти дни?

— Благодарю вас: чудно, чудно, чудно.

Остановившийся невдалеке Бурлатенко с удивлением наблюдал, как доктор и разведчик Гриша Шмуйловский то сходились, то расходились на зеленой полянке, окруженной кустами, и говорили друг другу что-то совершенно непонятное. Командир роты Максим Греков посмеиваясь дребезжащим, дробным смешком, подсматривал за ними из-за куста, а комбат Базанов махал ему рукой и укоризненно говорил:

— Полоний, ты тише, браток, они услышат!

Тут доктор всплеснул руками и воскликнул:

— Я не любил вас!

На что Гриша, покачав головой, с горечью произнес:

— Тем больше была я обманута.

— Уйди в монастырь, —

посоветовал ему доктор, —

К чему тебе плодить грешников?

Но Базанов, схватившись за голову, застонал:

— Братцы, тут же явно любовная сцена, а вы какую-то философию разводите!

— Только ли любовная? — усомнился Гриша. — Возьмем текст.

И все четверо склонились над небольшой книжкой, лежащей на пенёчке среди поляны

Шла репетиция сцены из «Гамлета». Так как охотниц среди женщин не нашлось, Гриша с увлечением репетировал роль Офелии. Некогда в старой Англии женские роли исполнялись мужчинами, и ему, исследователю той эпохи, было особенно интересно погрузиться в атмосферу театра шекспировских времён» - А. В. Цессарский «Записки партизанского врача»

Работа разведчика тесно связана со спецификой актера, только за плохую игру на сцене лишают аплодисментов, а на задании можно лишиться жизни. Но если найден верный подход - результаты впечатляют: обнаружены координаты нахождения бункера Гитлера «Вервольф» под Винницами, вскрыты важные сведения о готовящемся наступлении немцев на курской дуге, убит заместитель Э. Коха по финансам Ганс Гель и его секретарь Винтер, удалось тяжело ранить руководителя управления администрации рейхскомиссариата Пауля Даргеля, убит глава юридического отдела рейхскомиссариата Украины оберфюрер СА Альфред Функ, была получена информация о подготовке Операции «Длинный прыжок» — покушения на лидеров «Большой тройки» на Тегеранской конференции. Если учесть, что после каждого ранения или убийства какого-либо «оберфюрера» в г. Ровно начинались досмотры документов, введение комендантского часа, облавы, засады и охота на партизан и в особенности на разведчиков, то, думается, работа была проделана не простая.

В отряде не только разведчики интересовались Шекспиром и постановками. Да и вообще напрашивается вопрос: что «такого» может быть в Шекспире, раз он так многим интересен, и его продолжают ставить и сейчас, в театре, в кино, ведь не мало денег, труда и времени занятие это стоит, а все ставят и интерес не пропадает?

Что общего между Шекспиром и разведчиками? Уильям Шекспир, Война, Партизаны, Театр, Пьеса, Подвиг, Герои, Королева, Англия, СССР, Великая Отечественная война, Сталин, Командир, Комиссар, Режиссер, Коллектив, Длиннопост

Чем Шекспир (1564-1616) отличается от других писателей? Жил он при английской королеве-деве Елизавете I (1533-1603), чьё правление ознаменовано в истории Золотым веком (активный рост экономики, культуры, мировое лидирование в развитии флота, открытие и присоединение новых земель), размах развития страны можно сопоставить разве что с развитием СССР при И. В. Сталине. Королева поощряла вклад в культуру страны, при ней были построены первые театры в Лондоне, до того, в основном, были лишь бродячие труппы.

Что общего между Шекспиром и разведчиками? Уильям Шекспир, Война, Партизаны, Театр, Пьеса, Подвиг, Герои, Королева, Англия, СССР, Великая Отечественная война, Сталин, Командир, Комиссар, Режиссер, Коллектив, Длиннопост

Посещала театры, в том числе и «Глобус», соучредителем которого был и Шекспир. Драматург знал французский, итальянский, латынь, греческий, свободно ориентировался в истории Англии, древней Греции и Италии (Древнего Рима). В подлинниках мог читать труды философов и писателей: Гомера, Плутарха, Плавта, Овидия, Сенеки. Имел небывалый на свое время лексикон около 25000 слов (у самых образованных того времени он насчитывался вдвое меньше) и обогатил английский язык на 3200 слов. Мне трудно себе представить, насколько возможно быть эрудированным и развитым, чтобы внести столько понятий в свой язык за одну жизнь. Шекспир был вхож в королевский дворец и писал для её величества. Закономерно предположить, что в золотой век Англии люди могли быть не менее развитыми чем сейчас, поэтому даже в наши дни, разобрать пьесу драматурга полностью для одного, пусть это будет даже сильный режиссер, задача трудная, нет-нет, да вырежут из постановки какой-то эпизод, как правило – непонятый, для таких целей можно и нужно подключать коллектив.

Актёрское мастерство для разведчика, пожалуй, главное качество, а на чем, как не на пьесах Шекспира его оттачивать, если по сей день английский драматург является наиболее сложным в разборе. К слову, театральное искусство, как не странно, в Англии развивалось параллельно с развитием разведки и контрразведки. Так и в СССР с подъёмом промышленности строились дома (дворцы) культуры, театралам выплачивали законную зарплату, уделялось внимание и Шекспиру.

Я бы никогда и не задумался о связи разведчиков и Шекспира если бы не познакомился с трудами Алексея Александровича Меняйлова писателя–шекспироведа. Его нетривиальный взгляд на произведения английского драматурга даёт пищу для размышлений. Вот, к примеру, пьеса Гамлет, в основе лежит, своего рода, расследование принцем причин смерти отца-короля. Всё произведение разобрать, разумеется, статьи не хватит, но попробуем это сделать хотя бы с небольшим эпизодом, и возьмем тот, самый, что играли в партизанском отряде: разговор Гамлета с Офелией. Может быть, Гриша Шмуйловский был прав? В прошлые встречи с Офелией Гамлет себя вёл дружественно, так почему в эту встречу он обрушивается на дочь первого советника с укоризной, говорит, что между ними ничего не было и нет, и вообще молодой девушке следовало бы идти в монастырь и остаться там до конца своих дней. И где здесь философия? Почему Гамлет возненавидел девушку между двумя свиданиями? Пробежимся сначала пьесы: вот принц приезжает на Родину в Данию, в Эльсинор на поминки своего отца, а вместо того попадает на торжество свадьбы своей матери и дяди Клаудио (брата отца). Не прошло и двух месяцев – и уже свадьба! - «с похорон на брачный стол пошёл пирог поминный». Принца ошеломляет и то, что для всех это кажется в порядке вещей, хотя такой скорый брачный союз вызывает у него массу вопросов: почему так скоро, почему мать, клявшаяся в любви прежнему мужу, уже улыбается новому, и не замешено ли здесь удержание Гамлета от престола, и кто задумал всё, а не убили ли отца ради всего этого? С чего начинать, где искать, если тебя не было на месте несколько месяцев? Тут принцу приходит на помощь призрак (возможно человек под личиной приведенья, пожелавший остаться неузнанным). Он сообщает о заговоре и убийце. Бывший король воспитывал сына как будущего наследника престола, а людям образованным не свойственна слепая яростная месть. Сначала необходимо во всем разобраться, взвесить, поэтому принц начинает своё расследование, используя все знания и умения, получивший ранее. Клаудио скорее только исполнитель (уж кому как не Гамлету хорошо знать своего дядю, который и ранее показал себя как скот), а не мать ли всё это задумала? В книге Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» упоминается из быта оного народа следующее: «Когда умирает знатный человек – глава семейства, то собираются его родственники и в случае, если его смерть возбуждает какие-либо подозрения, пытают жён, как рабов, и уличенных казнят.» Думается убийство мужа в истории не ново, да и кто посмеет судить королеву, которая к тому же уже обзавелась новым мужем. Итак мать, но ей верил Гамлет, хотя наверняка знал о лживости женщин. Полоний – первый советник, ранее поощрявший связь Гамлета с Офелией, теперь понимает, что принца могут убрать, под «раздачу» может попасть и дочь (как минимум получит психотравму) и начинает науськивать её на то, чтобы та оттолкнула и прекратила всякие контакты с Гамлетом. Многие могут быть и не в курсе, но мужчины себе в жёны выбирают аналог матери, или же её противоположность. К тому же Офелия при королевском дворе, а значит всё копирует с главной женщины королевства, именно копирует, а не обдуманно перенимает качества. Если б была думающей, то уже сама искала возможности хоть чем-то помочь принцу, и брак королевы с Клаудио тоже был бы ей противен. Гамлет приходит к Офелии, чтобы убедиться в своих мыслях, посмотреть на её отношение к нравственности, но видит те же кривляния, что и когда-то у матери, понимая, что Офелия есть, по сути, то же, что и Гертруда. Советует ей уйти в монастырь – потому, что только там она сможет уяснить хоть какую-то «не поддельную» нравственность, говорит с яростью, не забывая о маске помешательства, актёр же все-таки.

Сложновато, не правда ли? Произведения Шекспира многослойны, непрямолинейны, не сразу можно уверенно отнести персонажа к негодяю, особенно, когда из его уст выходят весомые философские умозаключения, так и в жизни, чем человек внутренне грязнее, тем более «чистого и порядочного» он из себя будет играть, даже «вумные» книги начнёт для этого читать и цитировать. Чтобы хоть что-то понять в пьесах английского драматурга мало посмотреть экранизацию, тут надо и пьесу почитать, заглянуть в Википедию – на наличие информации о главных персонажах и культуре той эпохи, ознакомиться с трудами шекспироведов. Ведь пьеса «Гамлет» написана по реальным историческим событиям, только главный герой у Шекспира умирает, возможно, писатель решил изобразить «смертный подвиг» - он сильнее задевает.

Ну и так напоследок из книги Симона Тер-Петросяна (Камо) «Сталин мой товарищ и наставник»: утром в день «экса» Сталин приехал к нам в жандармском мундире. Я в очередной раз оценил, как он умеет перевоплощаться. У него не только осанка с походкой изменились, но и взгляд стал жандармским. Если бы я не был с ним знаком, то принял бы его за настоящего жандарма, а у меня на эту публику взгляд наметанный. Сталин оглядел нас и еще раз напомнил каждому, что он должен делать. Мне сказал:

– Камо, держись посвободнее. Ты офицер, капитан, а не сопливый юнкер, чтобы в струнку тянуться. Тем более, ты не на службе, сидишь в фаэтоне, девушку ждёшь.

Наших девушек, Александру Дарахвелидзе и Анету Сулаквелидзе, которые должны были изображать случайно встретившихся на площади подруг, Сталин попросил изобразить, как они станут разговаривать. Послушал немного и сказал:

– По-русски, только по-русски говорите, не переходите на грузинский, чтобы все понимали, о чем вы говорите. Хихикайте почаще и немножко французских слов в речь вставляйте – «мерси», например, или «тре бьен». Если кто-то из офицеров с вами заигрывать начнет, не возмущайтесь, а отвечайте.