Что мне не нравится в АМ? Исповедь экс-работника. ч.3

Часть 1 Что мне не нравится в Ананда Марге? Исповедь экс-работника. ч.1

Часть 2-1 Что мне не нравится в Ананда Марге? Исповедь экс-работника. ч.2-1

Часть 2-2 Что мне не нравится в Ананда Марге? Исповедь экс-работника. ч.2-2


5 Дада Садананда и Уроки Медитации


Ананда Марга – это индийская организация. Её президент (он же Бог П.Р. Саркар) – индус. Самые главные должности в ней занимают индусы. Главный офис организации находится в Индии. Её духовная философия построена на индуизме. Если вы хотите знать, что такое настоящая АМ – посмотрите видео, где индийские дети прыгают в тандаве с кинжалами и черепами, или ходят по кругу вокруг портрета гуру и поют: “Только имя Бабы! Только имя Бабы!”; или видео, где солдатские отряды АМ маршируют под Баба Нам Кевалам. Это – настоящая Ананда Марга.

Но, конечно же, многие последователи АМ, особенно русскоязычные, даже не подозревают, что это так. Их образ Ананда Марги в корне своём рисуется исключительно одним человеком – дадой Саданандой. И этот небольшой этюд был бы совсем неполноценным, если б я не упомянул здесь это имя, и не высказал, что же я о нём думаю.

Что самое смешное – хоть и не считая Ананда Маргу чистым злом, но всё же глубоко убежденный, что взаимодействие с ней приводит к личностной деградации и искажению духовного мировоззрения, у меня хорошие личные отношения с дадой Саданандой. Конечно, он запретил мне доступ к Ананда Марге и Урокам Медитации (о, боже, как же теперь мне жить?), но лично ко мне он всегда относился хорошо, и всегда и во всём мне помогал, даже когда не был в этом никак заинтересован. Это, безусловно, влияет на моё восприятие его личности, поэтому прошу это учитывать. Но всё равно я буду крайне категоричен.

Начнём с первого: в моих глазах Садананда – это достаточно мудрый с житейской точки зрения человек, который уже прожил больше половины своей жизни, и много чего в ней сделал. У него необычная жизнь, и он не ординарный человек. Из самых главных вещей, конечно – принятие на себя монашеских аскез и создание проекта УМ. Он – сильный человек, который знает, как управлять организацией и делать дела. Этого у него отнять нельзя.

Также, идя дальше по “положительным” сторонам – дада Садананда хороший оратор и хороший лектор. В его видео действительно очень много полезной информации. К сожалению, неискушенный зритель связывает это с идеологией АМ, а не с личным мировоззрением дады Садананды, и считает, что все люди в АМ – такие. Спешу вас огорчить – в основном адепты АМ (как марги, так и ачарьи) – это люди, напрочь лишённые способности здраво мыслить, и такие индивидуумы, как Садананда – исключение. Слабым людям всегда нужен сильный – такова жизнь. В основном так и происходит с УМ. Опять-таки, есть исключение – но это редкость. Ведь кто слушает Садананду? Кто подсаживается на него? Люди, потерявшие в жизни смысл; люди, не знающие, куда им идти; люди, пребывающие в депрессии; люди, жаждущие руководства и так далее. Потому что у людей, у которых всё это есть – зачем им нужен будет Садананда? Для изучения любой духовной традиции они могут обратиться к сотням книг и к сотням лекторов на ютубе, знающих традиции ничуть не хуже, чем Садананда (а то и лучше, ведь Садананда знает только идеологию АМ). В Ананда Марге, к тому же, много каналов разных диди и дад, распространяющих учение АМ (в основном все они – англоязычные). Но даже на английском языке самые популярные видео АМ – это видео дады Садананды (имеющего англоязычный meditation steps). Дада говорит с ярко-выраженным русским акцентом, и его лекции на английском проигрывают в разы лекциям на русском. Но всё же он популярнее других работников АМ в десятки раз. Почему?

Потому что главная задача дады – вдохновлять. Он не столько преподносит идеологию, сколько обнадёживает, даёт шанс, позволяет людям почувствовать, что счастье есть. Чтобы вы понимали, как человек, сам давший тонны лекций по идеологии Ананда Марги – полуторачасовое видео от Садананды это 1-2 странички в книге Саркара. В книгах Саркара даётся скудное объяснение, которое в основном предназначено для слепого распространения преданными работниками. Это только конёк дады Садананды – брать одну страничку, обдмуывать её, и излагать свои мысли. Такого не делают ни другие работники, ни другие марги. Я давал лекции на несколько часов иногда руководствуясь просто парой фраз Саркара. Тут вопрос не первоначальной мысли, а вопрос лектора, который её преподаст и разовьёт. Дада Садананда очень неплохо мыслит, и любит внедрять в свои видео разные культурные отсылки и научные факты. Это – совсем не подход АМ. Настоящий подход АМ: “Если Баба сказал – значит это истина. Не смей вопрошать”. Поверьте – я знаю о чём говорю.

И казалось бы – а что тут такого плохого? Ну, что ж, теперь мы переходим к “негативным” сторонам дады Садананды.


Дада Садананда – сектант до мозга костей. И самое страшное в нём то, что именно в мозге костей он сектант, а снаружи – адекватный человек. Ведь какая самая большая проблема, возникающая из его видео? Человек видит, что перед ним сидит здраво, рационально рассуждающий монах, и говорит о духовности. И когда человек смотрит такие видео десятками, у него складывается убеждение, что с помощью этой же рациональности и здравого смысла дада на духовный путь и пришёл и вступил в организацию. Но проблема заключается в том, что сам дада Садананда, вступавший на путь в АМ, находился в тяжелом кризисе в это время (ему было около 18и). Он пил, курил, занимался прочими пагубными вещами, и, разумеется, был несчастен, и совсем не знал, что делать с жизнью. В этот момент к нему и пришла Ананда Марга, и вытащила его из депрессии, сперва дав ему медитацию (которая, безусловно, работает, так как является частью тысячелетних индийских традиций), а уже потом навязав иррациональные верования, что индийский бухгалтер является богом во плоти, и что ему надо поклоняться. Прошедши ЛФТ, а затем уже и ачарья-тренинг, поклоняясь Бабе и медитируя на него годами, дада Садананда уверовал в то, что он является Богом, и вдохновлённый пошёл разносить идеологию в СНГ. Проблема только была в том, что верить в то, что какой-то индийский бухгалтер является богом, и поклоняться ему, были готовы только крайне неадекватные люди, которых, конечно же, в АМ видеть не хотелось. И поэтому Садананда понял, что должен быть метод распространия идеологии, построенный на науке и рационализме – ведь это то, куда идёт человечество тысячелетями. Преисполнявшись в этом деле на протяжении около десятка лет, дада Садананда открыл УМ, где начал выпускать свои видео. И каждые его лекции строятся на хорошей структуре, рационализме, научных подтверждениях и т.д. Но очень важно смотрящему помнить о том, что база этих лекций не является ни в какой мере рациональной. Иначе говоря – теми методами мысли, которыми Садананда доносит философию до людей, он никогда бы к своим собственным верованиям не пришёл. К своим верованиям он пришёл сам находясь в ужасном состоянии ума, и затем, под воздействием многих лет обработки в секте, “превратился в идеологию” – то есть достиг мечты марга-в-себе. И весь этот рационализм, мышление, наука – это просто внешний слой того, что скрывает глубокий ирациональные верования дады Садананды, заключающиеся именно в том, что П.Р. Саркар является Богом, и что миссия людей на земле – установить культ его личности и его организации.

Именно вследствие этого и вытекает второе его “негативное” качество – лицемерие. О лицемерии я уже писал выше, не буду повторяться. Самое главное для меня тут – показать то, откуда оно берётся, и почему оно так хорошо видно любому человеку в Ананда Марге, который просто пожелает открыть глаза. Корень и причина этого лицемерия зиждутся в том, что истинное учение Ананда Марги заключается в поклонении Шри Шри Анандамурти, и в строгой вере в то, что он является Богом, воплощённым в человеческом теле. Но любой здравый человек, если ты ему это скажешь, сразу же перестанет адекватно тебя воспринимать, и убежит из твоей секты. Поэтому нужно сделать долгий путь, путь постепенности, который приведёт тебя от рациональных и истинных суждений до того, что ты будешь находить себя в простирании перед индийским бухгалтером П.Р. Саркаром, с мыслью о том, что это – Бог человечества.

Какой из всего этого следует вывод?


Я хочу закончить эту статью, пользуясь самой логикой Ананда Марги. В чём она заключается? Она заключается в том, что есть идеология, которую дал П.Р. Саркар, он же Баба. И, согласно ей, чтобы быть идеальным человеком – надо этой идеологии следовать. Носители этой идеологии, люди, захотевшие наиболее исповедовать её – это ачарьи. Ачарья с точки зрения Ананда Марги – это тот, кто учит жить своим примером. Дада Садананда принял на себя сан ачарьи, то есть он своим примером учит нас как жить. Учит ли он нас мыслить? Да, безусловно учит. Но до него были тысячи философов, делавших то же самое – мы можем поучиться у них. Учит ли он нас быть нравственным? Да, учит, но до него была тысячи нравственных людей, делавших то же самое – мы можем поучиться у них. Учит ли он нас быть счастливыми? Успешными? Духовными? Сильными? Развивающимися? Да, он всё это делает – но этому учили человечество тысячи и сотни тысяч людей до него, и этому будут учить тысячи и сотни тысяч людей после. Всё это является общим достоянием человеческой культуры, и все эти качества старается культивировать в себе каждый разумный человек. Эксклюзивная, уникальная вещь, которой нас учит дада Садананда – это выполнять повеления, данные П.Р. Саркаром, и поклоняться ему как Богу. Это то, что выбрал для себя дада Садананда как смысл своей жизни. И поэтому остаётся лишь один вопрос к вам – а желаете ли того же вы?

Духовные практики Востока

1.9K поста1.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.