Блокада Ленинграда: чтобы помнили?

В продолжение моего поста в телеге о том, как детские сады отметили годовщину снятия блокады Ленинграда - с рисованием продуктовых карточек, очередями за хлебом и проч., хочется задать пару риторических вопросов.

Блокада Ленинграда: чтобы помнили? Память, СССР, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, История (наука), Война, Военная история, Воспитание, Прошлое, Длиннопост

Это дошкольники изображают очередь за хлебом с игрушечными продуктовыми карточками. Фото с оф.страницы детсада №13 в Тульской области

Блокада Ленинграда: чтобы помнили? Память, СССР, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, История (наука), Война, Военная история, Воспитание, Прошлое, Длиннопост

А так руководство детсадов отчитывается в соцсетях о проделанной работе

И нет, зачем в принципе такие мероприятия проводятся - понятно. Нужно отрапортовать наверх, что патриотизм детсадовцев поддерживается на высочайшем уровне (тем более, что в этом году 80 лет Победы, так что мы еще немало подобного увидим). В противном случае можно и работу потерять, а ведь в муниципальных дошкольных заведениях зарплаты впечатляющие. Для примера взял первую попавшуюся вакансию:

Блокада Ленинграда: чтобы помнили? Память, СССР, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, История (наука), Война, Военная история, Воспитание, Прошлое, Длиннопост

Так что вопрос мотивации воспитательниц и педагогов можно считать закрытым. Другое дело, как и, главное, зачем обыгрывать беспрецедентную трагедию в формате детского утренника с костюмами и играми с хлебом. Я тут позволю себе напомнить, что количество жертв блокады разнится в диапазоне от 640 тысяч до одного миллиона. И оно никогда (никогда, читатель!) уже не будет установленно точно. Потому что невозможно.

И беда здесь не в том, что дошкольники рисовали "продуктовые карточки", не понимая ни смысла слова "продуктовые", ни смысла слова "карточки", а в том, что с тех событий уже больше 80 лет прошло. Память угасает. Сейчас и современные взрослые-то имеют довольно смутное представление о том, что именно происходило в Ленинграде с сентября 1941-го по январь 1944-го. Не говоря уже о главном вопросе - почему это вообще случилось.

Понятно, что сейчас генеральная линия партии сводится к тому, что история нам дана, чтобы гордиться. Но вообще-то ее основная задача это извлекать уроки. Поэтому "никогда больше".

И вот тут-то и возникает сущностный вопрос - что будут помнить нынешние поколения детей, которые "поиграли" в блокаду, "поиграли" в Великую Победу, пофотографировались в гимнастерках. Никакой трагедии для них нет, ведь все это торжественно, празднично и даже весело. Да что уж, даже для их молодых родителей это тоже все "позитивно" и про патриотическое воспитание.

Естественно, речь тут не идет о том, чтобы в детском саду включать документальные фильмы про Холокост. Но их, будем честны, не особо включают и в старших классах - потому что это неприятная сторона Великой Истории, когда советский народ всей Европе глаз известно на что натянул, если верить современным интерпретаторам.

И когда морок развеется (а он развеется) мы имеем все шансы получить целые поколения, для которых Великая Отечественная это просто карнавал, где и "хлебушек блокадный" можно попробовать, и в старой форме покрасоваться, и макет ППШ подержать на камеру. Про "хлебушек", к слову, это не образное выражение - в одном из детсадов действительно испекли "блокадный хлеб по старинному рецепту". На пробу.

Блокада Ленинграда: чтобы помнили? Память, СССР, Великая Отечественная война, Блокада Ленинграда, История (наука), Война, Военная история, Воспитание, Прошлое, Длиннопост

Одно радует - 27 января еще и день освобождения Освенцима Красной Армией, но эту дату, к счастью, наши детсады игнорируют. А то там тоже есть, что продегустировать и какие сценки разыграть.

Подписаться на телеграм.