Бизнес в 18 лет [ч.5]

Как только я получил доступы к административной панели сайта, начал уже подробнее знакомиться с контентом. Первым делом решил обновить все информативные странички (разделы "О магазине", "Доставка", "Оплата", "Акции" и прочее). Дело в том, что они содержали достаточное количество грамматических, орфографических, пунктуационных и других ошибок. Бывшая владелица в принципе всегда писала с ошибками, видимо для неё это норма, что для меня было шоком. Особенно это удивляло, если взять во внимание, что она хвасталась отличным знанием английского языка, при том что родной русский знала на уровне третьеклассника. На самом деле есть просто бессистемные люди, которые, допустим, может и обладают хорошим произношением пусть нескольких языков, умеют разговаривать на них и отлично воспринимают на слух информацию, но при всём этом не могут ориентироваться в нормах и правилах правописания, то есть структурирования информации и правильной её подачи. К чему я это?
Если вам представлялась возможность говорить о рабочих моментах с каким-нибудь программистом, вы непременно могли услышать от него рассказы "как тяжело копаться в чужом коде и оптимизировать его". Здесь такая же ситуация. Помимо простых ошибок в текстах сайта, внутри него был ещё больший бардак. Например, товары можно объединить в общий тип продукта (часы, кольца, серьги), присвоить этому типу свои характеристики (размер, материал, наличие и количество драгоценных камней) и расписать варианты характеристик (материал: золото, красное золото, белое золото, серебро, чернёное серебро и прочее). Данная структура позволяет посетителю сайта пользоваться специальным фильтром, выбирая нужный тип товара и его характеристики. Однако, запустить фильтр на этом сайте было невозможно, ибо бывшая хозяйка совершенно бессистемно организовала всю эту структуру характеристик:

1. Присутствовали взаимозаменяемые типы товаров. Например, были как типы товаров по отдельности, так и общая категория "ювелирные украшения", и это были "равные" типы, без иерархичности. Собственно, товары хаотичным образом раскиданы по перекрещивающимся типам, что не давало лаконично сделать фильтр. Но это не такая проблема, достаточно просто поменять тип товара.
2. Названия характеристик дублировались. Когда я увидел, что существует целых три-четыре дубликата одной и той же характеристики, у меня случилась истерика. Как вам: "Вид циферблата", "вид циферблата", "циферблат", "тип циферблата"? В фильтре пришлось бы указывать все эти характеристики, иначе часть товаров просто бы не отобразилась в выдаче.
3. Сами варианты характеристик. Их тоже безбожно наплодили. Апофеозом было то, что выбор "пробы" металла представлял из себя огромный список с 1 по 999. Тут я понял, да и в дальнейшем из разбирательств стало понятно, что заливанием части товара занимался программист со специальной программкой. Алгоритм сохранял с сайта поставщика товары, а характеристики для удобства программы были так вот убого сделаны. А ведь на самом деле может встречаться всего три-четыре пробы: 585 и 750 для золота, а так же 925 для серебра (реже 875). Это самые распространённые пробы на данный момент времени.

Кому интересно, трёхзначная цифра пробы показывает тысячную долю драгоценного металла в сплаве. Если мы берём золото 585 пробы, это это говорит о том, что в сплаве 0,585 золота, то есть 58,5%, остальное - добавки (кстати, полезные). Например, медь и цинк в составе материала делают его более твёрдым и износостойким, а серебро, палладий и алюминий делают золото пластичнее. К тому же, все эти примеси других металлов (лигатура) позволяют варьировать цвет материала. Отсюда и появляется, например, красное золото (много меди) или белое (много серебра, палладия, никеля). При том серебро даёт матовый оттенок, поэтому уменьшение его доли делает золото розовым. В свою очередь от добавления никеля стараются сейчас отказываться, ибо он может вызывать кожную аллергию (кстати, многие покупают ювелирные изделия из-за аллергии на бижутерию). Помимо добавления лигатуры, изделия из драгоценных металлов могут покрыть слоем родия (родирование), используя метод гальванизации. Такие изделия становятся более устойчивыми перед коррозией и износом, сильнее блестят. Этой информации пока будет достаточно для понимания сплавов и их особенностей.

Возвращаясь к проблемам характеристик. Всё это требовалось переделать. Хоть и существует правило "Работает - не трогай!", но наблюдать весь этот кошмар было тяжело. Поэтому, по мере возможности исправлял систему характеристик, чтобы запустить полноценный фильтр товаров. Для потребителя очень важно быстро найти то, что покроет его потребности. В интернет-пространстве клиент может всего за несколько секунд понять нравится ему этот сайт/группа/страничка или нет. Поэтому нужно сразу же цеплять человека функционалом и качественным предложением. Сайт работал с 2013 года, но интернет-пространство 2013 года и интернет-пространство 2017 года - абсолютно разные вещи и поведение покупателей абсолютно разное.
Помню как году в 2011 заказывал в неудобном интернет-магазине различные спортивные товары. Долго лазил по каталогам, оставил заказ и не получил никакого подтверждения на почту. Спустя 3-4 дня мне позвонили и таки подтвердили заказ. Сам товар ждал месяц почтой России. И был рад! А сейчас попробуй перезвонить клиенту спустя час - он успеет уже в другом месте заказать. И это не передёргивание ситуации. У меня действительно сорвался один заказ на золотые серьги, когда я смог перезвонить клиенту только через полтора часа как была оставлена заявка. Он противным голосом сообщил, что пока мы медлили, успел заказать в другом месте. Конечно, таких клиентов мало, но факт есть факт. Многие избалованы хорошим сервисом. Пока ты не окажешься по другую сторону баррикад, так и не увидишь всё это потребительское поведение. Не почувствуешь ситуацию, когда ставишь минимальные цены, пытаешься разработать акции, организовать быструю доставку, а клиент посылает тебя просто из-за того, что ты не моментально ответил на его запрос.
Да и в целом для меня бизнес стал ситуацией, где бизнесмен вечно крайний. Об тебя вытирают ноги поставщики (вечно изменяя РРЦ и придумывая какие-нибудь новые условия работы, требуя подписать доп. соглашения) вытирают ноги клиенты (вредничая и отказываясь от заказа при малейших сложностях, часто из-за них и возникающих), вытирает ноги государство. В принципе, так оно и должно быть, ведь бизнесмен лицо, несущее ответственность. Но порой напрягает, что тебя на начальных этапах все просто душат. Но это сугубо моя проблема, потому что я привык всё делать правильно и многое принимаю близко к сердцу. Другие предприниматели могут начхать на нормы и правила. Вообще не чувствовать ответственность, пока по шапке не получат. Все люди разные, и порой быть ответственным идеалистом в работе - себе же хуже, и надо от этого отучаться. В принципе, когда вас достанут все и вся - вы почувствуете ту норму, когда надо говорить "Нет!" проблемам.
Не воспринимайте это правило как абсолютную истину! В некоторых сферах дотошность и правильность только плюс. Например, эти статьи стараюсь писать "с чувством, с толком, с расстановкой". Но в малом бизнесе, при вашей сильной дотошности, вечные отклонения от результата и непредвиденные обстоятельства просто расшатают вам нервы. Думал займусь бизнесом и стану ответственнее, строже в делах, но на самом деле научился только проще смотреть на жизнь и людей. Это как представление бизнеса "в кино" и "в жизни". В кино хороший предприниматель - это уникум-идеалист, который держит в голове тысячи вещей, всегда знает к чему идёт и контролирует строгий процесс достижения экономического результата. В жизни предприниматель - некое гибкое существо, вечно подстраивающееся под проблемы, сохраняющее спокойствие и равновесие. Опять же, я как "жёсткий" человек ощущал именно эти проблемы, мне не хватало порой гибкости и лёгкости в своей работе.
Стоит брать во внимание, что магазин находился где-то между первым и вторым этапом жизненного цикла организации (становление и рост), поэтому и могли случаться различные непредвиденные обстоятельства. Если вы управляете уже хорошо сформировавшейся компанией, то не столкнётесь с такими проблемами, и ваш идеализм пойдёт только на пользу делам. Для лучшего понимания "жизненного цикла", распишу коротко все этапы:

1. Становление - создание организации, попытки выйти на рынок и выжить. Имеется "кризис управления" (неверные решения руководителя или невозможность реализовать эти решения командой), структура компании проста и не формализована, руководитель лично контролирует все процессы. Важен авторитарный стиль управления, умение взять всю ответственность на себя и как танк прорываться.
2. Рост - активное освоение рынка, формирование миссии организации и стратегии развития. Структура управления компанией начинает меняться и оптимизироваться. Происходит разделение труда и увеличение количества персонала. На руководителя ложится задача не столько личного решения рабочих моментов, сколько создания коллектива специалистов. Так же важен "жёсткий" подход в управлении.
3. Зрелость - стабильный рост и увеличение эффективности деятельности фирмы. Окончательно сформирована миссия и стратегия развития организации, которую разделяют все сотрудники. Структура компании бюрократизирована и формализована. Задачи делегированы. Руководитель разрабатывает стратегию, работает над расширением организации. Стиль управления может стать демократическим.
4. Упадок - потеря доли рынка или его принципиальное исчезновение. Требуется искать новые механизмы и направления в работе. На данном этапе важен коллективизм и сплочённость труда, за счёт чего можно быстро реорганизоваться и взяться за выполнение новых задач, иначе компанию ожидает гибель.

И вновь о магазине. Существовали проблемы не только с описанием характеристик товаров, но и с самими категориями (каталогами). Они так же нерационально были организованы. Например, категория "Кольца" содержала в себе равные заменяемые друг друга каталоги (помолвочные, свадебные, серебряные, золотые, детские, мужские). Можно было бы сделать такую структуру: кольца - кольца по виду материала - кольца по назначению. Тогда изделия бы находились в чёткой смысловой связи со своей категорией. Но если совсем разобраться в проблеме, нагромождение каталогов только создаст дополнительную сложность для потребителя (он не захочет 3-4 раза переходить в нужный подкаталог). Именно поэтому было важно настроить фильтр изделий и уйти от проблем организации товара по категориям.
Здесь я допустил серьёзную ошибку. Некоторые каталоги решил таки реорганизовать, где-то поменять название на более подходящее по смыслу. Но я не учёл одну вещь - URL-адреса страниц автоматически поменяются. Уж не знаю, это особенность данного сайта или в веб-мастеринге всегда так, но в итоге, с точки зрения SEO-оптимизации, я допустил ошибку. Теперь все те ссылки, что были известны поисковикам и на которые ссылались внешние источники, стали нерабочими из-за того, что изменился адрес страницы. Считайте, данные страницы пришлось поднимать с нуля в поисковой выдаче. Можно было избежать этих проблем, если бы я не взялся всё переделывать на свой лад, если бы обладал более глубокими знаниями, да и если бы бывшая владелица сайта хоть немного уделила мне внимание. Вспомним прошлый пост. Там говорилось, что она не выполнила вовремя договорные обязательства, а тут вообще вопрос коучинга и наставления. Такого от неё было не дождаться.
По хорошему, если вам требуется всё таки поменять ссылочную структуру сайта, вы должны проанализировать каждую страницу по отдельности через сервис веб-статистики (например, через Яндекс.Метрику или Google Analytics). Оценить её важность. Если на страничку приходит много посетителей, на этот адрес ссылается куча источников, он находится в ТОП10 поисковой выдачи, возможно стоит повременить с переделкой, ибо это нанесёт удар по посещаемости сайта и уровню его конверсии.

Какой вывод можно сделать из представленной информации? Покупая готовый бизнес, вы столкнётесь с той структурой работы, которая была удобная бывшему владельцу. Совершив попытку что-то поменять, вы можете нарушить работу важных процессов. Поэтому самое хорошее - развиваться самому с нуля и постепенно обрастать необходимыми знаниями. Не спорю, на передовой, в гуще событий вы куда быстрее получите весь этот опыт, как это вышло у меня, но потери будут куда большими.

Если вы всё равно хотите покупать бизнес, то постарайтесь понять какой личностью был владелец. Это действительно важно. Вспомним цитату из третьего поста:

"... не воспринимайте бизнес только как "бизнес", т.е. продажу товаров или услуг. Воспринимайте это как набор различных надёжных инструментов и факторов, приводящих к экономическому результату."

Личность бывшего владельца - очень важный фактор, который мог влиять не только на успех бизнеса (что банально), но и на саму структуру этого бизнеса (что менее очевидно). Допустим, у вас может быть разный подход в управлении персоналом (авторитарный, демократический, либеральный). Он всегда был "демократом" и поддерживал инициативу работников. Позволял им творчески подходить к задачам, самим предлагать решения и получать гибкую заработную плату. А вы - авторитарная личность, купившая у него фирму. Переведёте всех на строгий оклад, все задачи будут сформулированы вами, а любое отхождение от ТЗ - штраф или выговор. Итог будет ясным - фирма не сможет работать так, как работала раньше. Придётся либо находить какой-то компромисс, либо просто начинать с нуля.
Что могу предложить для анализа человека с психологической точки зрения. С 2014 года стал интересоваться "соционикой". Это псевдонаучная дисциплина (из-за недостаточной практической обоснованности), предлагающая определённую концепцию типов личности и взаимоотношений между ними. Хоть соционика и не имеет строгих правил типирования личности и определения прочих качественных параметров, её можно использовать для примерной оценки человека. Главное понимать, что соционика не даёт 100% точности. На гибкий процесс типирования влияет множество факторов, таких как: опыт человека, проводящего типирование, психологическое состояние исследуемого индивида, особенности его воспитания, среды существования и т.п. Но тем и интересная соционика - с ней требуется комплексно подходить к оценке человека. Ну и конечно же, не на одну соционику нужно опираться в своих умозаключениях. Её удобство в том, что она представляет из себя междисциплинарную область, которая связана с другими более крупными науками, например, психологией, биологией и социологией.
Я во многом самоучка, почти не состою во всяких пабликах и форумах по соционике. Иногда общаюсь о ней со своими знакомыми, которые подробнее интересуются этой сферой и организовали небольшой клуб в нашем городе. Не очень люблю вести соционические дискуссии, потому что они легко превращаются в "игру покемонами". Применяю знания сугубо практически и в той форме, в которой удобно мне. А так, соционика стараниями молодых и неокрепших умов превратилась уже в целое фан-сообщество с  преферансом и куртизанками  комиксами и анекдотами, что немного печально.

Если среди читателей присутствуют любители соционики, могу сказать, что я являюсь логико-сенсорным экстравертом, рационалом. И проблема была в том, что бывшая владелица бизнеса оказалась каким-то иррациональным этиком, что добавляло недопонимания в методах работы друг друга. Именно поэтому мне было тяжело видеть все эти бессистемные структуры, грамматические и пунктуационные ошибки. Нам даже общаться было тяжело – на мои объёмные вопросы она отвечала коротко и не по теме, однако с кучей эмоций. До продажи была тише воды, ниже травы, а потом уже показала своё настоящее лицо. Да и все эти внутренние проблемы сайта не могли мгновенно попасться на глаза перед покупкой.


Ссылка на первую часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_5448654

Ссылка на вторую часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_ch2_5451572

Ссылка на третью часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_ch3_5495427
Ссылка на четвёртую часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_ch4_5512400