Бизнес в 18 лет [ч.4]

Как было сказано в предыдущем посте, все прописанные условия предварительного договора купли-продажи бизнеса были выполнены, а значит мы преступили к подписанию основного договора. Кстати, действие предварительного договора сразу теряет силу после подписания основного. В нём мы указали передачу двух составляющих объекта продажи:

1. Домен (адрес) сайта и его хостинг (размещение файлов сайта на специальном сервере с программным обеспечением, необходимым для обработки запросов пользователей).
2. Многоканальный телефонный номер.

Другими словами, всё это должно быть переоформлено, а так же переданы логины и пароли. Почему вдруг "переоформлены" и откуда эти лишние действия? Дело в том, что владелица бизнеса работала с организационно-правовой формой ИП (индивидуальный предприниматель). В следствии чего нельзя просто взять и купить бизнес как фирму. Можно только переоформить всё ключевое имущество на себя. Вообще, это серьёзный промах и никому не советую покупать бизнес у ИП. Чем это плохо? Тем, что по факту вы бизнес и не покупаете. Вы покупаете имущество. Всё остальное - как с чистого листа. Сравним в этом плане покупку у ИП и ООО (общество с ограниченной ответственностью):

- ИП продаёт имущество. Все договора (поставщики, всякие подрядчики, арендаторы и т.п.) нужно заново заключать на своё юр. лицо. Это дополнительный геморрой (мне, допустим, пришлось 2 дня ездить по фирмам в Мск только чтобы заключить договора и то не все). К тому же, некоторые контрагенты могут не захотеть заключить с вами новые договорные отношения. Допустим, в моей ситуации нашёлся поставщик, прекращающий работать с интернет-магазинами. Одна из причин - интернет-шопы любят занижать цены (порой даже ниже рекомендуемой розничной цены (РРЦ), назначаемой поставщиком), в итоге, оффлайн-бутики жалуются на недобросовестную конкуренцию.
Вообще, демпинг (занижение цены) - огромная проблема, роняющая целые рынки. В России часто встречается нецивилизованная торговля, когда конкуренты вместо предоставления, например, УТП (уникального торгового предложения) просто занижают цены. Казалось бы - потребитель в выигрыше, а сволочи бизнесмены меньше будут навариваться на гражданах. Но так образуется тенденция к снижению качества продукции, удешевлению товара или услуг. Поэтому подход "загнать подешевле" работает только в краткосрочной реализации. В долгосрочной от этого пострадает и рынок и потребитель. Но не отрицаю, порой это одна из мер выживания. Например, в кризисное время.
Возвращаясь к сложностям переоформления документов. Встречал в сети историю, когда девушка купила бутик (имущество) у ИП. Стала заключать договор об аренде помещения, а ей отказали. В итоге, работать она не смогла. Обращалась в суд, пыталась расторгнуть договор купли-продажи, но ей отказали. Причина думаю ясна. Договорные отношения нового владельца - это только его проблемы.
Вот ещё риск - персонал. В принципе, это всё та же проблема - договорные отношения. Просто конкретизирую. В моём случае вышло так, что весь персонал интернет-магазина был в тех или иных личных отношениях с владелицей, и со мной работать не стал. Все резко захотели выйти в отпуск перед продажей, а потом пропали. Может их и не было вовсе. Я просил перед покупкой документ с информацией о персонале, но его продавец никак не мог скинуть. Решил что не такая это и проблема. Поставлю своих знакомых.

- ООО продаёт 100% (или меньше) уставного капитала. Вы становитесь учредителем. Именно этот способ покупки можно назвать приобретением "бизнеса". Вы получается фирму со всем имуществом, всеми обязательствами и договорными отношениями. Но не всё так гладко, ведь вы можете наткнуться на фирму с долгами или другими негативными обязательствами (допустим, будет обязательство выполнить какой-нибудь геморройный и убыточный тендер).

Дам совет тем, кто будет открывать ИП. Многим известно, что есть УСН (упрощённая система налогообложения) для индивидуальных предпринимателей. И УСН бывает двух видов:

1. УСН 6% (доходы). Взимается налог 6% от ваших доходов (не чистой прибыли, а в целом доходов).
2. УСН 15% (доходы "минус" расходы). Взимается 15% с чистой прибыли.

Вопрос в том, как понять какая система будет рациональнее. Для этого требуется понимать рентабельность (процент прибыли/расходов от общего дохода) своего бизнеса. Если у вас расходов более 60% в обороте - выгоднее взять 15%, где придётся отражать расходы. Если же величина расходов меньше 60% - выгоднее 6%. Но это простое объяснение, не учитывающее некоторых факторов.
Существуют и другие отличительные черты у представленных систем. Так, при УСН 6% вы можете уменьшать налог на размер выплаченных обязательных страховых и пенсионных взносов (но не более 50% от налога). А на УСН 15% не все расходы могут быть учтены. Например, аренда персонала или таможенные пошлины. Так же нельзя уменьшить сумму налогов ниже 1% от общего дохода. И это не все подробности. Просто понимайте, что чем больше учтёте особенностей своего бизнеса в выборе системы налогообложения, тем сильнее сэкономите.

Вернёмся к рассказу. Оплату по договору произвёл своевременно. И, кстати, снизил стоимость на 100 тыс. рублей, хотя не такое это и достижение. Так же просил рассрочку в месяц. Здесь была допущена ещё одна ошибка. Половину суммы отдавал наличными при оформлении основного договора, что было отражено в расписке от продавца. Однако, вторую половину суммы переводил с карты на карту, без указания назначения платежа. В данном случае всё прошло хорошо и объект продажи мне был передан. Но на будущее - все ответственные переводы должны иметь "назначение платежа". Обязательно указывайте это, иначе любой ваш перевод - ничего не значит и может расцениваться как угодно.
Допустим, вы занимаете человеку деньги. Переводите их на карту, не пишите назначение платежа "По договору денежного займа №*", да и не заключили с ним этот договор, даже не взяли расписку - всё, считайте деньги вы ему подарили. В случае чего, на судебных разбирательствах вы ничего не докажите. Если вам кажется, что какие-то переписки в телефоне или соц. сети, а так же показания людей в данном случае имеют вес - нет, не имеют. Деньги вы подарили. Могут быть исключения, но скорее всего ситуация проигрышная. Как говорится - защищайте свои инвестиции.

Реальные проблемы начались тогда, когда встал вопрос передачи логинов и паролей. Сам домен и хостинг владелица переоформила быстро. Но решила не спешить с передачей доступа. Собиралась уехать к родственникам в другой регион, отдохнуть перед отъездом в другую страну. Забыл сказать - причиной продажи служил временный переезд в Америку, по работе супруга. Это тоже собирался проверять, просил её показать визу, вид на жительство. Но тоже этого не получил. По прошествии времени могу сказать, что она не обманывала и действительно жила в Америке какое-то время.
Перед отъездом к родственникам, мы успели только настроить корпоративную почту (типо: info@ваш_домен.ru). Использовали почтовую программу Outlook. Дело в том, что на платных почтовых серверах есть ограничение по количеству (весу) писем (зависит от оплаченной памяти). И для удобства нужно корреспонденцию в какой-то момент скачивать на компьютер. Используется два распространённых протокола:

1. POP3 - протокол сохраняет при чтении письма на компьютер, но сразу удаляет их с сервера (вроде можно настроить, чтобы удаление происходило не сразу). Минус - посмотрев почту с одного устройства, она скачается на него и будет недоступна на сервере. В качестве безопасности это хорошо. Но у меня работал менеджер по заказам, которому нужен был доступ к письмам, поэтому от этого протокола отказался.
2. IMAP - данный протокол оставляет письма на сервере, а почтовый клиент устройства просто читает их с сервера. Минус - почта засоряется и требуется либо удалять, либо всё равно скачивать её на устройство, просто позже.

Уехав к родственникам, продавщица оказалась не доступна для нормального общения. Обещала выходить там на связь, наладить интернет и помочь в дальнейшем со всем остальным. Возможно не хотела без инструктажа давать доступ к управлению сайтом, чтобы я там как слон в посудной лавке не был. Что у неё реально в голове - мне и сейчас не ясно. Человек оказался очень, мягко говоря, странным. По факту - перестала отвечать на звонки, выключала телефон и пропадала сутками. Как выяснилось потом - бухала с подружками детства и ездила по достопримечательностям. Так прошло больше недели с полной оплаты стоимости.
Меня такая ситуация совсем не удовлетворяла. Пришлось все доступы получить самостоятельно. На меня был переоформлен домен и хостинг, так же была почта, на которую все зарегистрировано. Пользуясь всем этим, попытался поменять пароли и выяснить логин. Смог, но наломал дров. Случайно поменял не только пароль от административной панели сайта, но и какой-то технический пароль, использующийся для доступа к базе данных (БД) сайта. Грубо говоря, новый пароль не стал совпадать с тем, что был записан в коде подключения к БД. Но понять я это смог только после обращения в тех. поддержку, и какое-то время сайт не функционировал. Зато владелицу быстро отрезвил такими новостями, и она стала доступна для общения. Однако, считала что это я дебил и надо было её хоть две недели, хоть три, но ждать... А ведь у меня был план отладить все процессы за последний месяц лета, потому что затем начнётся учёба в колледже и нужно будет перейти от "получения и запуска" бизнеса к "текучке". Оплачена сделка была уже в конце июля.

Хочется сказать, что не представлял себе, какие проблемы могут исходить всего от одного человека! В дальнейшем окажется так, что сам бизнес принесёт куда меньше бед, чем бывшая владелица. Но об этом в следующих постах. Спасибо за внимание! :)

Ссылка на первую часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_5448654

Ссылка на вторую часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_ch2_5451572
Ссылка на третью часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_ch3_5495427