Антихрупкий Яндекс

Гибкое либо эластичное противостоит встряске и остается прежним; антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего.
Нассим Талеб, "Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса".


Яндекс сегодня отчитался за второй квартал 2022 года. Это сложнейший для всей российской экономики квартал. Пока другие компании упражняются в эпитетах, чтобы описать, насколько им сложно и/или обманывают своих инвесторов на ровном месте, Яндекс молча делал дело. В отличие от большинства публичных российских компаний, он не закрылся от своих акционеров ширмой и продолжает представлять полную детальную отчетность четко в срок. И у нас есть возможность на неё взглянуть.


Основные цифры

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

Самой примечательной мне показалась динамика главного сегмента "Поиск и портал". Дело в том, что разного рода прогнозисты прочили Яндексу унылые результаты здесь из-за ухода глобальных брендов с российского рынка, сворачивания их маркетинговых бюджетов (несколько сотен международных компаний объявили если не о полном уходе из России, так о приостановке маркетинговых операций). Самые негативно настроенные прогнозисты добавляли к этому ослабление показателей ввиду того, что российские компании также в период кризиса первым делом свернут расходы на рекламу. Однако произошло странное: рост выручки сегмента составил +31% - огромная цифра!

Почему-то все эти прогнозисты не учли факта, лежащего прямо на поверхности: трудности в работе одного конкурента (Google Ads) и фактический бан одного из основных конкурентов - Facebook Ads Manager, принадлежащий признанной экстремистской материнской организации, - привел к тому, что бюджеты перераспределились в пользу других игроков рынка рекламы.

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

При этом маржинальность подскочила до 56%, что стало рекордным показателем и отразилось на показателе прибыли компании.


Яндекс Маркет и Лавка

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

GMV (Gross Merchandise Value или валовая стоимость товара) — совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке за определенный период времени без учета возвратов.

GMV на Маркете замедлил свой рост до +67% к показателю годом ранее, но все ещё высок. Площадка (с учетом Лавки) продала товары в сумме на 58,6 млрд ₽ за квартал, что ещё очень далеко от показателей Wildberries (340 млрд ₽) и OZON (177 млрд ₽ за 1 кв. 2022, за 2 квартал пока данных нет).

Показатели здесь могли бы быть и лучше - так, Wildberries отчитался о +92% GMV за тот же период. Это небольшой тревожный звоночек для меня - инвестора, который следит пристально за всеми показателями компании.


Такси

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

Казалось бы, Яндекс Такси есть уже везде где можно. В Прибалтике сервис закрыли. В Европе (в Финляндии, например) тоже непонятно, как дальше развиваться. Этот сегмент уже не сможет так сильно расти. Однако, рост совокупной стоимости всех поездок составил +29% к показателю годом ранее.

Выручка при этом растет опережающими темпами, +62% к показателю годом ранее. Здесь стоит понимать разницу между GMV - это то, что снимают с наших карточек после поездки (179 млрд ₽) и Revenue - это то, что взимает Яндекс в качестве комиссии с водителя (29,9 млрд ₽). Правда, эти цифры включают в себя каршеринг Драйв и самокаты Яндекс GO, где GMV и выручка - это примерно то же самое.

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

Правда, Яндекс очень хитро убирает из выборки сервисы, по которым зафиксировано снижение оборотов: Яндекс Доставка и Еда - потихоньку затухают. Показатели все еще значительно выше, чем годом ранее, но ниже, чем в предыдущие кварталы. Что это - весенне-летнее снижение активности или падение рынка таких услуг? Уверен, в следующем квартале мы сможем проследить динамику, я себе засечку оставил.


Плюс

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

Выглядит как дикий рост и предмет для радости! Но:

а) на 12 млн подписок Яндекс заработал 6,5 млрд ₽ в конце 2021, а на 13,7 млн подписок - всего 6,2 млрд ₽ в отчетном периоде - это может говорить о большом количестве "бесплатных" подписок;

б) подписочный сервис по-прежнему очень убыточный (-42 копейки убытка с каждого полученного рубля), до выхода в прибыль еще далеко.


Объявления и Авто.ру

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

Доски объявлений скучно топчутся на месте.


Эксперименты

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

Внезапно - продажа станций с Алисой вышла в прибыль! Наторговали много - аж на 4,3 млрд ₽, что даже выше предновогоднего 4 квартала 2021 года (традиционно конец года здесь высокий, т.к. многие берут в подарок, и маркетинг станций усиливается). С чем связан колоночный бум - мне неизвестно.

Облако растет какими-то неприличными темпами - ещё один антихрупкий бизнес, где отсечение страны от международных сервисов сыграло в плюс.


Другое

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

Обращает на себя внимание сокращение персонала: с 19061 человек до 18870 человек. Как говорится, а что случилось?

Антихрупкий Яндекс Инвестиции, Финансы, Кризис, Деньги, Экономика, Яндекс, Яндекс Такси, Яндекс Маркет, Яндекс Алиса, Длиннопост

Капзатраты порезаны значительно. Скорее всего, связано с завершением строительства больших складов для Маркета. Хочется знать, все ли в порядке со строительством завода для сборки серверов и что там с производством лидаров. Если вы IR Яндекса - расскажите нам.


Резюме

▪️ Поиск и портал - главная денежная машина Яндекса - неожиданно для многих растет. Маржинальность рекордная (56%).

▪️ Райдтех (Такси, Каршеринг, Самокаты) - вторая денежная машина Яндекса - чувствует себя тоже хорошо.

▪️ Маркет - подозрительно слабо растет относительно динамики лидеров рынка.

▪️ Еда внезапно перестала развиваться - требуется подключение экспертов для поиска причин.

▪️ Не показали отдельных цифр по Лавке - похоже там все слабо.

▪️ Плюс по-прежнему дико убыточен. Здесь стабильность.

▪️ Доски объявлений стабильны - в убыток не скатились, и ладно.

▪️ Облако - очень сильные результаты. Глобальный тренд как бы намекает, что это может стать "вторым такси" для Яндекса и вырасти в огромный бизнес и третью денежную машину.

▪️ Яндекс.Станции загадочно вышли в прибыль и показали рекорд по выручке.

▪️ Капзатраты снижаются, Яндекс затягивает пояса.

▪️ Минус 190 программистов - надеюсь, не долгосрочный тренд.

▪️ Решили не показывать цифры по "покатушкам" на самоуправляемых пепелацах, так что мы не можем проверить, сколько миллиардов сожгло SDG-подразделение.

Отчет норм, но мелких вопросов много.

----

Текст мой - из моего блога о том, как я собрался на пенсию в 40, но всё пошло не так.

Отчетность Яндекса здесь: https://ir.yandex/financial-releases?year=2022&report=q2

Лига Инвесторов

4.8K постов6.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Необходимо соблюдать правила Пикабу

2. Запрещены посты, не относящиеся к тематике сообщества

3. Запрещается откровенная реклама

4. Нельзя оскорблять участников сообщества.