7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

Советская школа авиастроения навсегда изменила наш мир. Благодаря талантам наших конструкторов, подгоняемых вечной гонкой вооружений, самолеты научились летать через весь мир, перевозить дома и корабли, запускать в космос баллистические ракеты и спасать людей в самых неожиданных местах.

Российская авиация на первый взгляд уже не способна удивить стороннего наблюдателя: больше не слышно о рекордах скорости и дальности, высоты и веса поднимаемого груза.

Но кое-что, пусть и на советском заделе, есть. Поэтому этот материал посвятим самолетам и другим летающим за счет подъемной силы под крылом аппаратов, которые все-таки взлетели после 1993 года.

И удивили: как ЭТО может летать? А ведь летает!

1. Сверхманевренный серийный истребитель Су-35

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В чём фишка: умеет зависать в воздухе и резко менять направление полёта

Этот истребитель знаком даже тем, кто не интересовался авиацией: фотографиями Су-35 пестрят все мировые информагенства. Они активно поставляются в военно-воздушные силы России и партнерам страны.

Кроме того, по данным множества аналитиков, именно Су-35 является самым «мощным» истребителем переходного поколения «4++», потребовавшегося для создания наиболее современных малозаметных боевых самолетов.

Машина унаследовала лучшие качества предшественника, Су-27: высокую скорость, большой запас современных ракет дальнего радиуса действия, отличную маневренность и другие боевые качества. Все это позволяет держать Су-35 лидерство в своем классе.

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

Раскадровка знаменитой “кобры”
Но только вдумайтесь: эта махина в 34,5 тонны массы и 22 метра длины летает только благодаря постоянной корректировке управляющих поверхностей системами компьютерного управления отклоняемым соплом двигателя.

Но это не главный повод. Су-35 стал знаменит благодаря фигуре высшего пилотажа «кобра Пугачева», в процессе которой самолет буквально зависает в воздухе, «стоя на двигателях». А затем вновь продолжить полёт, как ни в чем не бывало.

Маневр необходим для того, чтобы «сбросить» истребитель с экранов вражеских радаров и обмануть головки самонаведения ракет — многие из них теряют резко остановившуюся цель.

2. Многоцелевой биплан ТВС-2ДТ с крылом-«коробкой»

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В чём фишка: единственный самолёт с крылом замкнутого профиля, добравшийся до серии

Бипланы пытались покинуть небо много лет назад, но сотни разработчиков мечтали создать аналогичные медлительные, маневренные и экономичные машины с закрытым контуром крыла — кольцепланы или их аналоги.

Проектов было не счесть, и ни один не увенчался коммерческим успехом из-за массы проблем, связанных с подобной компоновкой. Получилось только у Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина, но только частично.

Их проект ТВС-2 в ходе модернизации получил не только закрытое «крыло-коробку», но и полностью композитную конструкцию, дополняемую многолопастным винтом высокоскоростных истребителей прошлого.

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

Так устаревший Ан-2 неожиданно превратился в один из удивительнейших самолетов истории, едва не став первым серийным «кольцепланом» — самолетом с закрытым контуром крыла. Не получилось, хотя опытные образцы трудятся уже не первый год в сельском хозяйстве.

Такие самолеты совершенно не боятся бокового ветра, а значит, способны эксплуатироваться в условиях чрезвычайных ситуаций, горах и во время плохой погоды.

Что может быть удивительнее крошечной «летающей маршрутки», летящей в шторм? И одновременно с тем способной оставаться на плаву в случае экстренной посадки на воду за счет чрезвычайно легкой конструкции?

3. Самый быстрый серийный истребитель МиГ-31БСМ

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В чём фишка: самый быстрый боевой самолет

Хотя первые модификации МиГ-31 начали поступать в войска ещё в далёком 1980 году, современные модификации этого тяжелого истребителя можно с полной уверенностью назвать российскими.

В результате глубокой модернизации инженерам удалось переквалифицировать перехватчик, предназначенный для уничтожения исключительно воздушных целей, в многоцелевой самолет для ведения боевых действий по любым целям, включая наземные.

Колосс весом в 46 тонн обгоняет большинство существующих боевых самолетов, разгоняясь до 3400 километров в час. При этом крейсерская (постоянного движения без включения форсажа) скорость МиГ-31 составляет 2500 километров в час.

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В отличие от него, большинство боевых истребителей спроектированы для длительных полетов на дозвуковых или околозвуковых скоростях, и преодолевают звуковой рубеж кратковременно, для достижения цели либо во время боя.

МиГ-31БМ поднимается на высоту до 35 километров, обгоняя более легких конкурентов и по этому параметру. Он же установил рекорд продолжительности полета на сверхзвуке, который составил 7 часов.

И это все при том, что самолет превышает размерами многие бомбардировщики. Разве скажешь по этой угловатой машине, что именно она — гроза неба с гиперзвуковой ракетой под фюзеляжем и дальностью «рук» в 2 тысячи километров?

4. Многоцелевая «летающая телефонная будка» Авиатика-МАИ-890

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В чём фишка: самый легкий и безопасный российский серийный самолет

Российские инженеры могут удивлять не только боевыми самолетами. Среди гражданских проектов, которые увидели небо, тоже найдется немало удивительных.

Например, проект Авиатика-МАИ-890, выпускаемый ФГУП РСК «МИГ», смог внедриться «между классами»: самолет, больший похожий на будку с крыльями, занимает удивительное место между обычными и сверхлегкими самолетами.

Все равно как сделать одноколесный велосипед с грузоподъемностью городского кроссовера. Правда, взлетел он в далёком 1989 году, и только спустя 10 лет, пройдя множество модернизаций, смог получить международный сертификат, позволяющий официальные полёты в международном воздушном пространстве.

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

При длине всего 5 метров и размахе крыла чуть больше 8 метров самолет оснастили переделанным из автомобильного 100-сильным двигателем, работающем на обычном 92 бензине с ближайшей заправки.

Несмотря на размеры дельтаплана, самолет несет до 125 килограмм полезной нагрузки и годится для перевозки небольших грузов. И перевозиться обычным пикапом средних размеров, в кузове или прицепе.

Авиатика-МАИ-890 стала одним из редчайших самолётов, которые никогда не сваливаются в штопор, что делает его самым безопасным легким самолетом из выпускающихся серийно. Вот тебе и «будка с крыльями».

5. Перспективная «невидимка» С-70 «Охотник»

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В чём фишка: беспилотные малозаметные “глаза” истребителя Су-57

О перспективном боевом беспилотном самолете с малой радиолокационной заметностью С-70 «Охотник» известно совсем немного. И то хорошо — до его появления на воздушном Параде Победы считалось, что разработка находится на стадии «бумаги».

Однако в российских войсках уже испытывается как минимум один экземпляр этого боевого БПЛА, получившего не только странную компоновку (которая, впрочем, очень похожа на конкурентов, в том числе и серийных).

Пожалуй, главной особенностью «Охотника» стало его назначение. Обычно БПЛА такого рода проектируются для самостоятельного выполнения задач, тогда как С-70 является своего рода «третьей рукой» истребителя Су-57.

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

Предположительно, беспилотник должен наводить Су-57 на цели так, что оба аппарата будут оставаться вне зоны действия противовоздушной обороны, а так же поддерживать огнем основной пилотируемый самолет, позволяя одновременно уничтожать больше целей, чем обычно.

А где же нарушения физики? Ввиду плотного взаимодействия с большим самолетом, С-70 получил доработанную внешнюю поверхность, которая снижает заметность на радарах и позволяет беспилотнику свободно двигаться в завихрениях, создаваемых соседом. Пока это не удавалось никому.

6. Истребитель с обратным крылом Су-47 «Беркут»

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В чём фишка: самый тяжелый самолёт с крылом обратной стреловидности

Глубокая модернизация Су-27 под первоначальным индексом С-47, получившая крыло обратной стреловидности, когда-то планировалась в качестве основного истребителя для российских авианосцев.

Самый крупный среди аналогичных самолетов, имеющих «развернутое» крыло, к тому же оказался единственным, построенным по нестабильной аэродинамической схеме — без систем управления он держится в воздухе ещё хуже предшественника.

Зато Су-47 должен был взлетать с коротких полос даже с максимальной нагрузкой и полной массой до 38 тонн (из которых 8 тонн приходились бы на управляемые ракеты)

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В отличие от прямого продолжения Су-27, рассмотренного выше, «Беркут» получил полностью поворачиваемое вертикальное оперение и дополнительные управляющие поверхности перед крылом (ПГО), сделавшие его трипланом.

Удивительная машина длительное время использовалась для отработки перспективных систем, в том числе для новейшего российского истребителя Су-57. Но в результате, как и многие другие уникальные самолеты, эта машина нашла свое место в музее.

Большинство компоновочных решений на момент создания Су-47 внедрялись впервые. Быть может поэтому похожие аппараты мы часто видим в научно-фантастических фильмах?

7. Серийный легкий экраноплан «Акваглайд-5»

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В чём фишка: удивительно экономичный и тяговитый лёгкий корабль-самолёт

Положение экранопланов в классификации технических средств пока трудно определимо: не то низко летающие самолеты, не то корабли, парящие над водой. Экранный эффект образует подъемную силу под крылом, но действует на ограниченной высоте.

Сила эта выше, чем у аналогичная для самолётов, и позволяет серьезно экономить на горючем. Вот и серийно выпускаемый морской экраноплан Акваглайд-5 удивляет своими характеристиками, которые никак не вяжутся с компактными габаритами.

При полной массе в 2400 килограмм аппарат развивает скорость до 150 километров в час и способен «лететь» на расстояния до 400 км, расходуя при этом всего 120 килограмм горючего.

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

Аналогичный самолёт потребовал бы втрое больше. Правда, на такие расстояния они и не летают. А для «Акваглайда» есть немаловажная характеристика мореходности: его эксплуатация возможна только при высоте волны не больше 35 сантиметров.

Впрочем, как и другие экранопланы, продукт ЗАО «Арктической торгово-транспортной компании» может перемещаться над любой ровной поверхностью. Подойдёт автострада шириной чуть больше 6 метров, ровное поле и даже обычная равнина без глубоких неровностей (не более 30 сантиметров).

Аппарат предназначен для перевозки 4 пассажиров, а «пилотировать» его после небольшой подготовки сможет любой автолюбитель.

Вместо послесловия

7 российских самолетов, которые нарушают привычные законы физики Самолет, Авиация, Россия, Разработка, Проект, Полет, Небо, Скорость, Ракета, Длиннопост

В этой статье собраны только российские летательные аппараты, способные удивить любителя техники. В советском авиастроении куда больше уникальных проектов, экспериментальных машин и даже серийных «пепелацев», способных повергнуть в шок даже бывалых гиков.

Но времена идут: сейчас важнее экологичность, дешевизна и эксплутационные характеристики транспорта, а не его прямые характеристики «быстрее-выше-дальше», и даже не уникальные технические решения.

Авиация и Техника

9.5K постов17.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу