52

7. Переживание горя. Быстрой походкой.

Есть теория переживания горя или потери.

В ней процесс разбит на пять стадий:

Отрицание. Гнев. Торг. Депрессия. Принятие.


Переживаются они примерно так:

Человек не может перейти к следующей стадии, не пережив предыдущую. Процесс можно подавить. Тогда он свернется в фон, как приложение, но будет висеть. Незавершенным. Программный процесс занимает память компьютера и ест электричество. Незавершенные процессы в психике поглощают часть нашей энергии. А ретикулярная формация вырабатывает ее в ограниченном объеме.


Потери бывают разные. Можно потерять близкого человека. Можно потерять работу. А можно переехать. Новый дом может быть и лучше. Но старый вы при этом теряете. Вы отбираете у мозга привычное место. Даже если новое лучше – это всё равно потеря. И всё равно стресс.


Приходится формировать новые цепи нейронов. Старые цепи не получают привычной стимуляции. Говорят, «привычка – вторая натура». Это не так. Она не вторая – она первая. И вот вам приходится себя менять.


1) Отрицание.

Мозг сперва просто не верит, что с ним так поступили. Взяли, и сунули в новую ситуацию. Мозг не верит. Он надеется, что это разовая катастрофа. Что всё вернется на круги своя. Но этого не случается.


2) Гнев.

«Что за нахрен» - орёт мозг. Он растил связи. Отращивал дополнительные шипики к аксонам. Миеленизировал все как следует. Старое нас не убивало, а значит было безопасным. Что с новым – хрен его знает. Тот, кто заставляет всё это менять – хочет чтобы мы потратили много дефицитных калорий. Нехороший человек. Рррррр!


3) Торг.

Всё происходит не просто так. Принес кусок мяса – поменял на фрукты. Ты дал кому-то леща – тебе нагадили на подстилку. Мир – это тоже существо. Мозгу так проще и уютнее. Всё что действует – живое. И если оно живое – надо ему что-то дать, и «наша прелесть» вернется.


4) Депрессия.

Не вернется. Аааааааыыыыыыыыыыыыыыыыы.


5) Принятие.

Новые связи построены. Старые отсыхают потихоньку. В новом мире тоже можно жить.


Кто-то позволяет этим процессам спокойно пройти. Хорошо когда умеешь. Хорошо когда есть возможность.


Кто-то их подавляет. Нам говорят – «не переживай» - и мы слушаемся. Или должны заботиться о других. Или просто слишком заняты – выживаем.


Не подавляйте то, что происходит. Если не получилось сразу прожить перемены в жизни – вернитесь к ним потом. Признайте, что потеря была. Это было больно, тяжело и обидно. Поотрицайте, позлитесь, поторгуйтесь с всевышним, погрустите. И живите дальше.


Пруфы.

Феномен антропоморфного мышления. Анимизм. Читайте вики, историю первобытных религий, историю науки.


Стадии переживания горя. Тоже куча материалов, отличаются больше по формулировкам, чем по сути.


Послесловие.

Обычно я хожу очень быстро. Большой город обязывает. Вчера вечером я шел медленно, и думал о близком мне человеке. Он умер два года назад. Тогда я радовался тому, как он умер. В 90 лет. Без мучений. В ясном уме и твердой памяти. Не в больнице, а дома. Среди родных. Другие горевали, а я о них заботился. Мне было некогда.


Вчера я думал не об умершем. Не о близких. Я думал о себе. Переживал то, что происходило со мной тогда. То, сколько всего ушло из моей жизни. И мне становилось легче.


Сегодня, впервые за два года, мне не было тяжело просыпаться.


Жизнь слишком короткая, чтобы спешить.

Дубликаты не найдены

+3
А 5 стадия где?
раскрыть ветку 1
0

Принятие. Там мало написано) но оно есть по тексту.

+2
Жизнь слишком короткая, чтобы спешить.
Мой лозунг
раскрыть ветку 1
0
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
+2

Мне всегда казалось, что я где-то в коме лежу, и мне все кажется. Но сегодня утром я почувствовал, что умер окончательно, и меня это беспокоит. Потому что в моей жизни ничего не поменялось. Что пугает меня еще больше.

раскрыть ветку 3
+2

Если ничего не поменялось снаружи - это ничего не говорит о ваших внутренних процессах.

раскрыть ветку 2
+1

Ну да, че то мне не очень, как будто у меня будет продолжительная депрессия длиною в жизнь. Спасибо за внимание.

раскрыть ветку 1
+1

Можно помочь человеку с потерями такого рода.

   Ведь в потерях, расставаниях, уходах близких,  мы в основном переживаем за себя, за как бы,  недополученные ништяки, (обшения, времени, внимания, материальные, и тд...). Такова картина нашей субьективности, у нас нет другого взгляда на жизнь и события кроме как из себя. Даже когда мы печемся о обшественной пользе, это тоже для себя на самом то деле-).


      Обязательность ништяков как бы вырастает из наших вложений в человека, бизнес, событие. Временных, эмоциональных, материальных итд...

Ведь что такое стресс?- Несовпадение реалий жизни с моими ожиданиями, если кратко сказать.

Поэтому явное облегчение приносит, проведенный даже в тренинговой -образной форме возврат этих вложений.

           Жизнь ведь продолжается, и человек отлипает из этой деструктивной зоны возбуждения, переносит внимание на другие сферы бытия, становится более эффективным и счастливым, живет здесь и сейчас, перестав сливать энергию в былое, невозвратное.

Ну и ясное дело, такого рода помошь возможна лишь по запросу страдаюшего и с его действиями.   

+1
Как поддержать человека, если находишься с ним в этот период рядом?
раскрыть ветку 2
+3
Просто быть рядом. Вы не сможете прожить все это за него, это только его внутренние процессы. Но ощущение, что ты не один помогает. Можно и напрямую спросить, чем я могу тебе помочь.
-2
Попробуйте взять его двумя руками, тогда он не упадёт.
+1
Все четко и по делу)
Похожие посты
54

Даниэль Амен про сканирование мозга

Есть такой товарищ Даниэль Амен. И он сильно агитирует за применение сканирования мозга для постановки психиатрических диагнозов.


Большинство психиатров/психотерапевтов/психологов ставят диагноз своим пациентам исключительно по личным беседам, наблюдениям и тестам. При этом отрицают методы изучения мозга, отдавая это на откуп научным исследованиям и неврологии. И в результате назначают терапию просто методом тыка: не подошло это, попробуйте другое.


Дело в том, что одна и та же проблема, например, депрессия, у разных людей может быть вызвана разными причинами, и сканы мозга могут показать это:

Даниэль Амен про сканирование мозга Мозг, Психология, Видео

Вот аналогия: в XXI веке не делать сканы мозга – это все равно, что не делать рентген при переломе ноги или отказаться от УЗИ и КТ.


Психиатры – до сих пор единственные врачи, которые не видят орган, который лечат. © Даниэль Амен

P.S. К чести российских медиков в некоторых наших псих. центрах есть услуги исследования мозга, но обычный психолог вряд ли предложит вам подобное.

69

Детское сознание и психология развития

Дорогой читатель, ты можешь ненавидеть психологию развития, ты можешь ненавидеть детей, они - страшные, тупые, вечно орут, ты чайлдфри – ок, это твоё право. Но эта наука помогает понять нас, взрослых людей. Если вдруг ты захочешь узнать, какого цвета зебра: белая в чёрную полоску или чёрная в белую, то ты не найдёшь ответа, тупо наблюдая за ней часами. Чтобы дать ответ на этот глупый вопрос, тебе придётся изучить развитие зебры (к слову, она черная в белую полоску). Однако, здравствуйте.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Итак, что нам известно о детях? 1. Они – маленькие учёные, которые активно познают мир (активнее взрослых) и которые постоянно выдвигают теории относительно этого мира.

2. Они - тупые.

3. Они – гораздо умнее, чем мы считаем.


Что нам нужно, чтобы их исследовать? Надо быть умнее их и немного умнее обычного взрослого, потому что у ребёнка нельзя спросить, о чём он думает или что чувствует, надо постоянно изобретать хитрые методы. Первый метод – посмотреть на мозговые волны. Например, можно построить специальную соску, которая будет играть музыку, когда дети её сосут. И смотреть, как влияет музыка на ярость сосания соски и на мозговую активность.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Второй метод – это взгляд ребёнка. Тем самым мы обращаем внимание на предпочтение ребёнка. Скажем, ты, любимый читатель, хочешь знать, умеют ли дети отличать страшные лица от красивых? Тебе надо взять фото страшного человека и себя, красивого. Смотрим, куда дольше глядит ребёнок, - Profit. Мы также можем обращать внимание на удивление ребёнка. Например, умеют ли дети различать цвета? Показываем ребёнку постоянно синие игрушки, ему становится неинтересно, потому что мозг уже понял, что это за игра. А потом показываем зелёную игрушку. Если ребёнок заметит разницу, он будет смотреть дольше. Как кто-то заметил в комментариях к прошлому посту, полугодовалые дети уже удивляются, когда видят парящий объект, который нарушает законы гравитации.


Как дети приходят к пониманию вещей в мире, когда ничего не знают? Во-первых, из-за взросления нейронов и роста мозга. Б0льшая часто нейронов в твоей голове, читатель, сейчас – те же самые, которые были у тебя ещё в утробе матери. Однако с взрослением нейроны с бешеной скоростью объединяются в сложные сети, эти сети состоят в других сетях, мозг постепенно обучается их «архивировать», запускать не полную программу, а частичную (вам не надо вспоминать, что лев – это дикое животное, семейство кошачих, проживающий на территории Африки и т.д. Мозг просто врубает адреналин на полную и запускает программу «бей или беги»). Во-вторых, из-за процесса миелинизации. Но этот процесс достаточно долгий. Даже тинейджеры до конца не миелинизированны. Их префронтальная лобная часть, например, вообще без миелина (забавно, что эта часть мозга, которая отвечает за всё рациональное, взвешенное и прогнозное, созревает у нас в самом конце годам к 20-21. Вспомните себя в молодости. Украсть дорожный знак! Запросто. Выпить залпом бутылку водки? Пф, подержи-ка моё пиво. Перебежать МКАД с завязанными глазами? Звучит небезопасно, но, чёртов сукин сын, я в деле!).


Проблема детского мозга

Естественно, у детского мозга много проблем, иначе бы они были разумными уже с рождения. Но мы с вами разберём самые занимательные.


Торможение (1-2 года). Лучше всего проиллюстрирует эту проблему тест под названием «А не Б». Для теста вам понадобится: 9-месячный ребёнок, карандаш и две кружки. Берём карандаш и кладём в кружку №1. Ребёнок тянется к карандашу в кружке №1. Повторяем. Повторяем. Повторяем. Хоба! Теперь кладём карандаш в кружу №2 – ребёнок всё равно тянется к кружке №1. Раньше считалось, что ребёнок не в курсе, куда делся объект, но со временем стали замечать, что малыш, хоть и тянется к кружке №1, всё равно смотрит на кружку №2, где лежит карандаш. Бедняга всё понимает, но у него ещё не развилась та часть мозга, которая отвечает за контроль такого поведения. Он знает, где находится карандаш, просто не может остановиться.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Эгоцентричность (3 года). Как я уже писал ранее, дети не могут понять, что другие люди воспринимают мир по-другому. Как мы с тобой, читатель, сможем это проверить? Всё верно, с помощью опыта «Три горы». Детям показывают 3 горы и просят нарисовать их. Вроде изян. А потом их просят нарисовать эти же горы, но с другой стороны, как если бы на эти горы смотрел плюшевый медвежонок. Вот тут-то дети и впадают в ступор.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Сохранение пропорций (5 лет). Тут всё просто для нас (но экстремально сложно для ребёнка). Если перелить воду из стакана в другой, который выше, но тоньше, объём не изменится (я, надеюсь, вы это знаете). Если взять карандаши и сложить их не бок к боку, а конец к концу, их количество не увеличится, хотя фигура станет длиннее. Дети этого не знают, потому что у них ещё нет таких концептов в голове. Собственно, вот ещё один пример: есть кольцевая труба, по ней кидают шарик. Какая траектория будет у шарика: А или Б? Как ни странно, многие взрослые люди ошибаются. Однако, если у них спросить тот же вопрос, но шарик заменить водой, все дают правильный ответ (потому что с водой у них есть прошлый опыт: шланг, душ и т.д.).

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Что ещё интересного я могу тебе рассказать, дорогой читатель? Дети, даже новорождённые, уже социализированы. Кстати, ты обязательно должен попробовать этот опыт, если найдёшь новорождённого. Итак, подходишь к малышу, привлекаешь его внимание, наклоняешься и высовываешь язык. В большинстве случаев, ребёнок повторит эту мимику, поддерживая социальную связь (только не забудь предупредить родителей о своём опыте. У молодых родителей меняется химия, они становятся чуточку агрессивнее и могут неправильно вас понять).


Добавлю ещё кое-что. Есть теория, по которой дети не развиваются в контексте единой истории, у них модулярное обучение. Их мозг уже запрограммирован на некоторые знания (которые передаются генами: бойся пауков и змей, не забывай дышать и сосать), но есть и те, которые надо приобрести. Откуда такая теория пошла? Есть определённые нарушения мозга, которые влияют на одну систему, но не на другую. Например, аутизм – это самый яркий пример, как социальная часть мозга отделена от других частей мозга.


Это заболевание есть у 1 из 1.000 человек, в основном у мальчиков. Нехватка социальной привязанности, проблемы с языком, проблема отношений с людьми и, самое главное, «Умственная слепота», как её описал Саймон Барон-Коэн (кстати, это ведущий учёный по аутизму, брат того самого актёра из Бората). На фото Саймон слева.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Аутисты не проявляют никаких нарушений взаимодействуя с физическим миром, они умеют сами кушать, строят конструктор, рисуют, собирают пазлы и т.д.. Но у них есть проблема с людьми. Многие такие дети не умеют разговаривать. Но даже те, кто умеет, имеют нарушения в общении.


У Саймона есть знаменитый тест «Ложных ожиданий». Салли заходит в комнату, кладёт в чёрную коробку жемчужину и уходит из комнаты. Анна вытаскивает жемчужину из чёрной коробки и кладёт её в белую коробку. Когда Салли зайдёт в комнату, в какой коробку она будет искать жемчужину?

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Надеюсь, ты правильно решил этот тест, любимый читатель. Вопрос «Где на самом деле мяч?» - это вопрос физического мира, на который все могут ответить. Но вопрос Саймона сложнее. Ответ – в чёрной коробке, даже если жемчужина не там, потому что у Салли ложные ожидания. Для 2-3 лет это сложная задача. Для 4-5 лет – уже решаемая. А для аутистов - нерешаемая. Саймон считает, что разные модули мозга по-разному изолированы у мужчин и женщин. Социальная часть более женская, чем мужская. Он даже шутил, что быть мужчиной – это страдать от лёгкой степени аутизма. Но на самом деле он имел в виду, что аутисты страдают от экстремально мужских мозгов, поэтому аутистов больше среди мужчин.


И да, к сожалению, очень малое число аутистов имеют экстраординарные способности, которые компенсируют их недостатки. Большинство таких случаев просто раздуваются СМИ.

Показать полностью 6
535

Психологическая защита

Наш мозг использует много способов защиты, сегодня расскажу о "необычных".

Паническая атака.
Да это не заболевание, а именно симптом.
Как правило свидетельствует о перенапряжении и таким способом наш мозг и тело говорят "-Мы не справляемся, помогите!"
Была на консультации профф.спортсменка, волевая, с детьми, мужем, мамой и работой. С установкой "Я всë вывезу". Как итог панические атаки, от переутомления.

Синдром раздраженного кишечника.
СРК в практике встречается реже, но не потому что действительно редкость, а потому что стыдно и трудно выйти куда либо. Самое банальное объяснение "-В туалете никто не докопается" , но на деле всë конечно сложнее.

Паралич.
Не ожидали? Да бывает и такое. Женщина не потянула домашнее хозяйство и детей. Слегла в больницу, ходить не может ноги отказали. Муж через два месяца попал в больницу с инсультом, вечером это дня женщина выписалась. И ушла своими ногами.
Слепота. Глухота. Даже потеря голоса. Возможно всë, и человек НЕ притворяется.

Алекситимия.
Человек отстраняется от своих эмоций, испытывает трудности с тем чтобы различать эмоции и телесные ощущения. Алекситимия так же является фактором риска развития психосоматики.

115

Почему люди лгут?

Ученые обнаружили, что мозг патологических лгунов отличается от мозга обычных людей. Оказалось, что у них значительно больше белого вещества.

Исследователи из американского университета Южной Калифорнии изучали три группы людей, В первую входили обычные люди, которые не были замечены ни в лжи, ни в агрессивном поведении. Во вторую группу входили заядлые лгуны, а в третью - люди с проблемами поведенческого характера.

Ученые просканировали мозг49 человек при помощи магнитно-резонансного томографа. Оказалось, что в предлобовой области коры головного мозга у лгунов на 22-26% больше белого вещества, чем у людей как из первой, так и из третьей группы.

Белое вещество отвечает в нашем мозгу за передачу информации, серое же вещество - за ее анализ. Ученые не нашли никакой зависимости результатов эксперимента ни от возраста, ни от этнического происхождения или других различий среди исследуемых людей.

В итоге исследователи предположили, что именно избыток белого вещества может быть причиной склонности ко лжи.

У лжи есть симптомы. Обычно мы моргаем в среднем шесть раз в минуту. Тот, кто лжет, моргает значительно чаще. У него появляются монотонные интонации. Он инстинктивно, не отдавая себе в этом отчета, старается слегка отвернуться от собеседника. Говорит чуть-чуть в сторону. Принимает так называемые закрытые позы (скрещивает руки на груди, ноги перекрещивает). Берет в руки какие-то предметы, как будто прикрывается ими. Прежде чем ответить даже на простой вопрос, делает небольшую, но совершенно неоправданную паузу.

Виды лжи

1. Активная ложь - умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);

2. Пассивная ложь - умолчание информации (полное или частичное);

3. Осознаваемая ложь - сознательное искажение фактов, соответствующее реальной действительности (например, ложь во спасение);

4. неосознаваемая ложь - неосознанное искажение фактических событий, ввиду различных эмоциональных состояний;

5. Патологическая ложь - выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие ото лжи, лжёт ради самой лжи.

49

10 мифов о мозге

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

Мозг использует лишь часть своих ресурсов. Он обладает „логической“ и "творческой" половинами и значительно отличается у мужчин и женщин. Мозг, о котором мы сегодня поговорим, — это совершенно особенный мозг. Особенный, потому что его попросту не существует. Хотя в некоторых головах он все же живет.

Есть множество причин существования таких мифов о мозге. Некоторые научные открытия искажаются испорченным телефоном на пути от исследовательской лаборатории через средства массовой информации к потребителю. Другие нейронные сказки когда-то действительно были правдой. Однако сегодня эти выводы устарели и лежат в архивах университетов мертвым грузом. Тем не менее, общество быстро укоренило эти сказки.

И конечно же целые отрасли промышленности, советчики и самопровозглашенные эксперты заинтересованы в том, чтобы питать и использовать эти сказки в своих целях – например, чтобы принести якобы эффективные методы тренировки мозга мужчине и женщине. Чтобы не попадаться на эту удочку, рассмотрим наиболее распространенные мифы.

1. Мозг активен всего на десять процентов


Просто так не развеять длящийся десятилетиями миф о том, что мы не используем весь потенциал наших серых клеток. Напротив, мозг — не что иное, как растратчик ресурсов. Медицинская интроскопия показала, что наш мыслительный центр активен во всей своей полноте. В зависимости от задачи отдельные области мозга загружены по-разному. Даже если мы сейчас ничего не делаем, мозг все равно работает. Так называемая мозговая цепочка отдыха повышает свою активность в таких ситуациях. Даже во сне наш мозг не отдыхает. Он обрабатывает впечатления, которые мы пережили накануне, и сортирует их в память.

Если часть мозга фактически не используется, клетки берут на себя задачи соседних областей мозга. Например, у слепых от рождения людей область мозга, отвечающая за зрение, очень активна при чтении шрифта Брайля, так как обработкой зрительной информации эта область не занята. Мозг чрезвычайно способный и может меняться в зависимости от требований.

То, что мозг оставил бы обширные области неиспользованными, также имеет мало смысла с эволюционной точки зрения. Мозг — большой пожиратель энергии. Его потребление превышает около 20 процентов наших потребностей в энергии. Эволюция на самом деле имеет тенденцию отсеивать малоэффективное. Поэтому маловероятно, что такой дорогостоящий орган с такой неиспользованной емкостью вообще развился бы.

2. Левое полушарие логическое, правое творческое

Согласно этому мифу, мы аналитически или творчески предрасположены, в зависимости от того, какое полушарие мозга мы используем больше. Игры – например, Left Brain Right Brain от Nintendo, приложения, а также самопровозглашенные гуру продают эту легенду, обещая улучшить связь между полушариями мозга или прокачать более слабое полушарие.

В этом мифе есть зерно истины. Существует определенное разделение задач, но оно относится к совершенно другим навыкам. Левое полушарие мозга, как правило, специализируется на лингвистических достижениях. Пространственное мышление, понимание чисел или распознавание лиц, скорее всего, расположены справа.


Однако нет четкого разделения. Наша правая сторона также обладает определенными языковыми „талантами“ и может улавливать речевую мелодию, интонацию и акцент разговорной речи. Кроме того, нет нейробиологических доказательств того, что у людей на самом деле доминирует левое или правое полушарие мозга.

3. Мозг мужчин и женщин по-разному устроен

Сразу скажем: да, есть различия между мужским и женским мозгом. Например, мозг мужчин, как правило, больше, чем у женщин, даже учитывая их разные размеры тела.

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

Но следует иметь в виду две вещи: во-первых, это статистические средние значения, и они часто имеют мало общего с индивидуальным мозгом. Таким образом, конкретная женщина вполне может обладать большим мозгом, чем конкретный мужчина. А во-вторых, больший объем мозга мужчин не есть показателем более высокого интеллекта.

Особенно проблематично, когда реальные или просто предполагаемые биологические различия полов связывают с поведением. Сказка-полусказка: у женщин два полушария мозга лучше общаются друг с другом, и поэтому они, в отличие от мужчин, могут решать сразу несколько задач. Этому нет никакой научной основы, пишет исследователь мозга Кристиан Джаррет в своей книге Great Myths of the Brain. Например, мозолистое тело, оплетка нервных волокон, соединяющее два полушария мозга, у женщин не больше, чем у мужчин. К такому выводу пришел нейробиолог Миккель Валлентин из Орхусского университета (Дания) в 2009 году. Канал связи между левым и правым мозгом у женщин отнюдь не шире, чем у мужчин.


4. Зеркальные нейроны заставляют нас сопереживать

Все началось в 1990-х годах. Тогда итальянские исследователи во главе с нейробиологом Джакомо Риццолатти из Пармского университета столкнулись с странным поведением нервных клеток коры головного мозга обезьяны-макаки. Нейроны, важные для движений, срабатывали не только, когда животное схватывалось за плоды, но и тогда, когда оно наблюдало за одним из исследователей при том же движении. Видимо, некоторые клетки мозга обезьяны отзеркаливали увиденное.

Возможно, нервные клетки, названные зеркальными нейронами, имеют решающее значение для понимания намерения, лежащего в основе движений, подозревали Риццолатти и его коллеги. И они продолжали размышлять: возможно, зеркальные нейроны также могут помочь человеку внутренне воспроизвести чужие движения и классифицировать их как действия с намерением.

Зеркальные нейроны стали медиа-звездами в последующие годы: бесчисленные газетные статьи и популярные книги представляли эти нервные клетки как решающую фундамент для понимания других людей. Но не тут-то было: существование зеркальных нейронов у человека до сих пор спорно. Эмпатические способности зеркальных нейронов также кажутся мифом, предупреждает нейробиолог Кристиан Джарретт. Наконец, мы также понимаем намерение движений и действий, которые сами не можем выполнить и внутренне имитировать, например, полет птицы.

Кроме того, предполагаемые зеркальные нейроны активны у человека даже тогда, когда у движений вообще нет намерений, потому что они выполняются, например, бездушными роботами. Это заметил невролог Кристиан Кайзерс из University Medical Center Groningen. Таким образом, зеркальные нейроны, более важны для отслеживания и понимания внешних движений. Если вы смотрите за движениями и пытаетесь понять человека, очевидно, вступают в игру другие области мозга.


5. Гимнастика для ума делает нас умными

Кроссворды, судоку и многочисленные коммерческие программы гимнастики для мозга обещают повысить нашу умственную пригодность. Но у исследователей есть для нас отрезвляющая информация. Многие исследования показывают, что с помощью умственной тренировки вы становитесь умнее только тех, кто практикуется или выполняет аналогичные задачи. Если мы регулярно занимаемся кроссвордами, мы становимся лучше в этом. Но наше понимание чисел не улучшается от этого.

Даже небольшая научная сенсация оказалась скорее мыльным пузырем. Речь шла о целенаправленной тренировке рабочей памяти, с помощью которой мы можем хранить информацию, такую как номер телефона. Согласно некоторым исследованиям, эта тренировка также должна положительно повлиять на IQ.

Но позже последовало опровержение: исследования более строгими методами дали неутешительные результаты. Правда, испытуемые приводили в движение свою рабочую память. Но с точки зрения интеллекта тренировка не дала положительного результата. Все остальное тоже было бы настоящим сюрпризом. Большинство психологов считают, что мы больше не можем повысить наш рабочий интеллект, нашу умственную гибкость во взрослой жизни. Но хорошая новость такова: фундаментальный интеллект, наши запасы знаний и компетенций, накопленные в течение жизни, увеличиваются до глубокой старости. Тот, кто хочет мысленно дополнить себя, должен иметь в виду: прежде всего разнообразие. Каждый день просто играть в судоку, безусловно, слишком односторонне.

6. Исследователи мозга могут читать наши мысли

„Чтение мыслей в голове другого", журнал Die Welt писал: "стеклянный мозг может читать мысли". Исследователи мозга могут читать мысли! Поводом стали исследования 2013 года: исследователям из Университета Карнеги-Меллона удалось идентифицировать эмоции своих испытуемых только на основе моделей мозга.

Но действительно ли это было чтение мыслей? В лучшем случае в совершенно косвенном смысле. Прежде всего, методы визуализации, такие как функциональная магнитно-резонансная томография, не могут сделать ни одну из наших мыслей непосредственно видимой. Они просто регистрируют активацию мозга. Чтобы перейти от мозговых функций к душевным, как например чувствам, программному обеспечению еще нужно долго учиться.

Кроме того, в упомянутом исследовании компьютерная программа в тренировочных условиях научилась связывать эмоции, которые испытуемые внутренне переживали по желанию исследователей, с определенными шаблонами мозга. Только на втором этапе компьютерная программа смогла „сопоставить“ мозговые активности с соответствующими эмоциями.

Задача „чтения мыслей", вероятно, будет заключаться в том, чтобы в будущем присвоить психическому явлению уникальную мозговую модель. Хотя, например, страх часто сопровождается более сильной деятельностью миндального ядра. Но, наоборот, активация миндального ядра не всегда означает страх. Потому что, будучи частью "центра чувств", эта область мозга возбуждает и другие эмоции.

7. Психические заболевания основаны на химическом дисбалансе в мозге


Это простое решение сложных заболеваний: за депрессию и другие психические страдания, такие как тревожные расстройства, отвечает дисбаланс определенных нейротрансмиттеров в мозге. Лекарства, такие как антидепрессанты, могут исправить этот дисбаланс. Это сообщение, которое фармацевтические компании смогли успешно внедрить людям, особенно в США, где разрешена прямая реклама – например, в газетах и журналах.


Отчасти успешное действие антидепрессантов первое время оправдывает фармацевтические компании. В конце концов, антидепрессанты применяются именно к нейротрансмиттерам. Так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина, например, повышают доступность серотонина в местах контакта нервных клеток.


Но с самого начала были нестыковки. Антидепрессанты повышают уровень серотонина в течение короткого времени. Но почему они обычно действуют только через несколько недель? Кроме того, например, попытки искусственно снизить уровень серотонина и тем самым имитировать депрессивные состояния в лаборатории не увенчались успехом. Нет никаких сомнений в том, что нейрохимия играет важную роль в лечении депрессии, пишет нейробиолог Кристиан Джарретт в своей книге о нейронных мифах. Но это не означает, что психические расстройства просто вызваны химическим дисбалансом, как это пытаются представить. По правде говоря, никто не знает, какое нужное количество серотонина и других нейротрансмиттеров должно быть в мозге.


8. Первые три года жизни имеют решающее значение для развития мозга


В последние годы в умах родителей, педагогов и учителей утвердилось представление: развитие мозга главным образом происходит в первые три года жизни. В этой чувствительной фазе малышам легче всего удается научиться, что приводит к быстрому росту нервных связей. После этого наши серые клетки, по большому счету, жестко сформированы. Эта идея имеет вполне истинную суть. После родов нервные связи закладываются в изобилии. Однако, вопреки мифу о решающих первых трех годах жизни, отдельные области мозга развиваются в разном темпе. Например, в частях лобной доли созревание длится до молодой взрослой жизни. С его помощью соответствующие умственные навыки, такие как планирование действий и контроль импульсов, развиваются вплоть до подросткового возраста.

Кроме того, на самом деле существуют критические периоды развития. Они относятся к запущенным детям, которые получили мало стимулов в своей молодой жизни. Вы можете догнать приемных родителей, если они все еще приходят в раннем возрасте, в своем первоначально отсталом умственном и эмоциональном развитии. Но это как раз не обязательно означает, что дополнительные интеллектуальные стимулы могут пропустить нормально развитые дети. Это утверждает психолог Пол Говард-Джонс из University of Bristol. По словам Говарда-Джонса, представление о трех важных первых годах ошибочно заставило родителей начать настоящую гонку, чтобы вовремя обеспечить достаточную умственную стимуляцию своим малышам.

9. Подростки импульсивны из-за своего недоразвитого мозга

Раньше виноваты были “гормоны", когда пубертаты занимались незащищенным сексом или отправлялись в поездку на машине родителей без водительских прав. Сегодня исследователи мозга и психологи развития любят прибегать к дополнительному объяснению. Таким образом, у подростков преобладают „импульсивные“ по сравнению с „разумными“ областями мозга. Вот что пишет, например, голландский психолог развития Эвелин Крон в своей популярной книге Das pubertierende Gehirn. Дело в том, что в подростковом возрасте от 10 до 22 лет мозг полностью перестроен. Прежде всего отстает лобная доля головного мозга, отвечающая за контроль импульсов. Кроме того, система вознаграждения, по-видимому, особенно активна в мозге подростков, что может сделать их восприимчивыми к моментальному побуждению.

Эти выводы, несомненно, интересны. Но якобы причинно-следственная связь между развитием мозга и импульсивным, рискованным поведением подростков до сих пор отнюдь не доказана. И, кроме того, в средствах массовой информации и в книгах советов обосновалась соблазнительная, но и последовательная метафора. Подростковый мозг при этом любят сравнивать с автомобилем. Этот автомобиль имеет чувствительную педаль акселератора (сверхактивная система вознаграждения), но только слабый тормоз (еще не зрелая система управления).


Как интуитивно не понимать эту метафору, у нее есть и заковыристый аспект, по словам Пола Говарда-Джонса. Метафора предполагает, что мало смысла повышать компетентность водителя, если слабые тормоза нельзя отремонтировать. Импульсивное и рискованное поведение, согласно этой логике, является нормальным состоянием подросткового бытия. Это создает дилемму о том, как должны реагировать учителя с мешающими подростками в классе.

10 мифов о мозге Мозг, Мифы, Перевод, Психология, Длиннопост

10. Нарушения развития относятся только к мозгу


Миф довольно широко распространен, особенно среди учителей: таким образом, нарушения обучения, которые также отражаются в мозге, не относятся к воспитанию. Исследование, проведенное психологом Саймоном Гиббсом из Университета Ньюкасла, дало представление о том, какие ложные представления может вызвать ярлык „дислексия“ у учителей в 2015 году. Когда учителя начальной школы читали на анкете "дети с дислексией", они гораздо чаще считали, что это биологически прочно закрепленная, постоянная слабость чтения и орфографии, в которой они не могут помочь маленьким. С другой стороны, говоря о „трудностях в чтении“, учителя были гораздо более уверены в себе и считали слабость скорее временной.


При этом недавние исследования в области нейробиологии рисуют совершенно другую картину нарушений обучения. Различия между детьми с такими трудностями выражаются в мозге. Тем не менее, нейронные аномалии пострадавших детей можно изменить тренировками. Это показало исследование, проведенное нейробиологом Карин Куциан из Университетского детского госпиталя в Цюрихе. В своем исследовании дети с дискалькулией больше получили пользы от пятинедельной компьютерной тренировки по пониманию чисел, чем дети без вычислительной слабости. Кроме того, после тренировки активность в районах, обрабатывающих цифры, особенно у пострадавших детей, снизилась. Очевидно, по мнению Куциана, обучение автоматизировало некоторые процессы, необходимые для выполнения задачи. Таким образом, нарушения обучения не приговор. Мифы о мозге, подобные этому, должны исчезнуть из нашего сознания.


Литература:

Christian Jarrett: Great myths of the brain. Wiley-Blackwell, Chicester

2014

Paul Howard-Jones: Neuroscience and education: myths and

messages. Nature Reviews Neuroscience, 15/12, 2014, 817–824.

DOI: 10.1038/nrn3817

Karim S. Kassam u.a.: Identifying emotions on the basis of neural activation. PLOS ONE, 8/6, 2013.
DOI: 10.1371/journal.pone.0066032

Karin Kucian u.a.: Mental number line training in children with developmental dyscalculia. Neuroimage, 57/3, 2011, 782–795.

DOI: 10.1016/j.neuroimage.2011.01.070

Charles A. Nelson u.a.: Cognitive recovery in socially deprived young children: the Bucharest early intervention project. Science, 318/5858, 2007, 1937–1940.
DOI: 10.1126/science.1143921

Mikkel Wallentin: Putative sex differences in verbal abilities and language cortex: A critical review. Brain and Language, 108/3,2009, 175–183.
DOI: 10.1016/j.bandl.2008.07.001


DOI — это номер исследования.

Показать полностью 2
305

Про дофамин

Радость и приспособленность

Дофамин, шепчут лайфстайл издания, — это гормон счастья. Весь мир — большая гонка за дофамином. Занимайтесь медитацией и зарядкой, соблюдайте режим дня, улыбайтесь, думайте о хорошем, и вы попадете в волшебный мир дофаминовых рек и серотониновых берегов, устланных эндоканнабиоидными лепестками. Только не сидите в соцсетях, не проверяйте почту каждые пять минут, не пейте и не курите, не играйте в азартные игры, не переедайте, не ложитесь спать поздно — так поступают только неудачники, которые разрушают свои дофаминовые рецепторы и надежды на лучшее.
Только непонятно, почему одним отсыпают дофамина, а другим достаются слезы и чувство собственного ничтожества?! Зачем мой собственный, сука, мозг, награждает меня несчастьем? Что со мной не так?!

Во всём виновата дофаминовая фея. Она не читала лайфстайлы, поэтому точно знает, что

Про дофамин Дофамин, Счастье, Нейрофизиология, Психология, Психотерапия, Длиннопост

Дофамин создан не для того, чтобы беспрестанно вас радовать

Дофаминовая система возникла в процессе эволюции, потому что она повышала приспособленность особей к условиям своей жизни.

Дофаминовая фея заманивает вас делать то, что, скорее всего, пойдет на пользу вам и вашим потомкам, и старается отвадить вас от того, что пойдет вам по вред. Удовольствие и неудовольствие направляют поведение, как в игре «холодно-горячо», чтобы, в идеале, обеспечить вам благополучие в будущем.

Если вам нравится заниматься сексом и не нравится шляться ночью по неблагополучным кварталам — поверьте, это не просто так.

Дофаминовая фея и эмоции

Дофаминовая фея заодно ведает нашими эмоциями, а эмоции выполняют конкретные функции: мы радуемся, когда получаем то, что хотим; и расстраиваемся, когда что-то идет не по плану. И этот опыт, плохой и хороший, используем для выживания и на его основе вырабатываем поведение.

***

Эмоции — это индикатор сиюминутной приспособленности к обстоятельствам: насколько конкретный организм со своим жизненным опытом и хотелками приспособлен вот к этой конкретной ситуации. А реакция на негативные переживания влияет на приспособленность на длинных дистанциях.

Пример из моей жизни. В конце одной тренировки мой напарник предложил поприседать. Сто раз. Я тогда считала, что приседания мне удаются особенно хорошо — не то что отжимания или подтягивания. И вот мы начали. К семидесятому разу я поняла, что зря согласилась, но отступать было некуда. Последние десять приседаний я дожимала на ватных ногах. До раздевалки шла враскоряку, цепляясь за перила. Ноги болели три дня. Однако свои сто раз я присела.

Если представить, что я бы сломалась на 80 приседаниях (или мой напарник задрал ставку до 200 приседаний), вышел бы облом. Скорее всего, меня бы это расстроило (хотя я, конечно, постаралась бы не подавать виду и наигранно улыбаться, а напарник сделал бы вид, что он ничего не заметил, одновременно горячо уверяя, что я и так молодец). Что могло быть дальше?

Допустим, в своем представлении я офигенно крута и должна приседать сто раз без особых усилий. А тут после семидесяти приседаний (не воображаемых в голове, а реальных в спортзале) у меня колени подгибаются и ноги не держат. Дальше у меня был бы выбор:

а) плюнуть на физкультуру и не приседать больше никогда, чтобы не расстраиваться;

б) намотать сопли на кулак и провести следующие две недели в спортзале, чтобы присесть свои заветные сто раз, и даже двести, если понадобится;

в) убедить себя, что 80 приседаний — это и есть прекрасный результат, так что можно особо не напрягаться.

В любом случае то, как люди реагируют на свой облом, повлияет на то, как они будут себя вести дальше и что получат. Таким образом эмоции, то есть дофамин, направляют поведение. Вот основная функция дофамина, ничего общего с радостью это не имеет.

Что нужно для счастья

Обычно, когда человека спрашивают, что ему надо для счастья, он называет сравнительно небольшой, но сложнодостижимый список вещей. Любовь там, квартира, зарплата, работа интересная. Если ограничиться тремя желаниями, как в сказках (да даже если одним), человек обычно может назвать то, что однозначно сделает его жизнь счастливее.

Вот, допустим, для счастья мне не хватает большой зарплаты и маленькой нагрузки на работе, и я уверена, что эти радости сделают меня счастливой. И вот — оп! — повышение, отдельный кабинет, свободный график. Мечта сбылась!

Вопрос: как долго я буду чувствовать себя счастливой?

Ответ: точной цифры я не назову, но в масштабах десятилетий радоваться я буду недолго. Конкретно в моем случае это будет примерно 3-6 месяцев воодушевления, которое будет постепенно вымываться из организма. У кого-то отрезвление наступает быстрее, кто-то, возможно, протянет на таком кайфе месяцев 8-10, может быть, год. Через год в моем списке «чего не хватает для счастья» будет значиться новый пункт.

Или допустим, наоборот, на работе зарплату урезали, обязанностей добавили, в стране кризис. В начале все очень плохо, жизнь бо-о-оль, серость и безысходность. Однако через тот же год оказывается, что жить в общем-то можно, и радоваться жизни тоже.

Понимать это надо так, что человек приспособился и привык. Сначала произошли серьезные перемены, а вслед за ними — период адаптации к новым условиям. Они перестают быть новыми и становятся постоянными. А затем внутренний статус кво перемещается на новый уровень, от которого теперь отмеряются радости и печали. Фоновый уровень дофамина маркирует ту самую норму, а снижение или увеличение уровня дофамина относительно фона определяют силу и «знак» эмоций, которые люди испытывают.

Есть такое умное слово «гомеостаз». Оно означает саморегуляцию организма, в том числе и в отношениях с внешним миром. Так эмоциональный фон поддерживается на постоянном уровне.

Если сердце вдруг бьется чаще или реже, это признак какой-то необычной ситуации, которая не может длиться вечно. Например, вы пришли домой, увидели в квартире медведя и испугались, — сердце бешено колотится. Если вы живете с медведем полгода, вы перестаете на него реагировать, сердце перестает выпрыгивать из груди — подумаешь, медведь. Вчера был медведь, и позавчера, и завтра тоже будет медведь. Вы могли и сами не заметить того переломного момента, с которого в вашей жизни медведь отдельно, а сердцебиение отдельно. Вот и с эмоциональным фоном примерно та же фигня.

Про дофамин Дофамин, Счастье, Нейрофизиология, Психология, Психотерапия, Длиннопост

Можно сказать, что эмоциональный фон — это точка, от которой идет отсчет, насколько хорошо или плохо в настоящий момент у вас все складывается. Это ваш «эмоциональный ноль». Настроение, как поплавок, реагирует на то, что с вами происходит. Все, что ухудшает настроение, сдвигает вас ниже ноля, а радости и приятные сюрпризы — выше.

Новые события и ситуации могут сильно менять настроение вверх или вниз относительно ноля, но с течением времени люди привыкают к новому и эмоции постепенно утихают, фейкин поплавок возвращается на место. То, как вы отреагируете на что-то, зависит не только от новизны и неожиданности, но и от вашего субъективного опыта и убеждений. Скажем, если вы вернулись домой и внезапно обнаружили там не медведя, а сенбернара, то ваша реакция будет зависеть от того, любите ли вы собак или, наоборот, боитесь.

У некоторых людей эмоциональный ноль немного выше среднепопуляционного ноля, у некоторых — ниже. Однако же если вас постоянно прет — это признак патологии. И если вы постоянно подавлены — тоже. В крайнем проявлении такие состояния называются маниакально-депрессивный психоз (или биполярное расстройство). Скачки настроения в любую сторону маркируют нечто важное, новое и неожиданное, что с вами происходит, и Дофаминовая фея сигналит вам, что сюда стоит обратить свое внимание. Как только то, с чем вы столкнулись, перестает быть новым, эмоции выравниваются, и Дофаминовая фея уходит заниматься другими делами. Постоянно испытывать бурную радость так же ненормально, как апатию, уныние или отчаяние.

Про дофамин Дофамин, Счастье, Нейрофизиология, Психология, Психотерапия, Длиннопост

Если вам кажется, что кого-то из окружающих вас людей постоянно прет и радость зашкаливает, скорее всего, вам кажется. А иногда человек еще и прикладывает много усилий, чтобы казаться радостным на публике, — примерно как в песне Макаревича «Она идет по жизни смеясь». Второй менее распространенный вариант заключается в том, что у человека может быть психическое расстройство биполярного спектра (гипоманиакальная фаза). К сожалению, гипомании почти всегда сменяется фазой депрессии, и иногда эта фаза завершается суицидом.

Дофамин создан не для того, чтобы беспрестанно вас радовать. Жизнь и взаимодействие с окружающим миром — это про обучение, развитие, опыт, расширение собственных возможностей. Не про радость. Если кто-то обещает вам «рецепт счастья», в котором вы будете радоваться каждому новому дню — этот кто-то скорее всего врет. Радоваться время от времени — это нормально, быть всегда радостным — нет.

Дофамин создан для того, чтобы научить вас приспосабливаться к любым условиям в этом непредсказуемом меняющемся мире.

Елена Белова. Нейрофизиолог.

Показать полностью 2
45

Электрическая душа. Психофизиология для «чайников»

Некоторые считают, что психология — это «наука о душе». Звучит, если подумать, довольно странно, ведь наука не имеет дела с трансцендентным, а изучает то, что можно зафиксировать и измерить. Конечно, древнегреческое слово «психос» означает «душа», но сущность явления не определяется названием.


Под напряжением


В современном понимании психология — это наука о психике и поведении человека и животных. Психика, в свою очередь — это форма отражения объективной реальности, представляющая собой совокупность процессов внутренней жизни: ощущения, мысли, эмоции, память.


Психика имеет материальную, биологическую основу. Все многообразие нашей психической деятельности — это результат работы нервной системы (составной частью которой является головной мозг). Нервная система образована специальными клетками — нейронами. Многие думают, что нейроны — это только клетки головного мозга; нет, нейроны — это основа всей нервной ткани, которая пронизывает наше тело в виде нервных волокон.


При этом около половины объема нервной системы составляет так называемая глия («клей» по-древнегречески) — особые клетки, выполняющие защитные и метаболические функции, но главное — изолирующие нейроны друг от друга. Почему их нужно изолировать? Потому что все десятки миллиардов нейронов в человеческом теле (только в головном мозге их около 86 миллиардов) — это сложнейшая электрическая цепь, по которой постоянно идет ток. И чтобы сигнал не перескакивал там, где не надо, нейроны, как провода, нуждаются в электроизоляции.


Электрический ток в ходе химических реакций вырабатывают сами клетки (не только нервные). Электричество в теле большинства животных представляет собой поток ионов, а не электронов, но по сути это тот же физический процесс. Пока человек жив, его нейронная сеть находится под напряжением. В ней происходит примерно то же самое, что происходит в компьютере: ток идет по нейронам и несет с собой информацию в виде двоичного кода. Каждый отдельный нейрон может быть «включен» (возбужден, активен) или «выключен». У каждого нейрона своя функция, и от того, какая комбинация активных нейронов сложилась в данный момент, зависит то, что мы видим, слышим, чувствуем и думаем. Конечно же, это очень быстрый процесс: в течение секунды нейрон может «включаться» и «выключаться» сотни раз. И даже тысячи, но это уже приступ эпилепсии.


Скорость распространения электрического сигнала в нервной системе ограничена рядом физиологических особенностей и составляет в лучшем случае около 120 метров в секунду. Мизер по сравнению со скоростью света, с которой теоретически может двигаться электроток. Современные самолеты летают быстрее. Да и эти 120 метров достигаются далеко не во всех типах нервных волокон. Поэтому в ходе эволюции нейроны со схожими функциями, часто вступающие в комбинации, объединились в группы, чтобы быть ближе друг к другу и обеспечить высокую скорость обмена сигналами. Поэтому, собственно, нервные клетки не распределены по телу равномерно и не скрыты где-нибудь в глубине организма, а сосредоточены преимущественно в одном месте — в голове, как можно ближе к органам чувств. Это особенность всех животных, кроме самых простейших.


По той же причине в мозге есть центры, в которых локализованы отдельные функции: зрение, слух, понимание речи, понимание письменности, узнавание лиц, долговременная память, кратковременная память, управление теми или иными системами организма… При изучении мозга некоторые из этих центров можно различить невооруженным глазом: структура и даже цвет нервной ткани в разных местах отличаются.


Сегодня уже неплохо известно, какие зоны мозга за что отвечают. Раздражение определенных его участков позволяет вызвать прогнозируемую реакцию. Подаем ток в одно место — человек испытывает невыразимую радость. Сдвигаем электрод — получаем ужас и панику. Снова переключаем — вводим пациента в состояние сна. И так далее. Верно и обратное: те или иные эмоции вызывают активизацию определенных групп нейронов, поэтому сканирование электрической активности мозга позволяет определить (пока еще очень приблизительно, но все же), что в данный момент чувствует пациент.


Как же именно «включаются» и «выключаются» нейроны? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как они между собой соединены. Не будем подробно останавливаться на строении нервной клетки, скажем только, что у нее есть тело (сома), отростки (дендриты — потому что ветвятся, как дерево) и особенно длинный отросток (аксон). Дендритов может быть несколько, аксон обычно только один, зато в длину некоторые аксоны человека достигают метра и больше — например, те, которые связывают спинной мозг и мышцы пальцев. Однако даже длинный аксон невозможно увидеть без микроскопа, так как диаметр такого «провода» составляет всего несколько микронов. По дендритам нейрон получает входящие сигналы, а по аксону отправляет «сообщение» дальше. Таким образом, сигнал идет в одном направлении, от дендритов к аксону.


Соединение между двумя нейронами называется синапсом (ударение на первый слог). Синапс обычно образуется в месте соприкосновения аксона и дендрита, хотя бывают и другие варианты (аксон-аксон, аксон-сома и так далее). Один нейрон может иметь несколько тысяч синапсов, то есть обрабатывать тысячи входящих сигналов одновременно. Общее число синапсов в головном мозге человека составляет сотни триллионов, а число их комбинаций не поддается исчислению.


Интересно, что у детей синапсов больше, чем у взрослых: в начальный период жизни мозг активно развивается, но со временем неиспользуемые и малоэффективные сигнальные цепочки начинают отмирать. И наоборот, если мы изучаем что-то, обретаем навыки, то между нейронами формируются новые синапсы, образуются новые пути передачи информации. Это происходит буквально на физиологическом уровне, на дендритах вырастают новые шипики (крошечные отростки, на концах которых могут образовываться синапсы).


Поэтому никакое обучение не может быть мгновенным: изменения в мозговых структурах требуют времени. Спустя месяцы или годы практики мы можем научиться печатать вслепую, играть на фортепиано, писать романы и ходить по канату. За всем этим — формирующиеся нейронные, синаптические цепочки, все более короткие и эффективные. Петляющие заросшие тропы, превращающиеся в прямые асфальтированные магистрали.


Миллионы лампочек


Итак, через синапсы нейрон получает от соседних нервных клеток входящие сигналы: электрические или химические импульсы. С электрическими все понятно, это передача тока, как по проводам (на самом деле несколько сложнее, но суть та же). Электрический импульс быстрее, однако по ряду причин в нервной системе химическая передача сигнала встречается гораздо чаще. У млекопитающих (в том числе человека) электрические синапсы составляют всего один процент нейронных контактов.


Механизм химического импульса выглядит следующим образом. На конце аксона есть микропузырьки, в которых содержатся молекулы особых веществ — нейромедиаторов. В результате возбуждения нейрона пузырьки «раскрываются», высвобождая медиатор, который начинает двигаться к соседнему нейрону. На мембране (оболочке) этого нейрона есть рецепторы, реагирующие на тот или иной медиатор. При успешном контакте открываются особые каналы, сквозь которые внутрь нейрона входят ионы натрия, в результате чего меняется уровень электрического заряда на мембране, что, в свою очередь, влияет на то, пойдет ток дальше или нет.


Это предельно упрощенное (и потому не вполне точное) описание системы, известной как натрий-калиевый насос (интересующихся отсылаю также к понятию «потенциал действия»). Главное понять суть: «включение» и «выключение» нейрона вызывается взаимодействием с тем или иным нейромедиатором (а точнее, их комбинацией, ведь поток медиаторов идет со всех тысяч синапсов). Названия многих нейромедиаторов хорошо известны: адреналин, серотонин, дофамин… Некоторые из них оказывают на нейроны возбуждающее действие, то есть обеспечивают прохождение импульса дальше (что, например, в случае адреналина приводит к активации нейронов, «запускающих» сердце). Другие (скажем, глицин) вызывают эффект торможения, затухания электрического импульса.


На свойстве тормозить нейронную активность основано действие антидепрессантов и успокаивающих препаратов, в том числе природного происхождения. Обезболивающие лекарства, средства для наркоза и многие яды работают по тому же принципу. Например, тубарин, содержащийся в яде кураре, в малых дозах оказывает расслабляющее действие, но в больших вызывает паралич и остановку дыхания. Ботокс, который колют в лицо для разглаживания морщин, работает таким же образом: прерывает передачу нервного импульса, что приводит к параличу мимических мышц.


Подобные препараты (как тормозящие, так и возбуждающие) эффективны, потому что содержат вещества, молекулярная структура которых очень похожа на структуру естественных нейромедиаторов, и нейроны принимают эти химические соединения за «своих». Главный недостаток таких лекарств состоит в неизбирательном действии: например, антидепрессанты оказывают эффект торможения не только на те группы нейронов, которые вызывают страх и тоску, но и на те, которые необходимы для умственной деятельности. Попросту говоря, человек тупеет. Поэтому употреблять подобные средства стоит с осторожностью.


Так, вкратце, выглядит физиологический фундамент, на котором основана наша психика. Это переплетение цепочек из миллиардов нервных клеток, «включающих» и «выключающих» друг друга посредством триллионов синапсов. Архитектура некоторых нейронных цепочек запрограммирована генетически: так формируются врожденные, или безусловные рефлексы. Другие рефлексы, условные, создаются и исчезают в течение жизни. В известном смысле можно считать, что все наше поведение — это комбинация огромного множества взаимосвязанных рефлексов, над которыми, однако, главенствует феномен сознания, отличающий человека от животных.


Наши привычки, вкусы, желания приводят к формированию в нервной системе доминант — групп нейронов с хорошо развитыми синаптическими связями; при этом, когда одна доминанта (например, ответственная за половое влечение) возбуждена, прочие зоны мозга (например, отвечающие за чувство стыда) испытывают эффект торможения. Именно поэтому невозможно делать много дел одновременно.


Все наше мышление и чувствование, любовь и ненависть, радость и печаль, все наши воспоминания и мечты — это электрохимический процесс. Миллионы миллионов горящих и гаснущих лампочек. Наше восприятие — двоичный код, непрерывно шифрующий информацию от органов чувств и расшифровывающийся в тех или иных ядрах мозга.


Уместно задаться философским вопросом: насколько точным может быть отражение мира, если оно укладывается в последовательность нулей и единиц? Как фотография не передает реальность во всей полноте, так и мы не способны увидеть все грани, все оттенки бытия.


С другой стороны, человеческий мозг — невероятно сложная система, способная решать задачи, которые не под силу ни одному суперкомпьютеру — и при этом на несколько порядков более энергоэффективная. Те же биологические механизмы, которые служат ограничениями для психики, являются и ее источником. Основанием того, что раньше называли душой, а теперь — сознанием.


Автор: Михаил Прынков, психолог

Электрическая душа. Психофизиология для «чайников» Психология, Психофизиология, Михаил Прынков, Мозг, Нейробиология, Нейрофизиология, Нейромедиаторы, Длиннопост
Показать полностью 1
52

Прокрастинация, депрессия, тревога. Виды «психического диабета».

10.1 Как работает энергосистема мозга.


В мозгу есть ретикулярная формация – система в стволе мозга, которая вырабатывает психическую энергию. По сути - это то самое шило в одном месте. Эта энергия фокусируется подкоркой. Направляется на одну из базовых потребностей (безопасность, иерархия, секс). И отправляется в кору.  Там анализируется ситуация, и энергия обретает форму. Становится реальной активностью. Поведением.


Если у нас нет реальных потребностей и целей – кора начинает чудить.


Вот пришел сигнал – проверить как там с безопасностью(например). Во все времена до 21 века – сигнал точно не лишний. Выйди, оглядись. Может еда бежит, может вражина ползет. Сейчас угроз - чуть больше статистического шума.


Энергия поступила, на безопасность подкоркой направилась. Кора огляделась, всё спокойно. Не нужно никуда идти. А энергия есть, свербит, зараза. И начинается тревога. А вдруг я дверь не закрыл. А вдруг война. Или зомби. А я точно кран закрыл? А на меня точно не косо смотрят?


10.2 Механизмов подавления этой «ненужной» энергии – несколько.


Ее можно направить в мелкие, развлекательные действия. Проверил почту – вроде что-то сделал. А если не почту, а инстаграм – так еще и дофаминчика хапанул. Так вы приобретаете чудесную привычку расходовать энергию в никуда. А привычка – не вторая натура, а первая.

И на дела – уже энергии нет. Да и какая связь дел – и безопасности. Непрямая, неочевидная. Для отупевшего от простого контента мозга – практически недоступная.

Это прокрастинация.

Энергия есть – но не усваивается.


Можно энергию подавлять. Особенно – если за попытки ее реализовать вас наказывают. Пока вы маленький – орут. «Не бегай».

Когда большой – наказывают за любую инициативу. Тыкают носом в каждый провал. Тогда ее выработка понемногу снижается. В итоге – полным шагом навстречу депрессии.

Энергии просто нет.


Можно еще один случай выделить – когда энергия вырабатывается, но стоит ее начать потреблять – источник иссякает. Есть желание делать – а начнешь – и сил нет.

Некоторые тревожные расстройства бывают именно такими.


* Бонус - аналогия с процессами при диабете - в коментах.


** Всё вышесказанное - мои личные рассуждения на основе прочитанных серьезных книжек.

Кажется неправдоподобным - критикуйте, подискутируем.

Показать полностью
130

8. Мышление и человечность.

Никогда не сталкивались с ситуацией, когда вас считают странным или не от мира сего?

Сидишь себе, кодишь. Или над проектом думаешь. Подходит кто-то из домашних, задает вопрос. И удивляешься, по чему ты как робот реагируешь.


Я сталкивался. И переключаться быстро – очень непросто.


Разберемся, почему.


Над разными задачами мозг человека работает в разных режимах. При этом задействуются разные системы (ДСМ, СВЗ, ЦИС и другие). Они состоят из многих согласованно работающих областей коры и подкорки. Например, при получении данных, и при их обработке - мозг работает совершенно разными областями. Это подтверждено исследованиями с помощью ФМРТ.


А еще эти системы – антагонисты. Если работает одна – вторая не может работать параллельно. Только переключение. Быстрое или не очень.


И еще один нюанс. За построение и прогнозирование отношений с другими людьми у нас отвечает ДСМ, дефолт-система мозга. В родоплеменные времена она должна была учитывать все отношения каждого с каждым членом нашего племени. Колоссальный объём информации и взаимосвязей.

С тех пор наш мозг физиологически не изменился. А список задач значительно возрос. В итоге под решение самых сложных задач мы используем ту же самую ДСМ. Временно выгружаем из нее людей, забиваем их места фактами, абстракциями – и анализируем.

Если эту систему часто гонять не по назначению – она перестраивается под работу с данными, а не с людьми.


Есть несколько побочных эффектов. У разных людей они комбинируются по-разному. Выраженность тоже бывает различной.


1) Снижение эмоциональности. Данным не нужно вызывать в нас что-то кроме интереса. Дофамин – и так сильнейший «наркотик» в нашей нервной системе. А тут его просто завались. Задачу поставил – задачу решил. Чистый вечный кайф.

2) Снижение болевой чувствительности. Тот же самый дофамин заглушает работу остальных систем. Казалось бы, чего плохого. Но – терпим с туалетом до последнего. Вот сейчас дочитаю/допишу – и пойду. Отсиживаем себе всё. Сидим до красных пересохших глаз. Спазмов спины и искривлений позвоночника. Для здоровья – не здорово.

3) Нарушение социальных связей. Отчасти, следует из п. 1 – зачем нам другие люди? От них эмоции разные, а от мышления – всегда приятные.


Однако человек, чисто биологически, зверушка социальная. Нам без социальных связей плохо, даже когда от этих связей проблемы. Тут и депрессия. И другие нервные расстройства. И трудности с организацией совместной работы.


Я с этой проблемой столкнулся в полный рост. Причем настигла она меня неожиданно. Не на старте профессии.

Уже и семья, и дети.

Сидел сосредоточенно, втыкал в таблицы. И тут хоп – всё становится ясно. Хорошо так складывается, четко. Мозг как компьютер пашет.

А потом зовут ужинать – и досадно. Отвлекают, блин. Ну, пришел, поел. Еда как вата с картоном. Нет вкуса. На «лего» босой ногой наступил – и ничего. С утра кофе язык обжег – не боль, а легкий зуд.

Неделю не отпускало. Четко чувствовал – что-то не то. Чего-то не хватает. Ясно – но мертво и пусто.

Через неделю выпал. От эмоций разных трясло пару дней, потом успокоился.

После еще провалы были. Но короче, и вылезал быстрее. Но не получается пока по желанию ни впадать, ни выпадать.

А вот недавно – получилось совместить «живое» с «неживым».

Был в филармонии, на концерте. Сидел над оркестром, всех видно. Хорошо понятно, кто и когда вступает, от кого какой звук. И музыка в мозг идет – колоссальным потоком данных, только успевай это в гармонию складывать. И при этом – эмоции. Потоком, фонтаном восторга. Впервые сложилась та самая «ясность» и что-то человеческое.

То есть, совмещать все-таки можно, хоть и не просто.

Или нет. Нужно пробовать, нужно разбираться.


Как у вас с такими вещами? Как живете, получается ли вылезать?

П.С. Как это произошло в мозгу – не знаю. ФМРТ с собой не было)

Показать полностью
81

5. Слова и символы. Шаблоны взаимодействия. Зачем нужен терапевт.

Прошлые посты:

первый,

второй,

третий

четвертый.


5.1 Слова и символы. Оптимизация мышления.


В предыдущих постах разобрали картирование реальности и экономность мозга.

Попробуем разобраться, на чем еще можно сэкономить.

Когда обезьяна-1 думает про обезьяну-2, она думает про конкретную обезьяну-2. Она подгружает сложную модель, в которой систематизированы все опыты контакта, тумаки, почесывания, размер, запах, раздел добычи и прочее. Куча данных. Сложная и детальная модель. И у нее таких моделей десятки.

Когда Коля думает о Васе, он многое думает словами.

Например, Вася не настучал на него, когда Коля пришел на работу подшофе, угостил как-то пивом, и любит ту же футбольную команду. Вывод: Вася – «нормальный мужик». Всё, был сложный информационный объект «Вася», схлопнулся до простой ссылки на тип объектов «нормальный мужик». Оптимизация!

Создаем нехитрую (или хитрую) систему из категорий, загоняем всех туда. Система хорошая, рабочая, и очень экономичная.

Но неточная.


5.1.1 Баг №1

Что Коля описывает типом «нормальный мужик»: это самец человека, белый, традиционной ориентации, примерно тех же интересов, что и Коля, готовый одолжить до получки и составить компанию в распитии пива после работы. И ещё куча других представлений о том, кто такой «нормальный мужик».

Когда Коля записывал Васю в эту категорию – он это сделал на основании трех-четырех совпадений. Вася вёл себя в одной какой-то ситуации - совпадая с некоторыми пунктами списка.

По остальным пунктам проверки не было. Что подумает Коля, когда Вася откажется дать ему в долг? Обманули! Я его считал «нормальным», а он…

Хорошо, если не обманули с ориентацией...


5.1.2 Баг №2

У того же Коли не очень-то ладится с девушками. Каждый раз им чего-то не нравится. Почему? Коля имеет очень широкую категорию «телки», и с каждой девушкой общается как со своей моделью «телки». Пока девушка недовольно морщит нос – он не обращает внимания. Когда девушка бьет по лицу и уходит, Колина модель «телок» дополняется пометкой – «хрен поймешь, что им нужно».

Одна модель, одна карта, на кучу людей. Странно ли, что она работает не всегда?

Но карта сложная, и выкинуть ее очень сложно. Столько нейронов. Столько связей. Столько трудов вбухано в ее построение. И мозг говорит – «не отдам».


* На тему слов и смыслов будет еще пара тематических постов.


5.2 Шаблоны взаимодействия. Зачем нужен терапевт - 1.


Есть наши карты.

Есть экономия ресурсов.

Есть слова и связанные с ними баги.


Если мы долго пользуемся кривой картой мира и неадекватной моделью поведения – у нас выстраиваются очень прочные нейронные связи, которые тащат нас именно по этому маршруту. Хочется свернуть? Попробуй.

Первые попытки будут неумелыми. Будет страшно (новое пугает). Получится ли с первого раза? Скорее нет.

Что при этом произойдет – наш мозг, спасает нас от лишнего стресса. Старый способ действовать будет отмечен как замечательный, новый – как потенциально опасный.

Окей,  вы хорошо себя убедили, что вам это нужно. Вашей воли хватило на 3-4 попытки и в итоге вам повезло, и всё получилось – хорошо. А если нет?


Что делает терапевт? С одной стороны – это живой человек. Настоящий. Опыт, полученный в общении с ним, может быть применен с другими людьми. С другой – он умеет делать сразу несколько вещей.

- Он вас выслушает и попробует понять в чем проблема. Что не так между вами и миром. Вы, может, и сами знаете. Но это ваша карта, вы этой картой думаете. Если карта с ошибкой – вы будете думать с ошибкой.

- В процессе общения он отслеживает как вы с ним общаетесь. Вы неизбежно проявите свои шаблоны – как удачные, так и нет.

- Вам расскажут об этих шаблонах. Вы к ним привыкли. Для вас они как воздух – дышишь непрерывно, но не думаешь об этом.

- Замеченный шаблон можно осознать. Пока он неосознан, сделать с ним что-то сложно.

- С терапевтом можно обсудить и выбрать новый способ поведения. Попробовать. И убедиться, что он не опасный. А потом повторить что-то несколько раз, с настоящим живым человеком.

Это как велосипед с боковыми колесиками. Можно научится крутить педали, и поворачивать руль – и при этом не бояться упасть.


Почему для этого плохо подходит человек из окружения?

У него свои ожидания от вас. Своя модель. Свои неосознанные шаблоны.


Терапевт в большинстве систем обучения сам проходит терапию. У него есть тараканы, но их меньше. О тех, что остались - он знает. Если ваши тараканы вступают с его тараканами в преступный сговор – вас скорее всего направят к коллеге.


Это точно не всё, что терапевт делает, и зачем он нужен.


Как обычно, продолжение следует.


* Ссылки к посту:

Работа второй сигнальной системы - И. П. Павлов и последователи.

Инстинкты и поведение человека – Лекции П. Сапольского, книги Конрада Лоренца.


* Ссылки к 4 посту:

Про размер стаи – «Число Данбара» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE...

Ссылки на литературу под статьей в Вики.


* Спасибо за отзывы в коментах!

Показать полностью
490

4. Мозг и энергия, карты и реальность.

Часть 4


Начало

Продолжение

Третья часть


4.1 Экономим энергию.

Мозг жрет кучу энергии. Он весит 2% от массы нашего тела и при этом потребляет от 20 до 50% энергии. Напоминает не очень эффективную администрацию, правда? Когда дороги в дырах, а у мэрии два лексуса.

Как вид люди сформировались в условиях постоянного дефицита еды. А поскольку мозг телу не враг – он старается эту энергию расходовать по минимуму. Если что-то можно сделать сложно и хорошо – мозг предпочтет решить задачу кое-как и просто. Сэкономил – молодец.

Объяснить мозгу, что голодные тысячелетия кончились, и калорий много – не получится.


4.2 Карта и реальность.

Что вы видите, когда читаете этот текст? Монитор компьютер/экран гаджета и немного пространства по сторонам. Что вы знаете об окружающем пространстве? Достаточно, чтобы в нем ориентироваться, даже не видя его прямо сейчас.

Вы знаете, сколько вам ехать до дома, на каком транспорте и как потом дойти. Знаете, кто с вами живет, и как они к вам относятся, и как вы относитесь к ним. Вы не думаете о каждом из этих обстоятельств сознанием. Это всё собрано, систематизировано и максимально упрощено нашим мозгом.

У мозга есть задача – построить максимально простую карту, которой будет достаточно чтобы справляться с ориентацией в мире вещей, людей и отношений. И он ее строит. Когда вы куда-то идете, или кого-то встречаете, мозг не анализирует все с нуля и подробно – это безумно затратно. Зрительная кора сличает обстоятельства и карту, и ставит вам галочку – мы здесь. Дальше вы действуете не на основе реальности, а на основе карты.

Если чего-то нет в вашей карте – вы не сможете это учесть при построении планов. Сложнее карта – точнее планы, больше возможностей.


4.3 Системы мозга.

В мозгу есть куча отдельных областей, которые решают какие-то свои, очень узкие задачи. Собирают ощущения от вашей правой руки, например. Или от левого уха. Или соотносят поддержание равновесия по визуальным сигналам (ваше положение относительно расположения пола и стен) и по вестибулярному аппарату.

А еще в мозгу есть системы. Это большие группы областей, которые запускаются и активно согласованно работают под конкретную задачу.


4.4 Самая большая из таких систем – ДСМ, дефолт-система мозга. Эту сеть открыли с помощью ФМРТ в начале 21 века. Она занимается построением модели наших отношений с окружающими нас людьми. В ней хранится и постоянно обсчитывается от 100 до 250 человек, ваша «стая». Именно такими популяциями жили наши предки. Больше просто не помещалось в голове. Если племя превышало лимит в 250 человек – оно либо раскалывалось пополам, либо из-за конфликтов изгоняло малую группу.

Каждый в племени учитывал каждого – кто может угостить, кто погладить, кто нас не любит и может позвать старшего брата, а кто сам люлей вломит. Постоянный просчет всех и каждого был вопросом выживания, поэтому это одна из областей, на работе которой мозг не экономит.


* Отзывайтесь, пожалуйста, по форме подачи. Я пытаюсь много данных из толстых книжек сложить в достаточно простую, но функциональную модель.


Легче/труднее читать?

Интересно получается?

Показать полностью
44

Как это всё работает, наброски

Часть 3


Начало

Продолжение


1) Все что происходит в нашем мозгу – мысли, чувства, стремления – результат работы нейронной сети.

Сигналы бегают по между нейронами. Если сигналы бегают часто – мозг начинает усиливать проводники, повышать проводимость соединений. Так же улучшается их изоляция, во избежание потерь сигнала. Проводники покрываются миелином, это называется миеленизацией. Так возникают привычные способы думать и действовать.

Свернуть с таких маршрутов очень сложно, но можно. Регулярно выполняйте новое поведение – и вы сформируете новые пути и связи. Старые при этом никуда не денутся, но, если ими совсем не пользоваться, начнут понемногу ослабевать.


2) Почему мы не сидим на попе ровно:

В стволе мозга есть ретикулярная формация. Она генерирует импульсы энергии, которые приводят в действие всё остальное. Не будет импульсов – не будет действий. Никаких.

Импульсы попадают в подкорку, подкорка дает им направление по одному из трех базовых инстинктов (ниже будет подробнее). Подкорка направляет импульс в кору, и уже там принимается решение, что именно делать. Делается это на основании опыта и привычных способов реагирования.


3) Скрытые процессы:

В мозгу есть вещи, которых мы не замечаем, скрытые от сознания процессы. Собственно, их большинство. Эволюции не было нужно, чтобы вы могли отследить, как что происходит, и тем более, вмешаться в процесс. В итоге у нас такой способности нет. И это не только регуляция сердцебиения и других телесных процессов.

Мы не осознаем, что мозг проводит колоссальную работу по распознаванию мира вокруг. Изначальный сигнал с сетчатки глаза – просто куча цветных точек. Зрительная кора разбивает это всё на примитивы – линии. Затем из них собираются простые объекты, а уже из них - сложные.

Ученым удавалось вносить сбои на разных этапах этого процесса, в итоге получались животные, которые умеют видеть вертикальные линии и не умеют видеть горизонтальные. Они их видели глазами, но не воспринимали мозгом. Спотыкались, падали и всё равно не замечали.

Тот же мозжечок, отвечающий за координацию движений и равновесие, имеет в своем составе столько же нейронов, сколько есть во всей коре мозга, которой мы «думаем». И он непрерывно проделывает колоссальную работу. Все это просто происходит, и мы обратим на эти процессы внимание, только если что-то пойдет всерьез не так.


Итак, в нас есть «шило», ретикулярная формация, которая вырабатывает энергию. И есть куча механизмов, взаимодействие которых определяет, куда и как мы будем ее тратить. Сознание не влияет на этот процесс, а просто сталкивается с последствиями. Зачем оно само себе рассказывает эти истории – я постараюсь написать завтра.

Показать полностью
58

Продолжение попыток обосновать психологию нейрофизиологией.

Продолжение, начало тут:

https://pikabu.ru/story/kogda_osnovatelnost_meshaet_6344506


Несколько новых подписчиков обязывают, пишу продолжение.


Начну с ITшной стороны. Когда хоть как-то разбираешься в работе компьютера и компьютерных программ, то возникает большой соблазн так же относиться к человеческому мозгу. Это, дескать, такой суперкомп, в котором есть всякий софт – программы распознавания образов, ориентации в пространстве, программы распознавания и синтеза речи и всё такое.

Это не так.

Мозг действительно является сложным устройством по принятию решений, но работает он совсем иначе.

1) Все его функции реализованы аппаратно. Обучение мозга происходит не за счет формирования нового ПО, на всё том же железе, а за счет того, что в соответствующих областях формируются новые системы связей между нейронами. Это как если бы в процессоре нарастали новые дорожки между транзисторами.

2) Память организована так-же. Весь мозг состоит из одинаковых нейронов, лишь связанных по разному. Есть область отвечающая за формирование воспоминаний, но нет конкретного места где они хранятся. События, навыки, впечатления - предположительно хранятся там же где и обрабатываются. Читаем Эрика Канделя.

3) В мозгу используются как электрические импульсы, так и куча химических веществ, которые влияют на скорость прохождения этих импульсов, проводимость тех или иных цепей. Неространсмиттеры включают и отключают отдельные его части.

4) Весь принципиально новый функционал эволюция формировала на основе старых систем путем минимальных вмешательств. Отсюда куча багов и приколов. Знаете, как вы распрямляете свой средний палец? Одна область мозга дает команду на распрямление всех пальцев, а надстройка над ней глушит все сигналы кроме идущего к среднему.

5) Поскольку метание из стороны в сторону в природной среде может быть очень опасным, и выживательно более ценно уверенно бежать в не самом лучшем направлении, чем метаться туда-сюда в поисках идеального – мозг стремиться к непротиворечивости. И те факты, которые могут порушить вашу картину мира старается просто не допускать до сознания. Пока они не станут вопиющими и обстоятельства не вынудят вас их заметить.

Получилось несколько сумбурно и очень вводно, но коротко тут нереально.

Остальное завтра.


ПС обещал ссылки. Про то как мозг обманывает сознание – читаем Рамачандрана, Чангизи, Канемана. Про работу пальцев – была статья, сходу не нашел, если найдете - поделитесь. Про конструкцию мозга – хоть учебники, хоть википедию.


Удивительно, как много вопросов мы даже не пытаемся уточнить, если есть какой-то аналогичный опыт, дающий иллюзию понимания.

76

Когда основательность мешает.

Не знаю, дело в моем занудстве или в чем, но есть со мной такая штука – не могу я пользоваться тем, что не понятно, как работает. Вот хоть ты тресни. Я кофе с солью не варил, пока мне не рассказали, что соленость воды снижает экстракцию горьких компонентов, и вкус получается мягче. Я десять лет вяло маялся, от того, что не получается сварить такой мягкий, как я люблю, а поди ж ты...

Ну да речь не про кофе. Ударился я пару лет назад в психологию. Надоело в чистом IT вариться, так бывает. Всерьез и частым гребнем, по-другому не умею. Несколько разных курсов, потом негосударственный вуз – были там и экзистенциальные подходы, и гештальт, книги читал по всем мало-мальски распространенным методикам - КПТ, бихевиористы, ДПДГ, РПТ и черта в ступе.

И была проблема. Все эти методики строят какой-то свой концепт реальности, свою модель, свою карту. И ни одна не дает нормального обоснования причин и степени достоверности такого картирования. Ну, ничего серьезнее «Это работает, мамой клянус!» я не встречал.

А тут недавно залип я в книжки по нейрофизиологии и когнитивистике. Собственно, с них всё и начиналось три года назад, да потом в сторону практики унесло. И вот тут, среди отчетов, данных с исследований черепно-мозговых травм, результатов ФМРТ и разных поведенческих экспериментов, начали находиться ответы. Кусочек тут, кусочек там.

Попытки сходить в психотерапию я начал года полтора назад. Но как-то не цепляло, не вызывало доверия. Ни один терапевт не мог дать детального обоснования механизмов происходящего, не прибегая к перекрестному самоопределению понятийного аппарата того подхода в котором он работал.

А тут – дошло и стало собираться. И терапия лучше пошла, и самому интереснее стало. Если это всё развернуть поподробнее, то будет много букв и ссылок на литературу. Надо оно кому?

И, да, если есть желание пойти в терапию к человеку, который может дать обоснование происходящему – я думаю о наборе клиентов. Кажется, в качестве целевой аудитории вырисовываются программисты, физики, математики и прочие гики. Я сам из таких, будет взаимопонимание.


Как вам кажется, пойдет?

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: