29-я пехотная дивизия.Преступления в Польше
Жители Данцига (ныне Гданьск в Польше) и военные ждут приезда Адольфа Гитлера. Надпись на транспаранте: «Данциг приветствует своего фюрера!»
В 2009 году в Польше была издана книга Йохен Белер «Преступления Вермахта в Польше. Сентябрь 1939 года. Тотальная война», в которой автор освещает целый ряд новых обстоятельств конкретных преступлений Вермахта и их мотивов. Ссылаясь на немецкие документы и письма, автор показывает отношение немецких солдат к Польше и полякам: «Эта нация (польская) никогда не должна быть свободна, но всегда должна иметь хозяина»; «У нас был шанс увидеть, как живут поляки. Трудно представить, насколько грязными свиньями они являются. Поляк не знает, что такое культура жилья, которая требуется даже самому бедному немцу»; «Поразительно, сколько отвратительных евреев»; «Мы посетили еврейский квартал, где поняли, насколько важен и необходим расовый закон нашего фюрера» - аналогичные описания и фразы в немецких документах, письмах и дневниках были почти нормой.
Перед нападением на Польшу OKW ( Верховное командование вермахта) издало целый ряд радикальных расистских директив. Они предостерегали немецких солдат от предполагаемой «фанатичной» ненависти поляков к немцам, которая должна привести к тяжелой войне, многочисленным актам саботажа и диверсиям, проводимым польскими солдатами, духовенством и интеллигенцией в тылу немецкого фронта. Это привело к эскалации насилия как против польских военнопленных, так и против гражданских лиц, которые становились жертвами многочисленных военных преступлений со стороны Вермахта.
Одним из таких преступлений явилось массовое убийство польских пленных 74-го пехотного полка. Расправа была совершена 8 сентября 1939 года солдатами 29-й пехотной дивизии Вермахта в районе деревни Цепелув. В тот период дивизией командовал генерал-лейтенант Йохим Лемелсен.
Преступление было зафиксировано в фотографиях и мемуарах анонимного немецкого солдата, который был свидетелем преступления. После боя группа польских солдат была захвачена в плен 15-м пехотным полком 29-й пехотной дивизии. Полком командовал Вальтер Вессель. Он приказал лишить пленных формы и знаков различия, после чего объявил их партизанами. Затем пленные были отконвоированы в тихое место рядом с Цепелувом, где и были расстреляны.
В 1970 году польская «Главная комиссия по расследованию нацистских преступлений в Польше» обратилась в центральное управление юстиции Германии с просьбой расследовать это преступление. Немецкое ведомство заявило, что полковник Вессель умер в Италии, а показания бывших солдат Вермахта были неубедительны. Ответ немецкой стороны завершался фразой о том, что бой при Цепелуве привел к 13 немецким и 250 польским жертвам.
В некоторых других немецких документах приводятся оценки числа жертв этого расстрела в 250 или 150 человек. Также имелись данные из немецких источников о неизвестном числе дальнейших казней, которые продолжились 9 сентября. Начиная с 2019 года, преемник польской «Главной комиссии» - «Комиссия по расследованию преступлений против польской нации» заявила, что 8 сентября и в последующие дни 29-я пехотная дивизия Вермахта убила десятки других людей, в том числе военнопленных, польских и еврейских гражданских лиц в Цепелуве и в его окрестностях.
В архиве «Главной комиссии» есть показания Тадеуша Новака, который выжил во время одной из таких расправ. Вот фрагмент этих показаний:
«Один из солдат Вермахта, указывая на немецкого солдата, лежащего неподалеку, сказал на ломаном польском: «Мы берем тебя в плен и отпускаем домой, а ты убиваешь немецких солдат»… Во время избиения нас, польских пленных немецкими солдатами, мы услышали чей-то громкий голос поблизости и когда я посмотрел в ту сторону, то увидел немецкого офицера с револьвером в руке. Я думал, что он остановит избиение, но оказалось, что немецкие солдаты, которые нас избивали, отступили, направили на нас винтовки и открыли огонь по нашей группе. После того, как началась стрельба, пленные упали на землю; я тоже упал и на меня упали два раненых польских солдата. Казимеж Гайдукевич, который лежал справа от меня, велел мне молиться. Он молился сам. Через некоторое время я услышал, как немецкий солдат сказал: «Он все еще жив». Затем прозвучал выстрел, который убил Гайдукевича. Было произведено еще несколько одиночных выстрелов по лежащим на земле пленным. После этих выстрелов стоны прекратились и наступила тишина. Лежа на земле я все время был в сознании, так как был легко ранен в предплечье. Когда все стихло, я подумал, что поблизости нет немецких солдат. Я поднял голову и увидел, что нас не охраняют. Я встал и побежал к ближайшему сараю, где спрятался».
Последнее крупное убийство военнопленных в этом районе было совершено 28 сентября в Закрочиме, где погибло несколько сотен польских солдат, несмотря на то, что переговоры и соглашение о прекращении огня и капитуляции уже вступили в силу. Упомянутые эпизоды преступлений Вермахта против польских военнопленных свидетельствуют о том, что речь идет не об отдельных эксцессах, а о феномене массового характера.
Cолдаты 42-го пехотного полка вермахта (Infanterieregiment 42) охраняют лежащих на площади жителей города Ченстохова (Częstochowa).
В ходе расстрелов в городе 4.09.1939 г. оккупанты убили более 1000 человек.
П.С
Не много про до военную Польшу. Что собой представляла Польша в 1930-е годы. Сейчас в Польше любят говорить какие они несчастные и невинные были, а вот злой Сталин и Гитлер их обидели. Но это не так. Польша активно поддерживала в то время Нацисткую Германию. Во второй половине 30-х гг. Польша выступила как союзница Германии в Европе, поддержав ее позицию в ситуации Мюнхенского соглашения и совместно с Германией разделила Чехословакию.
Это познаньская газета Pod Pręgierz за 1934 г. В ней радуются преследованию евреев в нацистской Германии и призывают перенимать ее опыт. И они переняли опыт, стали убивать и изгонять Евреев. А в то время в Польше жило не мало польских евреев. Обсуждалось принятие расовых законов вплоть до начала Второй мировой войны. Польские евреи жаловались на это англичанам и французам, но безрезультатно. Уровень антисимитизма тогда в Польше был высокий, но в то время почти вся Европа была больна антисемитизмом. Единственным островком, свободным от него, был только СССР.
В ПНР и в Польше 90-х годов поддерживался миф, что во время войны в Польше не было никаких коллаборационистов. Это, мол, в России были всякие там власовцы, а на Украине бандеровцы, а у нас не было. На самом деле это не так. Там были коллабрационисты и совсем конченные нацисты, типа Свентокшиской бригады. И не мал поляков воевало на стороне Нацисткой Германии. Но воевали они все не за Польшу, как и все коллаборационисты, хоть русские, хоть белоруские, хоть украинские, а за Третий Рейх. Который в случае победы просто бы съел Польшу. Потому что согласно нацисткой доктрине было четко прописано, кто главная раса, а кто нет. Кто притендует на жизненное пространство, а кто нет.
Источники:
Tomasz Sudoł, ZBRODNIE WEHRMACHTU NA JEŃCACH POLSKICH WE WRZEŚNIU 1939 ROKU, Biuro Edukacji Publicznej IPN.
Jochen Böhler: Auftakt zum Vernichtungskrieg – Die Wehrmacht in Polen 1939. Frankfurt/Main 2006.
Jochen Böhler: „Tragische Verstrickung" oder Auftakt zum Vernichtungskrieg? – Die Wehrmacht in Polen 1939. In: Klaus-Michael Mallmann, Bogdan Musial (Hrsg.): Genesis des Genozids – Polen 1939–1941. Darmstadt 2004. S. 48
Лига историков
15.2K постов52K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения