1967 – 1970 гг. Воспоминания о жизни в СССР
Предлагаемый материал является двадцатым постом цикла «Воспоминания о жизни в СССР»
Я описываю в посте события не одного, а четырёх лет потому, что оказался в положении писательницы, которая хотела написать рассказ о нашей работе в командировке в Армавире, но не смогла. Она выразилась так, что писать не о чем, так как всё идёт спокойно и ни производственных, ни любовных столкновений и трагедий нет. Так и у меня в эти годы всё шло тихо мирно. В своё время Л.Н. Толстой написал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастные каждая по-своему: у каждой своя трагедия. И на основе трагических событий можно создать интересное произведение, что он и сделал на примере Анны Карениной. Поэтому в посте описаны в основном неприятности в жизни нашей семьи, хотя они и не превышали "нормального* уровня.
Содержание. Чем запомнились 1967– 1970 годы. О месте, где я начал работать в конце 1967 года. Теперь о себе; домашние дела. Платная медицина. О месте, где я начал работать в конце 1966 года.Как был образован ВСХИЗО. Особенности заочного обучения. Начало работы во ВСХИЗО. О трудности внедрения разработок.
Чем запомнились 1967– 1970 годы
В эти годы (1966 по 1970 г.) страна интенсивно развивалась в соответствии с 8-ым пятилетним планом на основе экономических реформ Косыгина – расширении хозяйственной самостоятельности предприятий, сокращения утверждаемых сверху показателей. Вместо валовой продукции учитывался показатель реализованной продукции, вместо себестоимости – показатели прибыли и рентабельности. Но в последующем темпы развития начали замедляться начался выявляться дефицит товаров. Это объясняется тем, что предприятиям была предоставлена недостаточная свобода хозяйственной деятельности, а фонд зарплаты начал возрастать быстрее экономических показателей эффективности. Оптовые цены на продукцию по-прежнему устанавливались в директивном порядке. Предприятия стали работать от прибыли. Её можно было получить за счёт снижения себестоимости или повышения цены. Повышение цены – более лёгкий метод. Поэтому рост оптовых цен, например, на продукцию машиностроения достиг в конце пятилетке 33 %. В предыдущей пятилетке 18%. В результате реформа более разладила старый хозяйственный механизм, чем создала эффективный новый.
1967 год был юбилейным (50-летний юбилей Октябрьской революции). Юбилею было посвящено много мероприятий. Широко освещались достижения Советского Союза за 50 лет и отмечалось, что достижения СССР во всех отраслях народного хозяйства будут возрастать. Действительно, в описываемое время было освоено производство новой техники даже с опережением по сравнению с США. Мне и многим запомнился самолёт ТУ-154. В 1968 г. состоялся его первый полёт. Я на нём много полетал. По - моему, это был один из самых удачных пассажирских самолётов того времени, надёжный и удобный для пассажиров. В декабря 1968 года был первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 (Рис. 1, а). Первый полёт британо-французского «Конкорда» состоялся на два месяца позже. Но пассажирские рейсы на Ту-144 начнутся позже и продлятся недолго, так как он опередил своё время и потребности в таких самолётах в то время не было. Да и сейчас стараются увеличить скорость ж/д транспорта, а пассажирских самолётов – не очень.
Рис. 1. а) Ту-144. Чуприкова, ТАСС. б) ГАЗ-24"Волга", РИА Новости, Добровольский
На Горьковском автомобильном заводе с 1968 г. начали выпускать ГАЗ-24 "Волгу", по-моему, вполне современного дизайна. но её массовый выпуск был приурочен к 100-летию со дня рождения Ленина (1970 г.). Было начато производство автобуса ЛиАЗ-677 (1968–1994 гг.) повышенной комфортности, за счёт использования технических новинок (для того времени), в частности гидромеханической коробки переключения передач. Моё поколение ездило в городах именно на этих автобусах.
Рис. 2. Автобус ЛИАЗ-677. Фото из открытых источников
Многие помнят, что в некоторых городах РФ этот трудяга проработал до конца 2000-х. Он был самым массовым автобусом не только нашего, но и зарубежного автопрома. Только на экспорт его было поставлено больше, чем выпущено, например, Икарусов.
В 1968-м на Олимпийских играх во французском Гренобле Советский Союз занял по наградам 2-е место. Мы следили за ними по радио и телевидению. Наши хоккеисты стали чемпионами Европы, мира и Олимпиады. Я болел за хоккей. Это было нам очень приятно, но воспринималось как должное. Мы во всём должны быть первыми. Такая была у народа установка.
Рис. 3. Сборная команда СССР – чемпион Европы, мира и Олимпийских игр. Фото из открытых источников
Эти годы были, по моему мнению, одними лучших для советского кино. Стоит только указать на такие фильмы как "Кавказская пленница", «Неуловимые мстители», ", первый советский фильм ужасов по рассказу Гоголя "Вий, "Туманность Андромеды", 3-ю и 4-ю серии исторического фильма (советского суперблокбастера, как говорят теперь) "Война и мир", комедию "Бриллиантовая рука" и первую серию мультфильма "Ну, погоди!" Эти фильмы запомнились нашему поколению. Их с интересом смотрят и теперь.
Но 27 марта 1968 г. случилось одно из самых трагических событий этих лет. В авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области погиб первый космонавт планеты Юрий Гагарин и инструктор Владимир Серёгин. Летом того года я отдыхал недалеко от этого места в Доме отдыха. Его сотрудники много рассказывали о последующих за катастрофой событиях. Об огромной и глубокой (8 м) воронке, о том, что самолёт был полностью разрушен и кусочков останков пилотов не нашли. Всё было перемешано с землёй. А Терешкова как сумасшедшая бегала по лесу и кричала: «Юра!! Юра!!». Странная авария и её последствия.
Рис. 4. Траурный митинг 30 марта 1968 г. Все глубоко опечалены. В. Мусаэльян, В. Севастьянов, ТАСС
Обстоятельства этого происшествия окончательно не выяснены. Заключение Гос. Комиссии и различные версии причин трагедии широко освещены в интернете. Мне представляется – следует обратить внимание на заявление космонавта Леонова, что самолёт Гагарина был перевёрнут струёй газов от близко пролетевшего реактивного истребителя. А как он попал в зону полёта Гагарина? Случайно? Это маловероятно. К тому же подозрительна активность диссиденствующей публики, распространявшей тогда версию, что Гагарин и Серёгин погибли по пьянке. Если это заинтересует слушателей, то я изложу свою версию аварии.
В 1970 г. страна отмечала 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Собрания и митинги в честь ознаменования юбилея прошли по всей стране на заводах, фабриках, в общественных и учебных организациях, на предприятиях. В научных учреждениях и вузах проводились юбилейные конференции и издавались труды. Я делал сообщение о работе Ленина по развитию механизации с. х. Оказывается он и этим вопросом активно занимался и даже присутствовал в октябре 1921 г. на испытаниях электроплуга на канатной тяге. Было такое направление, но не прижилось. Одержим он был электрификацией и правильно. Человек он был настырный, лез всё посмотреть поближе, и его чуть не ударило канатом, так как плуг оказался неустойчивым.
О месте, где я начал работать в конце 1966
Бывший директор ВИМа акад. Сабликов пригласил меня на работу во Всесоюзный с.-х. институт заочного образования (ВСХИЗО) . Куда я и перешёл работать в конце 1966 года. Причины я изложил в предыдущем посте. Институт располагался в подмосковном городе Балашиха (на востоке от Москвы) на расстоянии примерно 27 км от Москвы на продолжении шоссе Энтузиастов. Интересно возникновение названия города. Считается, что оно связано с названием суконного предприятия Плошихинская мельница, затем села Пло́шиха (др. варианты Бло́шиха, Блощиха, Блошино), расположенных вдоль бывшего Владимирского тракта (Горьковское шоссе). Некоторые работники ВСХИЗО, имевшие отношение к торговому сословию, были иного мнения. По Владимирскому тракту из Москвы направляли в Сибирь этапы ссыльных. Их провожали родственники. То место (деревня), где они прощались со ссыльными (и горевали), получило название Горенки. Некто Балаш для утехи расстающихся открыл в Горенках питейное заведение. В связи с ним это место получило известность и название.
В советское время в городе и его округе активно строились разные заводы. Сам город и тогда, а особенно сейчас очень опрятный, с большим количеством зелёных насаждений и лесопарком в самом центре. Для меня во время работы во ВСХИЗО было одно неудобство. Много времени тратилось на дорогу. Туда можно было добраться разными маршрутами, но затрачивалось около 1,5 часов в один конец.
Как был образован ВСХИЗО
Наркомат (Народный комиссариат) земледелия СССР (они были вместо министерств) в 1930 году принял решение объединить институты заочного с.-х. обучения Наркоматов земледелия СССР и РСФСР. В последующем этот институт именовался различно и в 1946 году был реорганизован во Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (ВСХИЗО). В конце 1954 года он получил учебную базу в Балашихе (рис. 5, современный вид). Стрелка показывает направление из Москвы.
Рис.5. Общий вид на Бывший ВСХИЗО с Горьковского шоссе –1. На рисунке: 2–храм, 3 –адм. корпус, 4, 5, 6, 7 – корпуса усадьбы, используемые как учебные, 8, 9 – «новые» уч. корпуса. Фото из открытых источников
Теперь о себе. Домашние дела.
Мы с женой жили в двухкомнатной квартире тёщи, которую она с детьми получила как семья погибшего на войне. Дом находился в 10 минут ходьбы от ВИМа. Недалеко от платформы Чухлинка Казанской ж/д. В ней жили два её сына (Владимир с женой и двумя детьми, Борис -- холостой), дочь Любовь (моя жена) и я. Жили (как я писал ранее) в тесноте (поэтому кухня была переделана в жилую комнату), но не в обиде. Достаточно дружно. Я с женой жил в бывшей кухне. А газовая плита была перенесена в маленькую прихожую почти вплотную к входной двери ещё до меня. Вот так мы выглядели в то время (Рис. 6).
Рис. 6. Я и жена в саду на участке Колотиловых на Совхозной ул. Теперь там оптовый рынок. Фото из личного архива
В мае 1966 г. у нас родился сын. Основные неприятности возникали у нас из-за болезней ребёнка. Он был нормально развитый ребёнок, но подвержен частым заболеваниям ОРЗ и гриппом. Детский врач, стараясь пресечь эту серию заболеваний, вероятно, переборщил с антибиотиками. В результате этого тело ребёнка покрылось струпьями, которые никак не могли свести.
Платная медицина в СССР
Тогда мы записались на приём в платную детскую поликлинику. Уже тогда дополнительно к сети гос. поликлиник работали и платные и для взрослых, и для детей. Они располагались в жилых домах на первом этаже. Плата за приём была небольшая, не обременительная для больных. Вероятно, в том числе и поэтому мне не запомнилась. Врачи были квалифицированные. Туда надо было записываться заранее. Приходим на приём. В полутёмном кабинете (окна завешены) вдали сидит очень старый врач, около него суетится тоже старая медсестра. При нашем появлении он говорит сестре, чтобы она положила ребёнка на смотровой столик и развернула. Сам сидит вдали и смотрит, даже не вставая. Родительское сердце, естественно, раскаляется. После того, как сестра его развернула, при взгляде на ребёнка он только и произнёс: «Ааа». Сестра передала ему кучу рецептов лекарств, которыми мы лечили сына. Он их просмотрел, небрежно роняя на стол, отодвинул от себя и говорит нам: «Мажьте его зелёнкой А как струпья начнут подсыхать, то купайте в тёплой воде с добавлением риванола. Только обычную зелёнку не покупайте в аптеке. Я вам выпишу рецепт, по нему и заказывайте в рецептурном отделе. Всё скоро пройдёт». Ушли мы от него совсем недовольные. Но начали лечить по его указаниям. При первом же купании большая часть струпьев отпала, набралось их в тазу (как нам показалось) больше, чем в нём воды было. После нескольких купаний кожа стала чистой и здоровой. Вот только тогда мы поняли, что значит специалист, что значит квалификация.
Особенности заочного обучения
Иногда говорят, что воробей -- это соловей окончивший консерваторию заочно. В реальности это относится к части специалистов, которые получили заочное образование не по профилю своей работы, как сейчас. Но тогда работающие в с.-х. производстве и заочно обучающиеся по профилю работы составляли примерно 75 % от числа заочников. Остальные 25 % были военнослужащие и служащие в силовых ведомствах, так как диплом ВСХИЗО засчитывался у них как полученный в профильных вузах. Такие заочники становились специалистами высокой квалификации. Из числа заочников было много успешных главных специалистов и руководителей с.-х. предприятий, учёных и администраторов высокого ранга. Так как студенты имели производственный опыт и часто среднее спец. образование, то учить их было сложно.
Заочное обучение во ВСХИЗО велось по следующей схеме.
После зачисления на первый курс студенты получали методические указания по изучению каждого предмета на 1-й курс, с перечнем подлежащих изучению материалов, и контрольными заданиями. Затем проводили установочные занятия по каждому предмету (1 или 2 уч.часа), на которых преподаватели давали общи указания по изучению предмета. После этого студенты дома изучали предметы, выполняли контрольные задания и отсылали их в институт на проверку. После их зачёта студентов вызывали в институт на лабораторно-зкзаменационную сессию (ЛЭС) примерно на 35 дней 1 раз в году. На ЛЭС студентам читали лекции, вели лабораторные и семинарские занятия. В конце ЛЭС студенты сдавали зачёты и экзамены. С ними проводили уст. занятия на следующий курс. И процесс повторялся. В конце обучения сдавали гос. экзамены и выполняли дипломный проект (он был предусмотрен не для всех специальностей).
Начало работы во ВСХИЗО
Перед началом проведения занятий со студентами я прослушал одну лекцию и решил, что я готов вести занятия. Нагрузили меня как следует; и в первый учебный год я выполнил двойную учебную нагрузку. Дополнительно к этому меня сразу нагрузили дополнительной работой: ввели в состав Учёного Совета института по присуждению учёных степеней как учёного секретаря. То есть я должен был вести всю бумажную и практическую работу по защите диссертаций. Это работа отнимала много сил и времени. И до 1970 года я научной работой не мог заняться. Мне быстро (в январе 1968г.) присвоили учёное звание доцента и как имеющему производственный опыт и изобретения, допустили к руководству аспирантами, хотя это разрешалось только докторам наук. И только в 1970-м году я начал вести научную работу по хоздоговору с одним из НИИ и руководство аспирантом.
Заключение
В целом это было время созидания, научно-технических достижений, роста оборонной мощи, больших строек, но и незаметного заложения основ перехода развития государства в тупиковом направлении через брежневский застой.
СССР:Рождённые и Наследники
3.5K постов4.5K подписчика
Правила сообщества
Ниже краткие правила. Полная конституция здесь - Рождённые и Наследники, принятие Конституции и Символов
1. Вести себя адекватно. Логичное требование, которое нужно соблюдать для конструктивного общения.
2. Не нарушать правила площадки Пикабу. Все правила ресурса сохраняются и действуют в полной мере.
3. Не искажать историю СССР. Приветствуется критика, но важно, чтобы она была объективной и без необоснованных обвинений или злобы.
4. Не писать оскорбительные комментарии. Не оскорбляйте других пользователей и не пишите обзывательства в отношении Союза ССР.