10. «Тайна королевского батальона»

Тайны, по большому счёту, больше нет. После рассказов очевидцев и свидетелей, можно с точностью до минуты расписать, что и как происходило в ущелье Хазара с 29-го апреля по 3-е мая 1984 года. Некоторые моменты не совсем понятны, но их правильно называть не термином «тайна», а каким-то другим. Скорее всего, придётся полистать учебник по психиатрии, ибо вопросы, которые мне хочется задать, звучат примерно так: - «А сколько было в уме у генерал-полковника Меримского»?

На сегодняшний день мы знаем, что самым большим просчётом в операции на Хазару стал преступный приказ снять с гор роту прикрытия.

Приказ этот отдал Меримский, тут никакой тайны нет. Есть достоверные сведения о том, что он находился в кунге на КП дивизии. Командир дивизии передал этот приказ по радиосвязи капитану Королёву. Командира дивизии отстранили от занимаемой должности в июне 1984-го, то есть на Логвинова «перевесили» вину Меримского, это понятно. Но не очень понятно для чего был отдан этот приказ.

Попытаюсь собрать «до кучи» все слухи и гипотезы, даже самые невероятные, чтобы рассмотреть варианты ответов на этот заключительный вопрос.

  • Предположим, что Меримский пытался «подставить» Соколова, чтобы тот не занял пост Министра Обороны СССР. Предположение «не проходит», ибо Соколов пост всё же занял и при этом никогда не мстил Меримскому.

  • Следующее предположение. В период моей службы в Афганистане ходили слухи, что Масуд подкупал советских генералов изумрудами и не только. Существовало мнение, что Масуд заплатил, чтобы ему «подставили» батальон. Тоже не очень логично получается, ибо Меримский отправил с батальоном капитана Щендригина. За «подставу» капитана особого отдела Меримского растерзали бы старшие начальники. Как только в Хазаре начался бой, Щендригин передал по своему каналу связи, что батальон попал в засаду. Что тут началось! На КП нашего полка стали выходить респонденты с позывными «Изумруд», «Алмаз» и с прочими драгоценными названиями. Это были труженики Московских кабинетов. Все требовали от Сумана П.Р. вытащить из Хазары капитана Щендригина. То есть ситуация с «подставой» батальона не подходит.

  • Один из полевых командиров Зирагуль «взял на себя ответственность» за организацию засады против Первого батальона. Он заявил, что Масуд был очень жестоким, имел связи с советскими генералами и усиливал своё влияние за счёт этих связей. Зирагуль заявил, что решил заманить батальон в засаду на территории Масуда и поссорить последнего с генералами. Ну, допустим, что Зирагуль не наврал. А что меняется от того, что главаря душманов зовут Зирагуль, а не Вася или Петя? Роту прикрытия зачем снимать с гор?

  • Существовало мнение, что проводники наобещали Меримскому «сдать пещеры», в которых Масуд обменивал изумруды на оружие. Снова нехорошо получается. Изумруды с оружием душманы охраняли бы тщательней, чем просто оружие. С ними пришлось бы вести бой. Значит роту с гор снимать никак нельзя.

  • Какие бы варианты мы не перебирали, даже самые предательские и ужасные, у нас ни в одном случае не напрашивается повод, чтобы снять с гор роту прикрытия. Но Меримский зачем-то приказал её снять.

  • Единственное объяснение, которое в этой ситуации выглядит убедительно, это предположение о профессиональной непригодности генерал-полковника Меримского. Если сюда же добавить провальные операции у кишлака Шигал 29 февраля 1980 года и у кишлака Хара 11 мая 1980 года, которые проводились под руководством Меримского, то обвинение в некомпетентности не будет выглядеть надуманным. Для полноты картины хочу привести «карты», которыми пользовались в штабе армии. Это не какая-то диверсия или шутка, Пётр Романович чётко сказал, что в штабе армии он насмотрелся до тошнотиков на эти шедевры изобразительного искусства. Первая карта – «Замысел и ход боевых действий войск 40 армии в Панджшере». На ней чётко нарисовано, что всё готово, продумано, согласовано, и уже прямо сейчас врагам придёт трындец и танки наши будут быстры. Не мудрено, что Меримский требовал от Королёва быстрее идти вперёд. Всё же понятно – враги трепещут в ужасе.

10. «Тайна королевского батальона» Война в Афганистане, Длиннопост, Афганистан, Ветераны, Воспоминания, Дневник, Самиздат, Мат, Видео, YouTube

От одного вида этой карты любой горный стрелок нашего полка выпал бы в осадок, потому что по одной из этих округлых красных стрел, пронизывающих пространство, через горный массив Гиндукуш, должен был шпарить наш батальон. А на «шедевре» не нарисованы ни дороги, ни горные тропы, ни перепады высот. Для понимания сути претензий к данной «карте», приведу высказывание командира горнострелкового взвода майора Зеленина И.Г:

- Я хорошо помню, как нарезали «суточную задачу» роте по «карте». А на местности дня два выходить на задачу получалось. Да еще под обстрелом! Мы тогда с хребта глянули вниз, сколько чапать до речки, а потом будет подъем в два раза круче спуска.

В штабе армии было всё зашибись насчёт художественного вкуса, а нам оставалось лишь «скакать вперёд» на лихом боевом коне. Не зря наш командир роты Рязанов придумал термин «горнокопытные, слегка бронированные», и не напрасно по Сороковой армии гремела песня Кирсанова Ю.И. «Кабул далекий» со словами «… они ушли неведомо куда, им Родина дорогу указала».

Следующая «карта» поможет понять уверенное заявление Логвинова (читай – Меримского), что в случае возникновения проблем в ущелье Хазара, вертолёты прикроют батальон Королёва. Эта карта датирована 82-ым годом, но ход мысли штабных работников остался неизменным и в  84-ом году, и далее.

10. «Тайна королевского батальона» Война в Афганистане, Длиннопост, Афганистан, Ветераны, Воспоминания, Дневник, Самиздат, Мат, Видео, YouTube

Из приведённого «решения» чётко видно, что вертолёты победят всех и вся. А на практике ущелье Хазара оказалось слишком узким и глубоким, наши вертолёты и самолёты не смогли в таких условиях оказать помощь батальону Королёва.

Для того, чтобы понимать сложности горного рельефа, чтобы принимать правильные решения, боевые офицеры пользовались нормальными картами. Попробуйте сравнить с «Весёлыми картинками» из штаба 40-й Общевойсковой Армии.

10. «Тайна королевского батальона» Война в Афганистане, Длиннопост, Афганистан, Ветераны, Воспоминания, Дневник, Самиздат, Мат, Видео, YouTube

После того, как Меримский перестал вмешиваться в ход операций в Панджшерском ущелье, наш батальон неоднократно обнаруживал там склады с оружием и боеприпасами.

В ущелье Пьявушт Пудин В.В. со своим батальоном захватил склады с оружием,

10. «Тайна королевского батальона» Война в Афганистане, Длиннопост, Афганистан, Ветераны, Воспоминания, Дневник, Самиздат, Мат, Видео, YouTube

в ущелье Аушаба захватил склады с боеприпасами к миномётам.

10. «Тайна королевского батальона» Война в Афганистане, Длиннопост, Афганистан, Ветераны, Воспоминания, Дневник, Самиздат, Мат, Видео, YouTube

В ходе боевых операций наш батальон захватывал мины противотанковые, миномётные и противопехотные, пулемёты ДШК, миномёты советского образца китайского производства и многое-многое другое военное имущество. Все эти операции обошлись без капитанов ОО КГБ 108-й дивизии и без самолётов ДРЛО.

После изучения хода операции в ущелье Хазара я задал вопрос Петру Романовичу о том, что следовало делать Меримскому, если он решил захватить склады при помощи проводников. Ответ был такой:

- Надо было по-нормальному поставить задачу командиру полка, а не действовать через его голову. Я принял бы решение на местности, потом доложил бы. Проводников я вручил бы разведроте, они пошли бы на поиск складов. А их продвижение прикрывал бы Первый мотострелковый батальон своими главными силами. И всё было бы нормально. При встрече с противником завязку боя осуществила бы разведрота, а главные силы сработали бы как должно быть. Так любой нормальный командир поступил бы.

В заключение хочется сказать, что эта глава и книга в целом, не о бое на Хазаре.  Об этом уже давно и много написано текстов и снято фильмов. Эта книга - рассказ о первом Командире полка, человеке, о котором даже спустя столько лет и событий с уважением и теплотой вспоминают его бывшие подчинённые: солдаты, прапорщики и офицеры. Сказанное ими, возможно, впервые дословно передано для сведения тех, кому не безразлична история нашей страны и её Армии.

Пётр Романович Суман сделал всё, что было в его человеческих и командирских силах, но предотвратить гибель своих солдат при выполнении ими боевой задачи не мог. Те из нас, кто лично общались с Петром Романовичем, остро чувствовали, как до сих пор болит сердце Командира за каждого погибшего на Хазаре человека. И усугубляют эту боль то и дело встречающиеся в различных источниках несправедливые обвинения в его личной виновности в этом происшествии.

Ещё одна цель настоящей книги состоит в указании истинных виновников трагедии, о которых обычно лишь мельком упоминается во многих публикациях. Для кого-то действия высшего генералитета не подлежат осуждению, но такое отношение к делу не приведёт ни к чему хорошему. В русской истории давно известны термины «чинопочитание», «протекционизм», «безответственная камарилья» и так далее. В результате такой практики высокопоставленные военачальники, скрывая собственные преступления, напрочь перечеркнули военную карьеру настоящего Офицера и военного профессионала. Чинопочитание и протекционизм в большой мере ослабили качество Офицерского Корпуса нашей Родины - говорю это совершенно ответственно, потому что кроме подполковника Сумана П.Р. были и другие профессионалы, которых «задвинули» по службе в угоду амбициям чьих-то сыновей и просто «своих», «нужных людей».