Ответ на пост «Исследования окончательно доказали, что серотонин и дофамин не влияют на стресс, депрессию и тревожность»

Утверждение неверное. Серотониновая теория депрессии не опровергнута, просто к ней появились убедительные претензии. Что же мы имеем на самом деле на данный момент? Постараюсь объяснить, используя свои знания врача, специализирующегося в доказательной медицине и интерпретации клинических исследований.

А имеем мы ошибочное принятие корреляций за причинно-следственные связи. То есть, если при депрессии обнаруживается пониженное содержание серотонина в синапсах, значит, вроде как, падение серотонина приводит к депрессии. Но, как вы понимаете, технически это неверно. Может ведь быть наоборот - депрессия приводит к снижению серотонина, а причина - в другом. Или как вариант - депрессивные мысли понижают серотонин, а сниженный серотонин стимулирует новые депрессивные мысли. Серотониновая теория до сих пор не укрепилась исследованиями, где говорится, что если понизить уровень серотонина в синапсах, то развивается депрессия. Такие к ней претензии.

Что касается вот этих новых данных по воспалению - они тоже пока носят характер корреляций: у больных депрессией и ГТР обнаружили факторы воспаления. Но в чем основная причина? Ответа пока нет. Есть гипотезы.

Допустим, воспаление приводит к депрессии. Но ведь есть множество людей с разными воспалениями, у которых депрессии нет. Здесь надо применять методы математической статистики, и тщательно отбирать данные. Это долго и сложно, но уже понятно, что в целом по популяции даже корреляция - никакая. Да, со стороны депрессии корреляция есть (среди депрессивных больше воспаления), но со стороны воспаления - ее не будет, как не ищи (все больные имеют немного пониженное настроение).

Ведь совершенно очевидно, если у нас поднялась температура, болит голова и горло, слабость, насморк, то все это вызовет понижение настроения. А если при этом появилась сыпь и боли в груди, то появится тревожность: а вдруг это инфаркт или рак? А вдруг это надолго?

В этом и заключается проблема теории депрессии, вызванной воспалением. Да, если ты болен телесно, то у тебя и настроение понизится. В приведенном исследовании показатель Hazard Rate равен 1.11 Одна целая одиннадцать сотых. Это очень мало! Это ничтожно мало, и неважно сколько сотен тысяч больных исследовали. Для сравнения, HR рака легких у курильщиков равен 10-20.

Так что воспалительную теории депрессии придется отбросить.

Конечно, уже были попытки лечить депрессию поиском и устранением хронических воспалений, но результат оказался ненамного выше плацебо. А вот антидепрессанты, несмотря на слабость теории, показывают эффект достоверно выше плацебо.

Сейчас в мире есть ровно два достоверно эффективных подхода к депрессии, тревожности и смежным проблемам - это последовательный подбор антидепрессантов и когнитивно-поведенческая терапия третьей волны (именно третьей, с ее техниками MBI), всё остальное, включая все другие вещества и все другие психологии, гипнозы и психотерапии - работает не сильнее самовнушения.

Но даже эти два подхода максимум вдвое эффективнее плацебо, то есть помогают всего 40-45% больным. Есть, куда работать.

Показать полностью

Исследования окончательно доказали, что серотонин и дофамин не влияют на стресс, депрессию и тревожность

До недавних пор, когда дело доходило до наиболее распространенных проблем с психикой, ученые и врачи долгое время связывали эти проблемы с дисбалансом нейротрансмиттеров, таких как серотонин и дофамин, сильно переоценивая их влияние. Однако недавно, особенно в случае влияния серотонина на депрессию, исследования убедительно показали несостоятельность этого объяснения.
https://www.nature.com/articles/s41380-022-01661-0

Что побудило ученых переоценить механизмы, вызывающие проблемы с психикой. И среди альтернативных объяснений стало повышенное воспаление.
https://www.frontiersin.org/journals/neurology/articles/10.3389/fneur.2021.657004/full

Вообще воспаление – процесс естественный и важный, который иммунная система использует для борьбы с инфекциями и для восстановления тканей, однако когда оно становится хроническим – сохраняющимся на низком уровне с течением времени – оно начинает пагубно влиять на организм и, в частности, на мозг, чем провоцирует серьезный риск возникновения психических проблем.

Пару месяцев назад ученые исследовали этот вопрос более масштабно и опубликовали огромный исследовательский анализ с выборкой аж в 585 тысяч человек, где обнаружили, что повышенные маркеры воспаления действительно связаны с более высоким риском Любого диагностированного психического расстройства.
https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/article-abstract/2822344

А наиболее убедительной концепцией роли воспаления стала «цитокиновая» гипотеза депрессии, то есть, связанная с воспалением цитокинов.

Эта теория основана на уже хорошо известной связи между депрессией и увеличением количества крошечных воспалительных молекул, цитокинов, таких как Интерлейкин-6[IL-6] и Фактор некроза опухоли-альфа[TNF-α]. У людей, страдающих депрессией, их уровень заметно повышен.
https://www.mdpi.com/2073-4409/13/5/423

Считается, что эти молекулы проникают через гематоэнцефалический барьер и непосредственно влияют на функции мозга, способствуя появлению симптомов депрессии.

И это происходит сразу несколькими путями:

Во-первых, воспалительные цитокины уменьшают выработку нейротрофического фактора головного мозга[BDNF], нарушая производство новых нейронов[нейрогенез] и снижая синаптическую пластичность.
https://frontiersin.org/neurology/10.3389/fneur.2021.657004/full

Затем, они активируют гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось[HPA], чем могут усилить хронический стресс, который усугубляет психические расстройства.
https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC1224723/

И, напоследок, воспалительные цитокины мешают синтезу и обратному захвату непосредственно серотонина, ключевого нейромедиатора, участвующего в регуляции настроения.
https://frontiersin.org/neurology/10.3389/fneur.2021.657004/full

Таким образом, основным фактором депрессии является не столько сам серотонин, а воспалительные цитокины, которые препятствуют его синтезу и параллельно усугубляют психические расстройства другими путями.

Но то только депрессия. Ее связь с воспалением за последние годы изучили достаточно хорошо, но что насчет остальных расстройств?

И... оказывается, тоже да. Например, тревожность.

Воспаление связано с повышенной активностью миндалевидного тела, центра эмоционального реагирования в мозге.
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1053811911012626

Считается, что его хроническая чрезмерная активность – это основная причина тревоги, приводящая к преувеличенной реакции на стресс и постоянному чувству страха и беспокойства.
https://www.nature.com/articles/s12276-018-0063-8

А при определенных состояниях, связанных с тревогой[например, ПТСР], уже имеются убедительные доказательства повышения уровня воспалительных цитокинов, таких как как Интерлейкин-6[IL-6] и интерлейкин-1-бета[IL-1β].
https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC7070581/

Аналогичным образом, в нескольких недавних публикациях обнаружили связь воспалительных цитокинов с биполярным расстройством и шизофренией.

Данные свидетельствуют о том, что при биполярке[периоды эмоциональных колебаний между плохим и хорошим настроением] повышенное воспаление не только способствует развитию этого состояния, но и связано с изменениями в сетях головного мозга.
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165032722015233

Точно так же, более высокие уровни воспалительных цитокинов наблюдались в крови и спинномозговой жидкости у пациентов с шизофренией.
https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC4612505/

Таким образом, воспалительные процессы – наиболее вероятный виновник психических заболеваний, а дисбаланс нейротрансмиттеров лишь их следствие. А это значит, что это открытие дает нам новые потенциальные возможности для вмешательства и лечения психики.

В конце концов, раз высокий уровень хронического воспаления связан с риском возникновения психических проблем, значит, препараты и изменение образа жизни, снижающие воспаление, предположительно, также должны помочь в их лечении.

В целом, это даже не совсем предположение, так как уже известно, что ряд распространенных препаратов намеренно или случайно могут воздействовать на воспалительные пути. Например, снижают воспаление популярные метаболические препараты, нацеленные на GLP-1, тот же Оземпик.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/38113888/

Что вполне может объяснить недавние результаты исследований, показывающие, что у людей, использующих препараты-агонисты рецепторов GLP-1, наблюдалось значительное снижение симптомов депрессии по сравнению с другими методами лечения.
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1064748123003949

У людей с существующими хроническими воспалительными заболеваниями[например, аутоиммунные] использование мощных противовоспалительных препаратов также было связано с улучшением симптомов депрессии.
https://www.nature.com/articles/mp2016167

То есть у нас есть некоторые «начальные» данные, позволяющие предположить, что снижение воспаления скорее всего действительно сможет помочь в лечении проблем с настроением.

И если последующие специализированные разработки подтвердят этот эффект, то у нас вскоре появится новое поколение более эффективных антидепрессантов.

Инновации, которые мы заслужили. 🐤

Исследования окончательно доказали, что серотонин и дофамин не влияют на стресс, депрессию и тревожность Исследования, Ученые, Наука, Здравоохранение, Медицина, Научпоп, Мозг, Депрессия, Психическое расстройство, Длиннопост

По возможности подписывайтесь на телеграм.
https://t.me/pond_of_Slime

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!