Авиация

5 постов 3 подписчика

Ответ на пост «Важные детали»3

Историю, говорите? :)

Когда-то давным давно, когда деревья были большими, самолётики маленькими, а кое-кто еще только учился визуальным, случилось как-то на летней практике ситуация, что отведенное время кончается, погода не радует, а еще не все упражнения выполнены. В частности, обязательный cross country маршрут длиной не менее 100 с посадкой на другом аэродроме.

В очередной день подъём, бег-зарядка, на земле лежит такой средней густоты туман, но время жмёт. Зам по практике вылетает на "разведку", возвращается, говорит, норм: туман с солнцем стает, вылетаем. Не помню, какие на тот день были ТАФ-ы, смотрели ль их вообще инструктора или нет, но решение принято, разобрались кто с кем, тремя бортами пойдём, по-бырому с метаров ветер, в штурманский расчет, маршрут простой, факсуются флайтпланы в виленский брифинг, всё быстро, птички заправлены с вечера, греемся, выходим.

Поскольку на 3 борта был один инструктор (и то, наверно, для страховки в связи с непонятной погодой), решено было чуть схитрить: выходим с учебного аэродрома, пересекаем столичный CTR, и у точки выхода собираемся в кучку, идём всей толпой в пределах видимости идруг друга, чтоб никто не потерялся. Понятно, что это профанация всего мероприятия, но второй курс, детишки могут тупить - опасения (с сегодняшнего взгляда) понятны.

Вышли.

Первыми - парочка литвинов, вторым инструктор с каким-то студнем, третьим я с Персиком (кликуха такая). Туман ушел, но вверх. Превратился в какую-то рваную облачность немногим выше разрешенных по визуалу 1500 фт. Прошли CTR, выходим в точку.. А там никого. В смысле, может где-то есть, но связь отвратная, ничего не разобрать, визуально не видно никого, облака снижаются, чтоб не завернули по ухудшению метео, решили идти сами. Благо, формально ничего сложного: местность по картам вылизанная носами многократно, ориентиры очевидны, для самых тупых чуть севернее есть автострада, можно схитрить.. Ну и клубовское прошлое позволяет выполнять упражнение "активный полет на\от радиостанции" даже хоть формально и "мы ничего не умеем".

Идём. Облака снижаются. Прижимают к земле. Поскольку упражнение визуальное, иду так, чтоб хоть в разрывы видеть землю и ловить ориентиры. Но как-то эти ориентиры всё равно всё ближе и ближе. Но упрямо "держусь за землю" (сам давно знаю, что классическая ошибка, но тогда был второй курс!). Классическое распределение внимания: вперед, 6 основных приборов, вперед, окно вниз, карта, вперед, приборы, вниз, вперед... о, чё это темнеет облако? О! Из каши метрах в 50? 100? впереди и чуть выше меня проявляется блюдце водонапорной башни.. На инстинктах на себя-в сторону, вспухли, стабилизаровались.. Переглянулись..

- Ну его на=уй?
- Ага!

В переводе на русский - дальше по приборам на штатной высоте 1500.

К пункту назначения облачка поднялись, и мы спокойно и штатно сели визуально. У меня приключений в тот день больше не было, всё было штатно.

Но, как оказалось, это не конец. Во-первых, как оказалось, мы пришли первыми. А вылетали последними. Хде ффсе?! Встав на указанный стенд (стоянку) Р-С не выключали, развесили уши на какие-то хрипы из эфира, авось что услышится. А было там интересное..

Вызов нас, где находитесь? - Прилетели, сидим, бетон давим.
Вызов первого борта (допустим, Эхо)
- Где находитесь?
- Пролетаем Жасляй. (посёлок в мож полсотни домов)
- Ок.
минут через 10
- Эхо, позиция?
- Пролетаем Жасляй.
- Я сам здесь, вас не вижу!
- ...
- Эхо, доложите позицию!
- ...
- Эхо, доложите позицию!
- Эээ.. я немножко потерял ориентировку...
- Эхо, где находитесь?
- Да не знаю я!!!!

Минут через 10 прилетел инструктор. Матюгался в микрофон уже со стоянки.. Еще через икс минут наконец пришел борт с сусаниными. На тот момент что-то внятное сказать не смогли, позже поделились, что, оказывается, увидели вроде подходящий поселок, заявили его.. а потом обратили внимание, что в посёлке есть ЖД, а на карте нету. Вместо очевидного решения по имеющимся на доске ворам, арк и мпк примерно прикинуть свой радиал от пункта назначения и сузить район поиска, эти таланты решили выяснять положение "методом опроса местного населения". А именно читать надписи на жд станции.

Нет, вы не угадали, классическое "КАФЕ" они не прочли. Они прочли всё то же "Жасляй", что повергло их в уныние, поскольку название то же, посёлок вот, а на карте ЖД всё равно нет. Через сколько минут поисков кто-то из них сумел понять, что там 2 н.п. с тем же названием, один - жд станция, а второй "просто посёлок", - уже не помню. Но тот день вошел в легенды нашего вуза, а сами фигуранты, соответственно, стали прочно ассоциироваться со своей знаменитой фразой :)

Показать полностью
Авиация

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае

Кто не в курсе, сейчас в Чжухае проходит аэрокосмическая выставка. Россия, если что, помимо прочего туда привезла Су-57 (первая экспозиция за пределами страны) и ЗРК С-350.

Но в данный момент нас интересует многоцелевой БЛА большой дальности (классификация MALE - Medium Altitude, Long Endurance) «Цзютянь» SS-UAV Jiutian (букв. перевод "9 небесных сфер", литературный - "высокое небо")

Аппарат выставлен в ударной конфигурации с большой номенклатурой управляемого оружия большой дальности. Заметно, что MALE помаленьку забирают у пилотируемой авиации нишу ударников, даже ударников УРО.

Итак,

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост
Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост

На данном фото мы видим мякотку: Аппарат может нести комбинированную нагрузку, состоящую из
- ПКР TL-7 (вес 700 кг, дальность 180 км)
- модульная планирующая авиабомба LS-6/500C весом 500 кг с навесным блоком планирования, схожим с нашим УМПК-500
- управляемая бомба со спутниковым наведением YL-V302 весом 100 кг.

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост

ПКР TL-17, вес 710 кг, дальность 230 км

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост

УРВВ PL-11AE - то есть, бла может применяться и как платформа по уничтожению истребителей противника на большой дальности. Как пишут на китайских ресурсах, это некая модификация УРВВ PL-15 под ИК-наведение. Почему они использовали индекс PL-11, ранее использованный под УРВВ средней дальности (75 км) с РЛ полуактивным наведением - мне неизвестно.

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост

УРВВ PL-12AE. Базовая версия создана в 2002 году, имея дальность свыше 100 км и потолок 21 км при стартовом весе порядка 200 и располагаемой перегрузке до 38ж (вероятно, не на всей траектории, а только пока работает двигатель). Двигатель 2-режимный, обеспечивает поддержание высокой скорости в 4М на траектории.

Какие изменения внесены в версию АЕ - в сети не нашел.

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост

Сам аппарат пока чрезвычайно малоизвестен западной публике. Известные обрывочные сведения говорят только, что его МТОМ порядка 10 тонн, то есть, это тот же класс масс, что у дальнего стратега США RQ-4, но стратег чисто разведывательный, а этот многоцелевой.

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост

Из компоновки видно, что аппарат оснащен одним расположенным над фюзеляжем ГТД на пилоне. ГТД, вероятно, серийный, не самый новый, поскольку конструкция не показывает некоего особого стремления к малозаметности: прямое крыло, куча прямых кромок, пилоны заметно стандартные, взятые готовыми с машин 4 поколения, со встроенной в них логикой. то есть, визуально это более дешевый аппарат, рассчитанный на массовое производство.

В НЧФ заметен характерный радиопрозрачный колпак под спутниковый терминал связи, оснащенный поворотной антенной, автоматически следящей за спутником связи. Решение также стандартное еще со времен Предатора (его терминал обеспечивал усиление в 39дБ, что давало как помехозащищенность, так и скрытность связи)

Радиопрозрачные обтекатели, направленные вперед на носу и носках гондол шасси намекают на направленную вперед станцию или станции. Что там - РТР, РЭБ, РЛС или комбинация их - не знаю. Учитывая прогресс, вполне может быть, что в носу АФАР, а в носках - решетки L-диапазона для увеличения апертуры и сужения неопределенности по азимуту, но это неточно.

Перед створками носовых шасси заметен характерный шарик ОЭПС. Вероятно, многофункциональный, с несколькими каналами. К примеру, ТВ, ЛЛЛТВ, ИК. Или иной комбинацией.

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост

Радиопрозрачные задние законцовки гондол намекают на оснащение развитым КБО - встроенными системами РТР, РЭБ.

Новый китайский MALE «Цзютянь» на выставке в Чжухае Авиация, Военная авиация, Длиннопост

А выбор компоновки высокоплана, не самой выгодной в массовом отношении, но дающей свободную от КСС ёмкость снизу, плюс квадратная в сечении форма фюзеляжа, дают некоторым основания считать, что внутри у БЛА есть некий отсек для полезной нагрузки, сбрасываемой в полёте. Что это - некое оружие, бла, или что - опять же, можно лишь предполагать.

Вообще, выставка чрезвычайно любопытная. В первую очередь новыми китайскими системами оружия, которые на сегодня во многом "on the edge". В числе прочего - малозаметное летающее крыло Ch-7, которое, как говорят, также выставляется.

\\RMK для складывания новостей по авиатематике слепил на пикабу группу Авиация. Рад видеть там всех.

Показать полностью 9
Авиация

В небе над Дальним востоком сфотографировали машину, напоминающую Су-751

В небе над Дальним востоком сфотографировали машину, напоминающую перспективный истребитель Су-75 Checkmate (шахматист). Машина показывалась на московском салоне МАКС-2021, после чего исчезла из публичного поля зрения. Известно было только что "её дорабатывают под требования заказчика".

В небе над Дальним востоком сфотографировали машину, напоминающую Су-75 Су-75, Checkmate, Истребитель, Авиация, Военная авиация, Длиннопост

И вот, 3 года спустя, в небе летит что-то подозрительно похожее на неё.

До сих пор сообщений о создании чего-то пригодного к полёту мне не попадалось. На самом МАКС-е выставлялся опытный стенд с частичным использованием реальных компонентов.

В небе над Дальним востоком сфотографировали машину, напоминающую Су-75 Су-75, Checkmate, Истребитель, Авиация, Военная авиация, Длиннопост

зачехленный экспонат МАКС, фото 2021 года

Для сравнения, силуэт Су-57

В небе над Дальним востоком сфотографировали машину, напоминающую Су-75 Су-75, Checkmate, Истребитель, Авиация, Военная авиация, Длиннопост

Как видно, у него в плане заметно отличная форма:
- вместо наплыва от буквально носового конуса - узкая НЧФ и четкий уступ ПЧН, после чего наплыв ЦП и далее консоль, формирующие узнаваемый "излом" передней кромки
- соотношение длины к размаху меньшее
- ГО не только не имеет просвета между собой и крылом, но более того, вклинивается в вырез элевонов.
- хвостовой конус достаточно больших размеров заметен между сопел двигателей, да и сама ХЧФ более широкая.

На силуэт МиГ-29 оно также непохоже.

В небе над Дальним востоком сфотографировали машину, напоминающую Су-75 Су-75, Checkmate, Истребитель, Авиация, Военная авиация, Длиннопост

Опять же,
- узкая НЧФ и лишь позже начинающийся наплыв
- более узкое крыло с прямыми законцовками (а не скошенными назад)
- обратная стреловидность задней кромки крыла
- широкий просвет между лопухами ГО
- другая форма ГО в плане

То есть, машина явно другая.

Если это именно он - держим кулаки за работающих над темой, чтоб у них всё получилось :)

\\RMK для складывания новостей по авиатематике слепил на пикабу группу Авиация. Рад видеть там всех.

UPD:

Апд. Как обычно, среди комментаторов нашелся кто-то, кто что-то слышал, и вуаля, выяснилось.

Да, на снимке действительно новейший Су-75 Checkmate! Нюанс в том, что это скрин с видео полёта его модели. Точная летающая копия по доступным изображениям с авиасалона, где он был впервые представлен, была создана японскими энтузиастами. Видео с её тестовым полётом выложили в сеть ещё три года назад.

Показать полностью 3

Wing strike в аэропорту Тайбея

31 октября Airbus тайваньской авиакомпании Starlux Airlines ударило крылом о ВПП.

В районе Тайваня бушевал тайфун Конг-Рэй, потому перед посадкой пришлось пережидать наиболее мощные моменты. Согласно метарам,

SPECI RCSS 310737Z 08030G53KT 050V110 3000 SHRA SCT003 BKN016 BKN025 25/24 Q0991 WS R10 NOSIG RMK A2928=
ветер был 80 15м/с с порывами до 27. А в некоторые моменты -

SPECI RCSS 311231Z 11051G72KT 4500 -SHRA FEW005 SCT018 BKN030 26/24 Q0992 WS R10 NOSIG RMK A2930=
- и 26 с порывами до 36м/с

Наконец, ветер достиг относительно "умеренных" значений

RCTP 311000Z 08044G58KT 9999 -SHRA FEW010 SCT025 BKN120 27/25 Q0986 WS ALL RWY NOSIG RMK QFF 986.4HPA A2913 RA AMT 0.2MM=

RCTP 310930Z 08039G55KT 9999 -SHRA FEW010 SCT025 BKN080 27/25 Q0986 WS ALL RWY NOSIG RMK A2914=

ака 22 с порывами до 29м/с, и в 17:34 была осуществлена попытка посадки.

Как видно, борт подошел с большим углом сноса и запасом скорости. У земли при попытке погасить вертикальную и выровняться - козлонул, экипаж принял верное решение Full TOGA, но в процессе набора скорости порыв успел ударить борт крылом о впп. Что послужило причиной удара именно крылом - скольжение вдоль впп, выставившее правое крыло под меньший угол к ветру, нежели левое, или это фюзеляж затенил левое крыло, но эффект был в резком дисбалансе подъёмной и крене до удара консолью о ВПП.

Вторая попытка прошла полчаса спустя. Экипаж принял верное решение сесть по-вороньи, без выдерживания. Пусть это более "грубая" посадка и ударная перегрузка при ней чувствительна, но нет риска вспухнуть и снова козлить, разбивая машину.

Показать полностью

Lockheed Martin работает над технологией управления до 8 "умных ведомых" с борта F-35

Lockheed Martin работает над технологией, позволяющей интегрировать в контур управления F-35 (и возможно F-22) до восьми автономных "умных ведомых" (Collaborative Combat Aircraft).

Lockheed Martin работает над технологией управления до 8 "умных ведомых" с борта F-35 Lockheed Martin, F-35, ВВС, Истребитель, Длиннопост

ВВС не профинансировали первую версию от ЛМ, предпочтя контракт с General Atomics & Anduril , и теперь ЛМ выпустили второе обновление программы.

ВВС хотят начать развертывание ССА к концу этой декады. Глава Локхид Джим Тайклет говорит, что уже работает над этим.
"Мы создали подвесной контейнер, с которым Ф35 уже сегодня может делать это", "И у нас в разработке система контроля полёта и коммуникации, которые также позволят делать это. И, думаю, это можно будет сконвертировать и для Ф-22".

Пока неясно, зачем требуется контейнер: возможно, для отработки того, что будет позже интегрировано в софт и железо самого Ф-35, возможно, там и другие функции. 2 года назад Локхид анонсировал, что инвестирует 100 млн $ в свой проект Carrera по разработке взаимодействия пилотируемых и непилотируемых систем. План включает 20 млн на работы с Ф-35.

Локхидовское отделение Skunk Works на AFA’s Air, Space & Cyber Conferenceв сентябре отчиталось о готовности станции контроля, позволяющей эффективно осуществлять контроль над 4-8 ССА с одного планшета/таблетки.

О способе связи говорят мало. Ф-35 может спользовать как линк16, так и собственный малозаметный Multifunction Advanced Data Link.

В прошлом месяце КМП сообщил, что провёл тестовый полет с БЛА XQ-58A, управляя им при поощи линк16. Указывалось, что это первый случай, когда минобороны управлял воздушным судном, используя offboard expeditionary methods, не уточняя, что имеется в виду.

Даталинк - лишь одна из задач. Среди других - интегрирование данных с сенсоров ССА в то, что видит пилот, в оптимизированном для принятия решения виде.

Локхид ранее уже представлял сетевой прицельный контейнер "Снайпер" для Ф-35, позволяющий безопасно передавать информацию с самолетами 4 поколения, и ретранслировать связь. Компания подтвердила, что имеется в виду НЕ тот контейнер.

Стадия 2 по ССА.

В сентябре Кларк сообщил, что компания "перестаралась", ССА превысил требования ВВС и стал чрезмерно дорогим, потому она работает над более дешевыми решениями. "То, как было представлено в стадии 1 - это пруф концепта, а мы будем работать над реальной, пригодной к развертыванию и бою, масштабируемой непилотируемой частью системы.

Количество - весомый фактор, подчеркнул гендир Локхида.
Мы должны встретить китайские J-20 с достаточным количеством над Тихим Океаном. На сегодня Ф-22 и 35 - единственные машины, способные с ними бороться один на один. Мы должны в кратчайшие сроки выпустить достаточно самолетов, чтоб поддерживать превосходство в АТР.

В сумме ЛМ считает, что работы "скунсов" по стадии 2 позволят в крупном масштабе контролировать умных ведомых на поле боя.

NGAD

Вопрос масштаба и срочности приобретает еще большее значение, учитывая, что ВВС поставили на паузу проект истребителя 6 поколения NGAD. Текущий вид предполагает неприемлемо высокую цену, исключающую массовое производство. Распространение ССА плюс появление малозаметных танкеров может изменить картину.

Тайклет сказал, что варианты 6 поколения продолжают рассматриваться, но прогресс в автономных средствах может сделать его ненужным вовсе. Мы оставляем работы в областях, которые могут потребоваться ВВС в ближайшие 20-30 лет. Частью стратегии "скунсов" остается разработка технологий, которые можно интегрировать в 5 и 6 поколения.

первоисточник - Lockheed Working on Tech to Integrate F-35 with CCAs (на англ)

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!