sashko.danylenko

sashko.danylenko

Пикабушник
598 рейтинг 89 подписчиков 0 подписок 6 постов 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Монах. Подробно о создании акварельной мистики

Я услышал песню «Монах» впервые на концерте группы Даха Браха два года назад. Они играли ее сразу же после «Карпатского рэпа», на который делал клип ранее. И «Монах» прозвучал для меня как продолжение знакомого мира, где я давно не был. Сразу после концерта подошел к группе и предложил сделать новый проект. Увы, у них уже были планы и договоренности по этой композиции. Потому я отнесся понимающе и забил.

Спустя время, уже после выхода альбома, послушал трек снова и у меня настойчиво и навязчиво начал строиться концепт в голове. Когда насобиралась критическая масса идей и визуальных решений, я все же решил сделать проект, просто чтоб увидеть как это получится. Но решил никому не говорить о нем, пока не сделаю работу до конца, и не покажу сперва группе. О

проекте знала только моя жена, которая всячески меня поддерживала и была единственным зрителем.


Самым сложным для меня было держать проект в секрете ото всех. Как оказалось, все

предыдущие фильмы я показывал друзьям и знакомым на всех этапах производства. Делился

идеями и собирал реакции и отзывы. Здесь же у меня не было эмоционального обмена с

посторонними людьми. Кажется, это пошло на пользу «Монаху», это был своего рода пост,

который позволил сконцентрироваться на работе и по-другому взглянуть на процесс.

Дедлайном себе установил следующий концерт Дахи Брахи в моем городе, и на все оставалось около трех месяцев. Это была самая быстрая и продуктивная работа по сравнению с предыдущими проектами. Меня подгоняло желание увидеть, как та или иная визуальная часть соединяется с музыкой и как они работают вместе.


Понимал, что если не сделаю «Монаха» за три месяца, то уже не сделаю его никогда. Потому решил потратить больше времени на оптимизацию, чтобы уже потом работать быстро.

Переоборудовал свою студию. Она находилась в соседней комнате от спальни, потому дорога на работу и обратно не занимала много времени.


На этот раз у меня было два рабочих стола вместо одного. Аналоговый стол и цифровой. За аналоговым делал эскизы, переносил черновики на чистовики на лайтбоксе, рисовал, красил и потом сканировал. За цифровым столом резал отсканированные рисунки на слои, редактировал их, анимировал и собирал монтаж под музыку.


Возможность прыгать с одного стола за другой была сменой деятельности, и своего рода отдыхом. Пересаживался, как только мне начинало надоедать одно занятие.

Всю стену студии завешивал рисунками, концептами и кадрами из сторибода. Так я быстро находил нужную мне деталь и мог оценить уже проделанную и еще предстоящую работу. Также это позволяло находится внутри проекта физически, погружаться в историю и настроение. Рисунки окружали меня со всех сторон.

Правда их приходилось снимать и прятать перед приходом гостей, чтобы сохранять проект в тайне и избегать лишних вопросов.

Еще специально использовал самую простую и дешевую бумагу для принтеров вместо акварельной. Так же как делал и в «Карпатском Рэпе». Это дает интересный эффект на готовой анимации. Вода коробит и деформирует тонкую бумагу, потому она неплотно прилегает к стеклу сканера. В цифровом изображении появляются области в расфокусе и тени. Мне нравится непредсказуемость этого эффекта, он добавляет интересную фактуру.


Прежде чем приступить к зарисовкам, слушал трек много раз в разных местах и разных условиях и расставлял метки в ключевых моментах. У песни сильная драматургия с амплитудными перепадами, это прекрасная основа для работы. Интересно, что народная песня, взятая за основу, была веселой и шуточной. "ДахаБраха" сделали ее серьезной и тревожной. Обожаю, когда что-то можно так органично поставить с ног на голову. Мне захотелось усилить этот эффект, добавить драмы и мистики. Я не брал оригинальный сюжет песни для построения сюжета буквально, в своей интерпретации, как раз хотелось вывернуть и увести сюжетную линию в сторону. Для меня главной темой было восприятие правды и неправды, а также границы между ними. Метаморфоза морали.

Мне хотелось рассказать простую историю в несколько циклов. На первом заходе показаны фрагменты, вырванные из контекста. Монах пьет и гуляет, приходит к вдове, девушка прыгает с моста в реку. Связь уловить сложно, но легко сделать поспешные выводы. На втором заходе становятся известны связующие детали и причины. Мы узнаем, почему и как девушка спрыгнула в реку, что было между ней и монахом и почему монах пришел к вдове. На третьем заходе уже собирается полная картина и история переходит к последствиям. Когда события достигают точки невозврата, у истории появляется продолжение, которое замыкает цикл.


Мне не хотелось бы чтобы зритель отождествлял себя с кем либо из персонажей, здесь как раз важен взгляд со всех перспектив. Со стороны, как смотрел бы бог. Так судить сложнее, кто прав и кто виноват.

Глаза монаха всегда скрыты, потому его эмоции передаются через его поступки, движения и визуальные аллегории. В работе над концептом монаха я делал его сухим, угловатым и колючим, на контрасте со вторым монахом, который появляется в конце истории. Он весь мягкий, новенький и круглый, его глаза хорошо видны и подчеркнуты с помощью очков.

Мне понравилось продумывать переходы между сценами – например, когда монах падает головой в шапку, а потом в следующем кадре скачет на коне. Или где он седеет, увидев мокрый венок из реки.

Я использовал цветы и венок девушки, как напоминание о случившемся. Они сопровождают монаха через всю историю. Он лежит как закладка в молитвеннике. Венок проплывает по экрану закрывая очередной цикл повествования. Если я заменял снег в открывающей сцене на цветы, то и смысл менялся. Такие же цветы, как на венке растут на могиле девушки.


С большим нетерпением я ждал момента, чтобы поработать над частью, где ярость и месть монаха материализуются в монстра. Я придумал сделать так, чтобы части, из которых состоит монстр, тряслись и с каждым шагом от него что-то отваливалось.


Местных жителей я решил делать сплошными темными фигурами в те моменты, когда они переходят на темную сторону и тем самым находят единение, сливаются в одну синхронную толпу, которая ведет себя иначе, чем один индивидум.

В этом году начал много и регулярно бегать. Это здорово помогало мне в работе. Если заходил в тупик и у меня не было решения, я откладывал работу и отправлялся на пробежку. Ответы появлялись во время бега, сердце усиленно качает кровь к мозгу, тебя ничего не отвлекает. Очень хорошо думается в такие моменты. Когда я возвращался домой – шел в душ и садился за работу.


В последнее время мне интересно изучать разборы постановочной операторской работы. Пересмотрел множество видео на YouTube по этой теме. Все эти новый знания и наблюдения мне хотелось закрепить на практике. Потому внимательнее подошел к камере в «Монахе».

Так например, камера спокойная и практически статичная до первой выпитой рюмки, но после она начинает качаться и гулять, пока наконец не переворачивается вверх ногами. Таким образом хотел усилить ощущение перехода героя из одного эмоционального состояния в другое.

Когда фильм был готов, оставалось еще несколько дней до концерта. Я купил глину для лепки, мне было интересно перевести персонажей из плоской графики в трехмерные фигуры. Слепил фигурку Монаха и демона, а потом покрасил их акрилом. Было так здорово покрутить персонаж в руках и посмотреть на него со всех сторон. Теперь буду так делать в начале следующих проектов, чтобы держать главных героев перед глазами и видеть их в объеме.

Мы вышли сделать несколько снимков фигурки монаха на улице. Уже по пути домой мы решили сфотографировать его на фоне Манхетенна, я поставил его на камень на краю уступа. Как только мы сделали снимок, резкий ветер свалил фигурку и она разбилась о камни.

Один из постеров фильма сделан так, что у него нет верха или низа. Его можно вешать, и так. Кабак и церковь находятся на диаметрально противоположных сторонах, как на игральной карте.

Это история не только о монахе, а о любом человеке, на чью роль накладывается завышенное моральное ожидание. Любые идеи возведенные в абсолют всегда ведут к разочарованию.

В этом проекте я старался уйти от конкретной конфессии, потому как такие события могут произойти где угодно, в любой канонической среде. Сами люди являются источником зла и несправедливости, а церковь – это лишь платформа для реализации этих проблем.

Это деликатная тема, как раз поэтому ее и нужно поднимать и рассматривать с разных колоколен.

Я взялся за тему церкви, так как она мне знакома, но при этом не близка. Я могу относиться к ней беспристрастно. Я знал, с каким материалом работаю, потому что много в детстве просфор съел. У меня накопилось вопросов с того времени. Я посещал воскресную школу, практически каждое воскресенье мы были с семьей на службе, и мне приходилось поститься, исповедоваться, причащаться. Меня окружало много фанатичных людей, и я видел, куда их это приводило. Я видел разрушительную силу идей возведенных в абсолют и то как отличается поведение одного человека от толпы. Потому я готов, что кто-то увидит мою работу сугубо черно-белой, а кто-то заметит оттенки серого.

-Аминь-

Еще публикации:

The Flow

Vogue

Orest

Buro 24/7

Elle

Другие мои работы

Показать полностью 11
3

Cat and Bat - Hunger (комикс)

Пока не хватает времени писать длиннопосты про предыдущие проекты - поделюсь горяченьким. Новый проект про Кота и Летучую Мышь, лучших друзей, которые вечно попадают в передряги. Идея этого комикса пришла от горы маленьких аккуратных картонных коробок передо мной, которые было жалко просто так выбросить. Я вырезал круглое окошко в одном листе и приложил к телефону. Подумал, что было бы здорово сделать анимацию и загрузить ее в телефон как видео. Что из этого получилось, можно увидеть в небольшом видео о том, как разбудить вампира:

После этого мне пришло в голову сразу несколько сюжетов для комикса про Кота и Летучую Мышь, так что из картонной коробки они перекочевали на планшет. Следующий комикс будет про День Благодарения. Продолжение следует...

Показать полностью 5
22

Даха Браха - Карпатский реп (акварельный клип)

Если на художественные проекты обычно вдохновляют похожие произведения или сильные работы, то в случае с «Карпатским репом» все было наоборот. Это был 2010 год, и меня возмущало отсутствие стильной украинской анимации, которая могла бы быть и современной и народной одновременно. Подобную нехватку я ощущал и в украинской музыке, пока не познакомился с творчеством Дахи Брахи. Услышав их музыку, я понял, что хочу подхватить волну, которую они порождают своими вибрациями, и не имею права пропустить ее мимо. Их песни позволяли ощутить тяжелый карпатский туман, не выходя из вагона метро. Это было то самое чувство, которое я искал.

Законектились мы легко, просто списавшись в фейсбуке (Цукерберг, ты здорово облегчил жизнь). И уже через неделю договорились о встрече на концерте в Запорожье, куда я должен был привезти концепт, эскизы и небольшое демо будущего клипа. Мы моментально пришли к согласию. Утвердив концепт, я приступил к работе.

Работа шла как по маслу и время летело очень быстро из-за увлеченности, которое я испытывал. Процесс работы над «Карпатским репом» можно посмотреть здесь:

Сразу понял, что хочу делать черно-белое видео. По поводу общей идеи, мне нравится, когда в клипах картинка дополняет звук, проводя свою параллельную линию, а не просто копирует содержимое текста буквально. Это позволяет рассказать две истории, которые совпадают по настроению, одновременно. А их объединение может принести новый смысл. Например, в песне идет речь о девушке, которая не может сделать выбор относительно того или иного парня, который при своей привлекательности имеет свои недостатки. Тогда как в видео рассказывается история про Паучиху, которая охотится на парней со сверхъестественными способностями.

Относительно сюжета мне хотелось сделать что-то вроде украинского народного комикса про супергероев. У нас есть такой набор:

Стрелок, который может попасть в муху, даже не слезая с коня.

Земноводный, может дышать под водой.

Вор, который может открыть все замки, и у которого вместо пальцев отмычки.

Сверхпродуктивный кузнец.

Человек-оркестр.

И Обжора, который быстро растет, когда много ест.

Сама же Паучиха может превращаться в кого угодно, принимая чужой облик, и охотится на парней, используя их слабые места.

Кстати, самих музыкантов тоже можно увидеть в клипе. Они проходят вдоль окна в самом начале.

Воду, которая течет в этой сцене, я снимал сам. Ее роль прекрасно сыграла грязная вязкая речушка, вытекающая из «Харьковского завода пищевых кислот» и впадающая в реку Лопань. Гуляя, я наткнулся на нее случайно, и понял, что ее черная вода идеально подходит для клипа.

Меня удивила реакция и комментарии многих людей к сцене, где Обжора появляется на фоне пленников. Большинство подумало, что он и их съест. Я такую идею не вкладывал, но мне она понравилась.

Когда работа над анимацией была закончена, начался этап монтажа. Я плотнее все сдвинул, и оказалось, что появляется пустое место в середине клипа, которое надо было чем-то лаконично заполнить. Но на тот момент у меня были технические трудности из-за переезда на новое место, компьютер был со мной, а вот рисунки и сканер были в другом месте. Потому надо было что-то собрать из того, что уже имелось. Так появилась силуэтная сцена. Своего рода инфографика, которая показывает масштабы охоты Паучихи. Сейчас я даже рад, что проблемы с техникой подтолкнули к такому решению.

По окончанию работы мы провели уютную премьеру в Киеве. Музыканты пришли без своих традиционных шапок, потому я дорисовал их.

Когда наступила пора фестивалей, я сделал сувениры, маленькие деревянные матрешки, разрисованные в героев клипа, чтобы дарить их людям.

Один из наборов я подарил группе. На тот момент у них был очень насыщенный гастрольный график. Они начали фотографировать Паучиху в разных уголках нашей планеты и присылать мне. Так появился новый сувенир – «Книга путешествий», который тоже поехал на новые фестивали. 

А Паучиха, тем временем, продолжала уверенно захватывать мир.

PS: У меня не было четкой схемы и сценария, подогнанного под тайминг трека. Я просто делал истории одну за другой, и смотрел, как они заполняют время песни. Потому, есть супергерои, которые не попали в клип. Одни из них – Сиамские близнецы-Силачи. До них очередь просто не дошла. Эта тема вообще не обыграна в нашей культуре, хотя наверняка такие люди рождаются везде. Если когда-нибудь буду делать продолжение истории, обязательно возьму их. А пока пусть это будет открытым секретом для тех, кто дочитал до этого места. 

Показать полностью 12 2
569

Kwoon - Swan (акварельный клип)

Работа над этим клипом началась довольно необычно. Мне давно нравилась группа Kwoon, и когда я случайно наткнулся на солиста группы в фейсбуке, то был удивлен. Мы начали общаться, разговор шел легко, делились тем, что нравится и я показал свои предыдущие работы, предложив иметь меня в виду, если они захотят анимационный клип. Он сразу же сказал, что им это интересно, что на днях он пришлет трек из нового альбома и мы обсудим идеи и детали. Я был очень рад и ждал с нетерпением трека.

С этого момента началась работа, которая длилась больше года, принеся с собой много удивительных перемен в моей жизни, которых я никак не ожидал.



Пожалуй, я бы предложил вам сразу посмотреть готовый клип, но на сайте действуют ограничения. Я не могу добавлять видео в первом же посте. Потому, как только рейтинга будет достаточно - сразу добавлю сам клип и ролик о его создании

Sandy, автор песни, объяснил свою идею, как вечную любовь у лебедей. Ему хотелось увидеть трагическую историю, как кто-то из влюбленных погибает, а второй живет всю жизнь одиноко, храня память. И только после смерти они встречают друг друга, уже в образе лебедей. Отталкиваясь от этого импульса я уже думал над историей и привязкой ее к музыке.

Еще Sandy попросил сделать главного персонажа похожим на него. С меня тот еще портретист, но борода и характерные волосы всегда спасают.

Чтобы сделать титры я старался найти шрифт, заглавная "S", которого была бы похожа силуэтом на лебедя. Это оказалось непростой задачей, но за пару дней мне удалось найти шрифт, который мне понравился. Немного изменив его, я перерисовал название акварелью. Добиться красивого синего очень трудно, это самый капризный цвет, потому я придумал трюк рисовать черным по желтому и делать инверсию, так выходит попадание в цвет с первого раза и к тому же темные места рисунка, будто подсвечены изнутри.

Техника, в которой сделал клип, построена на акварельных рисунках, которые разбиты на отдельные неподвижные фрагменты. Рисунки сканируются и режутся на слои. Потом из этих слоев собирается анимация. При работе в таком стиле ты сталкиваешься со множеством ограничений, как технических, так и художественных приемов. Но это заставляет тебя быть изобретательным и искать интересные приемы, как показать что-то. Это самый интересный и сложный этап работы. Например, Sandy хотел кульминацией сделать растянутый процесс превращения женщины в лебедя. Как она молодеет сперва, как у нее разглаживаются морщины, и волосы набирают силы, а потом как она превращается в лебедя. Идея хорошая, но по таймингу это заняло бы львиную долю клипа и по технике анимации выглядело бы скорее как Железный человек, переодевающий свой костюм. Потому я предложил вынести на первый план воспоминания героини, как ее лучшее и счастливое время, который поддерживал в ней жизнь все это время. Ее фотоальбом. Который оживает и прокручивает историю ее жизни вплоть до расставания с любимым. Спланировать эту часть было труднее всего, и рисунков на секунду анимации здесь больше всего. 

В сцене, где главная героиня зависает над землей и взлетает вверх, планировалось сделать лес на фоне неподвижным. Но потом я понял, как было бы здорово наклонить ели от взмаха крыльев. Эта идея стоила мне еще двух дней работы. Для это понадобилось отрисовать каждый сектор деревьев отдельно и потом этот лист с медузами еще и отделить от фона. Зато это придало энергии кадру.

В некоторых деталях правдоподобности и использовать реальные объекты как основу. Например, автобус - это старый ПАЗ, который впечатлил меня в детстве своими окнами на крыше. Мопед я убедил взять вместо велосипеда (как этого хотел Sandy), мопед намного проще анимировать, чем кручение педалей, а я хотел немного сэкономить времени, не теряя выразительности. 

В сцене, где героиня наливает себе кипяток в чашку, делал покадрово. Хотел взять за основу реальное видео струи воды, но вскоре столкнулся с тем, что вода слишком жидкая и быстрая, чтобы хорошо отрисовать ее контур. Поэтому я нашел рекламу шампуня, где было показано, как шампунь на фабрике разливают по бутылочкам, она и сыграла роль идеальной струи. 

Балет "Лебединое озеро" я специально пересматривал, брал движения оттуда и обращал внимание на костюмы балерин, чтобы не возмутить человека, который разбирается в этом или не вызвать гнев балерин. По этому поводу у меня пункт, я катаюсь на сноуборде, и мне не очень нравится, когда, например, художники рисуют сноуборд даже не заглянув в гугл мельком. Так очень часто встречаются непригодные для жизни мутации сноуборда на довольно больших и известных проектах. Потому лучше упрощать, понимая суть процесса и физику работы. 

Еще решил добавить мистики в историю. Мне пришла в голову идея, что человек, находящийся на пороге смерти, должен получать письмо с лебединым пером. Это как первый знак с того света. Перед взрывом корабля, капитан получает такое письмо еще в начале клипа.


Когда клип был готов, и пришло время рассылать его на фестивали, мы напечатали множество таких же перьев, как в клипе. Я предложил вкладывать их в конверты вместе с двд и заявками. Sandy сказал: "Ты чего? Это же большой риск, в комиссиях работают одни старики, а вдруг кто-то умрет после такого письма", потом помолчал немного и добавил: "Тогда наш клип посмотрит миллион человек!"

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!