psihotehnology

psihotehnology

Альберт Шатров - тренер-психотехнолог, психолог-психотерапевт, коуч, акмеолог. Член Союза журналистов России.
Пикабушник
поставил 1 плюс и 0 минусов
76 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 3 поста 0 в горячем

Раздельное накопление отходов как вариант психотерапии

Как, перебирая мусор, расти над собой

Психотерапия мусором - как вам такое? И потом не говорите "А что так можно было?", когда другие добьются успеха, обратив внимание на данный подход, а вы нет. Читайте до конца, и обычное мусорное ведро заменит вам сотни и тысячи часов тренингов и курсов по личностному росту :)

Раздельное накопление отходов как вариант психотерапии Психология, Саморазвитие, Экология, Эволюция, Психотерапия, Длиннопост

В процессе эволюции от обезьяны к современному виду человек прошел несколько поведенческих стадий. Вот какие паттерны поведения, связанные с чистоплотностью, достались нам от каждого из этих эволюционных этапов.

Человекообразные обезьяны, от которых мы произошли, - были всеядными, по большей части травоядными животными. После того, как человек слез с деревьев и вышел в саваны, он некоторое время занимал нишу падальщиков. Затем, освоив простейшие орудия охоты, стал хищником. И в завершении своей эволюции окончательно вышел за рамки всех пищевых цепочек, став разумным охотником-собирателем.

Но паттерны поведения, имевшиеся на каждой из этих стадий, были унаследованы человеком во всем их разнообразии. И в зависимости от жизненного контекста человек может вести себя и как травоядное и как хищник.

Раздельное накопление отходов как вариант психотерапии Психология, Саморазвитие, Экология, Эволюция, Психотерапия, Длиннопост

Ключевое отличие поведения хищников и травоядных связано с отношением к отходам жизнедеятельности. Все травоядные (копытные, грызуны, обезьяны и пр.) справляют нужду там же, где обитают, можно сказать, под себя. Если вы когда-нибудь содержали хомячков или крыс, видели гуляющий по пастбищам скот, то поймете о чем я.

А вот хищники отходы своей жизнедеятельности утилизируют: закапывают, выметают из нор и т.д. Опять же, если у вас когда-нибудь были собаки или кошки, то вы все это наглядно могли лицезреть.

Соответственно, современные люди могут вести себя и как травоядные и как хищники (охотники). Причем как в прямом, так и переносном смысле.

Например, выражение "гадит, где живет" подразумевает самые разные поступки и действия человека, и не обязательно связанные только с чистоплотностью. А подобное поведение часто считается "скотским".

С психологической точки зрения здесь важно отметить, что "травоядное" поведение - это всегда поведение жертвы. Поведение же хищника (охотника) - это поведение человека, ответственного за свою жизнь и за то, что в ней происходит.

Безответственных людей мы чаще увидим оставляющими мусор в лесу или на пляже, бросающими окурок и прочий мусор мимо урны, плюющими под ноги, справляющими нужду в подъездах и лифтах.

Раздельное накопление отходов как вариант психотерапии Психология, Саморазвитие, Экология, Эволюция, Психотерапия, Длиннопост

И, наоборот, людей ответственных мы чаще встретим среди тех, кто блюдет чистоту часто шире своего личного жизненного пространства, кто подходит к этому вопросу глобально, кто участвует в экологических акциях, например, собирая мусор за туристами в лесу или на пляже.

Обращает внимание, что чем выше человек поднимается по лестнице успеха, тем больше времени он начинает уделяет своей красоте и ухоженности, внешнему виду и облагораживанию пространства вокруг себя и в том числе упорядочиванию всех сторон своей жизни.

Соответственно, в обратном направлении это тоже будет работать. Если начать уделять достойное внимание ухоженности и чистоплотности, начать тратить время на упорядочивание и облагораживание своей жизни, то со временем это начнет притягивать все больше успеха, а, как следствие, и достатка (!) в жизнь человека.

И, конечно же, с точки зрения психологии и психотерапии, раздельное накопление отходов - это просто замечательный вариант начать прокачивать ответственное отношение к своей жизни с малого, приступить к простейшему упорядочиванию своей жизнедеятельности, начать мыслить немножечко более глобально и экологически. И как следствие - подняться на ступеньку выше в своей человечности.

Раздельное накопление отходов как вариант психотерапии

Показать полностью 2

Как представить 4-мерное пространство? Мысленный эксперимент

Можно ли представить, что собой представляет 4-мерное пространство, оставаясь обитателем трехмерного мира? Хоть одним глазком взглянуть на то, как выглядит четвертое измерение? Давайте попробуем провести мысленный эксперимент.

Как представить 4-мерное пространство? Мысленный эксперимент Пространство, Время, Четвертое измерение, Мысленный эксперимент

Для начала нужно понять, что собой представляют пространственные измерения. Объясняю, не будучи физиком, как простой смертный.

Начнем с точки. У точки нет ни длины, ни ширины, ни высоты, ни иных каких-либо измерений. По сути, это "объект" лишенный какого-либо смысла. Абсолютное ничто. Нулевое измерение.

Точка начинает "материализовываться", обретать признаки хоть чего-то "реального", когда у нее проявляется одно из измерений - длина. Тогда она становится линией. Но и линия - это очень "странный" объект, потому что длина у нее вроде как есть, но с точки зрения ширины - это тоже пустота и ничто. Что-то вроде растянутой пустоты.

В свою очередь, линия начинает обретать признаки чего-то целого лишь тогда, когда дополняется шириной и становится плоскостью. Но и плоскость с позиции высоты - всего лишь дырка от бублика.

Соответственно, и плоскость начинает обретать признак чего-то еще более целостного лишь тогда, когда у нее проявляется очередной параметр - высота. Так появляется объект с тремя измерениями - длиной, шириной и высотой.

Дальше нам, как обитателям трехмерного мира, сложно что-то конструировать. Но мы можем рассуждать по аналогии.

И получается, что наш мир, если бы на него смотрел житель четырехмерной Вселенной, по одному из своих параметров тоже пустышка и дырка от бублика.

Целостность он обретает лишь тогда, когда у него начинает "материализовываться" новое измерение. Проявлением этого нового измерения является время, которое течет, придавая смысл трехмерному миру.

Поэтому когда мы видим наш мир и происходящие в нем процессы в динамике (ход времени, эволюция, расширение Вселенной и прочее подобное), мы, по сути, смотрим на четырехмерный мир, но как бы изнутри.

Как это выглядит снаружи, нам, к сожалению, представить не дано.

Показать полностью 1

Ушной червь. Как всего за пару секунд избавиться от навязчивой мелодии в голове

Думаю, все сталкивались с таким феноменом, когда в голове вдруг залипает навязчивая мелодия или песня, чаще фрагмент, и вы начинаете раз за разом напевать ее вслух или про себя. Иногда эта напасть растягивается на несколько дней. Вдобавок те, кто рядом и слышит ваше исполнение, тоже могут эту заразу подцепить.

Ушной червь. Как всего за пару секунд избавиться от навязчивой мелодии в голове Ушной червь, Мелодия, Видео, YouTube, Длиннопост

Что же это за напасть такая? И что делать, чтобы надоедливая мелодия отцепилась и больше вас не преследовала? В конце статьи авторский метод, который точно сработает.

"Нередко у нас в ушах, или, вернее, в памяти, вертится припев какой-нибудь пошлой песни или ничем не примечательные обрывки оперы. И мучения наши не уменьшатся, если песня сама по себе будет хороша, а оперный мотив - достоин высокой оценки…", - так описывал это состояние еще в 1845 году американский писатель Эдгар Аллан По в рассказе "Бес противоречия" (др. название "Демон извращенности").

У данного феномена есть несколько синонимических названий. Вот лишь некоторые из них: эффект навязчивой мелодии, феномен прилипающей мелодии, синдром застрявшей в голове песни, липкая музыка, "ушной червь" (от англ. - earworm), "мозговой червь" (от англ. - brainworm), "заевшая пластинка" и др. Как более широкое понятие также применяется термин "когнитивный зуд". Если знаете какие-то еще названия, то пишите в комментариях.

Слова "мелодия" и "песня" в вышеперечисленных терминах взаимозаменяемы, поскольку иногда "заевшая пластинка" в голове воспроизводит просто мелодию, но чаще все-таки песню со словами. Согласно исследованиям американских ученых, на песни с текстами приходится 73,7% случаев, просто на музыку - 7,7%. Еще 18% опрошенных относят свой когнитивный зуд к музыке из рекламы и радиоджинглам.

Согласно данным опросов, от липкой музыки страдает 98% людей, одинаково женщин и мужчин. Единственное гендерное различие: женщин "ушные черви" преследуют дольше по времени и вызывают у них большее раздражение. Поэтому, если вы девушка или женщина, и часто страдаете от этой напасти, то авторский метод в конце статьи - вам в помощь.

Обычно копошащийся в голове "ушной червь" - это мелодия или песня, которая вам когда-то нравилась, а потому глубоко укоренилась в вашей слуховой памяти. Именно поэтому она так легко оттуда вызывается и, видимо, продолжая рассчитывать на вашу привязанность, вальсирует у вас в голове.

Чаще всего "мозговой червь" захватывает когнитивные пустоты мозга, когда тот не загружен какой-то умственной работой. Например, вы моете посуду или убираетесь в квартире, готовите еду или делаете физические упражнения. Лично меня синдром застрявшей в голове песни чаще всего посещает, когда я за рулем.

Обратное также будет верным. Когда вы заняты интеллектуальной работой - читаете, делаете расчеты, отгадываете кроссворды, на чем-то сфоркусированы - вероятность проникновения в ваш мозг "ушного червя" минимальна.

Правда, есть одно "но". Если вы долгое время слишком умственно перегружены, то ваш мозг сам может запустить у вас в голове "ушного червя", чтобы немного расслабиться, отдохнуть и сбросить излишнее напряжение. То есть, по сути, липкая музыка навязчиво предлагает вам войти в легкое трансовое состояние, чтобы перезагрузиться и дать информации у вас в голове усвоиться.

Возможно, именно тут кроется отгадка происхождения данного феномена. И то, что сегодня мы воспринимаем как раздражающий синдром, когда-то в первобытные времена могло быть полезным когнитивным навыком.

Примитивные трансовые песнопения древних людей строились как раз на постоянном повторе однообразных фрагментов. Так на заре человечества вместе с возникновением языка и музыки развивались и простейшие мнемонические навыки, легшие затем в основу вирусной передачи информации из поколения в поколение.

Теперь давайте посмотрим, какие есть методы борьбы с "ушными червями" и насколько они эффективны. Потом поделюсь своим методом и объясню, почему он работает.

Один из методов противодействия "ушному червю" - как это ни странно звучит - жевательная резинка. Считается, что возникающие в голове слуховые образы сопровождаются мысленным проговариванием текста песни. Жевание резинки мешает такому проговариванию, и мысленное повторение мелодий снижается.

У данного подхода слишком много слабых сторон. Срабатывает не сразу и не в ста процентах случаев. Не работает, когда прилипает именно музыка, а не песня. Убирает текстовое проговаривание, но часто оставляет саму мелодию. Ну, и вопрос: всегда ли вы носите с собой жвачку? Настолько ли часто беспокоит вас синдром, чтобы постоянно держать жевательную резинку под рукой?

Другой метод: когда мелодия или песня не выходит из головы, мысленно убавить громкость. То есть представить, что песня звучит все тише и тише, как вариант, сопроводить это визуализацией, что крутите в сторону убавления регулятор громкости как на радио или магнитофоне.

Данный подход универсальней предыдущего. Однако требует обучения этому навыку, что, опять же, ставит вопрос: так ли часто беспокоит вас "ушной червь", чтобы этому учиться? Кроме того, как показывает опыт, срабатывает не всегда и не у всех и может приводить к рецидивам. Да и кто знает, сколько утюгов у вас в голове, которые могут крутить "заевшую пластинку". Один убавили, другой - продолжает петь.

Следующий метод подразумевает, что избавиться от навязчивой песни можно, заразив ею кого-нибудь другого. Помните, как с икотой: "Икота, икота перейди с меня на Федота, с Федота на Якова, а с Якова на всякого". У американского писателя Марка Твена есть даже рассказ 1876-го года "Режьте, братцы, режьте!", где от "мозгового червя" (в рассказе это звучный стих) можно избавиться только путем передачи его другому лицу.

Сразу возникает вопрос, насколько этот метод применим? Например, "ушной червь" настиг вас в общественном месте. Станете ли вы воспроизводить мелодию или песню вслух, чтобы скинуть ее на кого-то другого? Или постесняетесь? Сможете ли узнаваемо воспроизвести мелодию, если отсутствует музыкальный слух?

Насколько он экологичен? Не отвесит ли вам близкий человек проклятий, если заразите его навязчивой мелодией? Кто сказал, что он снова не заразит вас ею в ответ? Да и вообще этот метод скорее приведет к образованию хора, нежели к избавлению от проблемы.

Итак, мы видим, что по перечисленным выше методам больше вопросов, чем их решений. Теперь давайте разберем простой и универсальный подход, который не требует каких-либо усилий и точно поможет.

То, что навязчивая мелодия или песня назойливо, словно заевшая пластинка, звучит в голове, объясняется просто. Обычно мы напеваем не всю песенку, а только какую-то ее структурную часть: куплет, припев или просто несколько строк. В среднем длина фрагмента оценивается в 15-30 секунд.

Подобное действо называется "незавершенным гештальтом". А поскольку наша психика предпочитает целостные конструкции, то любая незавершенность ведет к повторам, пока гештальт не закроется.

Например, если  у вас в жизни повторяются одни и те же проблемы, это значит, что когда-то в детстве у вас был психотравмирующий опыт, из которого вы не смогли сделать правильные выводы, и теперь постоянно наступаете на те же грабли.

Если вам в чашку, например, в гостях, налили чая или кофе чуть меньше привычной для вас "ватерлинии", то у вас внутри начинает зудеть, что вы не напьетесь. И вы просите долить еще чуток жидкости, пока ее уровень в чашке не будет соответствовать завершенности гештальта у вас в голове.

Если вы смотрите по ТВ сериал со сквозным сюжетом и сегодня вынуждены пропустить очередную серию, то у вас внутри возникнет когнитивное напряжение, что завтра, когда будете смотреть новую серию, вы ничего там не поймете, так как сюжетная нить будет утеряна. Скорее всего, вы приложите все усилия, чтобы узнать содержание пропущенной серии, либо скачаете или посмотрите ее в интернете.

В случае с навязчивой песней или мелодией все то же самое. Есть фрагмент незавершенного целого. И мозг, запустив "заевшую пластинку", словно бьется головой об стену, пытаясь ее пробить и найти дорогу туда, где получит целое.

Чтобы песенка отлипла обычно рекомендуют исполнить ее от начала и до конца, либо просто пропеть последние строки. Это действительно помогает, поскольку гештальт в этом случае закрывается. Есть только одна незадача: мы не всегда помним песню больше того фрагмента, что напеваем, а, чтобы подсмотреть ее последние строки, не всегда под рукой есть интернет.

Делюсь более крутой авторской фишкой, что в таком случае делать. Если читали в детстве сказки или смотрели передачу "В гостях у сказки", то должны помнить присказку, которой обычно повествование завершается: "Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!"

В нашем случае используем перифраз: "Вот и песенке конец, а кто слушал молодец!" Либо просто "Вот и песенке конец!". Если слышите в голове не песню, а просто мелодию без слов, то заменяете слово "песенка" на "музыку" - "Вот и музыке конец, а кто слушал молодец!" Пробуйте, работает как часы.

Отличный пример "ушного червя" (earworm) в ролике ниже 👇

Если после прослушивания ролика подхватите "ушного червя", сразу протестируйте технику "Вот и песенке конец!", что я дал выше.

Пишите в комментариях:

- Какие песни или мелодии чаще всего вызывают у вас когнитивный зуд?

- Какие еще методы борьбы с "ушными червями" вы знаете и используете?

- Ваши отзывы на технику "Вот и песенке конец!" - помогло или нет?

Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!