Повесть Южных Морей ч.3
Первая часть: https://pikabu.ru/story/povest_yuzhnyikh_morey_ch1_6858044
Вторая часть: https://pikabu.ru/story/povest_yuzhnyikh_morey_ch2_6860395
Уважаемые читатели это будет заключительная часть данной повести. Постараюсь автору(отцу) донести, что надо больше. Продолжим...
МОРЕ ЧЕРНОЕ
После Ейска путь наш лежал в Херсон: нужно было менять практикантов – у студентов практика была короткая, всего месяц, и она заканчивалась. По пути зашли в Севастополь за зарплатой, заодно нам заменили радиста.
На входе в Днепро-Бугский лиман по левому борту открылся остров Березань, где расстреляли мятежного лейтенанта Шмидта – стела в виде паруса, установленная на месте его расстрела, хорошо просматривалась с моря. Пошли по Днепровскому каналу, по левому борту остался город Очаков, вошли в Днепр. Правый берег был весь застроен дачами до самой воды, левый – не просматривался, камышовые заросли скрывали перспективу, где они заканчивались – было не видно. Ранее мне рассказывали знакомые херсонцы, что это были знаменитые плавни – рай для местных рыбаков-браконьеров.
Простояли несколько дней в Херсоне. Я здесь не бывал никогда, и мне было интересно познакомиться с городом, о котором был много наслышан. Зашел, конечно, и в мореходку, курсантов из которой нам предстояло забрать на судно. Все в ней было привычным и еще не забытым мной по своей «альма матер», только здесь в главном учебном корпусе курсанты несли вахту с пристегнутыми на поясе широкими шпагами - палашами – у нас этого не было.
Приняв на борт курсантов, вышли из Херсона и пошли в Севастополь: надо было получить зарплату, да и для курсантов была предусмотрена культурная программа – посещение достопримечательностей Города-героя: Панорамы обороны Севастополя 1854-55 годов, диорамы на Сапун-горе, Малахова кургана, других мест героического прошлого – да что там говорить, весь этот город есть сплошная достопримечательность! Все это обеспечило нам несколько дней стоянки в порту, за это время получили продукты, техническое снабжение, пресную воду, топливо. Заменили нам третьего помощника капитана – пришел, как выяснилось позже, бывший штурман с подводной лодки, вышедший на пенсию в 39 лет, а не в 40, как положено, по причине очень простой: его лодка пошла на слом, а дослуживать оставшийся год на другом корабле, командование посчитало нецелесообразным, и его отправили на пенсию, получается, досрочно. Ну и, естественно, какой же мужик будет сидеть на пенсии в таком возрасте – устроился на работу. Нового третьего звали Феликс, а раз Феликс – значит Железный, как сразу его окрестили и команда, и курсанты.
Так получилось, что из Севастополя вышли под вечер – путь наш лежал теперь на Кавказское побережье. Наступило короткое время южных сумерек, проходили траверз Балаклавы. Балаклава в те времена была закрытым городом: там базировался основной состав подплава Черноморского флота. Я в это время находился на мостике, коротая время в разговорах с новым третьим помощником, Феликсом. Вдруг с берега поступил запрос световым семафором: «Кто?». Это балаклавский пограничный пост запрашивал проходящее мимо них судно, т.е. нас. Феликс положил руку на ключ, чтобы отсемафорить клотиком (огнем на верхушке мачты), как положено: «УС Руслан», но именно в это время свет погас на всем судне, потухли даже ходовые огни. Получилось, что мы специально замаскировались! Я рванул в машинное отделение, на вахте в это время был моторист, и уже прибежал третий механик. В машине было тоже темно – третий до сих пор так и не удосужился сделать автомат аварийного освещения! Главный двигатель работал нормально – все насосы, его обслуживающие: охлаждения и смазки – были навешенными и не зависели от электропитания, вспомогательный дизель-генератор работал, но ток на главный распределительный щит не поступал. Выяснилось, что вышла из строя муфта между дизелем и генератором. Запустили другой ДГ, подключили на щит, освещение появилось, все, что обесточилось – заработало. Я опять поднялся на мостик. Феликс уже ответил береговому посту, кто мы есть такие, дополнительных вопросов оттуда не последовало. Между тем южная ночь уже полностью спустилась на землю и на море, накрыла своим звездным куполом – нигде больше, ни в каких других морях, южных или северных, я не видел такой красоты – только на Черном море! На палубе звучала гитара, курсанты пели свои курсантские песни, как и мы когда-то, пароход шел сквозь ночь своим курсом.
Вообще курсанты, конечно, сильно отличались от наших предыдущих практикантов – студентов техникума. В курсантах чувствовалось воспитание, морские училища в те времена были военизированными учебными заведениями, а это ведь не только воинская подготовка, но и своеобразная философия, которая прививается человеку и выделяет его из окружающей толпы. Студенты же были народ разношерстный, что называется, такой, как все, прелести воинской подготовки им предстояло пройти в будущем, когда их призовут в армию, поэтому в них пока не было того объединяющего стержня, который присутствовал у курсантов, и которые, кстати, освобождались от воинской службы по окончании училища. Гитары у студентов почему-то тоже не было, и песен они не пели, хотя, может быть, нам просто такие студенты попались – безгитарные и не поющие. И еще: их руководитель практики как-то раз сказал мне по секрету, что в прошлом году у них были отчислены двое студентов за принадлежность – внимание! – к националистической организации УНА-УНСО. Вот такая публика…
На судне курсанты в первую очередь быстренько познакомились с коком. И дело тут было не в известном принципе «подальше от начальства, поближе к кухне», или в данном случае, к камбузу. Петрович, как звали кока, был человеком общительным, своих детей по причине своей зековской доли так и не заимел, ему было тоже интересно общаться с молодежью. Историй из лагерной жизни он знал немереное количество - и жутких, и смешных. Курсанты, слушая его рассказы, часто переспрашивали его: дело было в том, что Петрович, рассказывая, часто невольно переходил на «феню»: за двадцать лет она въелась в него крепко, да еще он и заикался, поэтому иногда его речь становилась совсем непонятной. За его заикание все на судне звали его «Пе-пе-пе-трович», он не обижался. Кормил он нас, как я уже говорил, великолепно, на камбузе работал виртуозно: курсанты часто приходили на камбуз посмотреть, например, как Петрович жарит котлеты: дождавшись, когда они прожарятся с одной стороны, Петрович надевал рукавицы, вынимал противень с котлетами из духовки, каким-то неуловимым движением его встряхивал – и все котлеты, штук пятьдесят, аккуратно переворачивались на другую сторону. Это выглядело невероятно, курсанты были в восторге!
На следующий день после обесточивания выяснили, что резино-шинная эластичная вставка муфты между дизелем и генератором повреждена и требует замены, а запасной у нас нет. Связались с Управлением и через какое-то время получили распоряжение зайти в Новороссийск и отремонтироваться у плавмастерской местного рыбного порта.
Новороссийский рыбный порт представлял тогда один «ковш» в западном районе Новороссийской (Цемесской) бухты, как раз в районе впадения речки Цемес (откуда и название) в бухту, совсем рядом с городской набережной, да и самим городом. Мы стали к причалу рядом с плавмастерской, вставка для нашей муфты у них нашлась, а может и заранее приготовили, курсанты, между тем, во главе со своим начальником практики и нашим помпоучем рванули по местным местам боевой славы: Малая земля, Шесхарис с простреленным, как решето, остовом товарного вагона, Голубая линия – система укреплений, построенная немцами и считающаяся ими неприступной, но взломанная Красной Армией и т. д. И, конечно, герой и легенда Новороссийска – майор морской пехоты Цезарь Куников, командир первого десанта на Малую землю, о котором мог тогда рассказать каждый новороссиец.
Отремонтировавшись, пошли дальше вдоль кавказского побережья. Виды здесь открывались несколько иные по сравнению с Крымом. Кавказ более зеленый, в Крыму больше скал, здесь их практически не увидишь, горы выше, чем в Крыму. Но все такое же множество прибрежных городков и поселков, летом, как правило, переполненных отдыхающим людом.
Постепенно дошли до Туапсе и легли в дрейф на рейде. Поднявшись на палубу из машинного отделения, я увидел, что боцман с курсантами готовят к спуску «тузик» - рабочую шлюпку. Рядом стоял старший помощник капитана, который на мой вопрос ответил, что шлюпка повезет капитана на берег, а нам приказано ждать потом его дальнейших указаний. Признаться, я ничего не понял. Шлюпку спустили на воду, два курсанта сели на весла, боцман – на руль, капитан сел пассажиром, шлюпка отвалила от борта, развернулась и пошла в сторону берега. Высадив капитана на берег, шлюпка развернулась и пошла к судну. Боцман сказал старпому, что капитан распорядился швартоваться «в-о-о-н к тому причалу». Шлюпку подняли, я пошел в машину, старпом – на мостик, и мы пошли «в-о-о-н к тому причалу».
Позже я узнал, да что там узнал – убедился в этом на собственном опыте, что капитан Василий Алексеевич швартоваться не любил по той простой причине, что напрочь не умел.
Швартовались недолго – старпом, в отличие от капитана, швартоваться умел быстро и точно, с изяществом бывалого моряка. Когда я поднялся из машины на палубу, увидел, что мы стоим кормой к торцу довольно широкого, метров двадцати, пирса, боцман со швартовной командой заводят на кнехты последние концы, прогуливающийся по пирсу отдыхающий народ любуется нашей работой. Посмотреть было на что: белый, ухоженный пароход, расторопная и умелая команда, четкие распоряжения офицеров, золотые нашивки на погонах их белых отутюженных рубашек, - все это производило впечатление, особенно на девушек, да и дам постарше: глаза их горели неподдельным восторгом. Наконец – все концы заведены и обтянуты, с борта судна подан трап, флаг перенесен на кормовой флагшток – представление окончено, у трапа встал вахтенный с бело-красной повязкой на рукаве. Зрители с пирса никуда не исчезли, одни уходили – другие подходили, любопытные девчонки заваливали курсантов ворохом вопросов, те отвечали – никто за словом в карман не лез. Знакомства и назначение свиданий происходили тут же - по всему чувствовалось, что мы появились тут и вовремя, и к месту.
Мы простояли в Туапсе более недели. Капитан за это время не появился на борту ни разу. Мне объяснили причину, я был в очередной раз удивлен, люди каких судеб встречаются на моем пути. Дело в том, что наш Василий Алексеевич, во время войны – маленький мальчик Вася, оставшийся без родителей, был спасен от неминуемой гибели от голода и холода нашими бойцами и прошел с ними до конца войны как сын полка. Так вот, бывший командир того полка, практически названный васин отец, теперь жил здесь, в Туапсе, вместе со своей женой, которая служила тогда в том же полку санитаркой. У пары своих детей не было, поэтому в Васе они души не чаяли, а для Василия Алексеевича это были единственные родные люди.
Курсанты, да и не только курсанты, быстро обзавелись подружками, после рабочего дня на судне оставалась только вахта: молодость, лето, море, - жизнь заставляла следовать своим законам. У меня тоже появилась Зойка, с которой я познакомился на пляже, куда мы ходили в свободное время. Я к тому времени уже был женат, все это воспринималось мной поначалу не более, чем временное приключение. Зойке было восемнадцать лет - черноглазый смешливый чертенок, восторженно смотревший на мир, в ней чувствовалась примесь какой-то южной крови, хотя сама она была из Тулы, а здесь каждое лето отдыхала у своей бабушки. Мы проводили время вдвоем, дальше поцелуев дело не доходило, но нам было и так хорошо, и, как мне казалось, мы просто боялись спугнуть наше вот это маленькое счастье. Оказывается, так бывает, ни до, ни после я не испытывал такого состояния души своей. Каждый вечер я провожал ее до бабушкиного дома на гору Паук и возвращался на пароход с мыслью, что завтра опять увижу ее.
Но все хорошее заканчивается – нам надо было возвращаться в Севастополь, и мы распрощались с Зойкой в надежде встретиться опять, ведь лето еще не кончалось, и мы должны были вернуться сюда снова.
В Севастополе нам выдали задание идти в Ялту, дождаться там прихода военного сторожевого корабля, после чего отрабатывать с ним в море задачи по военно-морской подготовке курсантов. Мы пришли в Ялту и стали кормой к пирсу на городской набережной, с наружной его стороны. Внутренняя сторона этого пирса служила причалом для прогулочных катеров. Швартовались долго, я замучился в машине запускать, останавливать и реверсировать главный двигатель. Оказывается, швартовался непосредственно сам капитан, у него ничего не получалось, толпа на набережной откровенно смеялась, в конечном итоге старпом выгнал его с мостика и пришвартовался сам. Рядом с нами ошвартовались еще два таких же учебных судна – «Седов» и «Метеор».
Ялта являла собой резкий контраст по сравнению с Туапсе: курортников было – масса, набережная в любое время суток – забита народом, пляжи – тоже, создавалось впечатление, что здесь никто никогда не спал, рестораны, кафе, просто какие-то «едальни» были забиты под завязку, женщины были какие-то агрессивные – расхватали наших курсантов вмиг, те, конечно, были совсем не против, но меня все это, признаться, пугало. Нет, не для отдыха сюда стремился народ, совсем не для отдыха, а вволю повеселиться, или, как сейчас говорят, оторваться по-полной! После нескольких попыток захомутать меня на набережной я сидел на пароходе, как мышь, покидая его лишь когда надо было купить сигарет или любимого мною молока, и короткими перебежками преодолевал расстояние до ближайшего гастронома. Зато курсанты возвращались на судно лишь под утро, потом весь день ходили, как сонные мухи, а вечером опять исчезали – откуда только и силы брались!
Мы простояли в Ялте две недели. Никакой сторожевик так и не пришел, ждали мы его, получается, напрасно. Что было делать, пошли в Севастополь. Получили топливо, снабжение, продукты и, неожиданно, нового капитана. Какая в том была причина – не знаю, да мне было как-то все равно. Новый капитан был из «вояк», служил когда-то командиром тральщика. Человек он был добродушный, не солдафон, никого не «строил» - ни нас, ни курсантов.
Выйдя из Севастополя, взяли курс на Сочи, затем зашли в Сухуми и Поти. В Туапсе почему-то не зашли, поэтому в Сочи я даже на берег не ходил – не было никакого настроения, в Сухуми сходил с курсантами в обезьяний питомник – для курсантов вход был бесплатный, ну и для нас, членов команды, заодно – тоже. Кстати, представительница администрации питомника обратилась к нам со следующими словами: «Ребята, если кто-то из вас когда-нибудь привезет из-за границы обезьяну, и она вам в конце концов надоест, - не отдавайте ее кому попало, люди не умеют обращаться с такими животными, и она погибнет, а позвоните нам, мы пришлем своего представителя, он обезьянку заберет, а вам заплатит по государственной цене». Какая госцена на обезьян была в Советском Союзе в те времена – не знаю, цифра озвучена не была.
Сам город Сухуми был живописен, зелен и малоэтажен. Курортников и тут было – пруд пруди!
Постоянное население города состояло из:
- абхазцев,
- грузин,
- армян,
- греков,
- турок,
- русских,
- украинцев.
Были представители и других народов Кавказа, и не только Кавказа, но вышеперечисленные составляли основную часть жителей этого города.
Смешение народов – это и смешение разных традиций. Кофе здесь варили только по-турецки, часто можно было видеть такую картину: несколько солидных мужчин сидели часами в кафе вокруг столика, степенно беседуя и потягивая кофе из маленьких чашечек, а, отнюдь, не водку или вино, которого, кстати, здесь было – море разливанное. Блюда кухонь разных народов мирно уживались рядом друг с другом в меню кафе и ресторанов, язык межнационального общения был русский, и никто против этого не возражал.
Мы пробыли в этом городе всего пару дней и пошли в Поти. Подходя к Поти ранним утром и запросив причал для швартовки, получили взволнованный ответ: «Что у вас случилось, почему так рано возвращаетесь?» Мы ответили, что никуда мы пока не возвращаемся, а просто у нас запланирован заход в порт Поти, стоянка столько-то суток и выход из порта такого-то числа. На том конце связи долго молчали, что-то соображая, потом спросили: «А вы кто?» Мы честно ответили: «Учебное судно «Руслан», порт приписки Севастополь». Ситуация прояснилась: накануне вечером местный траулер с таким же именем «Руслан» вышел из местного судоремонтного завода на ходовые испытания и вернуться должен был только к вечеру, а тут вдруг запросил причал для швартовки – значит у него что-то случилось. Мы еще раз подтвердили, что мы – не их «Руслан», все успокоились, причал нам был обеспечен.
Я был последний раз в Поти в 1968 году в августе, мы проходили здесь военную стажировку по окончании училища, – город с тех пор не изменился никак, мне даже показалось, что вот подойду сейчас к причалу, - а там стоит не УС «Руслан», а сторожевой корабль СКР «Куница», на котором мы тогда стажировались.
После Поти мы пошли прямиком в славный город Херсон. Где-то глубоко в уголке своей души я таил надежду, что мы зайдем все-таки в Туапсе, и я опять увижусь со своей Зоенькой, но чуда не случилось – мы прошли мимо. Душа моя плакала, как не плакала никогда в моей жизни до этого, я даже не знал, что такое возможно вообще. Я долго не находил себе места – весь свет мне был не мил: ведь мы, надеясь на скорую встречу, даже не оставили друг другу никаких координат, способность здраво мыслить была выключена напрочь, наша любовь заслоняла все. А теперь единственное, что я знал о ней, кроме имени, это – где находится дом ее бабушки – и все. Непростительная беспечность!
Мы успели в Херсон к 1 сентября. Наши курсанты покинули судно – новый учебный год начинался, и мы отправились опять в Севастополь, откуда нам надо было идти Новороссийск, куда прибудет очередная группа курсантов, теперь уже из моего родного Ростовского мореходного училища.
Курсанты прибыли вовремя, на следующий день после нашего прихода в Новороссийск. Руководителем практики у них оказался мой бывший преподаватель по эксплуатации судовых дизелей Борис Николаевич. Я был рад его видеть, он, в свою очередь, был удивлен, увидев меня здесь в должности старшего механика – так быстро сделавшего карьеру. «А чья школа?», - возразил я ему. Борис Николаевич расцвел от такого комплимента, а я ведь ничуть не лукавил, учил он нас действительно хорошо. Сам отработав полжизни на промысловых судах и перейдя потом на преподавательскую работу, он очень точно знал, чему нас учить, многое из чего ни в каких учебниках и пособиях даже не упоминалось. Мы долго разговаривали об училище, о преподавателях, о наших бывших командирах рот, о славном городе Ростове-на-Дону. Борис Николаевич тогда мне сказал, что училище собираются закрывать: высшие мореходки уже полностью обеспечивают флот кадрами, и средние становятся не нужны. В итоге так и случилось: через пару лет Ростовское мореходное училище было расформировано и закрыто.
Бориса Николаевича мы, курсанты, между собой звали сокращенно: Боник, - может быть по примеру из «Республики Шкид», не знаю – не от меня пошло. Был у нас еще и Бофер – Борис Федорович. Он преподавал термодинамику и теплотехнику. Вообще во все времена всякого рода студиозусы наделяли своих наставников разными прозвищами, и мы от них не отставали: математичку в параллельных группах, даму бальзаковского возраста, называли почему-то Зажигалкой, мы своего математика – Арсюхой, хотя это был солидный человек преклонного возраста. «Англичанка» Юлия Яковлевна у нас была просто Юлькой – ну тут понятно: она только что закончила свой институт и была не намного нас старше. Наши отцы-командиры тоже не избежали этой участи: один командир роты по фамилии Кислов имел ясно какую кличку, а вот у командира нашей роты кличка была Бандит. Откуда она появилась, не знаю, лично я ничего бандитского в нем не видел. Я подозреваю, что многие из них свои «псевдонимы» знали, потому что, когда я учился уже в институте, преподаватель теоретических основ электротехники, ТОЭ, на первой лекции представился так: «Меня зовут Илья, фамилия – Бохно, студенты зовут меня Махно, я не обижаюсь». А вот друг друга называть какими-нибудь кличками у курсантов принято не было – только по имени или фамилии. Ну, или почти по фамилии, как в этой, например, фразе: «Вышли мы, три амбала, на Брод: я, Рыбак и Пантелей!» Для расшифровки поясню: амбал – человек большого роста и крупного телосложения, Брод – Бродвей (улица Энгельса в Ростове, центральная), Рыбак – Валера Рыбаков, Пантелей – Жорка Пантелеев. Фраза эта была смешная еще и потому, что все эти трое, включая того, от чьего лица она была сказана, Юрки Бадюлина, на амбалов никак не тянули по причине своей щуплости. А вот мою фамилию никто сокращать или как-то изменять не решался, скорее всего потому, что уж слишком она была «маршальская».
Между тем мы продолжали стоять в Новороссийске, новые курсанты обустраивались в своих кубриках и ездили на экскурсии – все шло своим чередом…
В один прекрасный день в мою каюту постучался и вошел человек, которого я никак не ожидал здесь увидеть – это был инспектор Регистра Союза ССР по механической части из Севастополя. Я быстро прокрутил в голове, что же я ему должен предъявить для инспекции, получалось – ничего. Он увидел мое замешательство, улыбнулся и сказал, что приехал сюда не как инспектор Регистра, а как моя смена. Я еще более выпал в осадок, потому что никто меня заранее не предупредил, и потом - почему меня меняет, если уж на то пошло, не какой-нибудь механик, а инспектор Регистра!
Дело оказалось в следующем. Пару месяцев назад Инспектора, назовем его так, прихватил инфаркт. После необходимого в этих случаях лечения ему было разрешено походить на чем-нибудь по Черному морю, дабы убедиться, что с сердцем все в порядке, и можно проходить полноценную морскую медкомиссию. В те времена инспектора Регистра ходили на промыслы, как правило, на транспортных судах, затем их пересаживали или перевозили на рабочих шлюпках на траулеры, где была запланирована какая либо инспекция, поэтому для работы в море им, как и нам, требовалось проходить медкомиссию ежегодно. Это еще хорошо, что ему разрешили вот так выйти в море после инфаркта, обычно инфаркт – это финиш морской карьеры.
Я сдал ему дела и распрощался с командой. Следуя на вокзал на городском автобусе, я стал свидетелем дорожного происшествия: горел какой-то «жигуленок», из-под капота валил белый дым, вокруг бегали люди с огнетушителями. Скорее всего это был какой-то знак для меня, но я не придал этому значения.
Доехав поездом до Крымска, я пересел на поезд Баку-Симферополь, а затем – на поезд до Севастополя. Отнес свои приемо-сдаточные акты в ЧОУС и перешел опять в резерв, как обычный третий механик: мой первый опыт работы в должности старшего механика закончился. Примерно через месяц я ушел третьим механиком на траулере «Евпатория» в северо-западную Атлантику на знаменитую Джоржес-банку в шести-
месячный промысловый рейс.