Работаю руководителем отдела продаж в инжиниринговой сфере (тепло, холод, вентиляция и т.д.)почти 5 лет и за это время повидал сотни клиентов.
Заметил для себя, что всех клиентов можно разделить на следующие типы:
1. Клиент с деньгами и хочет чтобы все было на высшем уровне. Такие клиенты самые любимые, в основном это владельцы B2B бизнесов либо владельцы общепитов, которые хотят чтобы их клиенты получили комфорт.... Даём решение, даём цену, клиент доволен услугами, а мы оплатой.
2. Клиент без денег, но хочет чтобы все было на уровне... Ну хоть каком то. Таких клиентов тоже любим, смотрим на чем может сэкономить, в основном это бренды, либо отказ от не значительных опций. Делаем рассрочку....делаем работу. В некоторых случаях для экономии по согласованию с клиентом отказываемся например от охлаждения приточного воздуха летом, но в этом случае в сильную жару нужно уменьшать объем приточного воздуха, объясняем все клиенту, подписываем данное уведомление с клиентом. Клиент в итоге доволен. Платит.. По чуть чуть.
3. Клиент с деньгами, но очень экономит на инженерии, порой до моментов "это я сделаю сам", иногда "это мне не нужно, то не нужно". Всё подписываем, согласовываем, объясняем чем чревато, но итог "я плачу, а вы делайте" , делаем работу, наступает момент когда экономия приводит к дискомфору, например приток воздуха не охлаждается, либо уровень шума не устраивает, либо бренд не популярный.... И на любые объяснения клиенту, что он сам так хотел и мы предупреждали, слышишь в ответ "ну вы же специалисты"
4. Клиент без денег и экономит. Но занимает очень много времени, просит то просит это, все спрашивает, требует проект, требует расчёты, платить не хочет, в итоге хочет максимально сделать сам.... Даже был случай где клиент по нашему эскизному проекту, ориентировочному.. позвал человека со стороны, который сделал по нашим "картинкам", а когда это не работало то было кафе) пришёл к нам с притензиями, мол ваш проект, не работает, вы должны исправить... На наши аргументации что клиент не рубля не заплатил и проект вообще не для работы, а он сам попросил эту картинку ему для "подумать " клиент очень долго пытался сделать нас виноватыми.