Задачка-летучка по школьной механике.
Есть сын - бойкий такой восьмиклашка. С репетитором повторяли базовые законы механики. Ребеночка спросили про 1 закон Ньютона.Он сначала ответил,а потом заявил учительнице,что это все полная фигня. На снисходительный вопрос педагога("Че самый умный шоле"-вольная трактовка),он заявил следующее:
-Элементы гироскопа движутся ускоренно.Без трения движение будет продолжаться неограниченно.Сохранение движения в неинерциальной системе отсчета.Съела?
Студенточка спросила меня,что это все значит. Моя первая мысль-эффект Унру будет тормозить гироскоп,но это гипотетический эффект,да еще из квантовой электродинамики.Вторая мысль-потери на излучение гравитационных волн,но там интерференция сводит эффект почти на нет(гироскоп то идеальный).
Уклончиво спрашиваю: "Ты где такой бабуйни начитался?"
Дитятко нарыл копипасту:Чтобы объяснить поведение вращающегося тела, часто про-
водят аналогию между вращательным движением тела и движением материальной точки
(т.е. механики Ньютона (прим. авторов)). Однако эта аналогия в теории гироскопа скорее
вредна, чем полезна, так как область, в которой она справедлива, кончается как раз там,
где начинаются типичные гироскопические явления (прецессия и нутация (прим. авто-
ров))». Ему вторит другой специалист по теории гироскопов Р. Граммель [17]: «Анизо-
тропия твердого тела, порождаемая его вращением, не имеет аналога в механике матери-
альной точки (т.е. механике Ньютона (прим. авторов)). Если нанести удар по покоящейся
материальной частице, она начинает двигаться в направлении ударного импульса. И,
напротив, совсем не обязательно, чтобы приложение к покоящемуся телу ударного мо-
мента вызвало вращение тела именно вокруг той оси, относительно которой действовал
момент».
Можно ввести углы Эйлера и переформулировать классическую механику с учетом вращательных степеней свободы(чтобы оставить центральный закон сохранения-закон сохранения импульса).Однако не хотелось бы наебывать столь юный ум переходом к ОТО в который чисто инерциальные системы отсчета отсутствуют в принципе(при наличии отличного от нуля тензора энергии-импульса),да и молодой еще. Учителка конструктива не представила.
Уважаемые любители физики,ответы основанные на ОТО и КМ(тем более информационные теории Верлинде и прочие струны-браны) не принимаются в силу школьной неприменимости. Помогите мальчику понять.