Scorpig

Scorpig

Игорь Пащенко, экскурсовод из Таганрога, пишу книги, играю в театре СаД. Хочу рассказывать о своем удивительном городе Таганроге
Пикабушник
120 рейтинг 0 подписчиков 1 подписка 8 постов 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
7

Чеховский «Человек в футляре» – кто он?

«Человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл свой идеал» А. П. Чехов.


Недалека от музея «Домик Чехова» в Таганроге, там, где переулок Тургеневский пересекает улицу Чехова, на угловом доме висит памятная доска: «Здесь жил инспектор гимназии А.Ф.Дьяконов один из прототипов героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре».

Привычная надпись с давно устоявшимся мнением. Но так ли это? Давайте попробуем разобраться в причастности к образу Беликова Александра Федоровича Дьяконова, тем более, что 3 марта исполняется 117 лет, как его не стало, человека непростого, многогранного, и вряд ли соответствующий футляру, в который его пытаются втиснуть.

Место и точная дата рождения Александра Федоровича неизвестны, только лишь год – 1825. Также неизвестно где он учился в гимназии. В 1848 году он окончил С.-Петербургский главный педагогический институт и был направлен в 1852 году в Таганрогскую мужскую гимназию, где стал преподавать законоведенье.


Высшее учебное заведение закрытого типа, основанное в 1816 году в Санкт-Петербурге на базе Педагогического института. Единовременно в Главном педагогическом институте проходили обучение около ста студентов. Большая часть будущих педагогов получали субсидии на получение образования из государственной казны. Известные выпускники института: И.А. Вышнеградский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Менделеев, М.Ф. Спасский, Н.Е. Цабель.


Когда же Таганрогскую гимназию преобразовали в классическую, Дьяконов стал преподавать латинский язык в низших классах, а с 1874 исполнять обязанности инспектора. Неоднократно был награжден – Св. Анны 2-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., орден Св. Владимира 4-й ст., медаль в память войны 1853-1855.

По отзывам коллег, Александр Федорович всегда отличался честностью и прямотой. При этом был строг и требователен, в некоторой степени формалист. Наушничества, шпионства, доносов не выносил. Будучи гласным городской Думы и до всего досматривался. В частной жизни был аккуратен до скупости. Жил крайне замкнуто и уединенно, нигде не бывал и никого у себя не принимал. Его внешний облик, манеры, жесты, присловия, были полны своеобразия и оригинальности и служили для гимназистов поводом для шуточного подражания. Его выражения «как мокрое горит», «нелегкая несет» и другие входили в обиход гимназической речи.

Откуда же возник миф о прототипе чеховского Беликова? Надо отметить, что сам Антон Павлович никогда не говорил о прототипах своих героев, так как прекрасно понимал, что любой герой соткан из множества образов.

Главным сторонником версии о Дьяконове-Беликове выступал Владимир Богораз. Можно предположить, что у Богораза были особые причины относится подобным образом к памяти Дьяконова, у которого он учился. Видимо были свои, сложные отношения.


«Я вырос в Таганроге и учился в таганрогской гимназии почти одновременно с Антоном Павловичем Чеховым. Он выглядел букой и все ходил по коридору мимо нашего класса, а мы прятались за дверью и дразнили его чехонью. Мы встретились потом в 1899 году в Петербурге и вместе вспомнили Таганрог и нашего инспектора гимназии Александра Федоровича Дьяконова, по прозвищу «Сороконожка» и «Серое пальто», который отчасти послужил прообразом «Человека в футляре».


Владимир Богораз (1865-1936). Писал под псевдонимами – Н. А. Тан, В. Г. Тан; известен также как Тан-Богора́з, Богораз-Тан. Российский революционер, писатель, этнограф (этногеограф, этнокультуролог) и лингвист (исследователь чукотско-камчатских языков, языка азиатских эскимосов, эвенского языка), северовед.


В свою очередь Павел Филевский (1856-1951), который также учился в Таганрогской гимназии и знавший лично Александра Федоровича, отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между «Человеком в футляре» и А.Ф. Дьяконовым ничего общего нет, и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя».

После выхода в отставку, Дьяконов проживал в доме на котором и висит упомянутая выше табличка. По его завещанию свой дом и соседний дом сестры он передал под училище, а накопленный капитал в 75 тыс. рублей – в пользу учителей начальных училищ.

По распоряжению Николая Анастасьевича Лицина, городского головы Таганрога, 03 марта 1903 года статского советника Дьяконова похоронили за счет города.

15 мая 1909 года благодарные учителя начальных училищ установили на его могиле памятник в виде дерева с отрубленными ветвями и отслужили панихиду.

Что же касается героя «Человека в футляре» учителя греческого языка Беликова, то подобно всем литературным созданиям он, конечно же, собирательный образ.

Например, А.П. Чехов в своем дневнике записал об известном публицисте Меньшикове:

«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца».

Так же писал и о своём брате Иване Чехове:

«Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дёшево и выгодно и даже в хорошую погоду берёт с собой зонтик».

Ну, а выражение «Человек в футляре», стало нарицательным, означая одинокого человека, который закрыт от всего мира, создавая вокруг себя «футляр».

Чеховский «Человек в футляре» – кто он? Чехов, Таганрог, Русская литература, Человек в футляре, Длиннопост
Чеховский «Человек в футляре» – кто он? Чехов, Таганрог, Русская литература, Человек в футляре, Длиннопост

Таганрог, ул. Чехова, 73

Чеховский «Человек в футляре» – кто он? Чехов, Таганрог, Русская литература, Человек в футляре, Длиннопост

А.Ф. Дьяконов (1825-1903)

Чеховский «Человек в футляре» – кто он? Чехов, Таганрог, Русская литература, Человек в футляре, Длиннопост

Владимир Германович Богораз (1865-1936)

Чеховский «Человек в футляре» – кто он? Чехов, Таганрог, Русская литература, Человек в футляре, Длиннопост

Михаил Осипович Меньшиков (1858-1918)

Чеховский «Человек в футляре» – кто он? Чехов, Таганрог, Русская литература, Человек в футляре, Длиннопост

Иван Павлович Чехов (1861-1622)

Показать полностью 6
14

Кто же написал «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»?

Кто же написал «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»? 12 стульев, Ильф и Петров, Михаил Булгаков, Катаев, Мастер и Маргарита, Длиннопост

Как кто? Ильф и Петров, конечно же. Но так ли это? И почему спустя десятилетия возникают вопросы и сомнения в их авторстве?

Итак…

Любимейшая книга нескольких поколений советских читателей; книга, растасканная на сотни цитат и афоризмов (мой папа был турецко-подданный, ближе к телу, как говорил Мопассан, почём опиум для народа? и т.п.); книга подарившая миру обаятельнейший образ комбинатора и проходимца Остапа Бендера; книга, история которой творилась на виду у всех и не раз и не два была рассказана авторами и причастными – какие еще вопросы могут быть к ней? Могут.

Роман «Двенадцать стульев», по официальной версии, написан совместно Ильей Ильфом и Евгением Петровым осенью 1927 года буквально за несколько месяцев. И уже с января 1928 года стал публиковаться в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1-7), и в том же году издан отдельной книгой. Согласно воспоминаниям Евгения Петрова, тему для книги подсказал Валентин Катаев, старший брат Евгения, который возжелал стать немного-немало – «советским Дюма-отцом» и потому выбирает будущих помощников на роль «литературных негров» для написания авантюрного романа о поисках сокровищ. Работа увлекла молодых соавторов и вскоре они творят уже сами, без вмешательства «мэтра», который благородно самоудаляется от создания шедевра, выпросив напоследок «Посвящается Валентину Петровичу Катаеву» и золотой портсигар.

Эта история растиражирована настолько и самими Ильфом и Петровы, и Катаевым, что уже давно сложно отделять легенду от действительно происходивших событий.

Правда, при малейшем анализе данного сюжета возникает множество вопросов:

– в «литературные негры» берут уже набивших руку писателей, которые смогут выдавать продукт нужного качества и количества, а не двух корреспондентов газеты «Гудок», которые никогда еще не писали вместе, а созданное ими самостоятельно не сложнее двухстраничных фельетонов;

– если «литературные негры» показывают хороший результат их не отпускают на волю, а загружают следующей работой. Иначе зачем огород городить?

– «литературные негры» могут публиковать свои творения только под брендом мэтра (для этого и был нужен Катаев), а у наших новоиспечённых романистов, еще до завершения книги, сразу и договор, и редактура, и прохождение цензуры и запланированная публикация в журнале.

Впрочем, на эти каверзные вопросы имеются простые ответы.

Никаких «литературных негров» не было и в помине. А история была просто остроумной выдумкой и как всякая выдумка менялась и путалась время от времени.

История романов «12 стульев» и «Золотой теленок» намного сложнее фарса о двух латентных гениях, который играючи, без литературного и фактологического багажа, не оставив черновиков вдруг выдали тексты, навсегда вошедшие в золотой фонд советской классики.

Надо признаться, что на роль настоящего автора романов выдвигаются различные писатели.

Это, прежде всего, сам Валентин Катаев. Личность замечательная и по таланту, и по деловой хватке. Считал себя учеником Ивана Бунина. Кстати, сам же Бунин так охарактеризовал Катаева:

«Был Валентин Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки...»

Но…. Только талант Катаева в полной мере раскроется значительно позже, а пока он в конце 20-х один из многих ярких, сочных представителей южной школы, имеющий за плечами повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса, 1928), комедия «Квадратура круга» (1928).

Еще один претендент – Сергей Сергеевич Заяицкий (1893-1930) – поэт, писатель, беллетрист и переводчик. Автор ряда сатирических произведений: «Земля без солнца», «Красавица с острова Люлю», «Баклажаны», «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». Был близко знаком с Булгаковым, Волошиным, Леоновым и др. При этом Булгаков неоднократно читал свои произведения на его квартире (воспоминания Л.Белозерской). Из материалов архива музея Волошина в Коктебеле известно, что перед свой смертью Заяицкий закончил большой роман, так и не найденный впоследствии.

И, наконец, третий и главный претендент на авторство дилогии – Михаил Афанасьевич Булгаков. Именно его фигура вызывает ныне больше всего споров, особенно после выхода книги Ирины Амлински «12 стульев от Михаила Булгакова».

Основные доводы авторства Булгакова:

– Ильф и Петров кроме этих двух книг ничего сильного и не написали. Написаны очень быстро с немыслимой скоростью для любителей;

– писать в тандеме труднее, так как это всегда замедляет любой процесс;

– отсутствует рукопись, черновики, планы, намётки, варианты романа, есть только намеки на какие-то шутки в записных книжках Ильфа;

– у Булгакова после публикации «12 стульев» внезапно появилась 3-х комнатная квартира;

– в романе крайне нелицеприятно описаны образы некоторых современников, например Маяковского (Никифор Ляпис-Трубецкой и его «Гаврилиада») с которым были личные нелицеприятные отношения у Булгакова, а не у Ильфа с Петровым;

– в «12 стульев» и «Золотом теленке» есть множество заимствований из Булгакова;

– мелодика фраз Булгакова совпадает с книгами Ильфа и Петрова. Например, «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми» («12 стульев») и «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» («Мастер и Маргарита»). «Лизанька, в этом фокстроте звучит что-то инфернальное. В нем нарастающее мученье без конца» и «В этом флотском борще плавают обломки кораблекрушения».

Если позволите, то конспирологические причины создания дилогии рассматривать не стану. Заговор ГПУ, борьба с Троцким, приказ Сталина о написании книг и прочее.

Аргументы против авторства Булгакова или кого либо еще, кроме Ильфа и Петрова:

1. Ильф и Петров кроме этих двух книг ничего сильного и не написали.

Что сильного после или до «Горе от ума» написал Александр Грибоедов? А Маргарет Митчелл? Джером Сэлинджер? Харпер Ли? Чернышевский? Подобное сплошь и рядом в мировой литературе. Авторов одной знаменитой книги очень много. И это не умоляет их талант.

2. Писать в тандеме труднее, так как это всегда замедляет любой процесс.

Совершенно нелепое утверждение! Братья – Гонкур, Вайнеры, Стругацкие, соавторы – Генри Лайон Олди (Ладыженский и Громов), Макс Фрай (Мартынчек и Стёпин), Марина и Сергей Дяченко. Анн и Серж Голон пример прекрасного совместного творчества, когда возникает эффект синергии (усиливание эффектом взаимодействия). Соавторы зажигаются друг от друга, подстёгивают творчество и на выходе получается не просто сумма двух творческих единиц, а многократное возрастание.

При этом у каждой пары соавторов были своя методика написания – по главе или по очереди, или совместно работая над каждой фразой.

Любопытно, что и братья Стругацкие когда работали порознь – Борис под псевдонимом С. Витицкий, а Аркадий – С. Ярославцев, – не создали книг вровень со своими, ставшими культовыми работами.

3. Отсутствует рукопись, черновики, планы, намётки, варианты романа.

Потеря рукописей и черновиков очень частое, и, увы, печальное событие в литературе. Понадобилось несколько столетий, чтобы найти рукописи Шекспира и Шолохова. Будем верить, что и в случае с Ильфом и Петровым рукописи не горят.

4. У Булгакова после публикации «12 стульев» внезапно появилась 3-х комнатная квартира.

Не следует забывать постулат – после этого не означает в следствии этого. Именно в 1927 году у Булгакова накопился внушительный гонорар в 28 000 руб. за постановку его пьес, который и позволил ему купить и обставить квартиру.

5. И самый главный аргумент в пользу Ильфа и Петрова, это программная текстологическая обработка произведений Ильфа, Петрова, Булгакова и Заяицкого, выполненная Н.К. Мамаевым, М.А. Марусенко, А.Л. Ронжиным и К.Р. Пиотровской с помощью метода Дельты Бёрроуза для определения авторства анонимных и псевдонимных литературных произведений на русском языке.

Которые пришли к выводу – что с точки зрения частот употребления слов дилогия близка к произведениям И.Ильфа и Е. Петрова, а также что имеется связь между дилогией и произведениями М. Булгакова — скорее всего, можно говорить о возможном вкладе писателя в работу над романами.

Не следует забывать, что все участники варились в одном газетно-литературном мире, где в общем пространстве существовали словечки, аллюзии, сюжеты, образы.

Если немного перевернуть ситуацию, то…

На самом деле авторами "Мастера и Маргариты" являются Ильф и Петров!

– «Мастер и Маргарита» – гениальное произведение, а Булгаков кроме этой книги ничего сильного и не написал (знаменитое "Собачье сердце" прославилось только благодаря экранизации);

– название «Мастеру и Маргарите» было окончательно дано только после смерти Ильи Ильфа в 1937 году, а до этого соавторы не могли договориться о названии;

– в «Мастере и Маргарите» есть множество заимствований из книг Ильфа и Петрова. Они в своих фельетонах нередко критиковали своих собратьев по перу, но про Булгакова у них – ни слова!

Абсурд, скажите вы? Верно.

В литературе навсегда останутся имена и Булгакова, и Ильфа с Петровым. И никто из них не нуждается в искусственных подпорках и чужой славе.

Ибо славы им хватает своей.

Илья Ильф и Евгений Петров

Кто же написал «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»? 12 стульев, Ильф и Петров, Михаил Булгаков, Катаев, Мастер и Маргарита, Длиннопост

Разворот первого издания книги «12 стульев», журнал "Тридцать дней", №1 за 1928 г., стр. 34-45

Кто же написал «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»? 12 стульев, Ильф и Петров, Михаил Булгаков, Катаев, Мастер и Маргарита, Длиннопост

Валентин Катаев

Кто же написал «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»? 12 стульев, Ильф и Петров, Михаил Булгаков, Катаев, Мастер и Маргарита, Длиннопост

Сергей Заяцкий

Кто же написал «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»? 12 стульев, Ильф и Петров, Михаил Булгаков, Катаев, Мастер и Маргарита, Длиннопост

Михаил Булгаков

Показать полностью 4
8

Санкт-Петербург или Таганрог? Нелегкий выбор Петра Великого

3 марта 1771 г. императрица Екатерина II пишет очередное письмо Франсуа Мари Аруэ, более известному под именем Вольтер.

Она уже состоит в переписке с величайшими европейскими умами того времени: Д’Аламбером, Дидро, Фридрихом Гриммом.

С Вольтером же её переписка началась с любопытного казуса – в 1769 году на почту г.Женевы пришло письмо с необычным обращением: «Королю поэтов, философу народов, оратору отечества, историку..., покровителю искусств, ценителю талантов, врагу фанатиков, защитнику угнетенных, отцу сирот, опоре бедных, примеру для подражания богатым».

Служащие почты оказались весьма смышлёными и доставили послание в имение Ферне на границе Франции и Швейцарии, где и проживал «философ народов» Вольтер.

Вскоре он стал для императрицы близким другом, с которым она делилась планами и переживаниями. «Вольтеру обязана я своим образованием» – однажды признается Екатерина.

Не остались в стороне от увлечения императрицы Вольтером и ее подданные. Посещая Париж, они смотрели его пьесы в Комеди Франсез, читали «Философские письма», порой встречались с «королем поэтов» в салонах.

Знаменитого француза первым на русский язык перевел Кантемир, потом — Ломоносов. В знакомстве с Вольтером состояли Кирилл Разумовский и Михаил Воронцов. В его имении философа гостил граф Шувалов.

Что же касается письма от 3 марта, то в нем хвалилась постройкой Азова и Таганрога, что весьма не нравится султану Мустафе и напишет, среди прочего, следующее:

«…Что же касается Астрахани, я вам скажу, что климат Таганрога гораздо лучше и здоровее, чем в Астрахани. Все, возвращающиеся оттуда, говорят, что нельзя достаточно похвалить этот город, о котором я вам расскажу анекдот, подражая старухе из Кандида.

Петр Великий, взяв Азов, захотел устроить порт на море и выбрал Таганрог. Порт был выстроен. Затем он колебался, построить ли Петербург на Балтийском море, или сделать город из Таганрога. Наконец, обстоятельства заставили его выбрать Балтийское море. Мы не выиграли относительно климата: там почти нет зимы, между тем как наша слишком длинная...»

Для нас, таганрожцев, это особо ценное признание того, что в планах Петра Великого был все же выбор – Таганрог или Санкт-Петербург.

Что же касается отсутствие слова «столица» в письме применительно к Таганрогу, то и судьба Санкт-Петербурга как столицы решилась не в одночасье. И нет в природе как такого Указа императора о переносе столицы из Москвы.

Санкт-Петербург или Таганрог? Нелегкий выбор Петра Великого Санкт-Петербург, Таганрог, Екатерина II, Длиннопост
Санкт-Петербург или Таганрог? Нелегкий выбор Петра Великого Санкт-Петербург, Таганрог, Екатерина II, Длиннопост
Санкт-Петербург или Таганрог? Нелегкий выбор Петра Великого Санкт-Петербург, Таганрог, Екатерина II, Длиннопост
Санкт-Петербург или Таганрог? Нелегкий выбор Петра Великого Санкт-Петербург, Таганрог, Екатерина II, Длиннопост
Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!