Ligoriya

Ligoriya

На Пикабу
Дата рождения: 22 апреля 1991
поставил 3811 плюсов и 160 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
3980 рейтинг 7 подписчиков 22 подписки 35 постов 6 в горячем

«Жизнь коротка, искусство вечно»

1918 год. В общей суматохе гражданской войны никто не замечает, как 6 апреля умирает человек, открывший миру Шаляпина, Серова, Васнецова и многих других деятелей искусства, человек весьма дальновидных взглядов - Савва Иванович Мамонтов. В широких кругах он имел репутацию мецената, и подобно флорентийскому покровителю наук и искусств Лоренцо Медичи за Саввой закрепилось прозвище «Великолепный». Его история — это прежде всего история большой любви. Любви к русской опере и русскому искусству.

«Жизнь коротка, искусство вечно» Биография, История России, Длиннопост, Очерк

«Вся жизнь театр»

Красной нитью проходит через жизнь Саввы Ивановича любовь к театру. С самой его юности и до самой смерти. Впервые в годы учебы в гимназии, а затем и в университете Савва проявляет огромный интерес к театральным постановкам, но больше всего его занимает опера.

Отец Саввы, Иван Фёдорович, видит в сыне будущего преемника своего железнодорожного дела и возлагает на него большие надежды, и потому он не сильно рад тому факту, что юноша, вместо того чтобы прилежно учиться, увлекается театром и мелькает на тайных студенческих говорильнях. Однажды Иван Фёдорович получает предостерегающее письмо о будущем его сына, если тот не покинет университет. Тогда он без промедления принимает решение отправить Савву на Восток, где молодой человек будет заниматься делами отца и наконец научится ответственности вдали от богемных соблазнов.

Так и происходит. Правда через год Савва возвращается в Москву, и отец снова отсылает его, только теперь уже в Милан. Там по задумке Ивана Фёдоровича сын будет обучаться европейским методам торговли, а конкретно — торговли шелком. Но Милан - не Баку, здесь у Саввы снова появляется возможность заниматься любимым делом. Теперь он хочет постичь итальянскую школу пения. Для этого каждый день к нему приходит маэстро и добросовестно и методично переделывает голос Саввы на итальянский манер. Так продолжается до тех пор, пока случай не заносит молодого человека в гости к Сапожниковым, где он знакомится со своей будущей супругой, Елизаветой Григорьевной.

«Жизнь коротка, искусство вечно» Биография, История России, Длиннопост, Очерк

Особый триггер – музыка

Образ девы, которая подобно музе стоит посреди залитой солнцем гостиной близ рояля и просматривает ноты, интригует молодого Савву Ивановича, а милый голос и высокая культура девушки будят в нем первую нежность. Он спросит её: «Вы играете?», и она ответит: «Грамоты еще можно не знать, а вот чтоб на инструментах не играть, такого невозможно».

Елизавета Григорьевна получила хорошее образование, с юности увлекалась музыкой и поэзией. Первая встреча будущих супругов происходит в Милане, куда семнадцатилетняя Лиза с матерью останавливаются во время путешествия по Европе. После недолгого периода общения и романтических прогулок молодые получают благословение родителей, и 25 апреля 1865 года играют настоящую купеческую свадьбу в усадьбе Мамонтовых в Кирееве.

Спустя 5 лет Савва Иванович приобретает для молодой семьи собственное имение в Абрамцево. Здесь в последующие годы развернется знаменитый абрамцевский художественный кружок, члены которого любили и уважали не только хозяина дома, но и души не чаяли в Елизавете Григорьевне и всегда с особым теплом о ней отзывались.

Лето в Абрамцево проходило весело и беззаботно. Гости, среди которых были Поленов, Антокольский, Серов, Коровин, Репин, Васнецовы, Врубель, Нестеров и многие другие, участвовали в домашних спектаклях, рисовали, сочиняли и музицировали. Под руководством Елизаветы Мамонтовой в Абрамцево организовывались мастерские традиционных художественных ремёсел. Вся эта тёплая, творческая атмосфера вдохновила Савву Ивановича к созданию Московской частной русской оперы.

«Жизнь коротка, искусство вечно» Биография, История России, Длиннопост, Очерк

«Искусство требует средств!»

«А средства Савва Мамонтов имел и потому всю жизнь следовал одному твердому правилу — учиться у лучших педагогов, лечиться у лучших врачей, окружать себя людьми выдающимися и, по возможности, великими, пусть в будущем»1.

Далеко не все могли понять стремление Саввы Ивановича создать Частную русскую оперу. Особенно в начале на него комом обрушился вал сплетен, домыслов и критики. На деле всё объясняет простая формула: любовь к русскому искусству, помноженная на любовь к театру.

Он хлопотал и вкладывал немалые силы и средства, чтобы организовать оперу на русском языке, ориентировался в основном на русские произведения. Что было в то время большой редкостью, так как преимущественно партии исполнялись на иностранных языках: итальянском, немецком, французском.

И вот свершилось – 9 января 1885 года в Москве зрителям была представлена опера Александра Даргомыжского «Русалка». Рецензии критиков были разными, но все они давали высокие оценки декорациям и костюмам. Вот одна из первых рецензий, напечатанная в газете «Театр и жизнь»:

«В области театральной антрепризы всего дороже, когда она находится в руках людей, искренне любящих дело театра, и которыми (умело или неумело — это другой вопрос) руководит артистическое чувство, художественный вкус, а не барышнические инстинкты…»1.

Была и негативная критика, но Савва Иванович упорно продолжал реализацию своих творческих замыслов, и постепенно рецензии критиков становились все лучше. В одном из писем он писал:

«Наблюдается знаменательное явление. Публика резко выражает симпатии к русским операм, а из иностранного репертуара ничего знать не хочет. Хорошо исполненные «Ромео и Джульетта» или «Самсон и Далила» не собирают и трети театра. Словом, князья, бояре, витязи, боярыни, простонародье, скоморохи со сцены не сходят»1.

1899 год. Волна успеха накрывает Частную русскую оперу, однако жизнь снова вносит свои коррективы, и задумкам Саввы Ивановича уже не суждено будет свершиться. В результате проведенной ревизии заводов и железнодорожных объектов Мамонтова помещают в тюрьму «Каменщики». Арест становится переломным моментом, в результате которого, как прекрасно понимает сам Савва, он выйдет на свободу совершенно нищим человеком. Но даже находясь в заключении он не перестает думать о театре и искусстве. Эти мысли как обычно спасают его дух.

«Жизнь коротка, искусство вечно» Биография, История России, Длиннопост, Очерк

«Нет, не виновен»

В июле 1900 года Савва Иванович выходит на свободу. Он лишается всего своего имущества: дома на Садово-Спасской улице – свадебный подарок отца, злополучных заводов, акций железной дороги. Что же до Частной оперы, костюмы и реквизит распроданы, а труппа переходит в Театр Зимина.

Казалось, что такого человека как Савва Мамонтов трудно сломить, что он вполне способен начать всё с начала. Время от времени он продолжает получать разные деловые предложения от своих знакомых. Только на поверку часть из них оказывается пустыми, а от других Савва Иванович отказывается сам. Он переезжает жить в бревенчатый дом за Бутырской тюрьмой, где с 1896 года помещалась гончарная мастерская, превратившаяся со временем в небольшой заводик.

С момента судебного разбирательства и до самой смерти Саввы Мамонтова проходит 18 лет, наполненных как радостными, так и горестными событиями. Савву Ивановича помнят, его навещают дети, внуки, друзья. С ним продолжают советоваться, к его мнению прислушиваются, приглашают на торжества. В 1909 году он издает брошюру «О железнодорожном хозяйстве в России». И все же трагических событий происходит в его жизни куда больше, а груз их велик: Савва Иванович хоронит двоих своих детей, внука, жену, близких друзей.

А затем весной 1918 года умирает и сам Савва Иванович Мамонтов.

«Жизнь коротка, искусство вечно» Биография, История России, Длиннопост, Очерк

«Каждый человек – мостик»

В жизни ведь как – все и всё между собой так или иначе связаны, а люди как мостики. Одни представляют собой крупную монолитную конструкцию, другие - яркую достопримечательность, третьи на фоне «звездных» товарищей просто безликий объект дорожной инфраструктуры.

В судьбах многих людей Савва Иванович Мамонтов стал ключевым и связующим мостом. Именно этому человеку они будут обязаны своим успехом. Савва обладал особым умением найти и зажечь в человеке искру божью, разглядеть скрытый талант, и он верил в этот самый талант, верил в человека.

Его вклад в развитие русского искусства колоссален. Не меньший вклад принесли и его железные дороги. Особенно это ощутили в период Первой мировой войны. Вот отрывок статьи В.М. Дорошевича в газете «Русское слово» от 22 мая 1915 года:

«Два колодца, в которые очень много плевали, пригодились. Интересно, что и Донецкой и Архангельской дорогой мы обязаны одному и тому же человеку. „Мечтателю“ и „Затейнику“, которому очень много в свое время доставалось за ту и за другую „бесполезные“ дороги — С. И. Мамонтову. Когда в 1875 году он „затеял“ Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. <…> Но он был упрям. Слава богу, что есть еще на свете упрямые люди. И не все еще превратились в мягкую слякоть, дрожащую перед чужим благоразумием. Когда С. И. Мамонтов на нашей памяти „затеял“ Архангельскую дорогу, поднялся хохот и возмущение. Было единогласно решено, что он собирается строить дорогу — вопреки здравому смыслу. Возить клюкву и морошку? У „упрямого“ человека выторговывали: хоть узкоколейку построить. И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским „затеям“. „Бесполезное“ оказалось необходимым. Что это было? Какое-то изумительное предвидение? Что надо на всякий случай? Застраховаться? Какая-то гениальная прозорливость? Или просто — случай? <…> Есть пословица у нас: кого люблю, того и бью. Должно быть, мы очень „любим“ наших выдающихся людей. Потому что бьем мы их без всякого милосердия»2.

Возможно лишь о двух вещах сожалел Савва Иванович: что мало общался с отцом, пока у него была такая возможность, и что обидел и предал когда-то свою Лизу. А о деньгах и театре, если и сожалел, то не так сильно.

Не даром девиз его Частной оперы гласил: «Жизнь коротка, искусство вечно».

Библиография:

  1. Бахревский В. А. - «Савва Мамонтов»

  2. Копшицер М.И. - «Савва Мамонтов. Серия: Жизнь в искусстве»

Показать полностью 5

Дарьяльское ущелье

Дарьяльское ущелье

В Грузию на авто. Туда и обратно

В прошлом году мы с мужем отправились с путешествие на машине в Грузию. Я очень мечтала об этой поездке, ждала и долго уговаривала супруга. Но он ни в какую не соглашался, и родственники были против такой авантюрной затеи. Но вот несмотря на все протесты родных, коллег и знакомых, муж сдался и согласился.

Я тщательно распланировала наш маршрут, остановки, питание, гостиницы. В результате путешествие получилось очень насыщенным и интересным. Супругу понравилось и сейчас он уже сам поговаривает, что готов снова поехать в подобное путешествие.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

Чем нас пугали

«Вас будут останавливать и пытаться развести на деньги»

У нас подобных случаев не было. Остановили один раз в Ростове на Дону, видимо с целью проверки документов. Но спустя минуту махнули «езжайте».


«Везде пробки, плохие дороги и т.д.»

2 раза мы попали в сильную пробку. Оба раза в Московской области. Первый был, когда

мы уезжали. Была пробка на МКАДе (будний день, 7 утра). Второй раз, когда возвращались. Стоило пересечь границу Московской области, и мы тут же встали.


«На границе люди стоят по 12 часов»

Вот тут правда. Но мы не стояли. Наша поездка пришлась на конец апреля-май (до начала активного туристического сезона). Таким образом, когда мы ехали обратно (2 мая), мы действительно наблюдали всю эту огромную очередь на границе с российской стороны.


«Все будут пытаться проехать за ваш счет на платной дороге»

У нас таких прецедентов на пункте оплаты не было. Может быть сказалась опять-таки не сезонность нашей поездки, и, в связи с этим, количество машин было меньше.

Подготовка

Перед поездкой я купила транспондер, так как планировали ехать по платной трассе М4.

Набрали кучу перекусов в дорогу: фрукты, сыр, йогурты, ряженку и даже термос с кофе.

День первый – выезд.

Запланированный на 6 утра выезд, мы, конечно, пропустили. И выехали на 40 минут позже. Еще не было 7 утра, а МКАД был уже в пробках. Особенно в районе шоссе Энтузиастов и Каширки. Пришлось объезжать по Новорязанке. Примерно в 10 мы приехали в Каширу.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

Мы немного прогулялись по этому маленькому городу, окраине Московской области. Затем наш путь лежал через Тульскую и Липецкую области. Это был самый скучный участок пути. Останавливались только 1 раз на заправке. И вот в 16:30 были уже в Воронеже.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

Воронеж мне очень сильно понравился! Город красивый, современный и развитый. Однозначно стоит приехать еще раз и поближе познакомиться с этим чудесным городом. На ночь остановились в отеле Дегас Лайт. Весьма хороший отель с парковкой.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

День второй – парковый.

Утром еще немного прогулялись по Воронежу, заглянули в парк «Алые паруса» и поехали в сторону Ростова на Дону.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

Воронежская область подарила нам напоследок 2 штрафа – дороги хорошие, прибавили скорости больше положенного. К обеду приехали в Старую Станицу (Ростовская область). Целью был Парк Лога – невероятно красивое и интересное место.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

В парке мы долго гуляли, смотрели птиц, перекусили в очень недорогом кафе «Святогор», стилизованном под голову богатыря. Уезжать из такого места совсем не хотелось. Но в Ростове на Дону нас ждала гостиница для ночлега.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

День третий – зоопарковый.

Утром, около 9 часов, отправились смотреть зоопарк. Входной билет стоил (20.04.19) всего 250 рублей, включая посещение террариума и аквариума. Когда мы приехали, людей было еще совсем мало, и парковка была свободной. У многих животных установлены новые современные вольеры.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

Сам зоопарк очень большой, один из крупнейших в России. Спустя пару месяцев после путешествия, мы решили съездить погулять в Московский зоопарк. Так вот Ростовский мне понравился больше! И дешевле, и людей меньше – есть возможность рассмотреть животных.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

К слову о животных.. Когда мы подошли к вольеру тигра, он был чем-то не доволен и тихонько рычал. Я хотела уйти и отвернулась. А когда обернулась к мужу, увидела только как эта туша (тигр, не муж) летит на стекло с открытой пастью и растопыренными лапами. В общем хоть кирпичный заводик открывай. Напугалась я знатно. И судя по отметкам на стекле делает тигр так часто. Я ушла смотреть более миролюбивых зверушек, а муж остался. Он тот еще кошатник. Потом рассказал, что тигр еще какое-то время ходил и злился, а потом успокоился, улегся на солнышко и излучал мир и любовь.

В Грузию на авто. Туда и обратно Путешествия, Длиннопост, Воронеж, Ростов-на-Дону, Парк Лога, Путешествие по России, Автопутешествие

Уезжая из зоопарка в полдень, заметили, что вся парковка была забита машинами. По дороге в Пятигорск остановились поесть настоящей донской ухи, приготовленной на костре, в кафе «У Щукаря». Порция огромная, уха вкусная. А уже в десятом часу приехали в отель Маск в Иноземцево (Пятигорск).

Показать полностью 10

ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди

ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война

Пушечный ДОТ установили в ущелье реки Мачахела в 1940 году.

ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война

ДОТ представляет собой сверхпрочное железобетонное сооружение с небольшими помещениями для военнослужащих и хранения боеприпасов.

ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война

Стационарная пушка обеспечивала огневой контроль приграничных дорог, ведущих вглубь региона.

ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война
ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война

В 1958 году боевое оружие с ДОТа было демонтировано.

ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война
ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война
ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война
ДОТ времён Второй мировой войны в селе Скурдиди Длиннопост, Пушка, Сооружения, Аджария, Дот, Вторая мировая война
Показать полностью 8

Корабли

Корабли Картина маслом, Море, Корабль, Рисунок, Длиннопост
Корабли Картина маслом, Море, Корабль, Рисунок, Длиннопост
Корабли Картина маслом, Море, Корабль, Рисунок, Длиннопост
Корабли Картина маслом, Море, Корабль, Рисунок, Длиннопост

Художник Гори Владимир Феодосиевич

Показать полностью 4

Зимняя сказка

Зимняя сказка

Скоро весна!

Скоро весна!

Зимний лес

Зимний лес Фотография, Пейзаж, Лес, Длиннопост
Зимний лес Фотография, Пейзаж, Лес, Длиннопост
Зимний лес Фотография, Пейзаж, Лес, Длиннопост
Зимний лес Фотография, Пейзаж, Лес, Длиннопост

Комитетский лес, Подмосковье

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!