Некоторое мнение об игре What Remains of Edith Finch
В начале стоит предупредить, что в статье присутствуют небольшие СПОЙЛЕРЫ.
Особняк Финчей
Действие разворачивается в фамильном особняке Финчей. Игра от первого лица и играем мы за девушку — Эдит — последнюю представительницу рода Финчей. Она приехала в особняк, чтобы разузнать, почему же она осталась одна и что стало со всеми её родственниками.
Надо сказать, дом больше напоминает музей с законсервированными комнатами людей, которых уже давно нет в живых. В каждой из них отражение эпохи, в которой жил владелец комнаты. Когда мы только попадаем в дом, мы видим, что все двери запечатаны, но на них есть таблички с именем владельца, годами рождения и смерти. Еще на каждой двери есть глазок, чтобы можно было заглянуть в комнату. Если представить такой дом в реальности, можно вообразить как живые люди жили в нем практически наравне с мертвыми. Брр! К тому же, судя по устройству дома, нормальных комнат уже перестало хватать и пришлось делать какие-то ненадежные на вид конструкции-надстройки, которые вы можете увидеть на первой фотографии.
Проникая вглубь дома мы находим потайной ход и, продвигаясь по нему, исследуем комнаты. В комнатах видим в какую эпоху жил родственник, какого он был возраста, чем увлекался. Находим дневники, записки, письма. Они переносят нас в отдельную игру с отдельным сюжетом, в котором мы можем увидеть, что случилось с этим родственником и как он умер. Причем от лица этого самого родственника.
Эти малые сюжеты и являются основной фишкой игры. Они визуализированы в весьма оригинальной форме. Одна из историй стилизована под комикс, другая связана с галлюцинациями персонажей, где мы превращаемся то в кошку, то в сову, то в акулу. Каждая история рассказана торжественно, без драмы утраты (в любом случае, мы в этих историях играем за родственников, которые в конце своей истории умрут, какая уж тут утрата), но об истинной причине мы можем только догадаться. Где-то они более очевидны, где-то менее. Например то, что парень спрыгнул с качелей в обрыв, потому что возомнил себя космонавтом — более очевидна, чем то, что случилось с парнем, который прожил в бункере 30 лет, а потом решил выйти на улицу. Вроде как он погиб от поезда, но поездов на этом острове уже давно нет.
Считается, что над родом Филчей висит страшное проклятие, но на самом деле, я считаю, что вовсе не в проклятье дело. Халатное отношение к детям (например, младенец погибает, потому что его мать болтала по телефону, оставив ребенка в ванной, а он тем временем сумел открыть воду и попросту утонуть. Хотя игра нам показывает все это глазами младенца — он видит заводных лягушек и крякающих уточек и пузырьки и это все танцует, кружится. Управляем мы кстати игрушечной лягушкой — кружимся с уточками в пузырьках и случайно (?) прыгаем на смеситель, открыв воду); дикие нарушения элементарной техники безопасности (начиная от запускания воздушного змея в грозу и заканчивая ненадежными постройками); никакого инстинкта самосохранения (даже у основного персонажа, за которого мы играем!) и списывание этого на «проклятие».
Более того, большинство членов семьи имеют очевидные проблемы с головой. У кого-то галлюцинации, кто-то запирается в бункере без видимых на то причин, кое-кто вообще планировал перетащить дом целиком, прикрепив его на барже, что уж говорить про законсервированные комнаты мертвых родственников.
Что понравилось:
— визуальная составляющая;
— интересные стилистические решения маленьких сюжетов, индивидуальность их геймплея;
— потайные ходы в доме;
— жутковатая атмосфера.
Что не понравилось:
— однообразные действия в историях крайне меня утомляли. Открытие консервных банок, работа на конвейере, раскачивание на качелях, бесконечный запуск воздушного змея, перепрыгивание с ветки на ветку, когда играешь за кошку. Не понимаю для чего это сделано — погружение в атмосферу? Растягивание геймплея? Такие моменты были в каждой истории и мне они кошмарно надоели, хоть и были иногда сопровождены текстом, хотелось побыстрее их пройти и отвязаться уже. Однако будь они чуточку покороче — все уже было бы гораздо лучше.
— Меня немного раздражало то, что главная героиня, будучи уже глубоко беременной, приезжает ОДНА в старый страшный дом под вечер, шарится там ночью без электричества и даже фонарика, изучая призраков прошлого. И ладно бы просто ходила, а то ведь и по веткам дерева прыгает, без шуток. Вот вам и «проклятие рода».
— Смысл всей игры и ее финала «Все умерли». Это не в моем вкусе.
Ощущение от этой игры в конце концов осталось тягостное. Может быть, если бы финал был чуть изменен, такого впечатления бы не осталось. В целом интересно, рекомендую ребятам, кому нравится что-то трагичное, немного жутковатое, но при этом достаточно спокойное. Не жалею, что прошла, но, думаю, что перепроходить навряд ли буду.
Всем спасибо за внимание!