Clear0206

На Пикабу
поставил 463 плюса и 9 минусов
472 рейтинг 17 подписчиков 54 подписки 4 поста 0 в горячем

Об одном замечательном коллеге и его творческом наследии

В силу непреодолимых обстоятельств, половину учебного года я работаю, как и всё нормальные люди, на месте, предоставляемом работодателем. То есть хожу на работу шесть дней в неделю. А вот весной вся моя трудовая деятельность проходит дома, за компьютером. Часто это механический, рутинный труд, в который можно не вовлекаться. При этом фоном я включаю ютуб и часто пересматриваю цикл передач Хроники московского быта.

И всегда мне был интересен ведущий - добродушный пухляш Алексей Митрофанов. Помню, пару лет назад я даже искала информацию о нём, но тогда ничего не нашла. А вчера нашла его телеграм-каналы и узнала, что человек, оказывается, умер в феврале этого года.

Я огорчилась, но села и стала читать. Первый, прочитанный мной уже полностью, носит название по имени создателя - Алексей Митрофанов. В нём - исторические заметки о российских городах, персоналиях, о еде, напитках и котиках. История повседневности, многим не знакомая и порой, непонятная. В целом, это и были основные интересы Алексея Геннадьевича.

В процессе чтения у меня каналы А было так (история), Читательская слободка (литература) и Котики в мировой культуре (ну, тут понятно).

И вот из прочитанного у меня сложилось впечатление, что Алексей Геннадьевич был очень одарённым человеком. С колоссальными знаниями, с любовью к своему делу. В одном из некрологов я узнала о его трудолюбии и железной трудовой дисциплине. Каждый день он работал и каждый день писал что-то как минимум в четырёх увлекательных и милых бложиках. Есть ещё его личный сайт, статьи для проекта Милосердие и несколько книг о русских городах. Человек был поразительной работоспособности.

А как это всё написано, мама дорогая! Грамотно, умно, с вниманием и теплотой к деталям, к истории нашей страны и народа, к её бытовой составляющей.

В некоторых постах Алексей Геннадьевич просил расшаривать его каналы. Очень радовался подписчикам и реакциям. Понятно, что сейчас ему уже не холодно и не жарко от того, будут ли его читать. Но мне очень захотелось, чтобы о таком авторе, историке, москвоведе узнало побольше людей.

Поэтому пишу пост, по названиям каналы легко находятся, но если нужно, прикреплю ссылки в комментариях. В пост не буду вставлять, а то итак на Пикабу много рекламы телеги.

Всём добра и крепкого здоровья. Алексею Геннадьевичу Митрофанову светлая память.

Показать полностью

Просто так

В этом году у нас осень какая-то удивительная - сравнительно теплая, по ночам ещё толком не было заморозков, поэтому тополя ещё не облетели и светятся утром и днем на солнце.
Приятно в такую погоду прогуляться неспешно, желательно под музыку или с кофе.
А вот бежать с работы, сломя голову, потому что из дома тоже ещё необходимо поработать, не очень приятно.
Сидишь, строчишь текст, при этом глядишь краем глаза в окно, мечтаешь о прогулке...
Увы, ближайшая прогулка, которая мне светит - в ближайший супермаркет за сигаретами незадолго до его закрытия.
Я, когда скачивала Пикабу и регистрировала аккаунт, думала, что в перерывах между писаниной, буду хотя бы что-то интересное почитывать, просматривать, мнениями с людьми обмениваться или ещё что-нибудь в этом духе.
А сегодня я в который раз захожу сюда и вижу трехлетней давности посты из ВК и Твиттера...
Прямо даже взгрустнулось: матерь божья! Во-первых, это же насколько я старая?
Во-вторых, надо же - я весь интырнет пересмотрела!

Второй пост по результатам поездки в Нерчинск

Нерчинск - это маленький городок на приблизительно 10-12 тысяч фактического населения на территории Забайкальского края. Был основан как острог в 1653 году, а чуть позже получил статус города. Входит в так называемый перечень исторических поселений России.

Мне очень хотелось посетить этот город ещё пару месяцев назад. Во-первых, потому что там расположен известный на весь край Бутинский дворец, который я не видела, а во-вторых, потому что от работы сильно хотелось сбежать куда подальше ото всех.

Возможность предоставилась в прошлые выходные. Надо сказать, что экскурсии в Нерчинский музей - это отдельное направление для местных турфирм. Туда охотно ездят школьники и студенты, особенно на каникулах. Здесь мне не очень повезло, по всем номерам ответили: только после набора группы. И в результате я автономно почесала на Автовокзал.

Билет на маршрутный автобус стоит 1000 рублей, обратный билет можно приобрести только в самом Нерчинске. Тут мне как-то стало не по себе и я поинтересовалась у друзей, есть ли в городе гостиницы?

Сказали: есть. И я покатила. На дорогу ушло 4 часа.

Здесь мне не хочется говорить о том самом Дворце XIX века, ради которого затевалась поездка. О нём много и подробно уже написали как мои коллеги, так и журналисты. В сети достаточно информации об этом.

Скажу только о своих впечатлениях от города и от Музея - они мне очень понравились. Несмотря на то, что город маленький, депрессивный, ни разу не восстановленный (здесь рекомендую загуглить фото Гостинного двора Нерчинска, расположенного на центральной площади города). Поесть можно примерно в трёх местах (Теремок, Русская душа, Жемчужина Востока) и это только в том случае, если не закрыто на спец обслуживание. Гостиницы безумно дорогие, хотя я на свою (Нерча) не в обиде.

"Жемчужин" города как минимум две штучки - упомянутый Бутинский Дворец, который представляет собой воистину грандиозное сооружение, как для времени, так и для места постройки. Сейчас в нём расположен Музей. Восстановлены некоторые исторические локации (музыкальный зал, кабинет, библиотека), а дальше всё по списку - зал Нерчинской каторги, флоры и фауны, советского периода, быта и культуры и т.д.). Стоимость посещения - 130 рублей, прости господи и храни всех музейных работников нашей необъятной.

Вторая достопримечательность - это Воскресенский собор, построенный в первой четверти XVIII века. Поражает своей нетипичной архитектурой, аутентичностью и частотой колокольного звона. Скажу вам, это очень необычно - выйти из Мавританской арки особняка Бутиных под колокольный звон и пойти в сторону того самого собора (пять минут налево наискосок).

Ещё очень понравились "пряничные" резные домики на набережной - дома купцов Колобовниковых и Шмулевских.

После посещения исторических мест и объектов, я всегда читаю о них всё, до чего могу дотянуться. Так и вчера, открыла интернет и начала копать. При этом выяснилась пара фактов, которые меня не могли оставить равнодушной.

Первый заключается в том, что паркет во Дворце, оказывается, оригинальный, а я глянула мельком и сделала вывод, что новодел (косяк). А вот второй непосредственно связан с моей специализацией, почему я и пишу сейчас этот пост.

В нескольких публикациях (но не источниках) я прочитала, что в 1930 годы в Бутинском Дворце располагался клуб. И в результате пострадали не только драгоценные коллекции, которые собирались хозяевами усадьбы, но и её ценные атрибуты - зеркала, как говорят, не имеющие аналогов во всём мире (!). Одно из них было уничтожено в процессе скандала, учиненного в помещении.

Так вот, один из журналистов упомянул о том, что гнусный вандал был пьян. А я задумалась - может ли быть такое, что в помещение клуба (а это, между прочим, основное культурно-массовое учреждение для рабочих и служащих) проник пьяный неадекват, посмевший уничтожить ценный объект историко-культурного наследия?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, понадобилось вспомнить, что ещё со времен НЭПа образование и культура финансировались все-таки по остаточному принципу, и по большей части держались на энтузиазме самого населения. Те же клубы, имея минимум финансирования на инвентарь и керосин, вынуждены были изворачиваться по-полной. То, что продажа пива в клубном буфете была нормой, отмечал в своих работах даже сам Луначарский. Возможно, продавали и что покрепче, но этого я не могу утверждать, не имея в распоряжении копии барной карты какого-либо клуба рассматриваемого периода.

Но при этом, вполне могу предположить, что "пьяная" версия уничтожения одного из зеркал в Бутинском Дворце вполне правдоподобна. Надеюсь, на этот вопрос когда-нибудь ответят другие мои коллеги, изучающие газеты, выходившие в Нерчинске.

А я хочу напомнить, что я историк примерно 1920 годов (плюс / минус) и если вам будет интересно, постараюсь ответить на любой ваш возникший вопрос!

Показать полностью

Первый пост для @Galaxy8120

Ну что ж, вот он какой - первый пост на Пикабу.

Я профессиональный историк, завтра будет ровно 15 лет, как получила диплом исторического факультета. Специализируюсь на истории России советского периода, особенно люблю 1920 годы.

Мужика у меня нет, равно как и деток ебучих, поэтому по вечерам я иногда люблю почесать языком на разные темы. Вчера здесь начесала аж на 25 плюсиков и - внезапно (!) двух подписчиков. А это, знаете ли, обязывает.

Поэтому пишу, почему в немытой России 1920 годов велась борьба со спаньем вповалку и снохачеством.

В условной крестьянской избе (архитектура и площадь которой от региона к региону разнились) разнополовые и разновозрастные дети часто спали на полу, в общей куче, накрываясь чем придётся. Это, в общем, была распространенная практика, связанная с тем, что детей у крестьян бывало много, а жилплощади - мало. К той же куче иногда присоединялись козлята, телята (особенно зимой). Сами представляете, какая в той избе царила атмосфера и какой стоял запах, учитывая наглухо закрытые форточки.

В такой избе, конечно, легко распространялись различные болячки.

Поэтому начиная с советизации ДВ (о котором я и упомянула в комментарии) человеколюбивая советская власть начала борьбу за "новый быт", в том числе - против спанья вповалку. Тем более, что к этому времени в центральных губерниях уже отгремели самые крупные кампании - против вши, чесотки и сифилиса.

Что касается снохачества, то это практика при которой свекр (глава патриархальной семьи) вполне себе допускал возможность спать с женой собственного сына - снохой. Особенно если тот ушёл на заработки или войну. Этому способствовало как то, что собственная жена, как правило, к этому моменту уже теряла всякую привлекательность благодаря непосильному труду и регулярным родам, так и то, что всякий новый человек в хозяйстве - это хорошо. Какая разница, кто кого зачал, если жить всё равно все будут вместе.

И спать (вповалку).

Естественно, что после установления советской власти на ДВ с этим тоже боролись, ведь строителя коммунизма промискуитет совсем не красит.

Мне кажется, я сейчас изложила всем известные факты. Но, может быть, кому-то будет интересно.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!