Второй пост по результатам поездки в Нерчинск
Нерчинск - это маленький городок на приблизительно 10-12 тысяч фактического населения на территории Забайкальского края. Был основан как острог в 1653 году, а чуть позже получил статус города. Входит в так называемый перечень исторических поселений России.
Мне очень хотелось посетить этот город ещё пару месяцев назад. Во-первых, потому что там расположен известный на весь край Бутинский дворец, который я не видела, а во-вторых, потому что от работы сильно хотелось сбежать куда подальше ото всех.
Возможность предоставилась в прошлые выходные. Надо сказать, что экскурсии в Нерчинский музей - это отдельное направление для местных турфирм. Туда охотно ездят школьники и студенты, особенно на каникулах. Здесь мне не очень повезло, по всем номерам ответили: только после набора группы. И в результате я автономно почесала на Автовокзал.
Билет на маршрутный автобус стоит 1000 рублей, обратный билет можно приобрести только в самом Нерчинске. Тут мне как-то стало не по себе и я поинтересовалась у друзей, есть ли в городе гостиницы?
Сказали: есть. И я покатила. На дорогу ушло 4 часа.
Здесь мне не хочется говорить о том самом Дворце XIX века, ради которого затевалась поездка. О нём много и подробно уже написали как мои коллеги, так и журналисты. В сети достаточно информации об этом.
Скажу только о своих впечатлениях от города и от Музея - они мне очень понравились. Несмотря на то, что город маленький, депрессивный, ни разу не восстановленный (здесь рекомендую загуглить фото Гостинного двора Нерчинска, расположенного на центральной площади города). Поесть можно примерно в трёх местах (Теремок, Русская душа, Жемчужина Востока) и это только в том случае, если не закрыто на спец обслуживание. Гостиницы безумно дорогие, хотя я на свою (Нерча) не в обиде.
"Жемчужин" города как минимум две штучки - упомянутый Бутинский Дворец, который представляет собой воистину грандиозное сооружение, как для времени, так и для места постройки. Сейчас в нём расположен Музей. Восстановлены некоторые исторические локации (музыкальный зал, кабинет, библиотека), а дальше всё по списку - зал Нерчинской каторги, флоры и фауны, советского периода, быта и культуры и т.д.). Стоимость посещения - 130 рублей, прости господи и храни всех музейных работников нашей необъятной.
Вторая достопримечательность - это Воскресенский собор, построенный в первой четверти XVIII века. Поражает своей нетипичной архитектурой, аутентичностью и частотой колокольного звона. Скажу вам, это очень необычно - выйти из Мавританской арки особняка Бутиных под колокольный звон и пойти в сторону того самого собора (пять минут налево наискосок).
Ещё очень понравились "пряничные" резные домики на набережной - дома купцов Колобовниковых и Шмулевских.
После посещения исторических мест и объектов, я всегда читаю о них всё, до чего могу дотянуться. Так и вчера, открыла интернет и начала копать. При этом выяснилась пара фактов, которые меня не могли оставить равнодушной.
Первый заключается в том, что паркет во Дворце, оказывается, оригинальный, а я глянула мельком и сделала вывод, что новодел (косяк). А вот второй непосредственно связан с моей специализацией, почему я и пишу сейчас этот пост.
В нескольких публикациях (но не источниках) я прочитала, что в 1930 годы в Бутинском Дворце располагался клуб. И в результате пострадали не только драгоценные коллекции, которые собирались хозяевами усадьбы, но и её ценные атрибуты - зеркала, как говорят, не имеющие аналогов во всём мире (!). Одно из них было уничтожено в процессе скандала, учиненного в помещении.
Так вот, один из журналистов упомянул о том, что гнусный вандал был пьян. А я задумалась - может ли быть такое, что в помещение клуба (а это, между прочим, основное культурно-массовое учреждение для рабочих и служащих) проник пьяный неадекват, посмевший уничтожить ценный объект историко-культурного наследия?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, понадобилось вспомнить, что ещё со времен НЭПа образование и культура финансировались все-таки по остаточному принципу, и по большей части держались на энтузиазме самого населения. Те же клубы, имея минимум финансирования на инвентарь и керосин, вынуждены были изворачиваться по-полной. То, что продажа пива в клубном буфете была нормой, отмечал в своих работах даже сам Луначарский. Возможно, продавали и что покрепче, но этого я не могу утверждать, не имея в распоряжении копии барной карты какого-либо клуба рассматриваемого периода.
Но при этом, вполне могу предположить, что "пьяная" версия уничтожения одного из зеркал в Бутинском Дворце вполне правдоподобна. Надеюсь, на этот вопрос когда-нибудь ответят другие мои коллеги, изучающие газеты, выходившие в Нерчинске.
А я хочу напомнить, что я историк примерно 1920 годов (плюс / минус) и если вам будет интересно, постараюсь ответить на любой ваш возникший вопрос!